.RU

Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов и,


ББК 89.5

М 71


Рецензенты:

Кафедра психологии

Ярославского государственного педагогического университета;

доктор психологических наук,

профессор А. Я. Анцупов

Морозов А. В.

М 71 Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.

ISBN 5-87852-125-3

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов и, конечно же, всем тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность "выстаивать" в трудных жизненных ситуациях.


ISBN 5-87852-125-3

© "Издательство Союз", 2000

©Морозов А. В., 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

^ Познав себя, никто уже

не останется тем, кто есть.

Томас Манн

Издание, предлагаемое вашему вниманию, может быть использовано в качестве учебного пособия по психологии для студентов как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также для слушателей различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов. Оно специально подготовлено с целью оказания им помощи в эффективном усвоении учебного материала по таким дисциплинам, как "общая психология", "социальная психология", "конфликтология", "психология управления", "психология и этика делового общения" и др.

Предлагаемый курс лекций включает в себя достаточно полный основной курс знаний по психологии и этике, столь необходимых любому современному человеку, претендующему на звание "культурного и образованного" и как следствие этого - на достойное место в современном мире бизнеса и рыночных отношений, для успешной деятельности в нынешних достаточно жестких и непростых условиях и отношениях между людьми.

В этот курс вошли сведения из целого ряда отраслей психологической науки, имеющих самое непосредственное отношение к профессиональной деятельности, тесно связанной с процессом общения в сфере повседневных межличностных отношений.

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Для социальной психологии аксиомой является вывод, что все современные российские экономические, политические и другие проблемы - это псевдопроблемы. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере духа и сознания, то есть в сфере культуры и нравственности.

Культура - это не количество прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанной музыки. Культура - это умение строить человеческое сообщество. Экономика всецело зависит от этого умения. В тиши кабинета можно писать научный труд, сочинять музыку, рисовать картины, но нельзя делать бизнес без людей.

Культура, как чернозём, накапливается медленно. Это касается и культуры деловой жизни. Менеджмент, маркетинг, искусство рекламы и многое другое - для этого нужен надежный фундамент деловой культуры и психологической образованности каждого предпринимателя. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою личную жизнь и отдых. Согласимся, что этому не научишь даже в самой престижной школе бизнеса.

Ни один человек не может жить без гармонии, без согласия ума, воли и чувств, без созвучия с природой, окружающим миром, культурой. Но это согласие имеет разные уровни, разные масштабы, цели, моральные, утилитарные, эстетические оценки, включая и явно отрицательные.

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Профессиональное становление личности начинается ещё со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьёз задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учёбой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.

Главное в общении - не "зазубривание" правил, а такое владение языком, чтобы кратко, точно и впечатляюще звучала любая, самая сложная, мысль. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно. Определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики студентов и слушателей. Кроме того, педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у обучающихся определённого багажа знаний, но и на раскрытие их потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы.

Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.

Высокая культура и нравственность - это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Уметь - значит быть свободным, уметь - значит больше чем иметь. Культура делает человека свободным, экономически независимым. Имея высокую профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия.

В рыночной экономике ценность образования растёт, и место в жизни обеспечивается не столько связями, сколько состязанием умов, трудолюбием и инициативой. Студенческая скамья - отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения этих знаний - прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств. Не льстите себя надеждой, что, поучившись кое-как, вы сподобитесь попасть в какую-нибудь престижную школу бизнеса и получите всё, что вам нужно. Посредственность остаётся ею при любых условиях, если не начинает самостоятельно и активно работать над собой.

Данный курс лекций предназначен в первую очередь тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность "выстаивать" в трудных жизненных ситуациях.

В конце каждого раздела приведен перечень вопросов, который может быть использован как для повторения материала с целью его лучшего усвоения, так и для проведения семинаров, коллоквиумов.

Кроме того, в конце каждого раздела указан список основной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения с целью углубления знаний по пройденному материалу, использования при подготовке рефератов, докладов, выступлений.

В конце курса лекций приведен библиографический список литературы, в той или иной мере использовавшейся автором, который окажет несомненную помощь студентам и слушателям в ходе самостоятельной работы над основными вопросами курса.

В целом ряде лекций приведены тесты и опросники, специально подобранные в соответствии с содержанием изученного материала, а в последнем разделе книги даны "ключи" и интерпретация тестов.

Завершает издание краткий словарь основных психологических терминов. Его задача - ввести емкие определения основных научных понятий курса и помочь студенту, слушателю в их усвоении.



uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya-dlya-specialnostej-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-semi-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-truda-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihopatologiya-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-raspredelennie-bazi-dannih-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotka-i-standartizaciya-programmnih-sredstv-i-informacionnih-tehnologij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-shkolnoj-biblioteki-v-realizacii-regionalnogo-komponenta-obrazovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/literaturnaya-gazeta-moskva-52-24122008-fotoglas-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-radio-rsn-20022009-1900-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-9-tv-9.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-glavi-administracii-municipalnogo-rajona-ferzikovskij-rajon-o-prodelannoj-rabote-za-2010-god-i-perspektivah-razvitiya-municipalnogo-rajona-ferzikovskij-rajon-na-2011-god.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadacha-3-uchebno-metodicheskij-kompleks-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2006-lukina-v-i.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upolnomochennomu-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj-federacii-lukinu-v-p.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/knigu-mozhno-kupit-v-biblion-ru-31r-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavra-280200-zashita-okruzhayushej-sredi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respubliki-adigeya-za-vklad-v-razvitie-ekonomiki-respubliki-adigeya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primirites-so-svoimi-vozmozhnostyami-vojni-brendov-devid-d-alessandro.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-opit-konkretno-istoricheskoj-psihologii-lichnosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-o-byudzhete-podlezhit-opublikovaniyu-nemedlenno-posle-ego-prinyatiya-i-podpisaniya-v-ustanovlennom-poryadke.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-23-mezhdunarodnoe-pravo-ohrani-okruzhayushej-sredi-uchebnoe-posobie-m-yurist-1998.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnij-stil.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-5-osvetitelnij-kompleks-tko-1-1-na-uchastie-v-aukcione-i-instrukciya-po-eyo-zapolneniyu-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema4-sistema-upravleniya-byudzhetnimi-investiciyami-kursi-ipbr-vremya-provedeniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sedmaya-volna-psihologii-stranica-11.html
  • turn.bystrickaya.ru/on-sagajdak-yazik-i-mezhkulturnaya-kommunikaciya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshee-vstuplenie-na-etom-sajte-sobrani-posvyashyonnie-zdorovyu-materiali-avtorom-kotorih-yavlyaetsya-aleksandr-brusnyov-podborka-predstavlyaet-soboj-3-knigi-neodno-stranica-35.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvenno-politicheskoe-ustrojstvo-irana-i-stanovlenie-novih-organov-vlasti-posle-revolyucii-1979g-chast-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/49-zoni-ogranichenij-i-osobih-uslovij-ispolzovaniya-rukovoditel-kompleksnoj-arhitekturno-planirovochnoj-masterskoj-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/leningradskoj-oblasti-stranica-10.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnika-bezopasnosti-pri-vozgoranii.html
  • college.bystrickaya.ru/2-tehnologicheskij-podhod-k-znaniyu-11-07-2003-16-07-o-s-volgin.html
  • turn.bystrickaya.ru/pesnya-orenburgskij-puhovij-platok.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennie-uslugi.html
  • klass.bystrickaya.ru/422-pervaya-pomosh-pri-ozhogah-kratkij-kurs-lekcij-po-predmetu-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-uchebnoe.html
  • esse.bystrickaya.ru/provedenie-proceduri-viborov-programma-organizacii-letnego-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-i-podrostkov-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sam-sebe-upravlenec-moskovskij-komsomolec-pavlovskij-ruslan-22052008-108-str-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fizkultura-i-sport-ocherednaya-programma-dejstvuyushie-lica-posvyashena-socialnim-problemam-nashego-goroda-kakova.html
  • write.bystrickaya.ru/geologiya-mineralogiya-geohimicheskie-metodi-poiskov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kultura-kak-faktor-obsheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/petrovskij-putevoj-dvorec.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utro-vecher-900-1500-programma-saratov-12-15-sentyabrya-2011-g-nauchnij-sovet-ran-po-akustike-obshestvennaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kollizionnaya-situaciya-i-vibor-prava-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.