Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
.RU

Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»


В. М. ФОКИН

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебник

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

Ответственный редактор -доктор юридических наук, профессор В. П. Кашепов

4-е издание, дополненное

Москва «Былина»

2001

Ответственный редактор М. И. Лепихов Рецензент к. ю. н., доцент Т. О. Кошаева

Фокин В. М.

Ф74 Правоохранительные органы Российской Федерации:

Учебник. - М.: «Былина», 2001. - 223 с.

Учебник подготовлен с учетом действующей учебной про­граммы и в соответствии с государственным стандартом, вы­делены общая и особенная части учебного курса, освещаются изменения в законодательстве и практике его применения.

Для студентов высших юридических учебных заведений, аспирантов, преподавателей и работников правоохранитель­ных органов.

62П(03)-2001 ISBN 5-93384-007-6

Ф

без объявл.

1203020100

© В.М. Фокин 2001 г.
© «Былина» 2001 г.

^ СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Феде­рации

ВВС РСФСР - Бюллетень Верховного Суда РСФСР

ВВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

БНА ФОИВ - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

^ ВВС РСФСР — Ведомости Верховного Совета РСФСР, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР

ВВС РФ - Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

ВККС - Высшая квалификационная коллегия судей

^ ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного дви­жения Министерства внутренних дел Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГНИ - Государственная налоговая инспекция России

ГНС - Государственная налоговая служба России

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

ГПС - Государственная противопожарная служба

^ ГТК РФ - Государственный таможенный комитет Российской Феде­рации

ГУВД - Главное управление внутренних дел

ГУ ГПС - Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФ

^ Закон об арбитражных судах - Федеральный конституционный за­кон Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Феде­рации» (1995)

Закон об оперативно-розыскной деятельности - Федеральный за­кон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995)

^ Закон о Конституционном Суде - Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994)

Закон о милиции - Закон РСФСР «О милиции» (1991)

Закон о прокуратуре - Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1995)

^ Закон о статусе судей - Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (1992)

Закон о судоустройстве - Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (1981)

Закон о ФСБ - Федеральный закон Российской Федерации «Об ор­ганах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (1995)

^ МВД РФ - Министерство внутренних дел Российской Федерации

МЮ, Минюст - Министерство юстиции Российской Федерации

глава!. основные понятия, предмет и система курса

Предисловие

В рамках курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» студенты получают знания об основных задачах, целях, функциях, организационных формах и методах работы правоохранительных органов.

В основу учебника положены концептуальные подходы, вы­работанные автором на протяжении многих лет, в частности, при подготовке курса лекций и проведении практических занятий со студентами-юристами в ряде вузов Москвы. При этом автор опи­рался на позитивное теоретическое наследие российских право­ведов, подготовивших учебники и учебные пособия, по которым в настоящее время ведется преподавание данного курса.

Представляется, что удалось положительно решить многие сложные и взаимосвязанные задачи, обязательные для данного учебного курса.

Во-первых, определен перечень правоохранительных органов и органов, осуществляющих правоохранительную функцию. На­личие правоохранительной функции среди других функций дает основание относить данное учреждение, организацию к правоох­ранительному (правозащитному) субъекту.

Во-вторых, освещены правовой статус, механизм функциони­рования, многоуровневое построение системы каждого правоохра­нительного органа по вертикали (федеральный уровень, уровень федерального округа, уровень субъекта РФ и уровень органов ме­стного самоуправления), содержится много конкретных примеров реализации норм правоохранной направленности в реальной пра­воохранной деятельности.

В-третьих, при подготовке учебника «Правоохранительные органы Российской Федерации» использованы новые приемы подачи учебного материала. Это нашло отражение в характери­стиках правоохранительной деятельности того или иного госу­дарственного органа, организации (субъекта), а также в выявле­нии взаимосвязи правоохранительной деятельности с экономиче­скими, политическими и социальными отношениями, процесса­ми, негативными социальными явлениями, происходящими в современном обществе.

В-четвертых, новизной подхода при подготовке учебника является выделение в нем общей и особенной части, включение проблемных ситуаций, схем, законодательных, нормативных и литературных источников, контрольных вопросов. Сказанное, по мнению автора, будет полезным для углубленного изучения на­стоящего курса, в том числе при подготовке студентов к практи­ческим занятиям, к проведению ими самостоятельных исследо­ваний в виде контрольных, реферативных, курсовых и диплом­ных работ.

^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Основные понятия, предмет и система

курса

§1. Правоохранительные органы: понятие и основные признаки

В законодательных и подзаконных актах отсутствует по­нятие «правоохранительные органы». Однако еще в 60-70-е гг. в юридической литературе, а позднее в документах, не нося­щих нормативного характера, утверждаемых Президентом, Правительством Российской Федерации использовался термин «правоохранительные органы»1.

Термин «правоохранительные органы» является собира­тельным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом пол­номочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями.

Исходя из этого, к специализированным правоохрани­тельным органам следует относить: судебную систему, нало­говые органы, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, таможенные органы, органы юстиции, прокура­туру. Специализированным правоохранительным органам присущи полномочия, функции, задачи и цели ориентирован­ные исключительно на правоохранительный характер повсе­дневной деятельности: защита личности, общества и государ­ства от преступных и иных правонарушений, имеющимися в их распоряжении средствами.

^ Вторую группу правоохранительных органов можно вы­делить, исходя из того, что правоохранительный компонент (объем) их деятельности составляет тоже значительный раз­мер. Однако имеются и отличия от первой группы органов, названных специализированными правоохранительными ор­ганами. Данная совокупность государственных органов хотя и наделена властными полномочиями, функциями, задачами и

1 См: ^ Теоретические основы предупреждения преступности I Отв. ред. В.К. Звирбуль, В.В. Клочков, Г.М. Миньковский.-М., 1977.-С. 151.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

целями, но в гораздо меньшей степени принуждения, отлича­ются отсутствием кары, изоляции от общества, более широкой предупредительной направленностью деятельности. Они при­званы обеспечить условия нормального функционирования жизнедеятельности личности, общества и государства в той или иной сфере и области народного хозяйства, потребитель-ских услуг, семейного и коллективного общения. Им присуще сочетание властных полномочий от лица государства с обще­ственными видами правоохранительной деятельности.

Перечень неспециализированных правоохранительных органов включает в себя: нотариат, адвокатуру, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административ-ные комиссии, органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях,2 Уполномоченных по правам человека РФ и в ряде субъектов России, а также Счетная Палата РФ, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управле­ния образованием, государственные инспекции труда, меди-цинские службы Минобороны, МВД и ФСБ России, осущест­вляющие санитарный надзор.3

Наряду со специализированными и неспециализиро­ванными правоохранительными органами можно вполне правомерно выделить и третью группу. Это государственные органы и учреждения, общественные объединения, негосудар­ственные организации и учреждения всех форм собствен­ности и организационно правовых форм. Они осуществля­ют из многих, возложенных на них функций и задач, одну или несколько правоохранительных функций и задач. Обозначив их в качестве третьей группы, к ней надлежит отнести: органы опеки и попечительства, органы и учреж­дения по делам молодежи, органы управления здраво­охранением и учреждения здравоохранения, органы службы занятости, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа органов управления образованием, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы управления социальной защитой населения и учреж-

2 См.: ст.ст. 204-209, 2\\, 212-216, 218-219, 219.1.-219.3., 220-224, 224.1.-224.12. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М. 1999. 3Ст.217КоАПРСФСР.

дения социального обслуживания,4 фирмы и общественные объединения по оказанию юридических услуг, рубрики и пе­редачи на правовую тематику в средствах массовой информа­ции, в том числе по радио, телевидению, в газетах, журналах, действующие при них и в структурах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления «горячие линии», юридические службы^ юрисконсульты на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собствен­ности; учреждения и общественные объединения органов со­циальной защиты населения (детские приюты, центры соци­альной реабилитации детей, подростков, инвалидов, бездом­ных, бродяжничающих; ночлежные дома и т. п.), органов об­разования (детские дома и иные интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов детства), медико-экспертные комиссии (бывшие ВТЭК), учреждения органов здравоохранения, осу­ществляющих медико-социальную и правовую помощь (юри­сты детских поликлиник, больниц, женские консультации, психоневрологические, противотуберкулезные, наркологиче­ские диспансеры (кабинеты), общественные правозащитные объединения, советы ветеранов войны и труда, и т. п., частные детективные и охранные службы.

Важной особенностью правоохранительных органов, вы­ступающих в качестве субъектов предупредительной деятель­ности, является обязательное, как правило, взаимодействие их между собой либо с субъектами, реализующими правоохрани­тельную функцию. Именно в таком объединении совместных усилий прослеживается наибольшая эффективность работы.

Деятельность правоохранительных органов нуждается в теоретическом исследовании. В частности, нет полной ясно­сти в соотношении понятий «правоохранительные органы» и «правоприменительные органы». Различия удобнее просле­дить на схеме 1.

Разграничение можно производить по характеру, содержа­нию, организационным формам и средствам воздействия в предупредительной деятельности сопоставляемых органов. Правоохранительные органы действуют на более ранних эта­пах формирования противоправных намерений и возможных действий, запрещаемых законом.

4 См.: ст.ст. 12-19, 24 ФЗ «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних. СЗ РФ. №26. 1999.

Ст. 3177.

7

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, примет и система курса


Так, например, пьющий в семье отец неоднократно совер­шал хулиганские действия. Однако под давлением настойчи­вых требований жены, родственников согласился добровольно пройти курс антиалкогольного лечения. Тем самым были обеспечены охрана прав и положительный микроклимат в семье. К охране прав семьи и детей в приведенном примере подключились участковый инспектор милиции, совет ветера­нов микрорайона, администрация по месту работы пьющего. Разумеется не сразу пьющий отец порвал с влечением к спиртным напиткам. Не один раз он был задержан за появле­ние в пьяном виде в общественном месте.5 Участковый ин­спектор несколько раз составлял на него протоколы об адми­нистративном правонарушении, а начальник отделения мили­ции накладывал на нарушителя административное взыска­ние- штраф в размере до минимального оклада. С позиции правоохраны выступал участковый инспектор милиции, а пра­во правоприменения реализовывал начальник милиции. Такое разделение правомочий несет в себе положительную направ­ленность и обеспечивает соблюдение законности при осуще­ствлении принуждения в отношении правонарушителей. Ина­че был бы широкий простор для предвзятого, субъективного решения о мере воздействия на противоправное поведение.

Схема 1



В связи с этим следует уточнить общую характеристику правоохранительной деятельности государственных органов, общественных объединений и других субъектов правовой охраны прав, свобод и интересов личности, общества и госу­дарства. Система правоохранительной деятельности должна быть нацелена в равной мере на объекты правовой охраны с учетом происходящих в стране преобразований.

См.: ст. 162 КоАП РСФСР. 8

Деятельность специализированных и неспециализирован­ных правоохранительных органов и других субъектов с пра­воохранительной функцией - обладает рядом существенных признаков:

• начало их реагирования (вмешательства) по каждому фак­ту обнаружения правонарушения должно иметь соответст­вующий повод и основания, в частности, к возбуждению уголовного дела7, дела об административном правонару­шении8, к принятию заявлений, жалоб по гражданским и уголовным делам в судах общей юрисдикции в системе Верховного Суда РФ9, исковых заявлений в арбитражных

10

судах, к заведению дел о нарушениях таможенных пра­вил", к принятию и рассмотрению дел комиссиями по де­лам несовершеннолетних и защите их прав12 и т. д. В каче­стве примера о вмешательстве можно привести действия сотрудника милиции в предложенной ситуации. Вначале к нему обратились граждане по факту учиняемого хулиган­ства гражданином М. в общественном месте. Сотрудник милиции, подойдя к М. потребовал от него прекратить на­рушать общественный порядок. Последний продолжал сквернословить. Пригласив свидетелей блюститель поряд­ка доставил нарушителя спокойствия в ближайшую де­журную часть отделения милиции;

Для сокращения будут применяться термины «правоохранительные органы» и «органы с правоохранительной функцией». См. ст.108 УПК РСФСР. См. ст. 10 КоАП РСФСР. См. ст.ст. 129, 231,239, 240, 245 ГПК РСФСР. См.:ст.102АПКРФ. |.)См.:ст.289ТКРФ.

См.: ст. 11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»/СЗ РФ. 1999. №26. Ст.3177.

9

^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, предмет и система курса


ный выслушал сотрудника милиции, предложил ему напи­сать рапорт по факту правонарушения, а свидетелям дать письменные объяснения, т.е. свидетельские показания о случившемся. Выслушал, предварительно разъяснил гр-ну М. основания доставления его в милицию, уточнил его от­ношение к случившемуся. М. отказался дать письменные объяснения. Получив рапорт сотрудника милиции, объяс­нения свидетелей, он прочитал их, уточнил отдельные об­стоятельства и составил административный протокол. При этом он руководствовался предписаниями закона, в част­ности, положениями ФЗ «О милиции», инструкцией о сво­их обязанностях ст.ст. 158 и 234, 235 КоАП РСФСР. В первой статье закреплена понятие мелкого хулиганства и ответственность за него, во второй и третьей - требования обязательного составления протокола об административ­ном правонарушении и его содержании и оформлении;

i подчиненности в вышестоящий орган, организацию, про­курору или в судебном порядке;

• нарушения закона, допущенные служащими, сотрудниками в
процессе правоохранительной деятельности влекут за собой
при наличии оснований дисциплинарную, материальную, ад­
министративную или уголовную ответственность.

С учетом приведенных выше признаков деятельности пра­воохранительных органов и органов с правоохранительной функцией, общей характеристики их предупредительной дея­тельности, можно определить исходное понятие.

Итак, правоохранительные органы и органы с правоохра­нительной функцией- это наделенные властными полномо­чиями органы государства, общественные объединения, хо­зяйствующие субъекты (предприятия, организации независи-

10

мо от формы собственности, предприниматели без образова­ния юридического лица), которые во исполнение конституци­онных, законодательных и иных правовых норм в пределах своей компетенции, в присущих им правовых формах и методах работы осуществляют специфичную правоохранительную деятельность.

^ Контрольные вопросы

  1. Назовите правовые акты, в которых закреплено понятие
    «правоохранительные органы».

  2. Перечислите основные признаки, охватываемые понятия­
    ми «правоохранительные органы» и «правоохранительная
    деятельность».

  3. Дайте определение понятий «специализированные правоохра­
    нительные органы» и «государственные органы, негосудар­
    ственные организации, общественные объединения, реали­
    зующие правоохранительную функцию» наряду с другими
    функциями в своей деятельности. Приведите 2-3 примера.

  4. ^ В чем суть различий понятий «правоохранительные органы»
    и «правоприменительные органы"? Приведите пример.

§2. Основные функции и обязанности правоохранительных органов

В совокупности правоохранительные органы и органы с правоохранительной функцией осуществляют многообразную деятельность по предупреждению нарушений, охране и вос­становлению нарушенных прав и свобод личности, общества и государства. В зависимости от качественного и количествен­ного изменения функций происходит перераспределение ком­петенции правоохранительных органов, что влечет за собой изменение их структурного построения.

Наглядно данный процесс можно проследить на изменени­ях объема и содержания правоохранительной деятельности, осуществляемой учреждениями Министерства юстиции РФ. В введение этого правоохранительного органа из подчинения МВД России переданы учреждения и органы исполнения на­казания; выделена и укрепляется служба судебных приставов и судебных приставов-исполнителей; государственная регист­рация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правоохранительной системе РФ присущи и другие осо­бенности выполняемых ею функций. Наиболее значимые из них следующие:

Первое. Широко распространено выполнение одноимен­ных (одинаковых) функций различными правоохранительны­ми органами. Так, проведение оперативно-розыскной деятель­ности разрешено осуществлять органам безопасности, внут-

11

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, предмет и система курса



ренних дел, налоговой полиции и др. Расследование в форме дознания выполняется органами безопасности, налоговой по­лиции, внутренних дел и др. Для производства предваритель­ного следствия функционируют следственные подразделения в органах внутренних дел, прокуратуре, в органах безопасно­сти, налоговой полиции.

Суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные1 су­
ды осуществляет правосудие по гражданским и уголовным
делам, делам об административных правонарушениях, рас­
сматривают подведомственные им споры предприятий, учре­
ждений, организаций (далее: работодателей) и граждан в сфе­
ре предпринимательской и иной экономической деятельности;
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии
Конституции РФ, споры о компетенции федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти
субъектов РФ, рассматривает жалобы на нарушения консти­
туционных прав и другие категории споров.

Второе. Правоохранительные органы выполняют функ­
ции правоохранения и одновременно в системе органов ис­
полнительной власти являются ее самостоятельной структу­
рой с соответствующим объемом компетенции и полномочий.
В частности, разделение государственной власти в Российской
Федерации на три ветви - законодательную, исполнительную
и судебную повысило правовой и политический статус судеб­
ной власти, дало надежду на усиление защищенности лично­
сти, общества и государства. В системе правоохранительных
органов нашего государства Конституционный Суд РФ, Вер­
ховный Суд РФ, включая систему общих и военных судов,
Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитраж­
ные суды занимают высокое и независимое положение, по­
скольку являются одной из трех ветвей власти. i s *

Вместе с тем, столь высокое положение судебной системны
дает основание считать суды правоохранительными органами.
Специфика правового статуса судов (функции правовой защи­
ты и охраны прав личности, общества и государства) как ор­
ганов правоохраны и функции судебной власти требуют со­
блюдения ограничений отдельных полномочий председателей
судов и судей. Речь идет о неправомерном стремлении вклю­
чать их в состав всевозможных комитетов по усилению борь­
бы с преступностью на всех уровнях исполнительной власти и
органов местного самоуправления. Оправдано лишь их уча­
стие в качестве наблюдателей при проведении координацион­
ных и иных совещаний по вопросам укрепления правопорядка
и борьбы с преступностью.

12

Третье. Важное значение в правоохранительной деятель­ности занимает ее профилактическая направленность. Преду­преждение правонарушений выполняют все правоохранитель­ные органы и органы с правоохранительной функцией. При­чем работники этих органов не всегда сознают значение и роль предупреждения правонарушений, особенно в случаях когда об этом нет прямого предписания в законодательных и нормативных актах. Надо отметить, что законодательное за­крепление обязанностей выявлять причины и условия, способ­ствовавшие совершению преступления, предусмотрено при производстве дознания, предварительного следствия и судеб­ного разбирательства. Эти обязанности призваны выполнять орган дознания, следователь, прокурор и суд. Если иметь в виду, что следственные подразделения и службы дознания имеются во многих правоохранительных органах, то в на­стоящее время данная функция сохраняет свое профилактиче­ское назначение, и является особенно значимой при массовых нарушениях закона во многих сферах жизнедеятельности лич­ности, общества и государства.

Совокупность ведущих функций, осуществляемых право­охранительными органами, можно классифицировать сле­дующим образом:

Контрольные вопросы

  1. Назовите правоохранительные органы, которые выполняют
    одинаковые функции в правоохранительной деятельности.

  2. Каким правоохранительным органам предоставлено право
    законодательной инициативы?

13

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, предмет и система курса



§3. Основные направления деятельности правоохранительных органов

Общую характеристику деятельности правоохранительных
органов необходимо дополнить такой категорией как основ1-
ные направления. Под ними следует понимать ориентацию,
курс, линию деятельности на достижение конкретных конеч­
ных результатов. Причем эти результаты можно представить в
виде близких или отдаленных целей.

Сошлемся на положение дел с преступностью. Можно
сколько угодно ставить целью ликвидацию этого социального
зла, однако искоренить преступность практически невозмож­но. Как социальное явление оно стимулируется многими кри­миногенно значимыми факторами. С позиции правовой охра­ны личности, общества и государства более реально ставить
цель достижения стабилизации количества совершаемых преступлений и лиц, причастных к их реализации. При этом нуж­на естественная, а не искусственная картина положительной динамики. Причем важно добиться уменьшения удельного
веса тяжких преступлений, как наиболее надежного показателя смягчения остроты этой проблемы.
Для достижения положительной тенденции в деятельности,
правоохранительных органов в борьбе с преступностью,-
сопутствующими ей социальными явлениями, нарушениями
прав и свобод человека во всех ведущих сферах жизнедея­
тельности необходимо научно обоснованное определение ос-
новных направлений работы. Уточним эти направления как
приоритетные в достижении ближайших и перспективных
целей, и, прежде всего, в сокращении наиболее опасных видов
правонарушений.
Во-первых, нужна единая концепция реализации правоох­
ранительными органами и органами с правоохранительной;
функцией правовой политики государства в современных ус
ловиях. Ведомственные концептуальные подходы сохраняют
свои интересы и часто не способствуют объединению совме-
стных усилий. Рост коррупции; стремление криминальных
группировок к власти на всех уровнях (федеральном, субъекта РФ, местного самоуправления); появление новых составов
и видов экономических преступлений в сфере оборота ценных
бумаг, приватизации государственной собственности, рейли-
зации военной техники, инвестиций; компьютерные npecтуп
ления и т. п. увеличили объем теневого оборота российской
экономики. В 1997 г. по оценкам специалистов он составил
60-70 трлн. неденоминированных рублей.13 Отсюда важно
поставить заслон противоправному обогащению.

13 См.: Экономика и жизнь. - 1998. -N 6. -С.1. 14

В последние годы произошло заметное обновление мате­риального и процессуального законодательства в гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой и в других областях правовой политики. Все это требует научной проработки вопросов уголовной политики, и, в частности, отказа от ряда ранее выработанных концептуальных подхо­дов. Они, как правило, имеют тесную связь с политикой и идеологией предшествующего режима. Так, вполне обосно­ванно в уголовно-исполнительной сфере деятельности право­охранительных органов отказались от такого критерия резуль­татов исполнения уголовного наказания как перевоспитание осужденного. Сужение цели наказания до «исправления» по­ведения осужденного и «предупреждения совершения им но­вых преступлений»14 более надежный критерий нежели «пере­воспитание». Между тем достигнуть и этой цели в современ­ных условиях спада производства, массовой безработицы, отсутствия необходимого финансирования, высокого уровня преступности достаточно сложно.

Во-вторых, приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов является участие их в подготов­ке проектов и принятии законодательных и иных правовых актов, направленных на предупреждение и пресечение всех видов правонарушений. Естественно, что объем «вклада» в это каждым правоохранительным органом различен и определяет­ся его полномочиями в виде функций и прав.

Активность и степень участия правоохранительных органов в принятии нового и обновлении действующего законодательства видна в примерных программах законопроектной работы Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ. Эти программы предварительно согласовываются с Президентом, Советом Феде­рации Федерального Собрания, Правительством РФ и принимают­ся в виде приложений к соответствующему постановлению Госду­мы на определенные периоды сессии текущего года15.

Эффективность гласности, более широкого участия в за­конотворческой работе правоохранительных органов, общест­венности, специалистов могла бы усилиться путем возрожде­ния практики опубликования проектов федеральных законов и правовых актов, существенно затрагивающих интересы лич­ности, общества и государства и нацеленных на предупрежде­ние и пресечение правонарушений.

,5 См.: ст. 1 УИК РФ.

См.: Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания на период осенней сессии 1998 года. L3 РФ. _ N40. - 1998. - Ст. 4940

15

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, предмет и система курса



В~третьих, повышение эффективности работы правоох­ранительных органов во многом определяется межведомст­венной координацией и взаимодействием при выполнении возложенных на них функций (обязанностей). Такая работа проводится на основе юридической базы. На Генеральную Прокуратуру РФ возложены функции координации деятельно­сти правоохранительных органов по борьбе с преступно­стью16. Указанные обязанности реализуются на всех уровнях правоохранительной системы РФ (федеральный, субъекта Федерации и местного самоуправления) в виде координаци­онных совещаний и в других организационных формах. Ц;

Совершенствование координации совместных усилий право­охранительных органов во многом достигается повышением эф­фективности17 предупредительной деятельности этих органов; и ,

Взаимодействие правоохранительных органов между Ьо-бой и с другими негосударственными органами, работодате­лями, общественными объединениями позволяет изыскиваться внедрять новые научно-технические средства, методы и прие­мы предупреждения и пресечения правонарушений, укреплять финансовую и иную материально-техническую базу правоох­ранительных органов, обмениваться положительным опытом.

Субъектами, осуществляющими взаимодействие правоох­
ранительных органов выступают органы исполнительной вла­
сти соответствующего уровня, межведомственные комиссии,
комитеты Госдумы и законодательных органов субъектов .Фе­
дерации, органы местного самоуправления, правозащитные
общественные объединения (ветеранские, по делам инвали­
дов, молодежные и другие). •

Так, например, Постановлением Правительства РФ! от 16 октября 1997 года № 1326 «О плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1998 год» на федеральные органы исполнительной власти* органы исполнительной власти субъектов РФ, на работодате­лей возложены обязанности выполнения этого плана18. (, >'"

В-четвертых, настоятельна потребность совершенстйо-вания системы взаимодействия правоохранительных органов РФ с правоохранительными органами стран ближнего и даль­него зарубежья. Современный размах, научная и техническая оснащенность преступности требуют улучшения такого взаи-

16 См.: п.2 ст.1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Под эффективностью понимается соответствие осуществляемой дея­тельности поставленным целям. 18 См.: СЗ РФ. - N42. - 1997. - Ст. 4796.

16

\

одействия, прогнозирования тенденции этого социального явления; информационного, правового и организационного обеспечения межгосударственного взаимодействия правоох­ранительных органов. Открытие в России филиала междуна­родной организации «Интерпола» явилось важным условием улучшения взаимодействия российских и зарубежных право­охранительных органов.

Другой формой улучшения межгосударственного взаимо­
действия правоохранительных органов является заключение
Россией с зарубежными государствами договоров о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам. Примером тому является ратификация Фе­
деральным Собранием Договора с Эстонской Республикой в
1994 г., и вступившим в силу 20 марта 1995 г.'9 Многое для
улучшения межгосударственного взаимодействия российских
правоохранительных органов с зарубежными партнерами де­
лается по линии структур СНГ, а также в пределах Союза Бе­
ларусь-Россия. ;

^ Контрольные вопросы

2.

1. Чем можно объяснить отдельные отличия современных концептуальных подходов (системы взглядов, идей) право-охранительных органов с позиции отдельного ведомства, фе-дерального органа исполнительной власти от общероссий­ской Единой концепции правоохранительной деятельности? Назовите имеющиеся резервы роста согласованности, взаимодействия и координации деятельности правоохра­нительных органов Российской Федерации. 3. Разъясните как соотносятся понятия правовая политика и политика Российской Федерации в целом.

§4. Предмет и система курса

Отличие курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» от других дисциплин юридического профиля заключается, прежде всего, в том, что у него нет юридической основы в виде одной конкретно изучаемой отрасли права, как например, административного, уголовного, гражданского и Других. Правовую базу курса составляют юридические инсти­туты и законодательные акты всех уровней (федерального, федеральных округов, субъектов Федерации, органов местно­го самоуправления), имеющие различную правовую силу. Законодательные акты условно можно разделить на две боль­шие группы. К первой группе относятся законодательные ак­ты, затрагивающие отдельные вопросы либо отдельные правовые

9 СЗ РФ. _ 1994. - N 15. - Ст. 1688; том же. 1998. - N 2. - Ст. 229

17

^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. Основные понятия, предмет и система курса



нормы, посвященные правоохранительным органам. К ним отно сятся Конституция, АК, ГПК, УПК, ГК, СК, УК, УИК РФ. ,,

Вторую группу составляют законодательные акты, посвя­
щенные конкретным правоохранительным органам: Феде­
ральный конституционный закон «О Конституционном Суде
Российской Федерации», Федеральный закон «О прокуратуре
Российской Федерации», Закон РСФСР «О милиции» и другие
акты. Таким образом, изложенными обстоятельствами опре­
деляется предмет преподаваемого курса в высших учебных
заведениях юридического профиля. ;

В общем числе вопросов, включенных в программу данно­
го курса, обязательными являются те, что связаны с освеще­
нием системы правоохранительных органов в целом и каждо­
го из них в отдельности. Вопросы организации деятельности
этих органов, нашли отражение в предисловии, общей и в
особенной частях настоящего учебника.

В последние годы появились новые правоохранительные
органы (Конституционный суд Российской Федерации, Кон­
ституционные суды субъектов Федерации и другие), что рас­
ширило предмет изучаемого курса. Необоснованно, на наш
взгляд, исключать из предмета курса изучение государствен­
ных органов и других организаций (независимо от формы
собственности), выполняющих наряду с другими функциями
правоохранительную функцию.

Программа курса учитывает широкие возможности ; ис­
пользования межпредметных связей юридических дисциплин
(и, прежде всего, «Теории государства и права») при изучении
данного курса. В целом о системе курса «Правоохранительные
органы Российской Федерации» дает представление структур­
ное построение оглавления к настоящему учебнику.

Все выше сказанное позволяет выделить основные призна­
ки, включаемые в понятие правоохранительные органы РФ. К
таким признакам следует относить:

18


Таким образом, после рассмотрения основных признаков вполне обоснованно можно дать искомое определение: под понятием «правоохранительные органы» следует понимать рассмотренную выше совокупность основных признаков, при­сущих каждому правоохранительному органу и правоохрани­тельной системе РФ, и выполняющих социальный и государ­ственный заказ общества и государства.

Если говорить о месте учебного курса среди других юри­дических дисциплин и отраслей специальных знаний, изучае­мых в высших учебных заведениях юридического профиля, то данный курс с различной степенью жесткости связан со мно­гими учебными дисциплинами. Разнообразны способы проник­новения норм различных отраслей права и специальных знаний в правоохранительную деятельность, и наоборот- влияние ее на формирование отраслевого законодательства.

Рекомендуемые правовые источники

1- Конституция Российской Федерации. -М., 1993. •*- Судебная и правоохранительные системы: Сб. нормат. ак­тов / сост. А.И. Сергеев и В.И. Швецов. - М., 1995.

Проблемная ситуация

В последние годы увеличивается количество правозащит-ых общественных объединений и организаций, создаются овые структуры на государственном уровне (как например -

19

^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Уполномоченный по правам человека) развиваются и другие формы правовой защиты и пропаганды населения.

Однако данное направление правоохранительной деятель­
ности оторвано от практической реализации конституционных
прав и свобод личности, общественных и государственных
интересов. Остается недоступной юридическая помощь адво­
катуры, всевозможных юридических фирм для малоимущих и
обездоленных социальных групп населения. :ц

Смягчить остроту данной проблемы можно путем издания бесплатной либо доступной по цене газеты, освещающей дей­ствующее законодательство и деятельность правоохранитель­ных и иных государственных органов, общественных объеди­нений и движений правозащитной направленности. Подобно службам 01, 02, 03 и другим должны функционировать и службы экстренной правовой помощи и поддержки. Создание таких служб в условиях широкого распространения наруше­ний прав граждан во взаимодействии с другими мерами при­звано укрепить правовую охрану личных, общественных и государственных интересов в нашем обществе.

^ Контрольные вопросы 1

  1. В чем отличие учебного курса «Правоохранительные орга­
    ны Российской Федерации» от других учебных курсов (дис­
    циплин) юридического профиля?

  2. Распределите законодательные и правовые акты о деятель­
    ности правоохранительных органов по уровням администра­
    тивно-территориального деления Российской Федерации.,

  3. Определите понятие предмета и систему учебного курса
    «Правоохранительные органы». '

  4. В чем суть взаимосвязи курса «Правоохранительные орга­
    ны» с другими учебными курсами в области правоохрани­
    тельной деятельности? •• \


uchebnik-stranica-4.html
uchebnik-students-book-biboletova-m-z-trubaneva-n-n-enjoy-english-11.html
uchebnik-tetrad-dlya-uchashihsya-8-klassa-gumanitarnogo-otdeleniya.html
uchebnik-trete-izdanie-stranica-15.html
uchebnik-trete-izdanie-stranica-21.html
uchebnik-trete-izdanie-stranica-29.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-rassvet-v-2008-2009-godu.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-avtorskogo-metodicheskogo-seminara-treninga-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih-shkol-sevastopolya-kotorie-budut-vnedryat-programmi-specialnogo-kursa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viyavlenie-ponimaniya-grammaticheskih-form-slov-na-pervom-urovne-rechevogo-razvitiya-literatura-66-str.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/radiotehnika-i-kosmos-chast-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovaya-statistika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upolnomochennij-severo-kavkazskogo-kraevogo-izdatelstva-po-adigejskoj-avtonomnoj-oblasti-1928g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-rech-emocionalnogo-tipa-l-i-timofeev-ocherki-teorii-i-istorii-russkogo-stiha.html
  • school.bystrickaya.ru/autsorsing-v-logistike-chast-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-fakulteta-bezotrivnogo-obucheniya-odobreno-metodicheskoj-komissiej-fakulteta-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-testovih-kontrolnih-rabot-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-modulya-b-1-matematika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/s-i-illarionov-rossiya-i-amerika-na-globalnoj-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/opredelenie-parametrov-detonacii-zaryada-vv.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-u-tyoti-pati-s-variaciyami-123.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-gumanisticheskoe-ponimanie-cheloveka-borzenko-i-m-kuvakin-v-a-kudishina-a-a-osnovi-sovremennogo-gumanizma.html
  • institute.bystrickaya.ru/generator-zadach-po-algebre-po-teme-mnogochleni-i-ih-korni.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-izpitna-programa-izpitna-programa-za-opredelyane-na-godishna-ocenka-po-blgarski-ezik-i-literatura-zadlzhitelna-podgotovka-za-x.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-9-tema-metodi-menedzhmenta-osnovi-menedzhmenta.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-vodohozyajstvennoj-obstanovke-po-sostoyaniyu-na-14-maya-2010-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/protiv-metoda-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-seminarov-po-teorii-evolyucii-glavi-referata-izuchennost-gruppi-predkovie-formi-osnovnie-etapi-filogeneza-sovremennoe-i-istoricheskoe-rasprostranenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rekomendovano-mezhvuzovskim-uchenim-sovetom-centrosoyuza-rossijskoj-federacii-v-kachestve.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-sovremennih-izmeneniyah-klimata.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konfliktnaya-situaciya-iskusstvo-spora.html
  • school.bystrickaya.ru/a-esli-kolokol-zaplachet-l-v-tarasova-chabit-poriv-literaturnij-almanah-vip-iii-bishkek-krsu-2006-217-s.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vpliv-zhitlovih-umov-na-zdorov-ya-ta-pobut-naselennya-ggnchn-vimogi-do-zhittya-ob-runtuvannya-no.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-obshie-uchetnie-principi-resheniem-soveta-direktorov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmadisciplini-po-kafedre-sociologii-politologii-i-socialnoj-raboti-socialnaya-pedagogika-utverzhdena-nauchno-metodicheskim-sovetom-universiteta-dlya-podgotovki-v-oblasti-gumanitarnih-disciplin-habarovsk-2006.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-obshie-polozheniya-annotaciya-k-publichnomu-dokladu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-po-teme-fajlovaya-struktura-organizacii-dannih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-antikrizisnimi-processami-v-promishlenno-razvitom-regione-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-infrastruktura-innovacionnogo-razvitiya-obrazovaniya-uralskogo-regiona.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-respubliki-kareliya-sortavalskij-kolledzh-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kakuyu-psihologicheskuyu-poziciyu-vi-zanimaete-specialnie-programmi-dlya-resheniya-zadach-v-takih-oblastyah-kak-sozdanie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-umstvenno-otstalie-deti-izdatelskaya-programma-specialnaya-pedagogika-i-specialnaya-psihologiya-dlya-pedagogicheskih.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-konspekkt-uroka-okruzhayushego-mira-vo-2v-klasse.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.