.RU

(Учебник Лебедева) Научное знание имеет 3 уровня: эмпирический, теоретический, и метатеоретический (включающий общенаучное знание и философские основания науки)


(Учебник Лебедева) Научное знание имеет 3 уровня: эмпирический, теоретический, и метатеоретический (включающий общенаучное знание и философские основания науки). ^ (Лекция Сориной) Структура и динамика развития научного знания. 1. Стандартная модель - базовая; меняется под влиянием постпозитивистской; интеррогативной модели уделяется мало внимания. На примере римского права: оно – систематизация и обобщение огромного эмпирического материала (тексты конкретных юристов). → сложно ориентироваться, → Юстиниан – комиссия → свод законов (дигесты Юстиниана). Для обобщения материала необходимо задать важнейшие вопросы (→ теоретико-методологическая база): как можно представить систему регулирования хозяйственных отношений в Римской империи? Методология – руководствоваться истинной философией (философия стоиков). Таким образом, эта наука формировалась так: сбор эмпирического материала, постановка задач, важнейшие теоретические установки для обработки материала.
Идея рассмотрения структуры научного знания сопровождает всю историю науки: философские размышления по поводу того, что это за знание, как появляется, как развивается и т. д. Центральная проблема задана в 1930х в рамках неопозитивизма: наука имеет сложную структуру, но всего два стабильных и однозначных уровня: эмпирический и теоретический. Различие в трактовке этих уровней и особенностей понимания взаимоотношений между ними. Неопозитивизм: граница четкая и однозначная: то, что является эмпирическим, не является теоретическим, и наоборот. Непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом – наблюдение + эксперимент. Теоретическое исследование – без практического взаимодействия. Наука занимается анализом предложений, зафиксированных в языке описаний, например – описание наблюдения. Теоретическое знание у неопозитивистов: мысленный эксперимент; аксиологический и гипотетико-дедуктивный методы построения теорий, при их соединении исследователь сталкивается с необходимостью интерпретации. + Проблема создания единого языка существовала с 13 века, осталась и после неопозитивистов.

Особенность стандартного подхода: эмпирический материал выстраивается на базе естественнонаучного знания; гуманитарное знание ненаучно (хотя первые самостоятельные дисциплины – гуманитарные: логика, право). Эмпирические примеры из естественных наук выглядят объективно; эмпирические факты – результат проведенных исследований с использованием реального объекта, реального наблюдения и эксперимента, методы описания эмпирических фактов очищены от субъективных установок описывающего. (На практике это невыполнимо при получении нового знания.) Динамика развития знания связана с сочетанием эмпирического и теоретического уровня – индукции и дедукции.

^ Постпозитивистская модель: на основе критики неопозитивизма; анализ истории науки, контекста. Кун, Лакатос, Фейерабенд, Бартовский. Переформулируют основные вопросы: не как происходит накопление и обработка знания, а какие методы являются наиболее адекватными для построения теории науки. Вопросы: структура научного знания (обсуждение); механизмы функционирования и роста научного знания; основа научного познания; взаимоотношение здравого смысла, научного знания и философских рассуждений; демаркация науки и вненаучного знания. Наука – не сборник протокольных предложений. + конкретный исторический контекст науки, рационально рассуждающие субъекты (→ а не исчерпывается ли вся научная деятельность рациональными рассуждениями).

Историко-методологический инвариант структуры и динамики научного знания:

1) теоретическое понимание науки возможно только при условии построения динамической структуры научного знания;

2) научное знание является целостным по природе, его нельзя разбить на независимые уровни наблюдения и теории; любое утверждение наблюдения является теоретически нагруженным;

3) философские утверждения тесно связаны с полученным знанием; философия не только влияет на науку, но и присутствует внутри науки;

4) динамика научного знания не представляет собой строго кумулятивного процесса, научные теории независимы друг от друга и, как правило, несопоставимы и несоизмеримы (это критиковали);

5) цель изменения научного знания – не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких из следующих задач: получение лучшего понимания определенных феноменов, решение большего числа научных проблем, построение более целостных теорий и т. д.;

6) методы разработки теории: науковедческие, психологические, социологические, логические, исторические (логические – не главные, не единственные).

Зафиксировать внимание исследователей на том, что наука развивается в определенных контекстах, которые носят социальный, личностный характер, зависят от времени и места, настроения и здоровья исследователя → разделить проблемы получения знания, включенность субъекта в это и результат исследования. Законы, после того, как сформулированы, не зависят от обнаружившего их ученого → различают историю науки и ее результат. Ввели понятие теоретической нагруженности эмпирических рассуждений (теоретические установки).

Неопозитивистская и постпозитивистская концепции ориентированы на анализ ставшего знания; движение науки как совокупность утвердительных предложений; не интересуются становлением знания, достижением нового, считают, что это проблема психологии, а не методологии науки → Интеррогативная модель (Гейл, Хиш): вся система научного знания пронизана вопросами. Важнейшая задача – выявление тех вопросов, ответами на которые являются научные теории. Структура научного знания: эмпирический уровень – теоретически нагруженные вопросы, теоретический – вопросы и ответы на них. На базе анализа естественнонаучного и гуманитарного знания. (Коллингвуд – одни из предшественников: как формулируется исследовательская задача, на примере археологии: если нет изначального вопроса, все находки случайны.) В основе исследования лежит вопрос, который ведет все исследование → этот вопрос выполняет в науке те же функции, что в философии и в обыденной жизни (впервые это показал Сократ).


^ 33. Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта.

(Лекция Сориной) Структура эмпирического исследования – непосредственное наблюдение, эксперименты, познавательные процедуры (важнейшая – индуктивный метод). Результаты, полученные в науке, зависят от протокольных предложений. Они записаны на определенном языке → на каком? → одна из важнейших задач неопозитивизма – создать единый язык, применимый ко всем наукам, идеал – физика (→ «физикалистский язык», невозможно применить к другим областям знания, + он не формализован, в нем специальные научные термины и обыденный язык). Нужен формализованный язык, но это невозможно.

Постпозитивисты ввели понятие теоретической нагруженности эмпирических рассуждений (теоретические установки). В интеррогативной модели структура научного знания: эмпирический уровень – теоретически нагруженные вопросы, теоретический – вопросы и ответы на них. Теоретическая нагруженность последующих рассуждений вне зависимости от области исследования задается структурой вопроса: а) явная предпосылка вопроса; б) неизвестные вопросы – то пространство, в рамках которого необходимо проводить исследование.

(Пухова Л. ) Структуру эмпирического знания образуют подуровни.

I. 1) Наблюдение.

Данные наблюдений выражаются в форме записей в протоколах наблюдений, где указывается, кто наблюдал, время, приборы (если они применялись). Иногда включают ошибки наблюдателя, наслоение внешних воздействий, систематические и случайные ошибки приборов – в таком случае не могут служить эмпирическими основаниями для теоретических построений.

Такими основаниями выступают эмпирические факты, фиксируемые на языке науки. Соответствующий объект исследования может быть выявлен только через структуру отношений, участвующих в эксперименте фрагментов (объекты оперирования). Научные наблюдения целенаправленны и осуществляются как систематические, которые предполагают особое деятельностное отношение субъекта к объекту, конструирование приборной ситуации. Случайные наблюдения могут быть импульсом к развитию только тогда, когда они переходят в систематическое наблюдение. Жесткая фиксация структуры наблюдения позволяет выделить из бесконечного многообразия взаимодействий те, которые интересуют исследователя. Осуществление систематического наблюдения предполагает использование теоретических знаний – применяются при определении целей и при конструировании приборной ситуации. Т.о. любое наблюдение несет на себе отпечаток предшествующего развития теорий.

I. 2) Предметная структура экспериментальной практики может быть рассмотрена в двух аспектах. 1). Как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам. 2). Как искусственное, человеком созданное и организованное действие. В научном эксперименте выделяются свойства объекта, интересующие экспериментатора. В развитых формах эксперимента некоторые объекты изготавливаются искусственно, к ним относятся в первую очередь приборные установки, с помощью которых проводится экспериментальное исследование (например, в современной ядерной физике это могут быть установки приготовляющие пучки частиц, стабилизированные по определенным параметрам: (энергия, пульс, поляризация)).

II. ^ Познавательные процедуры, осуществляющие переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.

Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и научному факту предполагает исключение из наблюдений содержащихся в них субъективных моментов (связанных с возможными ошибками наблюдателя, случайными помехами, искажающими протекание изучаемых явлений, ошибками приборов) и получение достоверного, объективного знания о явлениях.

Такой переход предполагает два типа операций. 1.) Рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Для формирования факта Необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющиеся признаки и устранить случайные погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если в процессе наблюдения производится наблюдение, то требуется определенная статистическая обработка результатов измерения и поиск среднестатистических величин в множестве этих данных. Поиск инварианта свойственен не только естественнонаучному, но и социально-историческому познанию. Например, историк, устанавливающий хронологию событий прошлого стремится выявить и сопоставить множество исторических свидетельств. 2). Для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования используются ранее полученные теоретические знания. Например: У. Крукс экспериментируя с катодными лучами зарегистрировал их отклонение под воздействием магнита. Полученные в этом опыте данные наблюдения были интерпретированы им как доказательства того, что катодные лучи являются потоком заряженных частиц. Основанием такой интерпретации послужили теоретические знания о взаимодействии заряженных частиц и поля, почерпнутые из классической электродинамики. Именно применение этих знаний привело к переходу от инварианта наблюдений к соответствующему эмпирическому факту.


34. Структура теоретического знания.

(Лекция Сориной) Структура теоретического знания: а) модели частных областей знания; б) модели развитых научных теорий (могут включать уровень а)). Формирование теорий, в рамках которых задается система законов и способы получения нового знания из уже имеющегося - гипотетико-дедуктивный метод. Таким образом структура теории рассматривается по аналогии с формализованной математической теорией, которой принадлежит иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов выводятся высказывания нижних вплоть до сравнимых с полученными эмпирически → противоречие: эмпирический уровень выстраивается по индуктивной системе, она неустойчива, рискованна, так как один факт может ее опровергнуть; а теоретическая модель устойчива (так как дедуктивна), но не дает приращения знания, только уточняет существующее → не могут вместе представить однозначную структуру научного знания; с самого начала была проблема интерпретации.

В интеррогативной модели структура научного знания: эмпирический уровень – теоретически нагруженные вопросы, теоретический – вопросы и ответы на них. Теоретическая нагруженность последующих рассуждений вне зависимости от области исследования задается структурой вопроса: а) явная предпосылка вопроса; б) неизвестные вопросы – то пространство, в рамках которого необходимо проводить исследование. Вопрос присутствует в теории: 1) в текстах теории → исследователь реконструирует тот вопрос, ответом на который стал конкретный текст. Задача реконструкции неоднозначна: серьезный текст при чтении отвечает на вопросы читателя в зависимости от его уровня знания и целей чтения. 2) вопросы, заданные читателем – тоже зависят от читателя. Заданный вопрос может и не привести к созданию новой теории.

(Получено от Голоцвана) Единица теоретического знания – теоретическая модель и формулируемый относительно нее теоретический закон. Теоретическая модель состоит из абстрактных объектов (теоретических конструктов), которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности. Теоретические модели входят в состав теории (в состав схемы). Теоретические схемы: 1) в составе фундаментальной теории – построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы; 2) в составе частных теорий (теоретические схемы и законы колебания, вращения тел, соударения упругих тел); 3) теоретические схемы играют важную роль в развертывании теории.

Некоторые частные теоретические схемы ассимилируются развитой теорией, поэтому они редко сохраняются в своем первоначальном виде, а чаще всего трансформируются и становятся компонентом развитой теории.


^ 35. Идеалы и нормы научного исследования.

(Пухова Л., Шаповалов + Степин) Научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди них могут быть выявлены:

1) собственно познавательные установки, регулирующие процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания. Этот аспект соответствует функционированию науки как познавательной деятельности;

2) социальные нормативы, фиксирующие роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений между собой и с обществом в целом. Этот аспект соответствует функционированию науки как социального института.

Познавательные идеалы и нормы науки имеют сложную организацию, в которой можно выделить: 1. объяснение и описание; 2. доказательность и обоснованность знания; 3. построение и организацию знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности на разных этапах исторического развития наука создает разные типы таких схем.

В содержании любой из выделенных нами трех форм идеалов и норм науки можно зафиксировать как минимум три взаимосвязанных уровня. 1. Представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания (обыденного, стихийно-эмпирического, религиозно-мифологического). Большинство из этих признаков и нормативных требований выполнялись уже в античные времена. 2. Представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном этапе исторического развития. (напр. в древнегреческой математике можно обнаружить несколько различий в идеалах организации знания по сравнению с идеалами Др. Востока: идеал изложения знаний – набор рецептов решения задач; Древняя Греция – идеал организации знаний – дедуктивная развертываемая система, в которой из исходных аксиом выводится следствие). 3. В нем установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии и социальных наук). Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. Современная биология не может обойтись без идей эволюции, поэтому для нее важен метод историзма, который в физике не применяется).

Специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины. Также функционирование и развитие обусловлено определенным образом познавательной деятельности, представлениями об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истинны. Этот образ всегда имеет социокультурную обусловленность – он формируется в науке под влиянием социальных потребностей, испытывая воздействие мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи. Например в трактат о змеях Альдрованди наряду с научными сведениями были включены описания чудес и пророчеств, связанных с тайными знаками змеи, сказания о драконах, о созвездиях змеи, змееносца, дракона и связанных с ними астрологических предсказаний. Такие способы описания были реликтами познавательных идеалов, характерных для культуры средневековья. Познание мира тогда трактовалось как расшифровка смысла, вложенного в вещи и события актом божественного творения.

Идеалы и нормы исследования образуют целостную систему со сложной организацией (А. Эддингтон – «Сетка метода»). «Сетка метода» детерминирована: 1). Социокультурными факторами, определенными мировоззренческими презумпциями, доминирующими в культуре той или иной исторической эпохи. 2). Характером исследуемых объектов.

С трансформацией идеалов и норм меняется и сетка метода и открывается возможность познания новых типов объектов.

Историческая изменчивость идеалов и норм и необходимость в выработке новых регулятивных исследований порождает потребность в их осмыслении. Результат такой рефлексии – методологические принципы, в системе которых описываются идеалы и нормы исследования.


^ 36. Методы научного познания и их классификация.

(Получено от Голоцвана) Метод познания – некоторая специфическая процедура, состоящая из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению целей, либо приближает к ней. Первоначально представление о методе возникло в рамках практической деятельности, где под ним подразумевают некоторую последовательность действий для производства тех или иных вещей. В современной науке эти методы характеризуются как алгоритмы, так как они допускают однозначные решения задач массового характера.

Методы познания могут классифицироваться по разным основаниям деления.

^ I. По точности предсказаний: 1). детерминистские, 2). стохастические (вероятностно-статистические).

II. По функциям, осуществляемым в процессе познания: методы систематизации, методы объяснения, методы предсказания.

III. По конкретным областям исследования: физические, биологические, социальные и т.д.

IV. По уровню познания: эмпирические и теоретические методы.

Существуют три основных метода опосредовано (с применением специальных познавательных средств) получение нового знания – операциональный, экспериментальный и логико-математический. Все остальные частные методы, как правило, представляют некоторую комбинацию этих трех.

На операциональном уровне используются такие процедуры, как систематическое наблюдение, сравнение, счет, измерение. Важность процедур этого уровня в развитии естественных наук была осознана в первой четверти XX века в свете достижений ученых при создании теории относительности и квантовой механики.

В основе экспериментального способа получения нового знания лежит материальное взаимодействие, используемое в познавательных целях. Всякое специфическое воздействие при одних и тех же условиях его осуществления однозначно связано со специфической реакцией предмета исследования. В истории опытных наук эксперимент возникает в эпоху ренессанса и перехода к новому времени.

Операциональный и экспериментальный методы образуют средства получения эмпирического знания, включающего получение фактов и эмпирических обобщений.

Методы эмпирического познания.

^ 1. Научное наблюдение: предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности – наблюдаемого явления, к ее продукту – отчету о наблюдаемом явлении, к ее продукту – отчету о наблюдаемом. 2. Сравнение: предполагает существование такого отношения, в котором сравниваемые предметы объективно выступают как качественно однородные, и никакие другие свойства данных предметов не играют для указанного отношения никакой роли. Отношения, в которых предметы фигурируют как тождественные, однородные, сравнимые и т.д., существуют объективно, независимо от процедуры сравнения. 3. Измерение: процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. Предполагает наличие в средствах деятельности некоторого масштаба (единицы измерения), правил процесса измерения и измерительного устройства. Измерение может быть: 1) прямое, когда результат получается путем непосредственного сравнения измеряемой величины с эталоном, с помощью измерительных приборов; 2) косвенное измерение, когда искомая величина определяется на основании прямых измерений других величин, связанных с первой математически выраженной зависимостью. 4. Эксперимент. Два типа экспериментальных задач: 1) Исследовательский эксперимент- поиск неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; 2) Проверочный эксперимент, применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории. 5. Абстрагирование: заключается в выработке соответствующих концептуальных элементов знания – абстрактных объектов, понятий, категорий. 6. Индукция. Метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Перечислительная индукция – умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. Имеются две ее основные разновидности: 1) полная индукция: исследование конечного и обозримого класса, в посылках содержится информация о наличии или отсутствии определенного свойства у каждого элемента класса; 2) неполная: заключение обо всем классе делается на основании множества утверждений о наличии определенного свойства только у части элементов этого класса: заключения всегда являются незаконными с логической точки зрения и гипотезами в гносеологическом плане. Виды индукции: 1) Индукция через элиминацию (Фриндих Бэкон) – ученый выдвигает на основе наблюдений несколько гипотез о его причинах, затем в ходе экспериментов, наблюдений и рассуждений он должен опровергнуть все неверные предположения о причине интересующего явления. Оставшаяся неопровергнутой гипотеза считается истинной. 2) Индукция как обратная дедукция (Ст. Джевонс и В. Уэвелл) – критерием правильной индукции является дедукция: только то индуктивное восхождение мысли от частного к общему является логически правильным, которое в обратном направлении является строго логическим (дедуктивным). 7. Фальсификация. (Карл Поппер). 8. Экстраполяция. Экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы с одной сферы явлений на другую.

Методы теоретического познания.

^ 1. Идеализация (Э.Мах). Связана с образованием некоторых абстрактных объектов принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Например, понятия «точка», «бесконечность», «абсолютное твердое тело», «идеальный газ».

2. Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемая посредством того, что с изучаемыми объектами явлениями и процессами данные области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Два типа формализованных теорий: 1) полностью формализованные (построены в аксиоматически дедуктивной форме с явным указанием используемых логических средств); 2) частично формализованные (язык и логические средства), используемые при развитии данной науки, явным образом не фиксируются (лингвистика, различные разделы биологии).

^ 3. Математическое моделирование. Математическая модель – абстрактная система, состоящая из набора математических объектов. Два типа математических моделей: 1. модель описания: не предполагает каких бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. Соответствие между формальной и физической структурой не обусловлено какой либо закономерностью и носит характер единичного факта; 2. Модель объяснения. Структура объекта находит себе соответствие в математическом образе, она обладает способностью объяснения.

4. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами результаты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные результаты. В зависимости от того, на каком этапе находится развитие той или иной отрасли знания и какие задачи выдвигаются на первый план, доминирует определенный тип рефлексии: 1) рефлексия над результатами познания; 2) анализ познавательных средств и процедур; 3) выявление предельных культурно-исторических оснований, философских установок, норм и идеалов исследования.

^ Научное познание:

1. Методы эмпирического познания (научное наблюдение, эксперимент, измерение, использование приборов, эмпирическое обобщение, выдвижение эмпирических гипотез, формулировка эмпирических законов, их эмпирическое подтверждение, фальсификация, экстраполяция и др.).

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-mikroekonomika-chast-1-i-chast-2-dlya-bakalavrov-po-napravleniyu-ekonomika-080100-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-opd-f-02-05-gidravlika-kod-i-naimenovanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-organizaciya-pitaniya-turistov-specialnost-230500-socialno-kulturnij-servis-i-turizm-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-strategicheskoe-planirovanie-v-turizme-specialnost-230500-socialno-kulturnij-servis-i-turizm.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-tehnologii-viezdnogo-turizma.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-zoopsihologiya-i-sravnitelnaya-psihologiya-blok-disciplin-opd.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-obshaya-trudoemkost-modulya-gumanitarnij-socialnij-i-ekonomicheskij-cikl.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-mirovoj-ekonomiki-na-sovremennom-etape.html
  • composition.bystrickaya.ru/peredacha-informacii-v-telekommunikacionnih-sistemah-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-marketingovoj-sredi-s-tochki-zreniya-upravleniya-sprosom-planirovanie-i-virabotka-strategii-firmi-31-effektivno.html
  • bukva.bystrickaya.ru/modernizaciya-mini-kolbasnogo-ceha-chast-13.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-kovdorskij-gorno-obogatitelnij-kombinat-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/demontazhnie-raboti-tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta.html
  • report.bystrickaya.ru/knigi-i-stati-iz-sbornikov-i-stati-iz-sbornikov-bibliograficheskij-ukazatel-literaturi.html
  • university.bystrickaya.ru/glavnaya-redakciya-rasskazat-pravdu-o-televidenii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovet-direktorov-mgts-rekomendoval-sobraniyu-akcionerov-press-sluzhba-oao-tattelekom-dajdzhest-smi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/potencial-resursa-i-kompanii-uchebno-metodicheskij-kompleks-teoriya-organizacii-udk-bbk-t-rekomendovano-k-izdaniyu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-tehnologiya-chekanki-flerov-deminatehnika-hudozhestvennoj-emali-chekani-kovki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-virusi-virusi-virusi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-100201-65-230800-specialist-po-turizmu-sankt-peterburg.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-teoriya-elastichnosti-sprosa-i-predlozheniya-metodicheskie-rekomendacii-po-srs-srsp-razrabotani-st-prepodavatelem.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-tehnologiya-prodazh-uslug-turistskoj-deyatelnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-postupleniya-v-magistraturu-po-napravleniyu-politologiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-principi-postroeniya-sapr-lekciya-1-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskva-mer-ukaz-ot-10-iyunya-2008-g-n-41-um-o-sozdanii-obshestvennogo-soveta-goroda-moskvi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-turistsko-kraevedcheskoj-napravlennosti-meridian-srok-realizacii-4-goda-vozrast-obuchayushihsya-11-15-let.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-5remonti-generatorov-i-sinhronnih-kompensatorov-kurs-lekcij-dlya-studentov-spec-100100-kirov-2004.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vozvrashenie-yazicheskih-tradicij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-turizm-istoriya-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie-profil-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglament-zhalpi-erezheler-pzhmissiz-azamattara-anitama-beru.html
  • grade.bystrickaya.ru/ministr-oboroni-anatolij-serdyukov-vistupil-v-gd-novosti-11.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-pervij-pyatiletnij-plan-1953-1957-gg-sovetskij-opit-na-zemle-chzhungo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mediki-podtverdili-chto-deputat-gruzdev-gotov-k-kosmicheskim-trenirovkam-grizlov-b-v-monitoring-smi-6-8-oktyabrya-2007-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/georg-byuhner-vojcek-dejstvuyushie-lica.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-v-proizvodstvo-po-delam-s-uchastiem-kodeks-respubliki-tadzhikistan.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-adresovana-soiskatelyam-vedushim-issledovaniya-v-ramkah-specialnosti-05-13-18-matematicheskoe-modelirovanie-chislennie-metodi-i-kompleksi-programm.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/makkarti-l-it-bezopasnost-stoit-li-riskovat-korporaciej-per-s-angl.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-s-molodezhyu-v-kulturno-obrazovatelnih-centrah-kurganskoj-oblasti.html
  • crib.bystrickaya.ru/kiber-grandzh-gruppa-adaptaciya-pchyol.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-obedinennie-mashinostroitelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora-stranica-26.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.