.RU

Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано» - страница 5



4.1 Буквенно-цифровой код (БЦК)


Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования двузначных и трехзначных чисел в слова.

Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.

0 – НМ; 1 – ГЖ; 2 – ДТ; 3 – КХ; 4 – ЧЩ; 5 – ПБ; 6 – ШЛ; 7 – СЗ; 8 – ВФ; 9 – РЦ;

Число 25 кодируется следующим образом: 25 – ДТ ПБ.

Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.

Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможны 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трехзначного числа:

25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ

350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН

По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания. Например: 35 = КБ = КуБ.

 

4.2 Представление слова образом


Когда вы воспринимаете слова, они автоматически вызывают в вашем воображении зрительные образы, в соответствии с ранее установленными взаимосвязями. Например, вы понимаете слова "собака", "ворона", "спичка" именно потому, что при их восприятии в воображении рефлекторно возникают соответствующие картинки.

Обычно образы возникают в воображении очень слабые, настолько слабые, что многие люди даже не осознают того факта, что понимание слова осуществляется именно благодаря зрительным образам. Таким людям кажется, что они понимают слова без зрительных образов.

Вы можете легко убедиться, что, если связь слова с образом ранее установлена не была, то вы не сможете понять значение слова. Сравните: хито, акаи, утау, мисэ. Или: человек, красный, петь, магазин. Эти слова обозначают одни и те же зрительные образы. Возникающий в воображении образ – это и есть ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ) СЛОВА. Образ-значение является общим основанием для любых языков. Люди говорят на разных языках, но мыслят одинаковыми зрительными образами.

Обычного представления образов недостаточно для качественного запоминания. Образы, стихийно возникающие в воображении, следует специально усиливать и приводить к виду, удобному для запоминания. Образы не должны быть слишком простыми или слишком сложными (сюжетные картинки). Образы должны быть крупными, объемными, цветными и детальными.

Хорошим примером того, какими следует представлять зрительные образы, могут служить образы, создаваемые на программах трехмерной графики (3D Studio MAX). На этих же программах очень хорошо тренировать визуальное мышление.


4.3 Подбор слова по согласным буквам


После того как двузначное или трехзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел – 4 варианта, для трехзначных чисел – 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.

25 – ДТ ПБ = ТП = ТоПор

826 – ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр

Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова – таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).

Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами – прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.

846 – ВФ ЧЩ ШЛ – ВЧШ – Восковая ЧаШа

466 – ЧЩ ШЛ ШЛ – ЧШЛ – Черная ШеЛковица

В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.

497 – ЧЩ РЦ СЗ – ЧРС – ЧеРСтвый хлеб

 

4.4 Преобразование чисел в образы


Любые числовые сведения перед запоминанием необходимо преобразовать в зрительные образы. Это осуществляется с помощью буквенно-цифрового кода. По буквам, соответствующим определенным цифрам, подбирается слово, которое рефлекторно вызывает в воображении удобный для запоминания зрительный образ.


Преобразование в образы чисел от 01 до 09


В этих случаях цифра "0" игнорируется при запоминании и добавляется при припоминании. Дело в том, что однозначные числа практически не встречаются при запоминании. Так, если вы запоминаете телефонный номер: 356-09-90, то необходимо запоминать либо 09, либо 90.

(0)1 = 1 = ГЖ = гЖ = Ж = еЖ = зрительный образ ежа

(0)4 = 4 = ЧЩ = Чщ = Ч = Чай = зрительный образ чая

(0)9 = 9 = РЦ = рЦ = Ц = яйЦо = зрительный образ яйца

 

Преобразование в образы чисел от 10 до 99


10 = ГЖ НМ = Гж Нм = ГН = оГоНь = зрительный образ огня

35 = КХ ПБ = Кх пБ = КБ = КуБ = зрительный образ куба

 

Преобразование в образы чисел от 000 до 999


000 = МН МН МН = Мн мН Мн = МНМ = МаНоМетр = зрительный образ манометра

002 = МН МН ДТ = Мн мН дТ = МНТ = МоНеТа = зрительный образ монеты

232 = ДТ КХ ДТ = Дт Кх дТ = ДКТ = ДиКТофон = зрительный образ диктофона

836 = ВФ КХ ШЛ = вФ Кх шЛ = ФКЛ = ФаКеЛ = зрительный образ факела

Процесс преобразования двузначных и трехзначных чисел в зрительные образы – длительный и трудоемкий, поэтому обучающиеся мнемотехнике пользуются "Справочником образных кодов", в котором заранее составлены образные коды двузначных чисел, трехзначных чисел, букв русского алфавита, названий месяцев, названий дней недели. 

 

4.5 Кодирование в образы цифрового ряда


Любой цифровой ряд считается информационным сообщением и принудительно разбивается на элементы: двузначные или трехзначные числа.

5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2

510 + 470 + 457 + 542

ПиЖаМа + ЧеСНок + ЧиПСы + ПеЧаТь

5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2

51 + 04 + 70 + 45 + 75 + 42

ПоГоны + Чай + СаНи + ЧиП + ЗуБ + ЩиТ

Если количество цифр в числовом ряде нечетное, то такой ряд разбивается на сочетание двузначных и трехзначных чисел.

При запоминании необходимо стремиться к сокращению количества элементов в запоминаемой информации, поэтому разбивка запоминаемого цифрового ряда на трехзначные числа – более рациональная.

Разбивка запоминаемого цифрового ряда на однозначные числа или на четырехзначные – нецелесообразна. В первом случае получается всего десять образов, соответствующих десяти цифрам. Это приведет к частой повторяемости образов в ассоциациях, что делает практически невозможным запоминание числовой информации.

Во втором случае сильно усложняется подбор слова по буквам. Подобрать слова, соответствующие четырем цифрам – практически невозможно. Для этого потребуется подобрать 10000 слов. Такого количества слов-образов просто нет ни в одном языке. Так, в орфографическом словаре русского языка, включающего в себя 106000 слов, лишь около 3000 основных слов, остальные – их производные (прилагательные, глаголы, наречия). При этом следует учитывать, что для кодирования чисел подходят лишь простые существительные типа "лампа", "карандаш", "утюг". Такие слова, как "бегать", "уютный", "сногсшибательный", не годятся для кодирования чисел. Эти слова требуют дополнительной "обработки", они сами нуждаются в преобразовании в простые и удобные для запоминания зрительные образы.

 

4.6 Прием символизации


Прием символизации применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово – это слово, не имеющее фиксированного образного значения.

Символы окружают человека со всех сторон. Буквы русского алфавита символизируют (обозначают) звуки речи. Дорожные знаки символизируют определенные правила. Иконки на экране вашего монитора обозначают определенные функции и команды.

Есть символы, закрепленные в массовом сознании, то есть в сознании большинства людей. Такие символы тиражируются средствами массовой информации и понятны всем: "Голубь" – символ мира, "Черепаха" – символ медлительности, "Череп" – символ смерти, "Корона" – символ власти, "Пальма, море, яхта" – символы отдыха, курорта, отпуска.

Но при запоминании приходится преобразовывать в зрительные образы любые абстрактные слова, не только те, которые уже имеют фиксированные образы.

В этом случае каждый человек должен самостоятельно подбирать зрительный образ, в соответствии с содержанием своей памяти.

Для одного "ревность" – это мокрый носовой платок, для другого – разбитая табуретка. Одни представляют богатство в виде мешка с деньгами, другие – большим количеством друзей, а третьи – огромной библиотекой.

Ниже приводятся примеры подбора образов под абстрактные слова:

В любом случае, подбирая символ для абстрактного слова, следует подбирать образ, удобный для запоминания. В большинстве случаев следует брать тот образ, который первым вспыхнул в вашем воображении при восприятии слова. Если вы затрудняетесь подобрать образ под какое-то слово, следовательно, вы не осознаете это слово, его смысл для вас не определен, вы его не понимаете.

Применяя прием символизации, вы автоматически наводите порядок в своей голове, уточняете смысл и значение используемых вами слов. И кроме этого вы поймете, что называя одни и те же слова, разные люди понимают под ними совершенно разные вещи.

Если человек заявляет "Я тебя люблю", то следует уточнить, а что, собственно, он любит: ваше тело, вашу душу, вашу квартиру, ваши связи, ваши деньги?


4.7 Хорошо знакомая информация


У людей, не владеющих мнемотехникой, существует понятие "легко запоминаемый телефонный номер" и "трудно запоминаемый телефонный номер". Многие телефонные компании и рекламные агенства даже продают телефонные номера, которые легко запомнить.

Давайте разберемся в том, почему одни телефонные номера запоминаются легко, а другие никак не хотят запоминаться.

Вот два телефонных номера: 917-41-45 и 746-83-57.

Очевидно, что первый телефонный номер относится к категории легко запоминаемых. Почему? Потому что элементы, из которых состоит этот номер, многим хорошо знакомы: 917, 41, 45. А что значит "хорошо знакомы"? А это значит то, что при восприятии этих чисел в вашем воображении возникают ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ. Когда вы смотрите на число 917, вы вспоминаете про революцию и в воображении может возникнуть картинка штурма Зимнего дворца. Когда вы воспринимаете число 41, то вы вспоминаете про начало Второй мировой войны и в воображении может появиться картинка свастики. Когда вы смотрите на число 45, то вы вспоминаете об окончании войны, это число может вызывать в вашем воображении салют или парад на Красной площади.

При восприятии элементов второго телефонного номера образы в воображении не возникают и поэтому его трудно запомнить. Ведь мозг способен запоминать только связи, а если образов нет, то и связи не могут быть установлены.

Если элементы запоминаемого информационного сообщения рефлекторно преобразуются в зрительные образы, то эти образы и следует брать для запоминания. Специального преобразования в образы не требуется.

Вот несколько примеров элементов информации, которые вызывают зрительные образы и поэтому являются легкими для запоминания.

Хорошо знакомая информация – это информация, элементы которой при восприятии вызывают зрительные образы в воображении.

Описанный здесь прием НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ЧИСЕЛ. Этим приемом преобразуются в образы в основном названия, имена и фамилии.

Данный прием следует применять только тогда, когда воспринимаемый вами элемент сам вызывает образ в вашем воображении. В других случаях следует переходить к использованию других приемов кодирования.

 

4.8 Прием кодирования по созвучию

Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо нам знакомые слова, которые мы легко можем представить в виде зрительных представлений.

Принцип преобразования слов в образы этим приемом хорошо виден на примерах:

Вспоминая образ и называя его про себя, вы легко вспомните звучание нового для вас слова, термина, понятия, фамилии.


4.9 Прием образования слова из слогов


Этот прием, наряду с образными кодами двузначных чисел, является "ударным" приемом в мнемотехнике, то есть используется очень часто для преобразования в зрительные образы названий, понятий, иностранных слов.

Любой слог можно достроить до осмысленного слова. При этом достраивать слог можно слева, справа или с двух сторон:

Допустим, необходимо преобразовать в зрительные образы слово МАШФОНРУЛ.

Сначала необходимо разбить это слово на элементы: МАШ + ФОН + РУЛ.

Затем каждый слог следует достроить до слова-образа: МАШина, ФОНарь, РУЛь.

В получившихся элементах следует выбрать основу – большой образ, к частям которого будут привязываться другие образы ассоциации (элементы).

Пусть основой будет образ "машина". Выделите в этом образе две части бампер и крышу. Образуйте ассоциации "бампер-фонарь" и "крыша-руль".

Представьте всю ассоциацию целиком. Это машина, на бампере стоит фонарь, а на крыше – руль.

Теперь по этой ассоциации легко прочитать запоминаемое слово МАШФОНРУЛ. Это слово читается по зрительным образам.

Конечно, если вы запоминаете в день всего одно-два новых слова, то такой метод запоминания может показаться излишеством. Но если речь идет о быстром запоминании нескольких десятков новых терминов, то этот прием, в сочетании с другими приемами позволит сделать это быстро и качественно. И, главное, с гарантией долговременного запоминания.

Вот как преобразуется в образы название штата ВИСКОНСИН.

В результате название ВИСКОНСИН оказывается закодировано в следующую картинку: бутылка виски, на крышке – конфета, а на этикетке – синька. По этой картинке легко читается название штата.

Обратите внимание на то, что в этом приеме кроме преобразования слогов в образы, используется и прием образования ассоциативной связи. То есть одновременно с преобразованием в образы происходит и запоминание – образование связей.

 

4.10 Метод наводящих ассоциаций

Метод наводящих ассоциаций (МНА) включает в себя комбинацию пяти приемов:

Все вышеперечисленные приемы применяются импровизационно. Применение тех или других приемов зависит как от самого запоминаемого слова, так и от содержания вашей памяти. Одно слово может быть преобразовано в зрительные образы разными приемами. Весь этот процесс и называется "Метод наводящих ассоциаций". Полученная комбинация зрительных образов как бы "наводит", подсказывает произношение.

Зачем это нужно? Речевой анализатор не может быстро запомнить много новых слов. В среднем – 5 слов в день. И при этом нет никакой гарантии долговременного запоминания. В зрительном анализаторе мы можем запомнить десятки и сотни новых слов. И при этом быстро и в строгой последовательности.

Первоначально список новых названий читается по зрительным образам, возникающим в воображении. Но уже через несколько дней новые названия хорошо закрепляются в мозге в полном объеме и легко воспроизводятся без картинок.

Используя метод наводящих ассоциаций, вы можете последовательно запомнить все штаты США и все города в каждом штате. За несколько дней легко запоминается вся терминология из учебника фармакологии, например. А это значит, что запоминается и сам учебник.

Метод наводящих ассоциаций – один из самых трудных для освоения в мнемотехнике. Первоначально учащиеся затрачивают слишком много времени на преобразование отдельных названий в комбинации зрительных образов.

Поэтому я рекомендую взять какой-нибудь справочник, например, "Справочник лекарственных средств" и потренироваться в запоминании названий лекарств, по порядку, как они написаны в справочнике. В процессе тренировки навык автоматизируется и не будет вызывать трудностей.

Вот несколько примеров преобразования в образы названий методом наводящих ассоциаций.

^ Штат Северная Дакота

В этом названии два элемента: Северная и Дакота. К слову "северная" примените прием символизации и обозначьте его образом "Белый медведь". К слову Дакота примените прием кодирования по созвучию и обозначьте это слова образом "Два кота". Соедините вместе два образа: на голове у медведя сидят два кота. По этой картинке вы легко прочитаете название штата Северная Дакота.

^ Штат Аляска

Это слово можно преобразовать в образ разными приемами. Если вы обозначите его образом "коляска", значит вы использовали прием кодирования по созвучию. Если вы обозначите это слова образом "куртка Аляска" – это прием привязки к хорошо знакомой информации. Обозначение образом "снег" – кодирование в образ приемом символизации.

^ Штат Вашингтон

Примените прием привязки к хорошо знакомой информации. Это слово будет обозначено либо Белым домом, либо однодолларовой купюрой (на ней портрет президента Вашингтона).

^ Штат Колорадо

Преобразуется в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации – образ колорадского жука.

Штат Джорджия

Разбейте это слова на части: Джордж (Буш) и Я. Представьте фотографию, на которой вы стоите в обнимку с Джорджем.

^ Штат Калифорния

Если вы знаете, что в Калифорнии находится Кремниевая (Силиконовая) долина, то вы можете обозначить этот штат образом "микросхема" – это будет кодирование приемом привязки к хорошо знакомой информации + прием символизации.

^ Штат Алабама

Разбейте слово на две части: Ала + бама. АЛА можно представить микрофоном (Алла Пугачева), а БАМА – строительной каской (Байкало-Амурска магистраль). В результате получится следующая ассоциация: на микрофоне – каска.

^ Штат Огайо

Выделите из этого названия часть, похожую по звучанию на ГАИ. Представьте гаишника с двумя обручами на шее.

Штат Небраска

Представьте какой-либо образ, который категорически нельзя бросать. Например, хрустальную рюмку.

^ Штат Миннесота

Разбейте слово на три части: МИН + НЕ + СОТА. Образуйте ассоциацию из трех образов: мина, негр, сота (пчелинная).

Штат Канзас

Разбейте слово на два элемента: КАН + ЗАС. Образуйте ассоциацию между двумя образами: канат и засов.

 

4.11 Кодирование в образы звуков


Чтобы последовательно запомнить звучание новой для вас азбуки, необходимо закодировать в образы звуки этой азбуки. При этом подбираемые образы должны удовлетворять двумя условиям. Первое – образы должны быть удобными для запоминания. Второе – часть названия этих образов должно произноситься также как запоминаемый звук.

(А) Арбуз

(И) Икона

(Э) Этажерка

(О) Обезьяна

(КА) КАрта

(КИ) КИнжал

(КУ) КУлак

(СУ) СУхарь

(НЭ) НЭцке

(ХИ) ХИрург

(МУ) МУха

Запомнив последовательность этих образов, вы сможете легко воспроизвести по ним последовательность звуков. Здесь в качестве примера приведены знаки японской азбуки хирагана.


4.12 Кодирование в образы знаков


Знак переводится в образ очень просто. Каждую часть знака необходимо представить в виде объемного образа. Если знак сложный – его следует разобрать на элементы и каждый элемент представить в виде объемного образа.

Заучивание любой азбуки заключается в запоминании сочетаний "знак + звук".

Когда вы преобразовали в образы и звучание, и написание знака, то очень просто запомнить их связь. Это делается в воображении непосредственно: образ, обозначающий звучание соединяется с образами, обозначающими написание. Получившиеся ассоциации запоминаются любым методом запоминания последовательности образов.

Японскую азбуку "Хирагана", состоящую из 46 знаков, можно запомнить таким способом (в строгой последовательности) всего за один час!

Правда, на закрепление знаков в памяти потребуется примерно 3-4 дня, но закрепление осуществляется уже без учебников и шпаргалок – знаки припоминаются по памяти.



 


4.13 Образные коды двузначных чисел (00 – 99)


Каждому числу от 01 до 99 подбирается слово в соответствии с буквенно-цифровым кодом. В числах от 01 до 09 ноль не кодируется в буквы. Эти числа запоминаются соответственно как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При припоминании ноль добавляется слева.

01 = 1 = ГЖ = гЖ =Ж= еЖ, но 10 = ГЖ НМ = ГжНм = ГН = оГоНь

02 = 2 = ДТ = Дт = Д = яД, но 20 = ДТНМ = ДтМн = ДМ = ДоМ

В остальных числах от 10 до 99 в буквы кодируются две цифры:

45 = ЧЩПБ = ЧщПб = ЧП = ЧиП

99 = РЦРЦ = РцрЦ = РЦ – РаЦия

Примеры использования образных кодов двузначных чисел.

Образные коды двузначных чисел, так же, как и любые другие образные коды, запрещается соединять друг с другом. Это ведет к уничтожению связей (эффект стирания ассоциаций).

Например, если запоминать последовательно образы 54 – 43 – 54 – 87 – 32 – 54 – 65 – 43 – 54 – 87 – 64 ..., то выделенная курсивом часть последовательности будет забыта, вы вспомните последнюю связь с образом числа 54: 54 – 87 – 64 ...

По этой же причине нельзя последовательно запоминать числа телефонного номера. Если числа будут повторяться, то вновь образуемые связи будут уничтожать ранее созданные.

356 – 34 – 98

635 – 34 – 54

743 – 34 – 23

Числа, выделенные курсивом, будут воспроизведены неверно, так как будут забиты последней связью – 34 – 23.

Эффект стирания ассоциации (как и другие эффекты) наблюдается при запоминании большого количества информации и при отсроченном припоминании. Например, при запоминании на время последовательности 50-ти двузначных чисел (контрольное время – 50 х 6 секунд = 300 секунд или 5 минут). Повторное восприятие чисел не допускается.

 

4.14 Образные коды трехзначных чисел (000-999)


Обратите внимание, что в образных кодах трехзначных чисел кодирование снова начинается с нуля:

01 – гЖ – Ж – еЖ,

001 – нМ Нм гЖ – МНЖ – МаНЖет

02 – Дт – Д – яД,

002 – нМ Нм дТ – МНТ – МоНеТа

В образных кодах трехзначных чисел кодируются в буквы все цифры без исключения. Всего список насчитывает 1000 образов, тщательно подобранных в соответствии с буквенно-цифровым кодом.

Примеры применения образных кодов трехзначных чисел:

Образные коды трехзначных чисел, как и любые другие образные коды, запрещается соединять между собою. Это приведет к стиранию запоминаемых сведений.

 

4.15 Образные коды названий месяцев


Образные коды названий месяцев подбираются произвольно приемами символизации или привязки к хорошо знакомой информации.

Эти образные коды применяются для запоминания названий месяцев в точных датах, а также в некоторых других техниках. Например, в технике "Календарь" – фиксация в памяти событий каждого дня, с возможностью точного припоминания даты по событию или события по дате:

Наличие в ассоциации образного кода названия месяца, позволяет сразу понять, какой вид информации закодирован в связке образов. Очевидно, что если в ассоциации вы видите образный код названия месяца, то это либо точная дата, либо какое-нибудь расписание или юбилей.

^ Нельзя обозначать названия месяцев образными кодами двузначных чисел (01-12), это приведет к путанице при припоминании! Это грубая ошибка.


4.16 Образные коды дней недели


Образные коды дней недели удобно использовать для запоминания различных расписаний. Например: расписание уроков в школе, в институте, расписание движения электричек. Эти образные коды можно применять для запоминания собственных дел на неделю.

Напоминаю вам, что информация в вашей памяти может произвольно стираться, что позволяет оперативно исправлять расписания в своей памяти, буквально как в компьютере или электронном органайзере.

Расписание, ставшее ненужным, будет стерто автоматически, просто потому, что вы к нему не обращаетесь.

Образные коды на названия дней недели подбираются произвольно по общепринятым сокращениям: ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС. Необходимо подобрать любое слово, в котором первые две согласные буквы будут обозначать нужный вам день недели:

Разные образные коды (дней недели, названий месяцев, чисел, букв) НЕ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬ ОДИНАКОВЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ. То есть вся система образных кодов должны быть согласована.

Например, если для обозначения воскресенья использовано слово ВеСло, это слово (образ) не может быть использовано для обозначения числа 87 – ВФ СЗ или числа 876 – ВФ СЗ ШЛ. Для этих чисел подбираются другие слова: 87 – ВеСы, 876 – ВаЗеЛин.

Как видите, составление согласованной СИСТЕМЫ ОБРАЗНЫХ КОДОВ – дело трудное. Вы можете составить свою систему образных кодов. Но проще взять предлагаемый справочник за основу и сразу заменить в нем слова, непонятные вам.

 

4.17 Образные коды букв алфавита


Образные коды букв алфавита могут быть составлены произвольно. Главное, чтобы они не пересекались с другими образными кодами. Так, образные коды, использованные вами для кодирования букв русского алфавита, не должны использоваться при кодировании в образы трехзначных и двузначных чисел.

Принцип подбора образов под буквы очень простой. Необходимо подобрать слово, начинающееся на нужную букву:

Применение образных кодов букв русского алфавита:

 

4.18 Фонетические образные коды


Фонетические образные коды применяются для быстрого и очень точного запоминания произношения новых иностранных слов.

Фонетические образные коды могут пересекаться с другими образными кодами, так как запоминание с их помощью носит временный характер. Когда произношение слов закрепляется в долговременной памяти, образные коды, подсказывающие произношение, становятся ненужными.

Для запоминания произношения нового иностранного слова используется комбинация трех разных способов, один из которых – фонетические образные коды.

Примеры подбора образов.


Английский язык:


Японский язык:

 

4.19 Другие образные коды

Образные коды – это язык мнемотехники. Без знания системы образных кодов – запоминание превратится в мучение. Каждый раз придется мучительно долго подбирать образы под запоминаемые элементы информации. Заранее выученные образные коды делают процесс запоминания быстрым и приятным.

Кроме рассмотренных выше, есть и другие элементы информации, на которые следует составлять образные коды, но которые не включены в "Справочник образных кодов". На эти элементы каждый может (и должен) подбирать образные коды самостоятельно.

Кодированию в образные коды подлежат ЛЮБЫЕ ЧАСТО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ. Заранее не возможно сказать, какие образные коды понадобятся именно вам.

Если вы юрист, то вам придется составить образные коды на часто встречающиеся юридические понятия.

Если вы химик, то нужно будет подобрать образные коды на химические вещества.

Если вы занимаетесь математикой, вам понадобятся образные коды на основные математические понятия и действия.

Если вы учите географию, закодируйте в образные коды названия материков, стран, штатов, городов.

Для быстрого запоминания имен и отчеств необходимо подобрать образные коды на мужские и женские имена.

Обязательному заучиванию подлежат только те образные коды, которые необходимы любому человеку, независимо от его специализации. Это образные коды двузначных и трехзначных чисел, названий месяцев, дней недели, букв алфавита. При изучении иностранного языка нужно выучить фонетические образные коды соответствующего языка.

Остальные, узкоспециальные образные коды, можно подбирать постепенно, по мере их встречаемости в запоминаемой информации.

Если вы займетесь составлением каких-либо узкоспециальных образных кодов, можете поделиться своей работой с другими пользователями мнемотехники, опубликовав свои разработки на страницах этого сайта в рубрике "Дискуссии". Таким образом, на сайте будет концентрироваться большое количество дополнительной информации, которой вы же сами и сможете воспользоваться в дальнейшем.

Я, как автор, ведущий и главный эксперт этого сайта, оставляю за собой право редактировать, отправлять в архив и удалять материалы из рубрики "Дискуссии".

Особо удачные технологические находки и материалы по мнемотехнике будут опубликованы на страницах этого сайта. Разумеется, за вашей подписью и с вашего пожелания.


4.20 Метод выделения отличительного признака


Этот метод применяется для запоминания однотипных объектов, то есть таких объектов, которые очень похожи основными контурами и отличаются только деталями. К таким объектам прежде всего относятся люди.

У каждого человека в школьные коды было прозвище. Один был "Очкариком", другой "Шутом", третий "Дохляком" или "Толстяком". "Очкарики", "Пышки", "Мышки", "Зайки" – все это отличительные признаки. Дети не любят фамилии и отчества – слишком сложно запомнить. Другое дело – прозвище. Оно индивидуально и по нему сразу можно понять, о ком идет речь.

Прозвище отражает самое важное в человеке или сокращенно напоминает его фамилию. Очень важно и то, что прозвище, как правило, это слово, которое достаточно легко представить в виде удобного для запоминания зрительного образа.


Функции отличительного признака




Выделение отличительного признака на фотографии


Отличительный признак, воспринимаемый одновременно с фотографией – есть естественная ассоциация, и, следовательно, запоминается мозгом автоматически. Как только вы вспомните отличительный признак, у вас в воображении появится обобщенный образ соответствующего человека.

Отличительным признаком на фотографии может быть все, что угодно. Элементы одежды и прическа, дефекты внешности и похожесть на кого-то. Отличительным признаком на фотографии вполне может служить даже элемент фона.

Выделение отличительных признаков на фотографии может пригодиться вам для запоминания информации о выдающихся ученых, писателях, музыкантах, политиках.

Аналогичным способом можно запомнить последовательность любых картинок, в том числе и последовательность иллюстраций в учебнике.

Пример выделения отличительного признака на фотографии. Допустим, на фотографии изображена девушка с необычной серьгой в ухе. В данном случае в качестве отличительного признака может быть выбран образ "Серьга". Когда вы будете разглядывать фотографию и обращать свое внимание на выделенный отличительный признак, ваш мозг автоматически зафиксирует связь отличительного признака с лицом. Запоминание происходит АВТОМАТИЧЕСКИ. Вам ни о чем не нужно думать, так как образы уже СВЯЗАНЫ.

Пример выделения отличительного признака на иллюстрации. Пусть вы изучаете книжку об аквариумных рыбках и вам необходимо запомнить не только их названия, но и как они выглядят. В иллюстрации с рыбкой выделите какой-либо отличительный признак. Допустим, рыбка сфотографирована на фоне необычной ракушки. В данном случае ракушку можно взять в качестве отличительного признака. В дальнейшем, к этому образу вы привяжете и название рыбки.


Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека


Даже если вы очень хорошо знаете человека, вам может понадобиться запоминание какой-либо дополнительной информации о нем. Ваш знакомый может купить пейджер, сотовый телефон. Или имеет привычку менять номера сотовых телефонов каждый месяц!

В этом случае отличительный признак выделяется по роду деятельности человека, по его увлечениям, по его хорошим или плохим привычкам, по странностям в его поведении, по манере ходить, говорить, одеваться, по его характеру. Если ваш знакомый работает постовым, обозначьте его регулировочным жезлом. Если ваш сосед увлекается марками, присвойте ему отличительный признак "Увеличительное стекло".

При запоминании информации о людях образ человека представлять нельзя. Для вашего мозга все люди одинаковые. Каждый человек должен быть обозначен индивидуальным зрительным образом при запоминании.


Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация "Знакомство")


Обычно во время знакомства человек надеется на свою память, но через несколько минут выясняет, что забыл имя и отчество человека, с которым только что познакомился. В подобную ситуацию попадают многие.

Если вы знаете, что предстоит знакомство, заранее присмотритесь к человеку и выделите у него отличительный признак. К тому моменту, когда незнакомый вам человек откроет рот, чтобы назвать свое имя, образ должен быть подготовлен вами. К нему вы и привяжите ассоциацией образ, полученный из имени.

Вы никогда не задумывались, почему во время знакомства забывается одно единственное слово – имя? Многим кажется, что происходит вытеснение из памяти, стирание другой, тут же поступающей в мозг информации. Но на самом деле одно единственное слово не запоминается потому, что оно является одноэлементным информационным сообщением и мозгу не с чем образовывать связь. Как только вы подготовите отличительный признак, вам будет с чем образовать связь – имя плюс отличительный признак. Не забывайте о парадоксальности своей памяти. Мозг может запоминать только связи.

Выделять отличительные признаки у незнакомых людей не так-то легко. В этом следует отдельно потренироваться. Попробуйте в метро или в автобусе быстро выделить отличительные признаки у десятка людей. Как и любой процесс кодирования, эта операция будет занимать у вас достаточно много времени. Необходимо научиться не просто выделять отличительные признаки, но выделять их достаточно быстро.


Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен


В этом случае вам остается лишь фамилия человека. Из нее и нужно выделить отличительный признак. Если человек носит фамилию Баранов, его можно обозначить образом "Баран", если фамилию Скворцова, будет образ "Скворец". А если фамилию Дилчер, то необходимо применить метод наводящих ассоциаций – ДИЛ + ЧЕР = крокоДИЛ + ЧЕРника. Эта ассоциация и будет отличительным признаком.


Выделение отличительного признака из интерьера помещения


Часто бывает достаточно обратить свое внимание на элемент интерьера помещения, в котором находится нужный вам человек. Так, в кабинете зубного врача это может быть кресло. В поликлинике – окошко регистратуры. В автосервисе – подъемник для автомобилей. Нужные вам сведения привязываются ассоциациями к выделенным вами предметам.

Отличительный признак выделяется из помещения тогда, когда вам нужно запомнить телефон организации, а имя секретарши или автослесаря вас не интересует.

^ Выделение отличительного признака в автомобиле.

Часто возникает необходимость запомнить номер случайного автомобиля. Например, молодой человек сажает вечером свою девушку в такси. Все машины одинаковые. Если вы попытаетесь запомнить номер изолировано, никуда его не привязав, то вы его не вспомните (мозг запоминает связи, а связь вы не создали).

Выделение отличительного признака позволит вам не только привязать к нему номер, но и вспомнить в дальнейшем вид машины и даже внешность водителя.

Загляните в салон и обратите внимание на какую-либо безделушку. Водители любят украшать свой автомобиль внутри и снаружи.


Внимание: ложные и стандартные отличительные признаки


При выделении отличительных признаков старайтесь выбирать трудноизменяемые характеристики. Обращайте внимание на косой глаз, золотой зуб, "апельсиновый" нос, большие уши, шрам под глазом, дрожащие руки, бородавки и родинки, больные ногти на руках, проколы на теле и т.п. Татуировка может быть смываемой – это не надежный отличительный признак.

Не обращайте внимания на одежду, прическу и другой маскарад – это маскировка, и многие люди маскируются каждое утро с единственной целью – ввести вас в заблуждение, скрыться от вас, раствориться в толпе.

Примером ложного отличительного признака может быть куртка, выворачивающаяся на изнанку и имеющая разный цвет. Или яркая кепка, которая в нужный момент просто снимается с головы.

Примером стандартного отличительного признака может быть короткая стрижка: все лысые – попробуй, узнай того самого.

Поведение человека – тоже ненадежный отличительный признак. Многие мошенники – талантливые актеры.

 

4.21 Метод сжатия информации


Этот метод применяется для кодирования в зрительные образы коротких текстовых отрывков: анекдотов, энциклопедических сведений, отдельных абзацев текста.

Результаты экспериментов по запоминанию текстовой информации (Ф.Бартлетт, "Психика человека в труде и игре") говорят о том, что со временем текстовая информация забывается, как бы сжимается. Если первоначально человек воспроизводит текст более-менее полно, то уже через пару недель в памяти от страницы текстовых сведений останется всего лишь пара предложений.

Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что человек воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда вы читаете книгу, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает СВЯЗИ между зрительными образами. Благодаря этому процессу вы запоминаете как бы отдельные кадры из "просмотренного кино", вызванного в вашем воображении читаемым текстом. Процесс пересказа прочитанного напоминает рассказ по картинкам.

Но вы знаете, что однократно созданные связи между зрительными образами очень быстро разрушаются. Поэтому уже через один час после прочтения текста в вашем мозге останется лишь часть связей, образованных при прочтении текста. И, соответственно, ваш мозг будет генерировать лишь часть зрительных образов. А так как картинок стало меньше, то и ваш рассказ по припоминаемым картинкам также резко сокращается.

Так как текстовая информация все равно "сжимается", уничтожается со временем, система "Джордано" предлагает сконцентрировать усилия не на точном дословном запоминании текста, а на формировании умения очень точно запоминать картинки, отражающие главные мысли текста, а также на формировании навыка генерации речевых высказываний по припоминаемым картинкам.

При этом закодировать текст в образы и запомнить их последовательность – не самое сложное. Гораздо сложнее научиться строить свою речь с опорой на зрительные образы. Для формирования этого умения даются специальные упражнения, которые вы с можете найти в рубрике "Мнемоника и риторика". Очень часто школьник не может ответить урок не потому, что он его не помнит, а потому что он не умеет переводить мысли-образы в речевое высказывание.

Основная проблема при изучении иностранных языков заключается в том же самом, отсутствии автоматизма речи.

Метод сжатия информации очень прост. Рассмотрим его на примере. Пусть необходимо запомнить следующий текстовой отрывок.

Лин Кокс, студентка Калифорнийского университета, установила новый мировой рекорд. Она преодолела Магеланов пролив, шириной 3,3 километра, всего за 1 час и 02 минуты, несмотря на ледяную воду.

Первая операция заключается в выделении смысловой опоры. Вам необходимо научиться быстро "схватывать" главную мысль текстового фрагмента. Представьте себе, что вы работаете редактором в газете, и ваша задача – читать большое количество коротких текстов и присваивать им НАЗВАНИЯ. К данному отрывку текста хорошо подходит название "Рекорд на воде".

Но мы не можем запомнить словосочетание. Представьте, что таких названий будет выделена сотня. Как вы будете запоминать их последовательность? Ведь человек может образовать связь только между зрительными образами.

Поэтому, следующая мыслительная операция – это обозначение смысловой опоры СЛОВЕСНОЙ ОПОРОЙ. Словесная опора – это слово-образ, которое легко запомнить различными ассоциативными методами.

В данном случае смысловую опору "Рекорд на воде" можно обозначить словесной опорой "Медаль".

Таким образом, текстовой отрывок оказывается "сжатым" до компактного и информативного образа. А образов можно запомнить очень много и в строгой последовательности.

Схема "Метода сжатия информации" следующая:

текстовой отрывок ― смысловая опора (название) ― словесная опора (образ)

Если текст состоит из 20-ти абзацев, следовательно, необходимо каждый абзац обозначить зрительным образом и запомнить последовательность этих образов. В дальнейшем, вспоминая последовательность образов, вы будете пересказывать текстовой материал без нарушения его последовательности.

Тексты могут содержать большое количество точных сведений – примером такого текста может служить текст из учебника истории. Текстовая информация может не содержать точных сведений – это анекдоты или научно-популярные тексты для детей.

Подробно запоминание текстовой информации будет рассмотрено в рубрике "Мнемоника и риторика". Но уже сейчас можно сказать, что мнемотехника позволяет очень качественно запоминать любые текстовые сведения: от анекдотов и докладов, до сложных учебных текстов. Для этого она и была первоначально придумана. Ведь мнемотехника является главной частью риторики – искусства устных выступлений.

Теперь вы ознакомились с основными приемами преобразования элементов запоминаемых информационных сообщений в зрительные образы. Описанными выше приемами можно закодировать в образы практически любые сведения. Следующий этап запоминания в мнемотехнике – это ФИКСАЦИЯ В МОЗГЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ, обозначающими элементы запоминаемой информации.


^ Глава 5 Запоминание


5.1 Три способа соединения образов


Сейчас мы переходим к подробному рассмотрению второго этапа запоминания – непосредственно к запоминанию. На первом этапе, этапе кодирования, элементы запоминаемого информационного сообщения преобразуются в зрительные образы, то есть, информация подготавливается к запоминанию. Сам процесс запоминания – это соединение элементов запоминаемой информации.

Здесь рассматриваются три способа соединения образов:

Следует понимать, что образы в воображении всегда соединяются одним единственным способом. Какую бы технику вы не использовали, все сводится к соединению двух зрительных образов в воображении. При этом оба образа следует представлять крупно, чтобы они занимали весь объем воображения.

Часто путают процесс соединения образов с понятием ассоциации. Напоминаю вам, что ассоциацией в системе "Джордано" называется группа соединенных образов, в которых закодировано какое-либо информационное сообщение. Соединение двух образов – это не есть образование ассоциации. Это всего лишь способ, с помощью которого образуется ассоциация.

Ассоциации, разные информационные сообщения, необходимо запоминать последовательно. Это делается двумя способами. Либо ассоциации фиксируются на вспомогательных опорных (стимулирующих) образах. Либо ассоциации связываются между собою непосредственно. В этом случае большие образы ассоциаций (основы ассоциаций) соединяются приемом "Матрешка". Когда мы имеем группу ассоциаций, соединенных непосредственно, мы говорим об "Информационном блоке" – группе однотипных сведений (хронологическая таблица, список телефонных номеров, последовательность абзацев одного текста).

Для разбора трех способов соединения образов вам необходимо вспомнить, что такое "Относительные размеры" образов в воображении. Напоминаю, что различаются большие, средние и маленькие образы.

Приемы соединения образов достаточно простые и эти правила следует тщательно соблюдать при запоминании. Лучше сразу научиться запоминать правильно. Ошибки (неправильно сформированные навыки) исправлять всегда сложнее, чем учиться заново.


5.2 Соединение двух образов


Образы всегда соединяются парами. Каждый соединяемый образ следует представлять крупно, детально, в цвете и объеме. Даже при соединении всего двух образов необходимо соблюдать строгую последовательность соединения. Чтобы вы могли сказать, какой образ в каждой паре является первым, а какой – вторым.

Давайте договоримся, что второй образ каждой пары будет проникать в первый образ пары.





Либо второй образ каждой пары находится сверху первого образа.





Второй образ каждой пары должен находится справа от первого образа.





Где будет располагаться второй образ пары, внутри, сверху или справа, зависит от соединяемых образов. Как их удобнее соединить, так и соединяйте. Вращайте образы в воображении, рассматривайте их с разных сторон. Подгоняйте друг под друга, чтобы получить удобное для вас соединение.

Как уже говорилось, характер образуемой связи не имеет значения. Но если вам кажется, что лучше запоминаются привычные связи, создавайте привычные связи. Если вам кажется, что лучше будут запоминаться непривычные, необычные связи, создавайте связи, которых вы раньше никогда не видели.

Главное, чтобы соединяемые образы обязательно соприкасались друг с другом, чтобы два соединенных образа можно было бы обвести одной непрерывной линией по контуру. Ваш мозг интересует именно общий контур.

Каковы бы ни были относительные размеры соединяемых образов, в момент образования связи следует забыть обо всем и сосредоточить внимание ТОЛЬКО НА ДВУХ соединяемых образах, представляемых КРУПНО.

Соединяемые образы могут сильно отличаться размерами в реальности. При соединении двух образов их размеры следует представлять одинаковыми. Если в реальности образ «муравей» маленький, его следует увеличить в воображении. Если в реальности образ "самолет" большой, то этот образ следует уменьшить в воображении. При соединении образов "муравей" и "самолет" их следует представлять примерно одинакового размера.

Такой способ соединения образов называется в мнемотехнике приемом "Цепочка". Подробно этот прием и его применение будут рассмотрены в разделе "Запоминание последовательности образов".

 

5.3 Образование ассоциации


Ассоциацией называется группа образов, кодирующих конкретную информацию. В ассоциации всегда выделяется ОСНОВА – главный элемент информационного сообщения. Другие образы ассоциации называются ЭЛЕМЕНТАМИ ассоциации. Любые образные коды – всегда элементы ассоциации, они не могут быть основой ассоциации. Ассоциация может включать в себя от 2 до 6 образов. Элементы ассоциации размещаются на основе всегда в одинаковом порядке – слева направо или сверху вниз. Ассоциация образуется путем последовательного соединения нескольких образов. Нормативное время на соединение двух образов – 6 секунд.

Если ассоциация состоит из четырех элементов, то для соединения трех образов достаточно 18 секунд времени.

В любой ассоциации ОСНОВА АССОЦИАЦИИ – БОЛЬШОЙ ОБРАЗ. ЭЛЕМЕНТЫ АССОЦИАЦИИ – СРЕДНИЕ ОБРАЗЫ. При образовании связей – образы всегда большие.

Пример. Запомнить информацию:

Цифровая подпись – 560595079

Данное информационное сообщение состоит из четырех частей. Выделим их: цифровая подпись, 560, 595, 079. За основу ассоциации возьмем образ, обозначающие цифровую подпись, например "Карандаш". Далее, преобразуем в образы трехзначные числа в соответствии с буквенно-цифровым кодом: ПаЛьМа, ПРоБирка, МяСоРубка (560 – Пб шЛ нМ, 595 – Пб Рц пБ, 079 – нМ Сз Рц).

Карандаш – пальма – пробирка – мясорубка.

Элементы преобразованы на язык мозга и мы можем приступить к ПРЯМОМУ ЗАПОМИНАНИЮ, то есть к непосредственному связыванию элементов информации в воображении. Ассоциация образуется путем совмещения в воображении трех пар образов: грифель – пальма, карандаш – пробирка, ластик – мясорубка.



Связать первую пару образов (6 секунд).




Связать вторую пару образов (6 секунд).





Связать третью пару образов (6 секунд).





Потребуется еще 6 секунд для связи АССОЦИАЦИИ с опорным образом или с другой ассоциацией.

Такой способ образования ассоциации позволяет фиксировать в мозге информацию с часто повторяющимися элементами (одинаковые образы). Одни и те же элементы могут сколько угодно часто повторяться на разных основах. Поэтому возможно запоминание даже случайной последовательности двоичных чисел, состоящей из комбинации всего четырех элементов: 00, 01, 10, 11 (образные коды: бочка, еж, огонь, гагарин).

01.10.10.01.11.00.11.10.11.01.01.10.01.01.00.10.11.10.10.11.11.10.11.00.01.

Для запоминания этой последовательности нулей и единиц (преобразованных в образные коды двузначных чисел) потребуется 5 вспомогательных образов (пять основ ассоциаций) и 2 минуты 30 секунд (25 образов умножить на 6 секунд = 150 секунд). Это ученический норматив.

 


5.4 Соединение ассоциаций


Последовательность ассоциаций запоминается двумя способами. Первый – основа ассоциации соединяется со вспомогательным опорным образом. Второй – основы нескольких ассоциаций непосредственно соединяются друг с другом.

Здесь рассмотрен второй способ – связь ассоциаций друг с другом. Ассоциации связываются друг с другом при запоминании тематически организованных точных сведений. Например, списка телефонных номеров. Однотипная информация оказывается связанной в единый блок, который затем крепится на одном опорном образе.

При соединении двух ассоциаций основы этих ассоциаций следует связывать приемом "Матрешка". Это значит, что в каждой паре соединяемых образов первый образ является большим, а второй маленьким (см. относительные размеры образов).





Но при образовании связи оба соединяемых образа представляются большими.





Воспроизведя основу ассоциации (большой образ), мы можем считать с нее информацию (средние образы). Затем ищем следующую основу ассоциации (маленький образ). И увеличиваем ее в своем воображении.





В результате увеличения маленького образа до большого, становятся доступны для считывания элементы следующей ассоциации (следующего информационного сообщения).





Сборка запоминаемых сведений в информационный блок – более сложный способ запоминания последовательности ассоциаций, чем их запоминание с помощью опорных образов. Но такой способ запоминания позволяет экономить опорные образы, собирая в одну кучку однотипные сведения. Такой способ целесообразно использовать при запоминании табличных данных.

^ Глава 6 Запоминание последовательности


6.1 Метод Цицерона


Метод Цицерона основывается на естественных ассоциациях, то есть на связях, которые образовались в мозге естественным путем при регулярном восприятии зрительных образов, имеющих взаимосвязи.

Каждый человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите.

Так как связи между регулярно воспринимаемыми объектами уже существуют в вашем мозге, эти связи не нужно запоминать. Вы их и так помните.

Для формирования опорных образов методом Цицерона следует лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых вам образов. Это делается путем их многократного припоминания.

Выделение опорных образов методом Цицерона:










В результате вы сможете последовательно вспоминать 50 образов. Вспоминаете 10 образов в коридоре, затем переходите к припоминанию 10-ти образов в ванной, затем вспоминаете 10 образов на кухне и так далее.


Важно!

Выделяемые вами зрительные образы НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ. Повторяться могут названия предметов.

Выделяйте образы, вспоминая их. Вам необходимо извлечь из мозга уже имеющиеся там связи.

Подбирайте такие образы, чтоб их них можно было бы в дальнейшем выделить еще пять других образов.

Применение.

Метод Цицерона применяется для формирования системы опорных (стимулирующих) образов. Система опорных образов формируется комбинацией разных методов запоминания последовательности. Образы, выделенные методом Цицерона, как правило, являются образами ПЕРВОГО УРОВНЯ в системе опорных образов. По аналогии с компьютером – это корневой каталог, через который вы выходите на другие опорные образы.

 

6.2 Прием свободных ассоциаций


Человек никогда не воспринимает объекты изолированно друг от друга. Многие объекты имеют постоянные взаимосвязи, которые фиксируются мозгом автоматически.

Например, чайная ложка обычно связана с чашкой. Чашка обычно находится на блюдце. На блюдце обычно лежит кусочек торта. Образ торта может вызывать в воображении образ коробки, в которой он продается. Образ коробки напомнит нам о витрине, где эта коробка лежала. И так далее.

Принцип приема свободных ассоциаций очень простой. Необходимо вспомнить последовательность образов, имеющих естественные взаимосвязи. Эта последовательность образов может быть использована в качестве опорных (стимулирующих) образов для запоминания информации.





Важно!

Выделяя образы приемом свободных ассоциаций, не следует перескакивать на образы, относящиеся к методу Цицерона. Либо образы, задействованные в приеме свободных ассоциаций, следует пропускать при выделении образов методом Цицерона.

Никакие опорные образы не должны повторяться. Даже если в вашей системе опорных образов будет сто тысяч образов, все они должны быть разными, уникальными, какими бы методами они ни получались.

Применение.

Прием свободных ассоциаций используется для расширения других методов запоминания. Когда необходимо быстро сформировать дополнительные опорные образы.

 

6.3 Выделение частей образа


Практически каждый предмет состоит из частей. Части предмета неразрывно связаны с самим предметом. И эти связи, воспринимаемые нами регулярно, автоматически фиксируются мозгом. Следовательно, прием выделения частей образа основан на естественных ассоциациях, то есть на связях, образованных естественным путем при восприятии объектов.

Выделять образы (подобразы) из объекта следует всегда в одинаковом порядке: слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем или читаем.

Каждый выделенный подобраз следует представлять в воображении отдельно и крупно.

Выделенные образы являются опорными (стимулирующими) образами. И, как любые другие опорные образы, они не должны повторяться.








Применение

Образы, выделенные этим приемом, как правило, являются конечными образами в системе опорных образов. Непосредственно к ним привязываются ассоциации, в которых закодированы конкретные запоминаемые сведения.

 

6.4 Прием "Цепочка"


При запоминании приемом «Цепочка» образы связываются парами. Относительные размеры образов в каждой паре одинаковые – большие.

В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары. Второй образ пары проникает в первый. Второй образ пары находится сверху. Второй образ пары находится справа.





Применение

Этот прием применяется для формирования коротких последовательностей опорных (стимулирующих) образов. Последовательность образов хорошо закрепляется путем многократного припоминания и используется для формирования систем опорных образов в комбинациях с другими методами запоминания последовательности.

Длинные последовательности образов в системе "Джордано" не используются, так как любая длинная последовательность будет разрушена со временем ("эффект стирания связей"). От длинной последовательности связей в мозге сохраняются лишь первые и последние элементы. Даже тогда, когда после запоминания последовательность воспроизводится безошибочно и полностью.

Запоминание длинной последовательности образов приемом «Цепочка» может использоваться при выполнении тренировочных упражнений, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено – можно связать десятки и даже сотни образов.

 

6.5 Приём "Матрёшка"


При запоминании последовательности образов приемом "Матрешка" образы вкладываются друг в друга, как в знаменитой русской матрешке.

Относительные размеры соединяемых образов в каждой паре: большой + маленький.

В реальности соединяются маленький образ (представляемый крупно) и часть большого образа (представляется крупно).














Смысл этого приема заключается в следующем:

Применение.

Этом прием используется для запоминания последовательности нескольких ассоциаций, когда ассоциации связываются между собою непосредственно, без вспомогательных стимулирующих образов.

Однотипные сведения таким образом собираются в информационный блок. И на стимулирующем опорном образе фиксируется сразу целый блок информации (список телефонных номеров, хронологическая таблица и пр.).

 


6.6 Запоминание под порядковыми номерами

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-f-02-marketingovie-issledovaniya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-f-06-marketing-v-otraslyah-i-sferah-deyatelnosti-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-11.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-f-sociolingvistika-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-r-01-antikrizisnoe-upravlenie-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-r-08-kratkosrochnaya-finansovaya-politika-dlya-specialnosti-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-r-23-dolgosrochnaya-finansovaya-politika-dlya-specialnosti-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-deduktivnie-vivodi-iz-slozhnih-suzhdenij-uchebnoe-posobie-belgorod-2011-bbk-87-4-v-19.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/maskina-mariya-psihologo-pedagogicheskij-fakultet-doshkolnoe-otdelenie-2-kurs-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/2metod-dohoda-na-kapital-k-summarnim-zatratam-na-edinicu-produkcii-dobavlyaetsya-procent-na-vlozhennij-kapital.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-oushilardi-kvadratti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vklyuchaet-lekcii-i-seminarskie-zanyatiya-obshej-prodolzhitelnostyu-72-chasov-ravnomerno-raspredelyaemih-na-dva-semestra-po-36-chasov-na-kazhdom-semestre.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-kompiliruem-stavim-yadro-6-ili-yadernaya-fizika-dlya-domohozyajki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strukturnie-i-kommunikativnie-svojstva-yazika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-40-691-18-oktyabrya-2010-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/saltikov-shedrin-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i-obshemetodologicheskie-problemi-teorii-prava-i-gosudarstva-programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-specialnosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/votchetnom-godu-institut-osushestvlyal-nauchnuyu-deyatelnost-po-pyati-osnovnim-nauchnim-napravleniyam-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-literaturi-knigi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-distancionnogo-kursa-praktika-realizacii-novih-fgos.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliografiya-trudov-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/kriza-evolyuconzmu-razvenchivaet-mif-o-nauchnoj-prochnosti-gipotezi-o-samoorganizacionnih-sposobnostyah-materii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistema-byudzhetnogo-ustrojstva-rf.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vliyanie-cveta-na-zhiznedeyatelnost-cheloveka-chast-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-kniga-tretya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-uglublenie-rinochnih-i-drugih-institucionalnih-nacionalnaya-strategiya-ustojchivogo-socialno-ekonomicheskogo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-predlozhenie-kak-osnovnaya-sintaksicheskaya-edinica-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-domashnih-zadanij-i-drugih.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekonomika-programmnoj-inzhenerii-programmi-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-231000-62-programmnaya-inzheneriya-v-niu-vshe-perm.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-klinicheskoj-farmakologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8priroda-ekologiya-meteorologicheskie-i-geologicheskie-sluzhbi-bibliograficheskij-ukazatel-2000-bbk-h.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tradicionnaya-sistema-zhizneobespecheniya-stranica-12.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poklon-dobrim-lyudyam-po-povesti-v-astafeva-poslednij-poklon.html
  • student.bystrickaya.ru/-7-opravdanie-krasotoj-t-m-shatunova-socialnij-smisl-ontologii-esteticheskogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-vozmozhnosti-primeneniya-sposoba-obnaruzheniya-pustot-na-arheologicheskih-obektah.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/delo-proizvodstvo-po-ohrane-truda-v-organizacii-chast-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/43-opticheskie-kanali-utechki-informacii-abramov-v-a-torokin-a-a-t61-osnovi-inzhenerno-tehnicheskoj-zashiti-informacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/negosudarstvennie-pensionnie-fondi-i-strahovie-kompanii-na-rinke-cennih-bumag.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-ieee-sibirskaya-konferenciya-po-upravleniyu-i-svyazi-sibcon-2011-udk-621-375-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurmanaevskij-rajon-ul-postnikova-27-g-orenburg-460000.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekohimiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-socialnaya-politika-kak-faktor-materiali-ii-mezhvuzovskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-23-maya-2008.html
  • universitet.bystrickaya.ru/territorialnie-urovni-ispolzovaniya-gis-trudnosti-v-osvoenii-etih-sistem-zaklyuchayutsya-v-neobhodimosti-usvoeniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.