.RU

Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»


В. М. ФОКИН

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебник

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

Ответственный редактор -доктор юридических наук, профессор В. П. Кашепов

4-е издание, дополненное

Москва «Былина»

2001

Ответственный редактор М. И. Лепихов Рецензент к. ю. н., доцент Т. О. Кошаева

Фокин В. М.

Ф74 Правоохранительные органы Российской Федерации:

Учебник. - М.: «Былина», 2001. - 223 с.

Учебник подготовлен с учетом действующей учебной про­граммы и в соответствии с государственным стандартом, вы­делены общая и особенная части учебного курса, освещаются изменения в законодательстве и практике его применения.

Для студентов высших юридических учебных заведений, аспирантов, преподавателей и работников правоохранитель­ных органов.

62П(03)-2001 ISBN 5-93384-007-6

Ф

без объявл.

1203020100

© В.М. Фокин 2001 г.
© «Былина» 2001 г.

^ СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Феде­рации

ВВС РСФСР - Бюллетень Верховного Суда РСФСР

ВВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

БНА ФОИВ - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

^ ВВС РСФСР — Ведомости Верховного Совета РСФСР, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР

ВВС РФ - Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

ВККС - Высшая квалификационная коллегия судей

^ ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного дви­жения Министерства внутренних дел Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГНИ - Государственная налоговая инспекция России

ГНС - Государственная налоговая служба России

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

ГПС - Государственная противопожарная служба

^ ГТК РФ - Государственный таможенный комитет Российской Феде­рации

ГУВД - Главное управление внутренних дел

ГУ ГПС - Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФ

^ Закон об арбитражных судах - Федеральный конституционный за­кон Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Феде­рации» (1995)

Закон об оперативно-розыскной деятельности - Федеральный за­кон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995)

^ Закон о Конституционном Суде - Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994)

Закон о милиции - Закон РСФСР «О милиции» (1991)

Закон о прокуратуре - Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1995)

^ Закон о статусе судей - Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (1992)

Закон о судоустройстве - Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (1981)

Закон о ФСБ - Федеральный закон Российской Федерации «Об ор­ганах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (1995)

^ МВД РФ - Министерство внутренних дел Российской Федерации

МЮ, Минюст - Министерство юстиции Российской Федерации

глава!. основные понятия, предмет и система курса

Предисловие

В рамках курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» студенты получают знания об основных задачах, целях, функциях, организационных формах и методах работы правоохранительных органов.

В основу учебника положены концептуальные подходы, вы­работанные автором на протяжении многих лет, в частности, при подготовке курса лекций и проведении практических занятий со студентами-юристами в ряде вузов Москвы. При этом автор опи­рался на позитивное теоретическое наследие российских право­ведов, подготовивших учебники и учебные пособия, по которым в настоящее время ведется преподавание данного курса.

Представляется, что удалось положительно решить многие сложные и взаимосвязанные задачи, обязательные для данного учебного курса.

Во-первых, определен перечень правоохранительных органов и органов, осуществляющих правоохранительную функцию. На­личие правоохранительной функции среди других функций дает основание относить данное учреждение, организацию к правоох­ранительному (правозащитному) субъекту.

Во-вторых, освещены правовой статус, механизм функциони­рования, многоуровневое построение системы каждого правоохра­нительного органа по вертикали (федеральный уровень, уровень федерального округа, уровень субъекта РФ и уровень органов ме­стного самоуправления), содержится много конкретных примеров реализации норм правоохранной направленности в реальной пра­воохранной деятельности.

В-третьих, при подготовке учебника «Правоохранительные органы Российской Федерации» использованы новые приемы подачи учебного материала. Это нашло отражение в характери­стиках правоохранительной деятельности того или иного госу­дарственного органа, организации (субъекта), а также в выявле­нии взаимосвязи правоохранительной деятельности с экономиче­скими, политическими и социальными отношениями, процесса­ми, негативными социальными явлениями, происходящими в современном обществе.

В-четвертых, новизной подхода при подготовке учебника является выделение в нем общей и особенной части, включение проблемных ситуаций, схем, законодательных, нормативных и литературных источников, контрольных вопросов. Сказанное, по мнению автора, будет полезным для углубленного изучения на­стоящего курса, в том числе при подготовке студентов к практи­ческим занятиям, к проведению ими самостоятельных исследо­ваний в виде контрольных, реферативных, курсовых и диплом­ных работ.

^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Основные понятия, предмет и система

курса

§1. Правоохранительные органы: понятие и основные признаки

В законодательных и подзаконных актах отсутствует по­нятие «правоохранительные органы». Однако еще в 60-70-е гг. в юридической литературе, а позднее в документах, не нося­щих нормативного характера, утверждаемых Президентом, Правительством Российской Федерации использовался термин «правоохранительные органы»1.

Термин «правоохранительные органы» является собира­тельным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом пол­номочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями.

Исходя из этого, к специализированным правоохрани­тельным органам следует относить: судебную систему, нало­говые органы, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, таможенные органы, органы юстиции, прокура­туру. Специализированным правоохранительным органам присущи полномочия, функции, задачи и цели ориентирован­ные исключительно на правоохранительный характер повсе­дневной деятельности: защита личности, общества и государ­ства от преступных и иных правонарушений, имеющимися в их распоряжении средствами.

^ Вторую группу правоохранительных органов можно вы­делить, исходя из того, что правоохранительный компонент (объем) их деятельности составляет тоже значительный раз­мер. Однако имеются и отличия от первой группы органов, названных специализированными правоохранительными ор­ганами. Данная совокупность государственных органов хотя и наделена властными полномочиями, функциями, задачами и

1 См: ^ Теоретические основы предупреждения преступности I Отв. ред. В.К. Звирбуль, В.В. Клочков, Г.М. Миньковский.-М., 1977.-С. 151.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

целями, но в гораздо меньшей степени принуждения, отлича­ются отсутствием кары, изоляции от общества, более широкой предупредительной направленностью деятельности. Они при­званы обеспечить условия нормального функционирования жизнедеятельности личности, общества и государства в той или иной сфере и области народного хозяйства, потребитель-ских услуг, семейного и коллективного общения. Им присуще сочетание властных полномочий от лица государства с обще­ственными видами правоохранительной деятельности.

Перечень неспециализированных правоохранительных органов включает в себя: нотариат, адвокатуру, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административ-ные комиссии, органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях,2 Уполномоченных по правам человека РФ и в ряде субъектов России, а также Счетная Палата РФ, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управле­ния образованием, государственные инспекции труда, меди-цинские службы Минобороны, МВД и ФСБ России, осущест­вляющие санитарный надзор.3

Наряду со специализированными и неспециализиро­ванными правоохранительными органами можно вполне правомерно выделить и третью группу. Это государственные органы и учреждения, общественные объединения, негосудар­ственные организации и учреждения всех форм собствен­ности и организационно правовых форм. Они осуществля­ют из многих, возложенных на них функций и задач, одну или несколько правоохранительных функций и задач. Обозначив их в качестве третьей группы, к ней надлежит отнести: органы опеки и попечительства, органы и учреж­дения по делам молодежи, органы управления здраво­охранением и учреждения здравоохранения, органы службы занятости, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа органов управления образованием, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы управления социальной защитой населения и учреж-

2 См.: ст.ст. 204-209, 2\\, 212-216, 218-219, 219.1.-219.3., 220-224, 224.1.-224.12. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М. 1999. 3Ст.217КоАПРСФСР.

дения социального обслуживания,4 фирмы и общественные объединения по оказанию юридических услуг, рубрики и пе­редачи на правовую тематику в средствах массовой информа­ции, в том числе по радио, телевидению, в газетах, журналах, действующие при них и в структурах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления «горячие линии», юридические службы^ юрисконсульты на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собствен­ности; учреждения и общественные объединения органов со­циальной защиты населения (детские приюты, центры соци­альной реабилитации детей, подростков, инвалидов, бездом­ных, бродяжничающих; ночлежные дома и т. п.), органов об­разования (детские дома и иные интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов детства), медико-экспертные комиссии (бывшие ВТЭК), учреждения органов здравоохранения, осу­ществляющих медико-социальную и правовую помощь (юри­сты детских поликлиник, больниц, женские консультации, психоневрологические, противотуберкулезные, наркологиче­ские диспансеры (кабинеты), общественные правозащитные объединения, советы ветеранов войны и труда, и т. п., частные детективные и охранные службы.

Важной особенностью правоохранительных органов, вы­ступающих в качестве субъектов предупредительной деятель­ности, является обязательное, как правило, взаимодействие их между собой либо с субъектами, реализующими правоохрани­тельную функцию. Именно в таком объединении совместных усилий прослеживается наибольшая эффективность работы.

Деятельность правоохранительных органов нуждается в теоретическом исследовании. В частности, нет полной ясно­сти в соотношении понятий «правоохранительные органы» и «правоприменительные органы». Различия удобнее просле­дить на схеме 1.

Разграничение можно производить по характеру, содержа­нию, организационным формам и средствам воздействия в предупредительной деятельности сопоставляемых органов. Правоохранительные органы действуют на более ранних эта­пах формирования противоправных намерений и возможных действий, запрещаемых законом.

4 См.: ст.ст. 12-19, 24 ФЗ «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних. СЗ РФ. №26. 1999.

Ст. 3177.

7

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, примет и система курса


Так, например, пьющий в семье отец неоднократно совер­шал хулиганские действия. Однако под давлением настойчи­вых требований жены, родственников согласился добровольно пройти курс антиалкогольного лечения. Тем самым были обеспечены охрана прав и положительный микроклимат в семье. К охране прав семьи и детей в приведенном примере подключились участковый инспектор милиции, совет ветера­нов микрорайона, администрация по месту работы пьющего. Разумеется не сразу пьющий отец порвал с влечением к спиртным напиткам. Не один раз он был задержан за появле­ние в пьяном виде в общественном месте.5 Участковый ин­спектор несколько раз составлял на него протоколы об адми­нистративном правонарушении, а начальник отделения мили­ции накладывал на нарушителя административное взыска­ние- штраф в размере до минимального оклада. С позиции правоохраны выступал участковый инспектор милиции, а пра­во правоприменения реализовывал начальник милиции. Такое разделение правомочий несет в себе положительную направ­ленность и обеспечивает соблюдение законности при осуще­ствлении принуждения в отношении правонарушителей. Ина­че был бы широкий простор для предвзятого, субъективного решения о мере воздействия на противоправное поведение.

Схема 1



В связи с этим следует уточнить общую характеристику правоохранительной деятельности государственных органов, общественных объединений и других субъектов правовой охраны прав, свобод и интересов личности, общества и госу­дарства. Система правоохранительной деятельности должна быть нацелена в равной мере на объекты правовой охраны с учетом происходящих в стране преобразований.

См.: ст. 162 КоАП РСФСР. 8

Деятельность специализированных и неспециализирован­ных правоохранительных органов и других субъектов с пра­воохранительной функцией - обладает рядом существенных признаков:

• начало их реагирования (вмешательства) по каждому фак­ту обнаружения правонарушения должно иметь соответст­вующий повод и основания, в частности, к возбуждению уголовного дела7, дела об административном правонару­шении8, к принятию заявлений, жалоб по гражданским и уголовным делам в судах общей юрисдикции в системе Верховного Суда РФ9, исковых заявлений в арбитражных

10

судах, к заведению дел о нарушениях таможенных пра­вил", к принятию и рассмотрению дел комиссиями по де­лам несовершеннолетних и защите их прав12 и т. д. В каче­стве примера о вмешательстве можно привести действия сотрудника милиции в предложенной ситуации. Вначале к нему обратились граждане по факту учиняемого хулиган­ства гражданином М. в общественном месте. Сотрудник милиции, подойдя к М. потребовал от него прекратить на­рушать общественный порядок. Последний продолжал сквернословить. Пригласив свидетелей блюститель поряд­ка доставил нарушителя спокойствия в ближайшую де­журную часть отделения милиции;

Для сокращения будут применяться термины «правоохранительные органы» и «органы с правоохранительной функцией». См. ст.108 УПК РСФСР. См. ст. 10 КоАП РСФСР. См. ст.ст. 129, 231,239, 240, 245 ГПК РСФСР. См.:ст.102АПКРФ. |.)См.:ст.289ТКРФ.

См.: ст. 11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»/СЗ РФ. 1999. №26. Ст.3177.

9

^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, предмет и система курса


ный выслушал сотрудника милиции, предложил ему напи­сать рапорт по факту правонарушения, а свидетелям дать письменные объяснения, т.е. свидетельские показания о случившемся. Выслушал, предварительно разъяснил гр-ну М. основания доставления его в милицию, уточнил его от­ношение к случившемуся. М. отказался дать письменные объяснения. Получив рапорт сотрудника милиции, объяс­нения свидетелей, он прочитал их, уточнил отдельные об­стоятельства и составил административный протокол. При этом он руководствовался предписаниями закона, в част­ности, положениями ФЗ «О милиции», инструкцией о сво­их обязанностях ст.ст. 158 и 234, 235 КоАП РСФСР. В первой статье закреплена понятие мелкого хулиганства и ответственность за него, во второй и третьей - требования обязательного составления протокола об административ­ном правонарушении и его содержании и оформлении;

i подчиненности в вышестоящий орган, организацию, про­курору или в судебном порядке;

• нарушения закона, допущенные служащими, сотрудниками в
процессе правоохранительной деятельности влекут за собой
при наличии оснований дисциплинарную, материальную, ад­
министративную или уголовную ответственность.

С учетом приведенных выше признаков деятельности пра­воохранительных органов и органов с правоохранительной функцией, общей характеристики их предупредительной дея­тельности, можно определить исходное понятие.

Итак, правоохранительные органы и органы с правоохра­нительной функцией- это наделенные властными полномо­чиями органы государства, общественные объединения, хо­зяйствующие субъекты (предприятия, организации независи-

10

мо от формы собственности, предприниматели без образова­ния юридического лица), которые во исполнение конституци­онных, законодательных и иных правовых норм в пределах своей компетенции, в присущих им правовых формах и методах работы осуществляют специфичную правоохранительную деятельность.

^ Контрольные вопросы

  1. Назовите правовые акты, в которых закреплено понятие
    «правоохранительные органы».

  2. Перечислите основные признаки, охватываемые понятия­
    ми «правоохранительные органы» и «правоохранительная
    деятельность».

  3. Дайте определение понятий «специализированные правоохра­
    нительные органы» и «государственные органы, негосудар­
    ственные организации, общественные объединения, реали­
    зующие правоохранительную функцию» наряду с другими
    функциями в своей деятельности. Приведите 2-3 примера.

  4. ^ В чем суть различий понятий «правоохранительные органы»
    и «правоприменительные органы"? Приведите пример.

§2. Основные функции и обязанности правоохранительных органов

В совокупности правоохранительные органы и органы с правоохранительной функцией осуществляют многообразную деятельность по предупреждению нарушений, охране и вос­становлению нарушенных прав и свобод личности, общества и государства. В зависимости от качественного и количествен­ного изменения функций происходит перераспределение ком­петенции правоохранительных органов, что влечет за собой изменение их структурного построения.

Наглядно данный процесс можно проследить на изменени­ях объема и содержания правоохранительной деятельности, осуществляемой учреждениями Министерства юстиции РФ. В введение этого правоохранительного органа из подчинения МВД России переданы учреждения и органы исполнения на­казания; выделена и укрепляется служба судебных приставов и судебных приставов-исполнителей; государственная регист­рация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правоохранительной системе РФ присущи и другие осо­бенности выполняемых ею функций. Наиболее значимые из них следующие:

Первое. Широко распространено выполнение одноимен­ных (одинаковых) функций различными правоохранительны­ми органами. Так, проведение оперативно-розыскной деятель­ности разрешено осуществлять органам безопасности, внут-

11

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, предмет и система курса



ренних дел, налоговой полиции и др. Расследование в форме дознания выполняется органами безопасности, налоговой по­лиции, внутренних дел и др. Для производства предваритель­ного следствия функционируют следственные подразделения в органах внутренних дел, прокуратуре, в органах безопасно­сти, налоговой полиции.

Суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные1 су­
ды осуществляет правосудие по гражданским и уголовным
делам, делам об административных правонарушениях, рас­
сматривают подведомственные им споры предприятий, учре­
ждений, организаций (далее: работодателей) и граждан в сфе­
ре предпринимательской и иной экономической деятельности;
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии
Конституции РФ, споры о компетенции федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти
субъектов РФ, рассматривает жалобы на нарушения консти­
туционных прав и другие категории споров.

Второе. Правоохранительные органы выполняют функ­
ции правоохранения и одновременно в системе органов ис­
полнительной власти являются ее самостоятельной структу­
рой с соответствующим объемом компетенции и полномочий.
В частности, разделение государственной власти в Российской
Федерации на три ветви - законодательную, исполнительную
и судебную повысило правовой и политический статус судеб­
ной власти, дало надежду на усиление защищенности лично­
сти, общества и государства. В системе правоохранительных
органов нашего государства Конституционный Суд РФ, Вер­
ховный Суд РФ, включая систему общих и военных судов,
Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитраж­
ные суды занимают высокое и независимое положение, по­
скольку являются одной из трех ветвей власти. i s *

Вместе с тем, столь высокое положение судебной системны
дает основание считать суды правоохранительными органами.
Специфика правового статуса судов (функции правовой защи­
ты и охраны прав личности, общества и государства) как ор­
ганов правоохраны и функции судебной власти требуют со­
блюдения ограничений отдельных полномочий председателей
судов и судей. Речь идет о неправомерном стремлении вклю­
чать их в состав всевозможных комитетов по усилению борь­
бы с преступностью на всех уровнях исполнительной власти и
органов местного самоуправления. Оправдано лишь их уча­
стие в качестве наблюдателей при проведении координацион­
ных и иных совещаний по вопросам укрепления правопорядка
и борьбы с преступностью.

12

Третье. Важное значение в правоохранительной деятель­ности занимает ее профилактическая направленность. Преду­преждение правонарушений выполняют все правоохранитель­ные органы и органы с правоохранительной функцией. При­чем работники этих органов не всегда сознают значение и роль предупреждения правонарушений, особенно в случаях когда об этом нет прямого предписания в законодательных и нормативных актах. Надо отметить, что законодательное за­крепление обязанностей выявлять причины и условия, способ­ствовавшие совершению преступления, предусмотрено при производстве дознания, предварительного следствия и судеб­ного разбирательства. Эти обязанности призваны выполнять орган дознания, следователь, прокурор и суд. Если иметь в виду, что следственные подразделения и службы дознания имеются во многих правоохранительных органах, то в на­стоящее время данная функция сохраняет свое профилактиче­ское назначение, и является особенно значимой при массовых нарушениях закона во многих сферах жизнедеятельности лич­ности, общества и государства.

Совокупность ведущих функций, осуществляемых право­охранительными органами, можно классифицировать сле­дующим образом:

Контрольные вопросы

  1. Назовите правоохранительные органы, которые выполняют
    одинаковые функции в правоохранительной деятельности.

  2. Каким правоохранительным органам предоставлено право
    законодательной инициативы?

13

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, предмет и система курса



§3. Основные направления деятельности правоохранительных органов

Общую характеристику деятельности правоохранительных
органов необходимо дополнить такой категорией как основ1-
ные направления. Под ними следует понимать ориентацию,
курс, линию деятельности на достижение конкретных конеч­
ных результатов. Причем эти результаты можно представить в
виде близких или отдаленных целей.

Сошлемся на положение дел с преступностью. Можно
сколько угодно ставить целью ликвидацию этого социального
зла, однако искоренить преступность практически невозмож­но. Как социальное явление оно стимулируется многими кри­миногенно значимыми факторами. С позиции правовой охра­ны личности, общества и государства более реально ставить
цель достижения стабилизации количества совершаемых преступлений и лиц, причастных к их реализации. При этом нуж­на естественная, а не искусственная картина положительной динамики. Причем важно добиться уменьшения удельного
веса тяжких преступлений, как наиболее надежного показателя смягчения остроты этой проблемы.
Для достижения положительной тенденции в деятельности,
правоохранительных органов в борьбе с преступностью,-
сопутствующими ей социальными явлениями, нарушениями
прав и свобод человека во всех ведущих сферах жизнедея­
тельности необходимо научно обоснованное определение ос-
новных направлений работы. Уточним эти направления как
приоритетные в достижении ближайших и перспективных
целей, и, прежде всего, в сокращении наиболее опасных видов
правонарушений.
Во-первых, нужна единая концепция реализации правоох­
ранительными органами и органами с правоохранительной;
функцией правовой политики государства в современных ус
ловиях. Ведомственные концептуальные подходы сохраняют
свои интересы и часто не способствуют объединению совме-
стных усилий. Рост коррупции; стремление криминальных
группировок к власти на всех уровнях (федеральном, субъекта РФ, местного самоуправления); появление новых составов
и видов экономических преступлений в сфере оборота ценных
бумаг, приватизации государственной собственности, рейли-
зации военной техники, инвестиций; компьютерные npecтуп
ления и т. п. увеличили объем теневого оборота российской
экономики. В 1997 г. по оценкам специалистов он составил
60-70 трлн. неденоминированных рублей.13 Отсюда важно
поставить заслон противоправному обогащению.

13 См.: Экономика и жизнь. - 1998. -N 6. -С.1. 14

В последние годы произошло заметное обновление мате­риального и процессуального законодательства в гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой и в других областях правовой политики. Все это требует научной проработки вопросов уголовной политики, и, в частности, отказа от ряда ранее выработанных концептуальных подхо­дов. Они, как правило, имеют тесную связь с политикой и идеологией предшествующего режима. Так, вполне обосно­ванно в уголовно-исполнительной сфере деятельности право­охранительных органов отказались от такого критерия резуль­татов исполнения уголовного наказания как перевоспитание осужденного. Сужение цели наказания до «исправления» по­ведения осужденного и «предупреждения совершения им но­вых преступлений»14 более надежный критерий нежели «пере­воспитание». Между тем достигнуть и этой цели в современ­ных условиях спада производства, массовой безработицы, отсутствия необходимого финансирования, высокого уровня преступности достаточно сложно.

Во-вторых, приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов является участие их в подготов­ке проектов и принятии законодательных и иных правовых актов, направленных на предупреждение и пресечение всех видов правонарушений. Естественно, что объем «вклада» в это каждым правоохранительным органом различен и определяет­ся его полномочиями в виде функций и прав.

Активность и степень участия правоохранительных органов в принятии нового и обновлении действующего законодательства видна в примерных программах законопроектной работы Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ. Эти программы предварительно согласовываются с Президентом, Советом Феде­рации Федерального Собрания, Правительством РФ и принимают­ся в виде приложений к соответствующему постановлению Госду­мы на определенные периоды сессии текущего года15.

Эффективность гласности, более широкого участия в за­конотворческой работе правоохранительных органов, общест­венности, специалистов могла бы усилиться путем возрожде­ния практики опубликования проектов федеральных законов и правовых актов, существенно затрагивающих интересы лич­ности, общества и государства и нацеленных на предупрежде­ние и пресечение правонарушений.

,5 См.: ст. 1 УИК РФ.

См.: Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания на период осенней сессии 1998 года. L3 РФ. _ N40. - 1998. - Ст. 4940

15

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. основные понятия, предмет и система курса



В~третьих, повышение эффективности работы правоох­ранительных органов во многом определяется межведомст­венной координацией и взаимодействием при выполнении возложенных на них функций (обязанностей). Такая работа проводится на основе юридической базы. На Генеральную Прокуратуру РФ возложены функции координации деятельно­сти правоохранительных органов по борьбе с преступно­стью16. Указанные обязанности реализуются на всех уровнях правоохранительной системы РФ (федеральный, субъекта Федерации и местного самоуправления) в виде координаци­онных совещаний и в других организационных формах. Ц;

Совершенствование координации совместных усилий право­охранительных органов во многом достигается повышением эф­фективности17 предупредительной деятельности этих органов; и ,

Взаимодействие правоохранительных органов между Ьо-бой и с другими негосударственными органами, работодате­лями, общественными объединениями позволяет изыскиваться внедрять новые научно-технические средства, методы и прие­мы предупреждения и пресечения правонарушений, укреплять финансовую и иную материально-техническую базу правоох­ранительных органов, обмениваться положительным опытом.

Субъектами, осуществляющими взаимодействие правоох­
ранительных органов выступают органы исполнительной вла­
сти соответствующего уровня, межведомственные комиссии,
комитеты Госдумы и законодательных органов субъектов .Фе­
дерации, органы местного самоуправления, правозащитные
общественные объединения (ветеранские, по делам инвали­
дов, молодежные и другие). •

Так, например, Постановлением Правительства РФ! от 16 октября 1997 года № 1326 «О плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1998 год» на федеральные органы исполнительной власти* органы исполнительной власти субъектов РФ, на работодате­лей возложены обязанности выполнения этого плана18. (, >'"

В-четвертых, настоятельна потребность совершенстйо-вания системы взаимодействия правоохранительных органов РФ с правоохранительными органами стран ближнего и даль­него зарубежья. Современный размах, научная и техническая оснащенность преступности требуют улучшения такого взаи-

16 См.: п.2 ст.1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Под эффективностью понимается соответствие осуществляемой дея­тельности поставленным целям. 18 См.: СЗ РФ. - N42. - 1997. - Ст. 4796.

16

\

одействия, прогнозирования тенденции этого социального явления; информационного, правового и организационного обеспечения межгосударственного взаимодействия правоох­ранительных органов. Открытие в России филиала междуна­родной организации «Интерпола» явилось важным условием улучшения взаимодействия российских и зарубежных право­охранительных органов.

Другой формой улучшения межгосударственного взаимо­
действия правоохранительных органов является заключение
Россией с зарубежными государствами договоров о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам. Примером тому является ратификация Фе­
деральным Собранием Договора с Эстонской Республикой в
1994 г., и вступившим в силу 20 марта 1995 г.'9 Многое для
улучшения межгосударственного взаимодействия российских
правоохранительных органов с зарубежными партнерами де­
лается по линии структур СНГ, а также в пределах Союза Бе­
ларусь-Россия. ;

^ Контрольные вопросы

2.

1. Чем можно объяснить отдельные отличия современных концептуальных подходов (системы взглядов, идей) право-охранительных органов с позиции отдельного ведомства, фе-дерального органа исполнительной власти от общероссий­ской Единой концепции правоохранительной деятельности? Назовите имеющиеся резервы роста согласованности, взаимодействия и координации деятельности правоохра­нительных органов Российской Федерации. 3. Разъясните как соотносятся понятия правовая политика и политика Российской Федерации в целом.

§4. Предмет и система курса

Отличие курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» от других дисциплин юридического профиля заключается, прежде всего, в том, что у него нет юридической основы в виде одной конкретно изучаемой отрасли права, как например, административного, уголовного, гражданского и Других. Правовую базу курса составляют юридические инсти­туты и законодательные акты всех уровней (федерального, федеральных округов, субъектов Федерации, органов местно­го самоуправления), имеющие различную правовую силу. Законодательные акты условно можно разделить на две боль­шие группы. К первой группе относятся законодательные ак­ты, затрагивающие отдельные вопросы либо отдельные правовые

9 СЗ РФ. _ 1994. - N 15. - Ст. 1688; том же. 1998. - N 2. - Ст. 229

17

^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ

глава!. Основные понятия, предмет и система курса



нормы, посвященные правоохранительным органам. К ним отно сятся Конституция, АК, ГПК, УПК, ГК, СК, УК, УИК РФ. ,,

Вторую группу составляют законодательные акты, посвя­
щенные конкретным правоохранительным органам: Феде­
ральный конституционный закон «О Конституционном Суде
Российской Федерации», Федеральный закон «О прокуратуре
Российской Федерации», Закон РСФСР «О милиции» и другие
акты. Таким образом, изложенными обстоятельствами опре­
деляется предмет преподаваемого курса в высших учебных
заведениях юридического профиля. ;

В общем числе вопросов, включенных в программу данно­
го курса, обязательными являются те, что связаны с освеще­
нием системы правоохранительных органов в целом и каждо­
го из них в отдельности. Вопросы организации деятельности
этих органов, нашли отражение в предисловии, общей и в
особенной частях настоящего учебника.

В последние годы появились новые правоохранительные
органы (Конституционный суд Российской Федерации, Кон­
ституционные суды субъектов Федерации и другие), что рас­
ширило предмет изучаемого курса. Необоснованно, на наш
взгляд, исключать из предмета курса изучение государствен­
ных органов и других организаций (независимо от формы
собственности), выполняющих наряду с другими функциями
правоохранительную функцию.

Программа курса учитывает широкие возможности ; ис­
пользования межпредметных связей юридических дисциплин
(и, прежде всего, «Теории государства и права») при изучении
данного курса. В целом о системе курса «Правоохранительные
органы Российской Федерации» дает представление структур­
ное построение оглавления к настоящему учебнику.

Все выше сказанное позволяет выделить основные призна­
ки, включаемые в понятие правоохранительные органы РФ. К
таким признакам следует относить:

18


Таким образом, после рассмотрения основных признаков вполне обоснованно можно дать искомое определение: под понятием «правоохранительные органы» следует понимать рассмотренную выше совокупность основных признаков, при­сущих каждому правоохранительному органу и правоохрани­тельной системе РФ, и выполняющих социальный и государ­ственный заказ общества и государства.

Если говорить о месте учебного курса среди других юри­дических дисциплин и отраслей специальных знаний, изучае­мых в высших учебных заведениях юридического профиля, то данный курс с различной степенью жесткости связан со мно­гими учебными дисциплинами. Разнообразны способы проник­новения норм различных отраслей права и специальных знаний в правоохранительную деятельность, и наоборот- влияние ее на формирование отраслевого законодательства.

Рекомендуемые правовые источники

1- Конституция Российской Федерации. -М., 1993. •*- Судебная и правоохранительные системы: Сб. нормат. ак­тов / сост. А.И. Сергеев и В.И. Швецов. - М., 1995.

Проблемная ситуация

В последние годы увеличивается количество правозащит-ых общественных объединений и организаций, создаются овые структуры на государственном уровне (как например -

19

^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Уполномоченный по правам человека) развиваются и другие формы правовой защиты и пропаганды населения.

Однако данное направление правоохранительной деятель­
ности оторвано от практической реализации конституционных
прав и свобод личности, общественных и государственных
интересов. Остается недоступной юридическая помощь адво­
катуры, всевозможных юридических фирм для малоимущих и
обездоленных социальных групп населения. :ц

Смягчить остроту данной проблемы можно путем издания бесплатной либо доступной по цене газеты, освещающей дей­ствующее законодательство и деятельность правоохранитель­ных и иных государственных органов, общественных объеди­нений и движений правозащитной направленности. Подобно службам 01, 02, 03 и другим должны функционировать и службы экстренной правовой помощи и поддержки. Создание таких служб в условиях широкого распространения наруше­ний прав граждан во взаимодействии с другими мерами при­звано укрепить правовую охрану личных, общественных и государственных интересов в нашем обществе.

^ Контрольные вопросы 1

  1. В чем отличие учебного курса «Правоохранительные орга­
    ны Российской Федерации» от других учебных курсов (дис­
    циплин) юридического профиля?

  2. Распределите законодательные и правовые акты о деятель­
    ности правоохранительных органов по уровням администра­
    тивно-территориального деления Российской Федерации.,

  3. Определите понятие предмета и систему учебного курса
    «Правоохранительные органы». '

  4. В чем суть взаимосвязи курса «Правоохранительные орга­
    ны» с другими учебными курсами в области правоохрани­
    тельной деятельности? •• \


uchebnik-stranica-4.html
uchebnik-students-book-biboletova-m-z-trubaneva-n-n-enjoy-english-11.html
uchebnik-tetrad-dlya-uchashihsya-8-klassa-gumanitarnogo-otdeleniya.html
uchebnik-trete-izdanie-stranica-15.html
uchebnik-trete-izdanie-stranica-21.html
uchebnik-trete-izdanie-stranica-29.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-1obshestvenno-politicheskaya-zhizn-v-sssr-v-19531964gg-nshrushev-posobie-dlya-podgotovki-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-osnov-vzaimozamenyaemosti-i-standartizacii-na-baze-vuza.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-krasnoyarsk-2005-podgotovka-diplomnih-rabot-po-specialnosti-yurisprudenciya-metodicheskie-rekomendacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ii-tri-mira-i-ih-otrazheniya-razlichie-sostoyanij-soznaniya-starogo-i-novogo-vremeni.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliotechnij-fond-uchrezhdeniya-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-gimnaziya-19-g-orla.html
  • testyi.bystrickaya.ru/84-stroitelstvo-i-priemka-v-ekspluataciyu-postanovlenie-gosgortehnadzora-rf-ot-18-marta-2003-g-n-9.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zabelina-n-a-direktor-gbuk-g-moskvi-mgdb.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zeleninaig-zam-direktora-po-nmr-mou-sosh-97-razvitie-kreativnih-kachestv-lichnosti-cherez-realizaciyu-licejskogo-komponenta-v-obrazovatelnom-processe.html
  • college.bystrickaya.ru/3-razrabotani-sushnostnie-i-tipologicheskie-harakteristiki-innovacionnih-uslug-opredelyayushih-innovacionno-orientirovannoe-razvitie-servisnoj-sferi.html
  • control.bystrickaya.ru/eposi-legendi-i-skazaniya-stranica-29.html
  • studies.bystrickaya.ru/bank-kak-subekt-privlecheniya-inostrannih-investicij-v-region-na-primere-kb-centr-invest-chast-10.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-po-sledam-skazki-o-care-saltane-atlantida.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proishozhdenie-drevnerusskoj-zhivopisi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shiis-azastan-oblisini-aumatarin-damitu-badarlamasin-ske-asiru-turali-esep.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-proektirovaniyu-i-montazhu-sistem-otopleniya-zdanij-iz-metalloplastikovih-trub-vsn-123-90-stranica-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-slushatelej-kursa-professionalnoj-perepodgotovki-po-specialnosti-profpatologiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-zhe-vse-taki-bit-schastlivim-specialnie-programmi-dlya-resheniya-zadach-v-takih-oblastyah-kak-sozdanie-garmonichnih-otnoshenij.html
  • write.bystrickaya.ru/globalizaciya-i-geopolitika-epohi-post-bipolyarnosti-politicheskaya-karta-mira-politicheskaya-karta-mira-kak-geopoliticheskoe.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8razreshenie-sporov-i-raznoglasij-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • student.bystrickaya.ru/22kriterii-ocenki-mezhdunarodnih-podhodov-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priblizitelnie-znacheniya-koefficientov-otrazheniya-sten-i-potolka-raschet-i-proektirovanie-iskusstvennogo-osvesheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-po-marketingu-7.html
  • writing.bystrickaya.ru/gorkij-m-m-gorkij-pravda-bog-svobodnogo-cheloveka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-v-kambodzhu-sezon-2011-klassicheskie-programmi-s-posesheniem-ankor-vata.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-604-s-uglublennim-izucheniem-predmetov-hudozhestvenno-esteticheskogo-cikla-stranica-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/situaciya-s-prirodnimi-pozharami-v-rossii-kontroliruemaya-soobshil-zubkov-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-02082011.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-chast-6.html
  • education.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-uchastnikam-i-usloviya-dopuska-o-provedenii-oblastnih-sorevnovanij-po-vidam-sporta-na-2010-god.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-kak-naladit-upravlenie-personalom-gorodskoj-administracii-vvedenie-v-predmet.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-1-2-marta-2006-goda-orgkomitet-konferencii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anglijskij-dlya-nashih-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-razvitiya-federalnogo-gosudarstvennogo-uchrezhdeniya-visshego-proffesionalnogo-obrazovaniya-moskovskogo-fiziko-tehnicheskogo-institututa-stranica-4.html
  • books.bystrickaya.ru/dobrenkov-v-i-kravchenko-a-i-metodi-sociologicheskogo-issledovaniya-uchebnik-dlya-vuzov-m-infra-m-2008.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-kontrolya-obespecheniya-bezopasnosti-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intellektualnie-informacionnie-sistemi-specialnost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.