.RU

Учебник москва - страница 23


Термин маргинал дословно означает находящийся на краю (от латинского marginalis). В социологии к маргиналам относят представителей низших социальных групп, наиболее обездоленных социальных слоев (бездомных, беспризорных, безработных и т.п.). Именно маргиналам посвятил свой роман «Отверженные» В.Гюго, их Ф.М.Достоевский назвал «Униженные и оскорбленные», о них написал пьесу «На дне» М.Горький. Маргиналы — питательная среда преступности (образно их можно назвать «кандидатами» в преступники). Голод и бедность, отсутствие своей собственности порождают зависть и озлобленность, подрывают нравственность и уважение к собственности чужой. Безрадостное существование, болезни и страдания причина того, что нередко маргиналы не дорожат своей жизнью и перестают ценить жизнь чужую. Рост маргинальности и рост преступности — параллельные социальные процессы. Маргинальность может нейтрализовать эффект жестких мер воздействия на преступность. Забота об обездоленных, оптимизация социальной политики, уменьшение масштабов маргинальности — наиболее эффективный и гуманный способ воздействия на преступность. Одно из первых криминологических исследований маргинальности в конце XIX в. провел бельгийский ученый А.Принс. Вот строки из его книги: «Возьмите любую бедную, невозделанную дикую область, и все-таки в больших городах, Лондоне или Париже, Нью-Йорке или Сан-Франциско, вы всегда найдете среду низшую, чем в той области, среду более развращенную. Здесь-то в подвалах, куда никогда не проникает ни единый луч благосостояния физического или нравственного, именно здесь-то и ютятся обездоленные. Они видят мельком блеск роскоши, чтобы ее только ненавидеть; они не уважают ни собственности, ни жизни, ибо ни жизнь, ни собственность не имеют для них действительной ценности; они рождаются, чахнут, борются и умирают, не подозревая, что для некоторых людей существование есть счастье, собственность — право, добродетель — привычка, а спокойствие — постоянный удел. Таков естественный и неизбежный очаг преступности. В квартале, поставленном в отвратительные гигиенические условия, построенном на болотистой почве, лишенном канализации, воды, годной для питья, прорезанной узкими и грязными улицами, покрытом скверными жилищами без воздуха и света, в квартале, где прозябает атрофированное население, всякие эпидемии неизбежны и распространяются с большой интенсивностью. Равным образом, и преступление находит себе легкую, верную добычу среди несчастных столицы. Незаконные и покинутые дети, дети наказанных преступников и проституток, бродяги и т.п. — все они предназначены служить делу преступления. Что же удивительного в том, что не имея ни семьи, ни традиций, ни постоянного места жительства, ни оседлых занятий, ни связей с правящими классами, эти люди испытывают только одни физические потребности, не имеют иных побуждений, кроме крайне эгоистических, не знают никакой другой деятельности, кроме деятельности корыстной и преходящей ради непосредственного удовлетворения их материальных потребностей».294 Парадоксально, но картинка, которую сто лет назад нарисовал с натуры исследователь, практически до деталей напоминает современную Россию. Проблемы маргинализации современного российского общества давно уже тревожат ученых: «Говоря о деформациях структуры населения, рынка труда и связанных с ними противоправных проявлениях, следует выделить маргинализацию общества (маргиналы — граждане или отдельные группы населения, которые утратили официальный статус, а новый еще не приобрели, или имеют противозаконный статус), связанную с ростом числа беженцев и вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства, лиц с психическими и физическими отклонениями, ранее судимых, проституток, самоубийц, наркоманов, алкоголиков».295 Социальное дно в нашей стране — это десятая часть общества, 14 млн. человек тех, кто не имеет жилища, некриминального заработка, перспектив нормальной жизни: беспризорники, проститутки, нищие, бродяги. Самое драматичное, что деморализована самая перспективная часть общества: средний возраст беспризорника — 13 лет, проститутки — 28 лет, нищего – 40.296 Сейчас у нас зарегистрировано около 35 тыс. малолетних проституток. В 1995 году насчитывалось более 41 тыс. детей, больных сифилисом и гонореей. Нравственная деградация нашего общества находит отклик за рубежом: «В Петербурге предлагают сексуальные услуги дети от 8 до 12 лет. Милиция обнаружила даже специальный «путеводитель», распространяемый в Финляндии и Швеции, где можно узнать, почем и, главное где в Петербурге мальчики и девочки для мужчин и женщин».297 Социальное дно достаточно агрессивно: 85% беспризорников и 34% бомжей имеют холодное оружие, 28% — огнестрельное. Малолетние преступники «на дне» проходят массовую и хорошо поставленную школу преступного мира. Роль наставников выполняют бомжи, 38% из которых ранее судимы. «Социальное дно — это результат российских реформ, плата за них, возложенная на все общество», — к такому выводу приходят социологи, исследовавшие проблему маргинальности.298
Общество — социальная система, все члены которой не только взаимосвязаны между собой, но и взаимоответственны. Нищета и бедность одних есть результат чрезмерности и избытка других.

Каждый гражданин страны имеет право на свою долю национальных богатств и национальных ресурсов. К сожалению, это касается лишь той нефти и газа, которые находятся под землей. Как только природные запасы превращаются в товар, они начинают работать на обогащение лишь малой части общества.

Маргинальность чаще всего оказывается следствием того, что в силу тех или иных обстоятельств (сиротство, болезнь, стресс, физические или психические недостатки), человек оказался вытесненным из сферы распределения национальных ресурсов. Главным фактором этого являются пороки социальной организации, формирование в обществе механизмов несправедливого распределения, когда главным условием достатка и богатства становятся не личные способности и трудовая деятельность, а доступ к распределению государственных средств.

Для того, чтобы завуалировать несправедливость социального распределения, маргиналам нередко навешивают ярлык неполноценных людей, а принадлежность к высшему классу рассматривают как результат талантов и заслуг перед обществом. В действительности, главным пропуском в высшие слои общества зачастую оказывается способность идти на сделку с совестью, готовность переступить нравственные и правовые барьеры, умение злоупотреблять служебным положением (а отсутствие этих криминогенных качеств нередко делает человека маргиналом). Крупномасштабные хищения и коррупция, продажа природных ресурсов за бесценок зарубежным дельцам с огромной прибылью для себя — все это ведет к баснословному обогащению одних, и росту маргинальности в обществе.

Устранение социальной дезорганизации, социальная гармония — это не утопия. Многим государствам удалось достаточно далеко продвинуться в этом направлении. Главным условием оптимизации социальной политики является устранение пороков государственного механизма распределения национальных богатств. К сожалению, власть остается глуха к нуждам народа до тех пор, пока голос его слаб. Одним из принципов успеха в воздействии на преступность является участие всех граждан в этом процессе — и не только в качестве народных дружинников. Рост политического самосознания россиян, обретение народом способности самоорганизовываться для отстаивания своих политических и экономических интересов оказывается главным условием пресечения коррупции и хищений в высших эшелонах общества, оптимизации национальных расходов, уменьшения числа маргиналов, снижения уровня преступности.



uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ekonomiko-matematicheskie-metodi-analiza.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-elektronnie-obrazovatelnie-resursi-v-obrazovanii-specialnost-050708-65-pedagogika-i-metodika-nachalnogo-obrazovaniya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-01-matematika-naimenovanie-disciplini.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-04-obshaya-himiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-specialnostyam-050102-biologiya-geografiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-07-geografiya-stranica-3.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-10-nauki-o-zemle-geologiya-geografiya-pochvovedenie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-socialno-poleznoj-zanyatosti-i-trudoustrojstva-detej-podrostkov-i-molodezhi-v-gorodskom-okruge-tolyatti.html
  • university.bystrickaya.ru/glavnij-svarshik-osnovnie-trebovaniya-predyavlyaemie-k-oformleniyu-dolzhnostnoj-instrukcii.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-kafedri-mpiya-fiya-yagu-za-period-2005-2006-uch-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kak-vselennaya-svyazana-s-elektronom.html
  • klass.bystrickaya.ru/610-vivodi-po-razdelu-poyasnitelnaya-zapiska-2201-000000-003-pz-rukovoditel-st-prep-spicina-i-a-konsultant.html
  • studies.bystrickaya.ru/cena-kontrakta-poryadok-oplati-poryadok-formirovaniya-ceni-kontrakta-e-yu-zahmatov-chleni-edinoj-komissii.html
  • reading.bystrickaya.ru/lichnayaknizhk-a-studenta-ii-kursa-dnevnogo-otdeleniya-plani-uchebnih-zanyatij-iv-semestra.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pritcha-o-poslannike-boga-i-tolpe-metodika-raboti-nad-izlozheniyami-s-kompleksnim-analizom-teksta-posobie-dlya-shkol.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-instrumenti-kompleksnoj-ocenki-ekonomicheskoj-effektivnosti-korporativnogo-upravleniya-na-promishlennih-predpriyatiyah-rossijskoj-federacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-v-oblasti-trudovoj-migracii.html
  • crib.bystrickaya.ru/informatika-i-matematika-dlya-yuristov-115-119-voprosov-90-rublej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnoj-discipline-05-20-01-tehnologii-i-sredstva-mehanizacii-selskogo-hozyajstva.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/velikie-geroi-dikkensa-kniga-rekomenduetsya-shirokomu-krugu-chitatelej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-linii-obshie-trebovaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-7isk-v-arbitrazhnom-processe-zadachi-i-funkcii-arbitrazhnih-sudov-8-tema-2-8-ponyatie-arbitrazhnogo-processa.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-teorii-tvorchestva-perevod-m-m-iseninoj-pod-redakciej-d-p-n-e-i-iseninoj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnaya-praktika-po-discipline-sportivnie-igri-futbol-dlya-specialnosti-050720-65-fizicheskaya-kultura-utverzhden-na-zasedanii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-13tip-saturna-stroenie-tela-i-psihologiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bezopasnost-sistem-baz-dannih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-vzaimodejstvie-metalla-s-futerovkoj-pechi-1-modificirovanie-rasplavov-2-vidi-shihtovih-materialov-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6obespechenie-vozmozhnosti-identifikacii-transportnih-sredstv-po-gosudarstvennim-registracionnim-znakam.html
  • grade.bystrickaya.ru/obuchenie-inoyazichnoj-leksike-kak-odin-iz-komponentov-formirovaniya-yazikovoj-kompetencii-studentov-medikov-annotaciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svodnaya-vedomost-prepodavaniya-predmetov-otchyot-za-pervoe-polugodie-2010-2011-uchebnogo-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-patronate-otchet-po-rezultatam-sociologicheskogo-issledovaniya-po-problemam-razvitiya-patronatnogo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-zanyatij-v-pervom-klasse-obrazovatelnaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-fgos-uchashihsya-1-klassa-mou-sosh-1.html
  • tests.bystrickaya.ru/literature-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-aktivov-plan-i-vvedenie-str-1-3-ii-likvidnost-kak-odin-iz-osnovnih-kriteriev-ocenki-finansovoj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-provedeniya-ege-i-formu-zayavleniya-mozhno-najti-na-oficialnom-informacionnom-portale-ege.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rabota-na-agregatah-po-uhodu-za-propashnimi-kulturami-chast-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-i-kuvaldin-vologodskogo-politehnicheskogo-instituta-stranica-19.html
  • occupation.bystrickaya.ru/model-kontrolya-kachestva-podgotovki-operatora-sistemi-upravleniya-promishlennim-predpriyatiem-saderdinov-r-a.html
  • nauka.bystrickaya.ru/unas-segodnya-chetvertoe-zasedanie-seminara-po-upravlencheskim-metodologicheskim-praktikam-segodnya-12-yanvarya-2011-goda-vseh-pozdravlyayu-s-proshedshimi-novogodnimi-p-stranica-4.html
  • diploma.bystrickaya.ru/visimskij-zapovednik-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/petizhevannformirovanie-refleksivnogo-mishleniya-v-processe-stanovleniya-professionalnogo-samosoznaniya-uchashihsya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-medicinskoj-statistiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.