.RU

Учебник москва - страница 23


Термин маргинал дословно означает находящийся на краю (от латинского marginalis). В социологии к маргиналам относят представителей низших социальных групп, наиболее обездоленных социальных слоев (бездомных, беспризорных, безработных и т.п.). Именно маргиналам посвятил свой роман «Отверженные» В.Гюго, их Ф.М.Достоевский назвал «Униженные и оскорбленные», о них написал пьесу «На дне» М.Горький. Маргиналы — питательная среда преступности (образно их можно назвать «кандидатами» в преступники). Голод и бедность, отсутствие своей собственности порождают зависть и озлобленность, подрывают нравственность и уважение к собственности чужой. Безрадостное существование, болезни и страдания причина того, что нередко маргиналы не дорожат своей жизнью и перестают ценить жизнь чужую. Рост маргинальности и рост преступности — параллельные социальные процессы. Маргинальность может нейтрализовать эффект жестких мер воздействия на преступность. Забота об обездоленных, оптимизация социальной политики, уменьшение масштабов маргинальности — наиболее эффективный и гуманный способ воздействия на преступность. Одно из первых криминологических исследований маргинальности в конце XIX в. провел бельгийский ученый А.Принс. Вот строки из его книги: «Возьмите любую бедную, невозделанную дикую область, и все-таки в больших городах, Лондоне или Париже, Нью-Йорке или Сан-Франциско, вы всегда найдете среду низшую, чем в той области, среду более развращенную. Здесь-то в подвалах, куда никогда не проникает ни единый луч благосостояния физического или нравственного, именно здесь-то и ютятся обездоленные. Они видят мельком блеск роскоши, чтобы ее только ненавидеть; они не уважают ни собственности, ни жизни, ибо ни жизнь, ни собственность не имеют для них действительной ценности; они рождаются, чахнут, борются и умирают, не подозревая, что для некоторых людей существование есть счастье, собственность — право, добродетель — привычка, а спокойствие — постоянный удел. Таков естественный и неизбежный очаг преступности. В квартале, поставленном в отвратительные гигиенические условия, построенном на болотистой почве, лишенном канализации, воды, годной для питья, прорезанной узкими и грязными улицами, покрытом скверными жилищами без воздуха и света, в квартале, где прозябает атрофированное население, всякие эпидемии неизбежны и распространяются с большой интенсивностью. Равным образом, и преступление находит себе легкую, верную добычу среди несчастных столицы. Незаконные и покинутые дети, дети наказанных преступников и проституток, бродяги и т.п. — все они предназначены служить делу преступления. Что же удивительного в том, что не имея ни семьи, ни традиций, ни постоянного места жительства, ни оседлых занятий, ни связей с правящими классами, эти люди испытывают только одни физические потребности, не имеют иных побуждений, кроме крайне эгоистических, не знают никакой другой деятельности, кроме деятельности корыстной и преходящей ради непосредственного удовлетворения их материальных потребностей».294 Парадоксально, но картинка, которую сто лет назад нарисовал с натуры исследователь, практически до деталей напоминает современную Россию. Проблемы маргинализации современного российского общества давно уже тревожат ученых: «Говоря о деформациях структуры населения, рынка труда и связанных с ними противоправных проявлениях, следует выделить маргинализацию общества (маргиналы — граждане или отдельные группы населения, которые утратили официальный статус, а новый еще не приобрели, или имеют противозаконный статус), связанную с ростом числа беженцев и вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства, лиц с психическими и физическими отклонениями, ранее судимых, проституток, самоубийц, наркоманов, алкоголиков».295 Социальное дно в нашей стране — это десятая часть общества, 14 млн. человек тех, кто не имеет жилища, некриминального заработка, перспектив нормальной жизни: беспризорники, проститутки, нищие, бродяги. Самое драматичное, что деморализована самая перспективная часть общества: средний возраст беспризорника — 13 лет, проститутки — 28 лет, нищего – 40.296 Сейчас у нас зарегистрировано около 35 тыс. малолетних проституток. В 1995 году насчитывалось более 41 тыс. детей, больных сифилисом и гонореей. Нравственная деградация нашего общества находит отклик за рубежом: «В Петербурге предлагают сексуальные услуги дети от 8 до 12 лет. Милиция обнаружила даже специальный «путеводитель», распространяемый в Финляндии и Швеции, где можно узнать, почем и, главное где в Петербурге мальчики и девочки для мужчин и женщин».297 Социальное дно достаточно агрессивно: 85% беспризорников и 34% бомжей имеют холодное оружие, 28% — огнестрельное. Малолетние преступники «на дне» проходят массовую и хорошо поставленную школу преступного мира. Роль наставников выполняют бомжи, 38% из которых ранее судимы. «Социальное дно — это результат российских реформ, плата за них, возложенная на все общество», — к такому выводу приходят социологи, исследовавшие проблему маргинальности.298
Общество — социальная система, все члены которой не только взаимосвязаны между собой, но и взаимоответственны. Нищета и бедность одних есть результат чрезмерности и избытка других.

Каждый гражданин страны имеет право на свою долю национальных богатств и национальных ресурсов. К сожалению, это касается лишь той нефти и газа, которые находятся под землей. Как только природные запасы превращаются в товар, они начинают работать на обогащение лишь малой части общества.

Маргинальность чаще всего оказывается следствием того, что в силу тех или иных обстоятельств (сиротство, болезнь, стресс, физические или психические недостатки), человек оказался вытесненным из сферы распределения национальных ресурсов. Главным фактором этого являются пороки социальной организации, формирование в обществе механизмов несправедливого распределения, когда главным условием достатка и богатства становятся не личные способности и трудовая деятельность, а доступ к распределению государственных средств.

Для того, чтобы завуалировать несправедливость социального распределения, маргиналам нередко навешивают ярлык неполноценных людей, а принадлежность к высшему классу рассматривают как результат талантов и заслуг перед обществом. В действительности, главным пропуском в высшие слои общества зачастую оказывается способность идти на сделку с совестью, готовность переступить нравственные и правовые барьеры, умение злоупотреблять служебным положением (а отсутствие этих криминогенных качеств нередко делает человека маргиналом). Крупномасштабные хищения и коррупция, продажа природных ресурсов за бесценок зарубежным дельцам с огромной прибылью для себя — все это ведет к баснословному обогащению одних, и росту маргинальности в обществе.

Устранение социальной дезорганизации, социальная гармония — это не утопия. Многим государствам удалось достаточно далеко продвинуться в этом направлении. Главным условием оптимизации социальной политики является устранение пороков государственного механизма распределения национальных богатств. К сожалению, власть остается глуха к нуждам народа до тех пор, пока голос его слаб. Одним из принципов успеха в воздействии на преступность является участие всех граждан в этом процессе — и не только в качестве народных дружинников. Рост политического самосознания россиян, обретение народом способности самоорганизовываться для отстаивания своих политических и экономических интересов оказывается главным условием пресечения коррупции и хищений в высших эшелонах общества, оптимизации национальных расходов, уменьшения числа маргиналов, снижения уровня преступности.



uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ekonomiko-matematicheskie-metodi-analiza.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-elektronnie-obrazovatelnie-resursi-v-obrazovanii-specialnost-050708-65-pedagogika-i-metodika-nachalnogo-obrazovaniya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-01-matematika-naimenovanie-disciplini.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-04-obshaya-himiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-specialnostyam-050102-biologiya-geografiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-07-geografiya-stranica-3.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-10-nauki-o-zemle-geologiya-geografiya-pochvovedenie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-18-vvedenie-pri-sovremennom-razvitii-tehnologij-pochti-kazhdij-iz-nas-ne-mozhet-obojtis-bez-mobilnogo-telefona-za-70-10-let-eto-ustrojstvo-proshlo-dolgij-put-ot-urovnya-tolko-pozvonit.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/titulnij-list-programmi-obucheniya-po-discipline-syllabus-forma.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-yu-yahninoj-i-l-zoninoj-stranica-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/podgotovka-i-zashita-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-bakalavra.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-metodov-raschetnoj-ocenki-prochnosti-i-dolgovechnosti-bazovih-elementov-neftegazovogo-oborudovaniya-s-uchetom-korrozii-metalla.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-6-organizacionnie-strukturi-v-menedzhmente-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-k-itogovomu-gosudarstvennomu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/esli-cherez-tri-dnya-korolyu-ne-stanet-luchshe-mozhno-vsego-ozhidat-skazal-doktor-korol-tyazhelo-bolen-i-esli-cherez-tri-dnya-sostoyanie-ego-ne-uluchshitsya-mozhn-stranica-8.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/municipalnaya-vlast-ee-yuridicheskie-priznaki-chast-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-informacionnie-sistemi-v-ekonomike-specialnost.html
  • grade.bystrickaya.ru/novgorodskaya-oblast-energetiki-osvetyat-iverskij-monastir-regionsru-07092005.html
  • books.bystrickaya.ru/dzhon-ronald-ruel-tolkien-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/39-zasedanie-verhovnogo-suda-severnoj-osetii-po-delu-kulaeva-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/dohodi-i-rashodi-gosudarstvennogo-byudzheta-rf.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sooruzheniya-dlya-mehanicheskoj-ochistki-stochnih-vod-stroitelnie-normi-i-pravila-kanalizaciya-naruzhnie-seti-i-sooruzheniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-sociologiya-bezopasnosti-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospominanie-dvoyurodnoj-sestri-belyaeva-aleksandra-filippovicha-geroya-sovetskogo-soyuza-nashego-zemlyaka.html
  • urok.bystrickaya.ru/pril-14-na-shkolnom-urovne.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-a-selivanova-cherkasskij-nacionalnij-universitet-ukraina.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pir-voobrazhenya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-ekonomicheskaya-kibernetika-informacionnaya-sistema-v-biznes-reinzhiniringe.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-pervogo-otkritogo-respublikanskogo-festivalya-konkursa.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskazi-scenki-nabroski-stranica-36.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-cel-i-zadachi-podprogrammi-pasport-programmi-naimenovanie-programmi-municipalnaya-dolgosrochnaya-celevaya-programma.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-sevastopolskaya-federaciya-sportsmenov-invalidov-s-poda-centr-zhenskie-alternativi-2006-g.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-chuvashskoj-respubliki-stranica-26.html
  • lecture.bystrickaya.ru/advokatura-ukraini-chast-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokladi-zaslushannie-na-plenarnom-zasedanii-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-opredeleniya-ekonomicheskoj-effektivnosti-investicionnih-proektov-po-raznim-metodikam.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-xii-porcha-kancelyarskaya-oruzhie-slovo-kotlyachkov-a-gorin-s-k63-oruzhie-slovo-oborona-i-napadenie-s-pomoshyu.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-stranica-12.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-evropa-posle-napoleonovskih-vojn-do-konca-xix-veka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antonina-eto-sovsem-ne-vpechatlyaet-german-pesa-dlya-chteniya-i-teatra-komediya-v-5-dejstviyah-dejstvuyushie-lica.html
  • control.bystrickaya.ru/edinorossi-naehali-na-miliciyu-po-vsem-pravilam-gosduma-rf-monitoring-smi-4-aprelya-2007-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-mesto-predmeta-russkij-yazik-v-uchebnom-plane-programma-russkij-yazik-dlya-chetiryohletnej-nachalnoj-shkoli.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnoe-agentstvo-po-ribolovstvu-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.