.RU

Учебник мастерства» // Информационный и научно-методический журнал «Региональное образование: современные тенденции» («рост»)






«Мой умный навигатор на уроке»

Учебник сотворчества. Учебник мастерства.

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами своим педагогическим опытом, ориентируясь на следующие вопросы:

· В какой степени современные учебники являются умными навигаторами на уроке?

· Какие интересные формы и методы работы предлагает учебник учителю и ученикам? Помогают ли они учителю или учитель должен сам помочь учебнику своими дополнительными разработками, творческими заданиями, диагностическим материалом?

· Каким образом организация работы с данным материалом способствует формированию универсальных учебных действий, базовых учебных компетенций учащихся, творческому развитию, самостоятельному добыванию ими знаний?

Обозначенный круг вопросов определяет проблемное поле профессиональных трудностей в использовании потенциала учебника как средства обучения.

Вы прекрасно помните то время, когда литературу (как, впрочем, и другой школьный предмет) преподавали по единому, для всех обязательному учебнику, соответствующему Федеральной программе. Сейчас ситуация изменилась кардинально – пожалуй, ни у одного предмета не существует такого количества авторских программ и учебников, как у литературы (их уже более десяти). Действительно, реально никто не изучал – хорошо или плохо такое количество альтернативных линий по предмету. На ваш взгляд, это явление благотворное или опасное? Задумывались ли вы хоть раз над тем, а зачем вообще нужны учебники и какова их роль в литературном образовании?

В отличие от других предметов, литературу нельзя изучить по учебнику – это бессмысленно, поскольку собственно литература – это книги, которые должен прочесть каждый ученик. Прочесть и разобраться в них – самостоятельно или с помощью учителя.

Конечно, надо понимать, что ни один, самый хороший учебник, не привьет любви к литературе. Его роль вспомогательная. Точно так же нельзя преувеличивать и роль учителя. Литература вообще как вид искусства самодостаточна – в настоящей книге есть все для полноценного общения читателя и писателя. И тогда, действительно, встает вопрос - а нужен ли учебник литературы? Может быть, лучше просто издавать классические книги с хорошими иллюстрациями?

... И тем не менее, учебник может и должен быть полезен. Для этого он не имеет права оставлять ученика равнодушным. В течение пяти лет я участвовала в апробации учебника литературы для 5-11 классов издательства "Русское слово" (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев). Вспоминаю слова Геннадия Самуйловича Меркина, одного из авторов названной линии, сказанные на семинаре в Липецком ИРО в 2005 году: «При создании своих учебников я думал прежде всего о детях, имея в виду замечательную идею Льва Толстого: «Верен лишь тот образ преподавания, которым довольны ученики».

А они могут быть довольны лишь тогда, когда знают, зачем им нужна эта книга. Но дети все разные – индивидуальные и неповторимые. Поэтому в учебнике должно быть и то, что необходимо для всех, и то, что может быть интересно и полезно тем, кто хочет знать больше. В идеале, они все должны захотеть узнать больше, чем сказано в учебнике, но пробудить в них это стремление нужно индивидуально, обращаясь к каждому, предлагая разные формы и способы общения. В учебнике может быть материал необязательный, вызывающий удивление и пробуждающий жажду самостоятельного познания, то есть выхода за пределы учебной книги. Через это драгоценное ученическое удивление можно и нужно идти вглубь, на нем зиждется интерес, без которого невозможно полноценное литературное образование в принципе. Но полезен учебник должен быть всем – и тем, кто не хочет получать плохих отметок по предмету, и тем, кто хочет подготовиться к выбору профессии в гуманитарной сфере, и тем, кто хочет научиться получать удовольствие от общения с книгой, интеллектуально и духовно развиваться, познавать себя и самореализовываться.

Приведу еще одну цитату из интервью с Г.С.Меркиным на портале «Общественно-государственная экспертиза» (от 20 марта 2009 г.): «И если ученик прожил с моими учебниками с 1 по 9 класс, он должен научиться вести самостоятельный внутренний диалог с писателем, задавать вопросы, без ответа на которые человеческая жизнь станет биологическим существованием».

Трудно не согласиться с мнением уважаемого Г.С.Меркина. Да, современный учебник определенно должен быть и кладезем знаний, и навигатором, который открывает путь к дополнительным знаниям. Думаю, и учащимся, и педагогам нужен хороший учебник, ориентированный на современного школьника, отвечающий запросам времени, позволяющий обеспечивать не только качественное преподавание предмета, но и являющийся источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», способствующим полноценному становлению личности.

И автор учебника ориентирует преподавателя на урок сотворчества. Эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Ученик должен почувствовать интерес к работе, понять ее сущность, смысл и получить радость от своей работы. На каждом уроке он должен утверждаться в своей успешности, самодостаточности.

Разные современные подходы к обучению реализует учебник, разработанный Г.С. Меркиным, С.А. Зининым, В.И. Сахаровым, В.А. Чалмаевым:

- коммуникативно-деятельностный;

- дифференцированный;

- культуроведческий;

- личностно-ориентированный.

ТВОРЧЕСТВО - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Роль учителя - (вовремя!) заметить и развить творческие «ростки» в маленьком человеке.

А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выду­мывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних!) рассказов, сказок, стихов? Можно ли сделать так, чтобы дети в стенах своей школы чаще встречались с «праздником души» - собственным творческим вдохновением?! Наконец, какими примерами, методами работы со словом побудить наших девчонок и мальчишек пойти навстречу этому творческому вдохновению?

Ответом на эти вопросы стала продуманная и интересная система внеклассной работы по предмету, которую я предложила своим ученикам, во многом используя и накопленный опыт, и методические рекомендации и находки апробированного учебника по литературе (автор-составитель Г.С. Меркин).

Творческие задания в рубриках «Живое слово», «Литературная игра», «Пофантазируем», рекомендации для проведения внеклассных уроков в рубриках «После уроков», «Для вас, любознательные!» нацеливают на получение дополнительной информации по предмету, на самостоятельный поиск материалов, творческую инициативу детей. С некоторыми направлениями в творческом развитии детей (благодаря «подсказкам» автора Г.С. Меркина) я и хочу вас познакомить.

В программу по литературе Г.С.Меркина для 5–9 классов включен материал о возможных формах внеурочной деятельности. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо проводить указанные творческие дела в предложенной системе, либо разработать свою программу, основанную на личном опыте и видении проблемы.

В учебнике Г.С. Меркина представлено большое количество новых рубрик, позволяющих ученику и учителю осуществить свой выбор в связи с поставленными целями и задачами и учётом личностных особенностей школьника.

Эффективно организовать внеклассную работу по предмету помогает рубрика «После уроков», в которой автор предлагает разные формы: фестивали, праздники, концерты, экскурсии, викторины, выставки книг, литературные вечера и т.п.

Осуществлению внутрипредметных связей помогают рубрики «Живое слово», «В мире художественного слова…», ученики, выполняя задания автора учебника, учатся работать с различными справочниками и языковыми словарями. Знакомясь с другими рубриками учебника, – «Поразмышляем о прочитанном», «Для вас, любознательные», «Пофантазируем» – ученик, вступая в диалог с автором учебника, получает советы в корректной форме по самообразованию, и, выполняя задания, выбирает то, что ближе ему: рисует, готовит сообщение, учит наизусть, пишет сочинение-рассуждение, идет в библиотеку для того, чтобы выбрать новую книгу. Осуществлять культуроведческий подход учителю позволяет работа с иллюстрациями, рисунками, портретами.

Учитывая творческую направленность заданий, я выбрала оптимальный вид урока – творческая мастерская-практикум с использованием приемов технологии развития критического мышления (стадия вызова, осмысления, рефлексии) с выходом на творческую работу. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обу­чения.

Занятия в мастерских строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников.

Организация групп осуществляется по следующим моделям:

^ I модель – только слабые, только средние, только сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.

Задания группам составляются в соответствии с моделями групп, сформированных к дан­ному уроку, по уровню сложности. Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕ­УСПЕХА» не бывает.

Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:

Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

  1. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).

  2. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

  3. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.

  4. Индивидуальное и коллективное творчество.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения про­блемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения.

Первые мастерские провожу в 5 классе. Поделюсь, на мой взгляд, успешным сотворчеством (одной из идей, заложенных в учебник), когда ребенок, пятиклассник, совершает открытие, уверенный в том, что и я вместе с ним открываю…

Изучение раздела «Из устного народного творчества» было спланировано следующим образом:

^ Урок-путешествие «Что такое фольклор?»

1 урок. Вводный урок. Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Урок-исследование

2 урок. Малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

^ Библиотечный урок

3 урок. «Жить по народной мудрости».

Урок-игра

4 урок. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Урок-размышление

5 урок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы в сказке.

Урок-беседа

6 урок. Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от волшебной.

^ Урок-конкурс знатоков русских народных сказок. Защита индивидуального проекта «Зачем детям нужны сказки?»

7 урок. «В гостях у кота Баюна»

8 урок. Итоговый урок – мастерская. Фольклорный праздник «На посиделках».

^ Внеклассное мероприятие «Березкина неделя». (См. рубрику «После уроков» с. 59 ч. I «Литература. 5 класс»).

Каждый из уроков стал для детей настоящим «открытием», познанием-проникновением в удивительный мир устного народного творчества, обогатил их представления о фольклоре.

Результатом работы мастерской становится продукт коллективного или индивидуального творчества со сле­дующей структурой:

^ Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.

В
иды творческих мастерских в зависимости от темы урока и возраста учеников:

1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель та­ких уроков состоит из следующих этапов:

2. ^ Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, на­правление, течение в литературе, жанр и т.д. Вечер юмора «Над чем смеетесь?» (по произведениям сатириков-юмористов Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи и др.) – 7 класс. «Человек на войне» – 11 класс.

^ 3. Учебно-исследовательские проекты. Проектная деятельность эффективно работает на формирование коммуникативной компетенции, развитие личности на всех этапах, начиная от обсуждения основополагающего вопроса, когда учащиеся намечают пути исследования и формулируют свои проблемные вопросы внутри проекта до публичного выступления, презентации результатов своего труда.

Ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.

Что же может стать содержанием исследования по литературе?

Найти удачную тему не так-то просто, но если это получится, то работа над проектом станет настоящим праздником и для педагога, и для детей.

И здесь на помощь учителю приходит учебник. Начиная с 8 по 11 класс в учебниках литературы Г.С.Меркина для 8 класса, В.И.Сахарова, С.А. Зинина для 10 класса и В. Чалмаева, С. Зинина для 11 класса после каждого раздела располагаются рубрики «Темы для рефератов, сообщений, творческих работ» или «Доклады и рефераты», которые могут помочь педагогу и ученикам в выборе темы проекта. Так, например, при изучении пьесы «Снегурочка» А.Н.Островского (8 класс) в данной рубрике предлагаются следующие темы:

  1. «Снегурочка» и устное народное творчество.

  2. Москва А.Н.Островского.

  3. Исполнители пьесы и оперы и др.

Творения драматурга А.Н.Островского изучаются и в 10 классе. Если возник интерес – исследование можно продолжить. Та же рубрика подскажет тему:

  1. Историческая тема в драматургии А.Н.Островского.

  2. Особенности жанра комедии в творчестве А.Н.Островского.

  3. Христианские мотивы и образы в пьесах А.Н.Островского.

А изучая раздел «Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники» мы выбрали тему именно из данной рубрики – «В.А.Жуковский и А.С.Пушкин». Исследуя лицейский период в жизни А.С.Пушкина, создали замечательный проект «Загадка Царскосельского лицея» (7 класс), рубрика «Живое слово» подсказала нам и тему исследования судьбы Ломоносова, его вклада в науку – получился в итоге замечательный коллективный проект «Врата учености» (6 класс). Рубрика «Для вас, любознательные» (с.66-67 ч.1 «Литература.5 класс») и размещенный в ней материал о создателях славянской азбуки святых Кирилле и Мефодии, о праздновании в их честь 24 мая Дня славянской письменности и культуры, очень заинтересовал моих пятиклассников. Так, благодаря учебнику, появился творческий проект «Откуда есть пошла славянская письменность…». Эти проекты отмечены дипломами и продемонстрированы на школьной и межшкольной научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура», межрайонном форуме по проектной деятельности с использованием ИКТ «Шаг в будущее» в МОУ лицей с. Долгоруково и на II Региональной научно-практической конференции школьников «К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ 2010», проходившей на базе МОУ лицей №44 г. Липецк, а также мы их отправили в методическую копилку «Творческая мастерская», разместили на персональном сайте http://lira.dolgorukovo.net и используем на учебных занятиях презентации, буклеты и т.п.

Таким образом, овладение учениками навыками исследовательской работы, предусматривающей определенную последовательность действий, формирует умение ориентироваться в огромном мире информации, действовать в команде и самостоятельно, вырабатывать собственное мнение, представлять результаты своего труда.

^ 4. Система образов. Характеристика персонажей. Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики. «Центральные образы пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского» – 8 класс. «Митрофанушка и Простакова», «Петр I и Карл XII в поэме А.С. Пушкина «Полтава», «Хорь и Калиныч» – 7 класс. «Система образов романа Ф.М.Достоевского «Идиот» – 10 класс.

5. «Проба пера». Поэтический островок. Что дает учебник Г. С. Меркина тем, кто хочет научиться писать? 1.Регулярная возможность писать (после каждой темы – рубрика «Живое слово»). 2. Интересные темы, возможность выбора. 3. Образцы (тексты, созданные другими, более опытными). Стихотворные импровизации помогают учащимся быть ближе к поэтической речи, обогащают их язык, воспитывают вкус и внимание к русскому слову.

Сколько души, тепла, искренности в этих детских работах! Стихи ребята продолжают писать и выйдя из стен школы, для себя, «для души», как они мне потом говорят, делясь своими поэтическими опытами в заветных тетрадях и блокнотах.

^ 6. Поэтическая мастерская предусматривает и составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защиту, а также анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных (напишите бывальщину, сочините сказку, басню, составьте монолог Паруса, скользящего «в луче золотом»; диалог туч, мчащихся «с милого севера в сторону южную» или напишите рассказ от имени листка о его путешествии к Черному морю из «отчизны суровой», стилизация под летопись, сочинение – размышление «Радость полета» – после прочтения мифа «Дедал и Икар», продолжение рассказа (В.Г.Короленко «В дурном обществе»), допишите финал романа «Дубровский»; работа с теорией лите­ратуры. «Цветок полевой России» – 6 класс (с.154 ч.2), «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова».

^ 7. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов или по описанным в произведениях городам. «Украинскими дорогами Гоголя» – 6 класс, «На родине И.С. Тургенева» – 7 класс, «Бунинский Елец», «Литературный Орел» –5 класс (с.46 ч.2) «По следам Печорина» – 10 класс.

^ 8. Интегрированная мастерская способствует осуществлению межпредметных связей: урок литературы, истории, ИЗО, краеведения. «Последнее уничтожение на Бо­родинском поле» – 5 класс, «Из истории Полтавского сражения» –7 класс (с.59 ч.1), «Александр Невский в истории России» –8 класс (с.62 ч.1), «Троица» Андрея Рублева» –8 класс (с.63 ч.1).

^ 9. Психологическая мастерская. Актерское перевоплощение. «Если бы княгиню Трубецкую довелось играть мне…», «Рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта» – 7 класс. «Проведите маленькое психологическое исследование. Прочитайте эпизод и по его содержанию дайте характеристику персонажу» – 6 класс (с. 226 ч.2). «Психологический портрет героев романа «Идиот» Ф.М. Достоев­ского» – 10 класс.

10. «Пофантазируем!» - так называется одна из рубрик в учебнике Меркина, предлагающая детям, любящим рисовать и умеющим это делать, создать иллюстрации к произведению, отдельному эпизоду, нарисовать портрет героя, создать мультфильм, эскизы к обложке иллюстрированного журнала, нарисовать герб рода Дубровских, Троекуровых, рисунок к пословице, к сказке. Это способствует развитию воображения, творческому самовыражению ребенка. А теперь представьте себе одухотворенные лица моих шестиклассников, когда им после наблюдений, открывающих внутренние связи в «организме стиха», как-то само собой захотелось взять в руки цветные карандаши и наглядно представить, как меняется образно-эмоциональный строй есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём цвета, света, звука… Они раскрашивали, передавая линией настроение… И это сделало картину мира стихотворения «Песнь о собаке» еще более ощутимой, зримой.

«Любое настроение, которое создаётся художественным произведением, можно выразить по-разному: словом, иллюстрацией, цветом, линией» (Г.С.Меркин). Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что прочитали, о чем они пишут сами. Мир в их рисунках очень ярок, контрастен, они даже буквы в слове-надписи раскрашивают в разные цвета.

Предложив ученику такую возможность творческого развития, мы воспитаем в нем человека, любящего мудрость написанного слова, а значит, поможем становлению свободной, гуманно мыслящей личности.

Информационная насыщенность учебника позволяет даже при отсутствии дополнительного учебно-методического материала провести урок интересно, используя разнообразные виды деятельности, как самого учителя, так и учащихся.

Достоинством учебников Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева является и то, что это завершенная линия с 5 по 11 класс, выдерживающая одну концепцию. Логика построения и подачи материала такова, что позволяет с 5 по 9 класс постепенно решить глобальную задачу, стоящую перед литературным образованием в основной школе: показать развитие отечественной литературы от древности до современности. Делать это нужно поэтапно, соотнося материал с возрастными особенностями и общей логикой курса. Так в 5 классе в центре внимания – книга, в 6 – литература, в 7 – творчество, в 8 - история, в 9 - историко-литературный процесс. Здесь главное – сохранение преемственности в формировании читательской культуры учащихся и подходов к изучению литературного произведения.

Особенностью учебника является также то, что его авторы требуют и от учителя той же мыслительной, коммуникативной активности: ведь он такой же читатель, как и ученик. Его восприятие литературы и (что особенно важно для учителя) его методика обучения литературе должны быть построены на творческом понимании текста как художественного произведения, так и учебника. Так, например, рубрика «После уроков» предлагает организацию внеклассной работы по предмету, помогая учителю в выборе ее формы (фестивали, праздники, концерты, экскурсии, викторины и т.п.), но не навязывая жестко ее содержания.

Хорошо это или плохо? Всегда ли учитель имеет возможность самостоятельно разработать внеклассное мероприятие в соответствии с той идеей, которую подразумевают авторы учебника? Вопрос спорный даже с учетом приоритетности интерактивных форм обучения, а значит, и преподавания. Для творческих учителей он будет решаться положительно, т.к. идея будет падать на «добрую почву». Для других такой подход будет вызывать, очевидно, неудовлетворенность из-за отсутствия «готовых» ответов на все вопросы.

…Однако не стоит забывать о том, что никакой учебник не заменит настоящей, живой книги, современного урока с добрым, чутким, теплым и любящим учеников учителем. Только в творчестве двоих — ребенка и учителя — рождается истина и взаимопонимание.





uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-differencialnaya-psihologiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-obuchayushegosya-almati-2011-g.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-studentov-instituta-psihologii-pedagogiki-i-upravleniya-obrazovaniem-kgpu-im-v-p-astafeva-obuchayushihsya-po-specialnosti-100110-65-domovedenie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dnm-1-osnovi-psiholingvistiki.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dokumentacionnoe-soprovozhdenie-turisticheskoj-deyatelnosti-programmi-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-01-obshee-yazikoznanie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/41-ciklicheskaya-i-linejnaya-modeli-istoricheskogo-processa-sootnoshenie-civilizacionnih-i-formacionnih-podhodov.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-tipi-kapitalisticheskih-predpriyatij-otchetnost.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritaya-yunosheskaya-referativno-prakticheskaya-astronomicheskaya-konferenciya-moskovskogo-regiona-vegovskie-chteniya-23.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-sokrashenie-slova-benzo-v-slozhnih-slovah-baba-slovarya-avtolyubitelya-ot-a-do-ya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrumentalnij-koncert-i-muzika-dlya-skripki-solo-genrih-ignac-biber-arkandzhelo-korelli-antonio-vivaldi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-uchebnoj-programmi-po-specialnosti-5v071300-transport-transportnaya-tehnika-i-tehnologiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zashita-ot-atak-chernogo-pr-vujma-a-o-chernom-pr.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-predstavleniya-mislitelej-novogo-vremeni-o-sushnosti-gos-va-politiki-i-prava-lokk-gobbs-monteske-russo.html
  • spur.bystrickaya.ru/malie-anomalii-razvitiya-serdca-lekciya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-zadaniya-kurs-1-napravlenie-vse-napravleniya-forma-obucheniya-zaochnaya-semestr-1.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/maloe-predprinimatelstvo.html
  • control.bystrickaya.ru/deputati-edinoj-rossii-vhodyashie-v-rossijskuyu-delegaciyu-v-pase-podgotovili-proekt-rezolyucii-po-estonii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/isterik-samih-horoshih-i-plohih-akterov-mi-vidim-otnyud-ne-na-scene-ya-vibrala-ne-togo-muzhchinu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskie-materiali.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kiku-musi19iz-mimi-bukuro-istoriya-o-zhivom-prizrake-kotorij-ubil-svoyu-sopernicu-iz-kondzaku-monogatari1.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipovaya-instrukciya-po-bezopasnomu-vedeniyu-rabot-dlya-personala-kotelnih-rd-10-319-99-stranica-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-vozmozhnost-prakticheskogo-rasprostraneniya-opita-poluchennogo-v-hode-realizacii-metodicheskoj-razrabotki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-informacionnie-i-kommunikacionnie-tehnologii-v-professionalnoj-deyatelnosti.html
  • college.bystrickaya.ru/2-mesto-uchebnoj-disciplini-v-strukture-oop-vpo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/operedache-gazoprovodov-voprosi-kasayushiesya-kommunalnoj-sobstvennosti-zemelnih-otnoshenij-i-drugie-voprosi.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-okazaniya-medicinskoj-pomoshi-na-etapah-uchebnoe-posobie-tver-2007-udk-616-053-5-084-613-955-bbk-51-28.html
  • klass.bystrickaya.ru/5trening-minimum-po-cho-urokov-po-teme-kvadratnie-uravneniya-algebra-8-j-klass.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksej-fedorovich-bogomolov-rodilsya-v-1913-g-postupil-v-mei-v-1937-g-okonchil-ego-s-otlichiem-i-bil-prinyat-v-aspiranturu-zatem-stal-stalinskim-stipendiatom.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osisteme-realizacii-programmi-razgovor-o-pravilnom-pitanii-v-maou-gimnaziya-5-g-permi-realizaciya-programmi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statisticheskoe-izuchenie-brachnosti-i-razvodimosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-osnovnie-faktori-sovremennoj-urbanizacii-vusloviyah-zrelogo-socialisticheskogo-obshestva-vazhnoe-znachenie-priobretaet.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-soderzhanie-uchebnoj-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-pedagogicheskaya-psihologiya-dlya-specialnostej.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-1-na-pervij-vhod-amplitudnogo-modulyatora-podaetsya-pervichnij-signal-na-vtoroj-vhod-nesushie-kolebaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-evropejskogo-soyuza-traseka-dlya-stran-partnerov-mezhdunarodnie-logisticheskie-centri-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/topic-travelling-osnovnoj-kurs-essential-course-uprazhneniya-po-intonacii-exercises-in-intonation-uprazhneniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-geofizika-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-013600-geoekologiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-obespechenie-upravleniya-zemelnimi-resursami-v-primorskom-krae-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/r-v-babun-voprosi-mestnogo-samoupravleniya-2008-6-22-s-14-23.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sedmaya-illyuziya-kurenie-pomogaet-sosredotochitsya-i-luchshe-rabotat-tabachnij-tuman-obmana.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mehanizm-i-funkcii-gosudarstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.