Учебник Ф. Г. Турченко состоит из вступительного слова, шести тем, тер­минологического словаря и списка сокращений. Темы включают 67 парагра­фов, имеющих четкую логическую структуру;
.RU

Учебник Ф. Г. Турченко состоит из вступительного слова, шести тем, тер­минологического словаря и списка сокращений. Темы включают 67 парагра­фов, имеющих четкую логическую структуру;


Экспертное заключение:

на: Ф.Г. Турченко. Новейшая история Украины. Часть первая. 1914-1939: Учебн. для 10-го кл. общеобразоват. учебн. завед.- К.: Генеза, 2003.- 368 с: илл., карты

Учебник Ф.Г. Турченко состоит из вступительного слова, шести тем, тер­минологического словаря и списка сокращений. Темы включают 67 парагра­фов, имеющих четкую логическую структуру; каждый из которых содержит вопро­сы на повторение пройденного материала, изложение нового, а также вопросы и задания, способствующие его усвоению и закреплению. Полезным дополне­нием к параграфам является раздел «Документы» с вопросами и заданиями к ним. Продуманная структура свидетельствует о высоком учебно-методическом уровне учебника, выгодно отличая его от многих других.

Однако идейная направленность трактовки многих сложных и неодно­значных исторических событий в содержательной части учебника, на наш взгляд, может сформировать у учащихся искаженное представление об истории Украины рассматриваемого периода. В значительной степени это происходит из-за односторонней подачи материала без приведения существующих в исто­риографии мнений, за единственным исключением на с. 128 (оценка грамоты П. Скоропадского о федерации Украины в составе небольшевистской России). На­ряду с этим имеются и досадные неточности, очевидно технического характера. Одна из них - расхождение в определении хронологических рамок изучаемого периода. В аннотации заявлено, что он охватывает время между двумя миро­выми войнами, что подразумевает 1918-1939 гг., но согласно названию и со­держанию учебника, данный период начинается с 1914 г. Подтверждает это и первое предложение вступительного слова: «Первая мировая война положила начало новейшему периоду истории человечества...». Следует сказать, что данное утверждение не является общепризнанным. В СССР точкой отсчета но­вейшей истории считался 1917 г. (Великая октябрьская социалистическая рево­люция), а на Западе - 1918 г. (окончание Первой мировой войны). И вообще трактовка понятия «новейшая история» в современной науке остается дискус­сионной [см.: Новиков СВ., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Справоч­ник студента.- М: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма «Издательство АСЪ»), 1999], что и следовало бы автору оговорить специально.

Учебник Ф.Г. Турченко, безусловно, принадлежит школьной учебной ли­тературе новой формации. В нем преодолен господствовавший многие десяти­летия в отечественной науке гипертрофированный социально-классовый под­ход в освещении истории. Однако изложение и оценка исторических событий сквозь призму идеи украинской государственной независимости имеет не толь­ко прогрессивные положительные моменты. Абсолютизация такого подхода ведет к излишней заполитизированности и таит в себе опасность «скатиться» на позиции крайнего национализма. Не удалось избежать этого и автору рецензи­руемого учебника.

Не имея возможности подробно остановиться на всех примерах некор­ректной подачи и оценки исторических событий и явлений, влияющих на фор­мирование мировоззрения школьников, отметим лишь наиболее значимые.

Прежде всего, вызывает сомнение правомерность поставленной Ф.Г. Тур-ченко перед народом Украины исторически необоснованной для данного пе­риода глобальной задачи - достижение государственной независимости. Исхо­дя из контекста учебника, совершенно очевидно, что в то время в Украине для этого еще не сложились объективные условия. Как отмечает сам автор, уровень национального самосознания народных масс был еще очень низким (с.38-39,139). Не было в стране и политических сил, способных реализовать эту зада­чу в полной мере из-за отсутствия единства и согласия в их среде. В политиче­ских кругах, как впрочем, и в сознании большинства народа, господствовали идеи автономии Украины в составе России (с.30-32,43,55,57,77,104-105,220-221 и др.). Осознание потребности государственной независимости, присущее лишь узкому кругу радикальной украинской интеллигенции, еще не стало чаянием всего населения Украины, больше всего заинтересованного в социально-экономических преобразованиях и улучшении условий жизни. Тем не менее, вина за неудачи национально-государственного строительства в Украине в зна­чительной степени возлагается не на внутренние, а на внешние факторы, а именно «многовековую русификацию» со стороны Российской империи (с.7,104 и др.) и «большевистской РСФСР» (с.125,230 и др.), захватническую политику Австро-Венгрии, Германии, Польши, Румынии с последующей мадь-яризацией, полонизацией и романизацией (с.35-38,9,115,120,142,143,147,148 и др.). Довольно часто интересы украинского народа противопоставляются инте­ресам соседних стран, характер отношений с которыми, согласно подобранно­му в учебнике материалу, практически всегда был враждебным.

В учебнике Ф.Г. Турченко практически не акцентируется внимание на многонациональность и поликультурность населения Украины, хотя автор от­мечает, что доля украинцев составляла в нем около 2/3 (с.7). О проживании в Ук­раине представителей других национальностей упоминается редко, в виде да­леко не полного формального их перечисления, главным образом, для подчер­кивания преобладания украинского компонента (с.7, 80, 220, 238, 243, 259, 316). В противовес другим народам, лишь украинцы признаются автором «коренной национальностью» Украины (с.238). Абсолютно отсутствует какая-либо ин­формация о культуре, религии и конфессиях прочих населяющих Украину эт­носов и в специальных культурологических параграфах (§§ 37, 38, 48, 49, 60, 61).

По существу в учебнике освещается, прежде всего, история украинского народа, под которым часто понимается весь многонациональный народ Украи­ны. Ярким примером тому могут служить карты на страницах 5 и 68, где указа­ны т.н. «этнические границы Украины», очерчивающие, в понимании автора, «украинскую этническую территорию». Подобная формулировка характеризует Украину как моноэтничную страну. Согласно отмеченным картам и тексту § 1 (с.6), эти границы гораздо шире современных политических границ Украины. Предложенное в конце § 1 задание № 2 сделать из этого вывод представляется

откровенно провокационным, т.к. у школьников может сформироваться ложное представление об исторической несправедливости существующих государст­венных границ и необходимости приведения их в соответствие с «этническими границами» за счет областей Польши, Беларуси, Молдовы, Румынии и России.

Надо сказать, что и сам украинский народ не представляет некую моно­литную этническую общность, как это преподносится в учебнике. Об этом ав­тор упоминает всего лишь дважды. Один раз отмечено наличие «идеологиче­ских, а частично и социально-психологических расхождений между западными и восточными украинцами, которые накапливались столетиями и за короткое время сотрудничества не могли быть преодолены» (с. 166). Они, кстати, сохра­няются и сегодня, что отчетливо проявилось в ходе президентских выборов 2004 г. Еще один раз сказано об углублении существовавшего «исторического раскола между украинцами Поднепровья и Западной Украины» (с.356). Прояс­нить причины этого раскола могла бы более подробная характеристика обла­дающих заметной этнокультурной спецификой полищуков, волынян, гуцулов, бойков и русинов, а не их краткое упоминание (с.331,332-333,347,352) в качест­ве «преимущественно украинского населения» западных земель Украины.

Поставив во главу угла национальный аспект, автор не уделяет должного внимания социальной структуре общества. Даже в пункте «Хозяйство и соци­альный состав населения Украины» § 1 (с.6-7) содержится информация лишь о национальном составе города и деревни, о языковом барьере между ними, а также о национальном гнете. Описание ситуации в сельской местности дает идиллическую картину: здесь были плодородные угодья и «трудолюбивое на­селение, обладавшее высоким уровнем земледельческой культуры». Данная характеристика совершенно не проясняет остроту земельного вопроса, суть кон­фликта между различными категориями крестьянства и помещиками, а также необходимость проведения аграрной реформы и других социально-экономических преобразований. Игнорирование социально-классовых проти­воречий в украинском обществе наиболее отчетливо проявилось в названии и освещении темы 3, где события Гражданской войны представлены исключи­тельно как «борьба за сохранение государственной независимости» Украины. И только однажды автор вскользь обмолвился, что эта борьба являлась жестокой и кровавой междоусобицей «между самими украинцами...» (с.222).

Односторонность авторского подхода часто приводит к недооценке мно­гих событий и преобразований, имевших в то время для народа Украины, в це­лом, прогрессивные последствия. К их числу относятся индустриализация, электрификация, ликвидация неграмотности, украинизация. Негативный отте­нок в оценке этих явлений в учебнике преобладает, т.к. автор видит в них, пре­жде всего, результат русификаторской политики, чуждой интересам и чаяниям украинского народа (с.204-210,228,280-281 и др.). В то же время такие события как «военный коммунизм», белый и красный террор, хлебозаготовки, коллекти­визация, голод 1920/21, 1932/33 гг., репрессии преподносятся как трагедии ис­ключительно украинцев (с.97-98,101,153,160-161,182,231,254,286-298 и др.).

Понимая, какому сложному и трагическому периоду в истории стран и на­родов Европы посвящен учебник, тем не менее, отметим его чрезмерную на­сыщенность информацией о жестокостях и насилии. Недопустимыми со сторо­ны автора являются интолерантные высказывания в адрес ряда народов, спо­собные повлиять на формирование националистических взглядов в молодежной среде. Особенно многочисленны они по отношению к русским и полякам. При этом нет ни одного конкретного примера дружбы и мирного сотрудничества между представителями разных национальностей, что создает впечатление вечного и непримиримого межэтни­ческого противостояния в самой Украине и с ее соседями.

Как нам показалось, учебник перенасыщен фактическим материалом при крайней малочисленности карт (3), иллюстрирующих текстовую часть. Весьма уместный раздел «Документы», к сожалению, содержит тенденциозно подоб­ранный материал, который далеко не всегда имеет документальный характер (мемуары, специальные статьи и монографии).

Несмотря на обилие упоминаемых в параграфах имен и фамилий, текст, тем не менее, в значительной мере остается обезличенным из-за отсутствия биографических справок о деятелях изучаемого периода, их роли и значении.

Поскольку на протяжении 1914-1918 гг. Украина входила в состав не­скольких государств, то освещать ее историю также следует в контексте тех со­бытий, которые имели место в этих странах. Такой подход позволит преодолеть впечатление некоторой изолированности и исключительности истории Украи­ны, а также будет способствовать более объективному ее восприятию и пони­манию учащимися. При использовании учебника Ф.Г. Турченко, имеющего гриф с рекомендацией МОН Украины, основная нагрузка по преодо­лению тенденциозности его аналитической и документальной частей должна лечь на школьного учителя.







uchebno-issledovatelskij-kompleks-ispolnitelnie-ustrojstva-robotov-razrabotchik-proekta-ooo-rusuchpribor-stranica-3.html
uchebno-konsultacionnij-punkt-pri-gosudarstvennom-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkole-pri-posolstve-rossii-v-indonezii-perechen-uchebnikov-i-uchebnih-posobij-dlya-10-klassa.html
uchebno-metodichekij-kompleks.html
uchebno-metodicheskaya-karta-disciplini-medicinskaya-psihologiya.html
uchebno-metodicheskaya-karta-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
uchebno-metodicheskaya-karta-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-25-01-04-finansi-i-kredit-1-25-01-07-ekonomika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-oporno-dvigatelnaya-sistema-ostanaj-alasi-kmdgn-blm-blm-memlekettk-mekemes.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fio-soavtora-raboti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-veterinarnogo-nadzora-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • thesis.bystrickaya.ru/produkti-s-naibolshim-soderzhaniem-zheleza-vsya-neobhodimaya-informaciya-dlya-budushej-mami-ot-rozhdeniya-zamisla-do-rozhdeniya-rebenka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-srednih-velichin-v-statistike.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-avtomatizirovannogo-rabochego-mesta-arm-echk45-vnukovskoj-distancii-elektrosnabzheniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nalog-na-dohodi-fizicheskih-lic-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-obedinennie-mashinostroitelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora-stranica-38.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-13zadachi-i-perspektivi-obshestva-na-budushij-god-reshenie-strategicheskih-zadach.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-tema-sestrinskij-process-pri-dizenterii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-m-sechenov-v-leningradskom-universitete-stranica-22.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vse-nashi-ustremleniya-i-programmi-vo-imya-dalnejshego-razvitiya-rodini-i-povisheniya-blagosostoyaniya-naroda.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-po-discipline-ekonomika-tamozhennogo-dela-specialnost-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-tamozhnya.html
  • control.bystrickaya.ru/deti-blokadnogo-leningrada-v-krasnozerskom.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-posledovatelnogo-perevoda-s-inostrannogo-anglijskogo-yazika.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnogo-kursa-po-istorii-dlya-5-9-klassov.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-vidov-rabot-okazivayushih-vliyanie-na-bezopasnost-obektov-kapitalnogo-stroitelstva.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yashin-vp-nizhnij-novgorod-vestnik-integrativnoj-psihologii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-bankovskij-menedzhment.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-organizacionnih-meropriyatij-federalnogo-gosudarstvennogo-uchrezhdeniya-zdravoohraneniya-c-entr-gigieni-i-epidemiologii-v-amurskoj-oblasti-na-2011-god-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihofiziologicheskaya-udovletvorennost-v-seme-kurs-lekcij-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novaya-hronologiya-russkoj-i-evropejskoj-istorii-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vistavka-istoriya-osvoeniya-sibirskih-glubin-1etazh.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-metodi-analiza-kachestva-selskohozyajstvennogo-sirya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvennoe-obedinenie-rossijskie-uchenij-socialisticheskoj-orientacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/khenchen-palden-sherab-rinpoche-khenpo-cevang-dongyal-rinpoche-svet-tryoh-dragocennostej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/predislovie-m-k-lyubavskij.html
  • books.bystrickaya.ru/cerkovnoe-zakonodatelstvo-v-kievskij-period-26.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-setevie-tehnologii-dlya-studentov-specialnosti-050102.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-obuchayushie-poznakomit-uchashihsya-s-modelyami-atoma-tomsona-i-rezerforda-izuchit-planetarnuyu-model-atoma-sostav-atoma-i-atomnogo-yadra-razvivayushie.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-territorialnom-planirovanii-1-stranica-7.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-podgotovki-5-1organizaciya-raboti-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-na-proizvodstvennih-obektah.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-rinok-reklami-v-m-yurev-neproizvodstvennaya-sfera-v-sovremennom-sociokulturnom-i-ekonomicheskom-prostranstve.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35-razvitie-konkurencii-s-primeneniem-birzhevih-mehanizmov-doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii.html
  • school.bystrickaya.ru/geografi-issledovateli-avstralii-chast-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.