.RU

Учебник под редакцией доктора - страница 10


Выводы
1. Полезностью называется удовлетворение, которое приносит благо потребителю. Хотя оценка полезности блага зависит не только от объективных, но и от субъективных обстоятельств, возможно выявление средних для того или иного общества оценок полезности. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается.

2. Ценность (стоимость) — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется на базе лучшего из доступных ему товаров с корректировкой на свойства данного товара.

3. Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Основу этого механизма описывает двухфакторная модель ценообразования, объясняющая величину цены как компромисс между издержками производства и полезностью товара.

4. Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

5. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.


^ Термины и понятия
Полезность

Законы Госсена

Закон убывающей предельной полезности

Ценность (стоимость)

Парадокс ценности

Цена

Двухфакторная модель ценообразования

Спрос

Закон спроса

Предложение

Закон предложения

Равновесная (рыночная) цена

Цены «пола» и «потолка»


^ Вопросы для самопроверки

1. Почему полезность блага убывает по мере увеличения количества этого блага? В чем суть парадокса Смита?

2. Каков смысл второго закона Госсена?

3. Какая теория различает термины «ценность» и «стоимость» и почему?

4. В чем разница в подходах к ценообразованию классической теории и маржинализма? Как их примирил Маршалл?

5.0 чем говорят законы спроса и предложения?

6. Как достигается равновесие на рынке товара?

7. Как изменится равновесная цена товара, если спрос на этот товар не претерпит изменений, а у фирм-производителей возрастут издержки?

8. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Как изменится спрос на товар Б, если цена на товар А повысится (понизится)? Что произойдет, если товары А и Б дополняют друг друга?


^


Глава 7. Современные направления и школы экономической теории
Современные направления и школы экономической теории, аккумулируя все лучшее из опыта ее многовекового развития, служат основой экономической политики государств, способствуют поиску путей преодоления противоречий хозяйственной жизни. В этой главе будут рассмотрены важнейшие современные направления в экономической науке.
^ 1. Развитие и преемственность экономической науки


Экономическая теория и доктрина
Под экономической теорией принято понимать основанное на фактах, подкрепленное аргументами и обоснованиями научное обобщение процессов, происходящих в экономической жизни. В отличие от доктрины теория исходит не из заранее заданных принципов, положений, а из реальных факторов, событий, процессов.

Экономическая действительность весьма многообразна, противоречива и изменчива, и экономическая наука не вправе претендовать на абсолютно точное, адекватное отражение действительных процессов и тенденций. Научное знание постигает истину лишь с известной степенью приближения и по мере происходящих в экономической жизни изменений уточняет или отбрасывает прежние представления, приходит к новым обобщениям и выводам.

В экономической науке существуют разные направления и школы, в основе типологии которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем. Это деление в значительной мере условно. В рамках одного направления может существовать несколько школ. Например, монетаризм (школа) развивается в общем русле неолиберального направления, экономика предложения (школа) примыкает к неоклассическому направлению.

Нередко школы получают свое наименование по географическому признаку — стокгольмская, лондонская, кембриджская. Представители одной школы объединяются в силу общности взглядов, методологии, позиций, хотя обычно различаются по изучаемой проблематике, кругу интересов, занимаются разработкой более частных проблем. К одной школе принадлежат нередко профессора одного крупного вуза, ученики и продолжатели идей и концепций «основателя» школы.

Классическая экономическая теория как особая область научных знаний возникла в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Эта теория формировалась и утверждалась под названием политической экономии, хотя нередко крупные экономисты использовали и иную терминологию. Англичанин Уильям Петти (1623—1687), Колумб политической экономии, основатель экономической статистики, именовал свою науку политической арифметикой. Создатель первой макроэкономической модели француз Франсуа Кенэ (1694—1774) называл себя экономистом. Основной труд шотландца Адама Смита (1723—1790), классика политической экономии, получил название «Исследование о природе и причинах богатства народов». Главная его идея состоит в том, что люди, преследуя собственные интересы и личную выгоду, создают, ведомые «невидимой рукой» рыночных законов, блага и выгоды для общества в целом. Английский предприниматель и экономист Давид Рикардо, завершивший создание классической экономической теории, оставил нам «Начала политической экономии». Труд теоретика и систематика англичанина Джона Стюарта Милля (1806—1873) назывался «Основания политической экономии».


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-17-ekologiya-pochv.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-2-geomorfologiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-specialnostyam.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-3-uchenie-o-gidrosfere-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-finansi-i-kredit-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-nauki-o-biologicheskom-mnogoobrazii-zoologiya-bespozvonochnih.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-politicheskaya-sociologiya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smert-v-konditerskoj-upakovke-gosduma-rf-monitoring-smi-12-maya-2006-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sem-mudrecov-istoriya-antichnoj-filosofii.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-4-problemi-ekonomicheskogo-razvitiya-ukraini-novij-kurs-f-ruzvelta-kapitalisticheskaya-ekonomicheskaya-integraciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bitie-v-ponyatiyah-sleng.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-ucheta-malocennih-i-bistroiznashivayushihsya-predmetov-chast-10.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-kuvandik-kuvandikskogo-rajona-orenburgskoj-oblasti-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nadotryad-klyupeoidnie-clupeomorpha-zhizn-zhivotnih-tom-chetvertij-klass-kostnie-ribi-osteichthyes-pod-redakciej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/potrebovali-nacionalizirovat-vremya-novostej-7-avgusta-2009-legkovoe-avtomobilestroenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-priema-na-pervij-kurs-v-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-moskovskij-energeticheskij-institut-tehnicheskij-universitet-v-2009-godu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rascheti-s-postavshikami-i-podryadchikami.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/4-yuvenalnaya-yusticiya-v-sudebnoj-sisteme-orlovskoj-oblasti-utverzhdenie-otechestvennoj-praktiki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-filosofiya-uchebnik.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekcij-15-chasov-seminarskie-zanyatiya-30-chasov-vsego-auditornih-chasov-45.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-korrekcii-navika-chteniya-vo-2-m-klasse.html
  • writing.bystrickaya.ru/fizicheskaya-kultura-programmi-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-231000-62-programmnaya-inzheneriya-v-niu-vshe-perm.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-s-malinov-metallicheskih-materialov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/russkie-zemli-i-knyazhestva-12-13-vek.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-kultur-v-epohu-bronzi-v-srednem-zaurale-i-podtaezhnom-tobolo-irtishe-faktori-mehanizmi-dinamika-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrol-za-postupleniem-ftoridov-v-organizm-cheloveka-epidemiologiya-kariesa-i-zabolevanij-parodonta-7.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-motivaciya-k-uchastiyu-v-socialno-znachimoj-i-obshestvenno-poleznoj-deyatelnosti-podnyatie-prestizha-rabochih-professij-sredi-molodezhi.html
  • credit.bystrickaya.ru/polimorfnie-markeri-genov-kandidatov-i-geneticheskaya-predraspolozhennost-k-neblagopriyatnomu-ishodu-u-bolnih-perenesshih-ostrij-koronarnij-sindrom-03-01-03-molekulyarnaya-biologiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/so-polimerizaciya-i-termicheskie-prevrasheniya-metallosoderzhashih-monomerov-kak-put-sozdaniya-metallopolimerov-i-nanokompozitov-02-00-06-visokomolekulyarnie-soedineniya-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/malchik-s-flejtoj-e-g-makarova-osvobodite-slona.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-raboti-kruzhka-yunij-ekolog.html
  • institut.bystrickaya.ru/stradanie-svyatoj-muchenici-fervufi-zhitiya-svyatih-tom-4-aprel.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-telefon-zvonit-po-telefonu-1-postroenie-prostogo-anglijskogo-predlozheniya-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-148-2k1-ot-01-noyabrya-2004-g-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obshebrazovatelnoj-shkoli-32-stranica-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-chem-derzhatsya-sueveriya-uchenie-istinnoj-veri-vsegda-yasno-i-prosto-11.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-iv-kursa-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-84-kniga-eta-rodilas-ot-goloda-sejchas-obyasnyu-vesnoj-1996-goda-v-kanade-vishla-vtoraya-moya-kniga-roman.html
  • writing.bystrickaya.ru/66-molodezhnaya-politika-obshaya-harakteristika-municipalnogoobrazovaniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razuj-glaza-papasha-ya-dama-tvoej-mechti.html
  • books.bystrickaya.ru/drugie-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poseshajte-svadbi-druzheskie-vecherinki-vstrechi-vipusknikov-i-semejnie-torzhestva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pri-pozhare-pogibli-dvojnyashki-v-mnogodetnoj-seme-internet-resurs-161ru-29102011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.