.RU

Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов и,


ББК 89.5

М 71


Рецензенты:

Кафедра психологии

Ярославского государственного педагогического университета;

доктор психологических наук,

профессор А. Я. Анцупов

Морозов А. В.

М 71 Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.

ISBN 5-87852-125-3

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов и, конечно же, всем тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность "выстаивать" в трудных жизненных ситуациях.


ISBN 5-87852-125-3

© "Издательство Союз", 2000

©Морозов А. В., 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

^ Познав себя, никто уже

не останется тем, кто есть.

Томас Манн

Издание, предлагаемое вашему вниманию, может быть использовано в качестве учебного пособия по психологии для студентов как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также для слушателей различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов. Оно специально подготовлено с целью оказания им помощи в эффективном усвоении учебного материала по таким дисциплинам, как "общая психология", "социальная психология", "конфликтология", "психология управления", "психология и этика делового общения" и др.

Предлагаемый курс лекций включает в себя достаточно полный основной курс знаний по психологии и этике, столь необходимых любому современному человеку, претендующему на звание "культурного и образованного" и как следствие этого - на достойное место в современном мире бизнеса и рыночных отношений, для успешной деятельности в нынешних достаточно жестких и непростых условиях и отношениях между людьми.

В этот курс вошли сведения из целого ряда отраслей психологической науки, имеющих самое непосредственное отношение к профессиональной деятельности, тесно связанной с процессом общения в сфере повседневных межличностных отношений.

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Для социальной психологии аксиомой является вывод, что все современные российские экономические, политические и другие проблемы - это псевдопроблемы. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере духа и сознания, то есть в сфере культуры и нравственности.

Культура - это не количество прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанной музыки. Культура - это умение строить человеческое сообщество. Экономика всецело зависит от этого умения. В тиши кабинета можно писать научный труд, сочинять музыку, рисовать картины, но нельзя делать бизнес без людей.

Культура, как чернозём, накапливается медленно. Это касается и культуры деловой жизни. Менеджмент, маркетинг, искусство рекламы и многое другое - для этого нужен надежный фундамент деловой культуры и психологической образованности каждого предпринимателя. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою личную жизнь и отдых. Согласимся, что этому не научишь даже в самой престижной школе бизнеса.

Ни один человек не может жить без гармонии, без согласия ума, воли и чувств, без созвучия с природой, окружающим миром, культурой. Но это согласие имеет разные уровни, разные масштабы, цели, моральные, утилитарные, эстетические оценки, включая и явно отрицательные.

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Профессиональное становление личности начинается ещё со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьёз задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учёбой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.

Главное в общении - не "зазубривание" правил, а такое владение языком, чтобы кратко, точно и впечатляюще звучала любая, самая сложная, мысль. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно. Определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики студентов и слушателей. Кроме того, педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у обучающихся определённого багажа знаний, но и на раскрытие их потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы.

Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.

Высокая культура и нравственность - это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Уметь - значит быть свободным, уметь - значит больше чем иметь. Культура делает человека свободным, экономически независимым. Имея высокую профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия.

В рыночной экономике ценность образования растёт, и место в жизни обеспечивается не столько связями, сколько состязанием умов, трудолюбием и инициативой. Студенческая скамья - отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения этих знаний - прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств. Не льстите себя надеждой, что, поучившись кое-как, вы сподобитесь попасть в какую-нибудь престижную школу бизнеса и получите всё, что вам нужно. Посредственность остаётся ею при любых условиях, если не начинает самостоятельно и активно работать над собой.

Данный курс лекций предназначен в первую очередь тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность "выстаивать" в трудных жизненных ситуациях.

В конце каждого раздела приведен перечень вопросов, который может быть использован как для повторения материала с целью его лучшего усвоения, так и для проведения семинаров, коллоквиумов.

Кроме того, в конце каждого раздела указан список основной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения с целью углубления знаний по пройденному материалу, использования при подготовке рефератов, докладов, выступлений.

В конце курса лекций приведен библиографический список литературы, в той или иной мере использовавшейся автором, который окажет несомненную помощь студентам и слушателям в ходе самостоятельной работы над основными вопросами курса.

В целом ряде лекций приведены тесты и опросники, специально подобранные в соответствии с содержанием изученного материала, а в последнем разделе книги даны "ключи" и интерпретация тестов.

Завершает издание краткий словарь основных психологических терминов. Его задача - ввести емкие определения основных научных понятий курса и помочь студенту, слушателю в их усвоении.



uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya-dlya-specialnostej-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-semi-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-truda-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihopatologiya-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-raspredelennie-bazi-dannih-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotka-i-standartizaciya-programmnih-sredstv-i-informacionnih-tehnologij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/22-maya-feliks-dzerzhinskij-dnevnik-zaklyuchennogo-pisma.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nekotorie-osobennosti-rassledovaniya-prestuplenij-svyazannih-s-dorozhno-transportnimi-proisshestviyami-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perevod-s-francuzskogo-yazika-irini-liming-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-9-kurskaya-duga-visadka-soyuznikov-v-sicilii-nachalo-italyanskoj-kampanii-aleksandr-nikolaevich-alyabev.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-otkritogo-akcionernogo-obshestva-kirovskijzavod-kod-emitenta-00046-a-za-iv-kvartal-2008-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-d-kondratevosnovnie-problemi-ekonomicheskoj-statiki-i-dinamiki-sostavlenie-i-obshaya-redakciya-v-v-vinokurova.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vneshnyaya-i-vnutrennyaya-politika-stran-severnoj-i-yuzhnoj-ameriki-dlya-napravleniya-032301-65-regionovedenie-podgotovki-specialista.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-n-lukashevskaya-ponyatie-hudozhestvennij-obraz-iproblemi-ego-izucheniya-v-pervobitnom-iskusstve.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-32-apparatchik-ekstraktorshik-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/storya-viniknennya-ta-vrovchennya-zoroastrizmu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-v-yurchak-sbornik-dvenadcatoj-mezhregionalnoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/48-bett-s-azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-fizike-mnogoobraznij-mir-dvizheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alekseev-sergej-sokrovisha-valkirii-kniga-1-stranica-14.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/merime-p-torgovec-lyudmi2.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-triki-vu-sobachi-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-s-roditelyami-na-2011-2012uchebnij-god-mesyac.html
  • thescience.bystrickaya.ru/katalog-konkursnih-rabot.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/argo-kak-element-subkulturi-muzikantov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-po-specialnostyam-medicinskie-nauki-14-00-00.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/palindrom-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-visshej-shkoli-narodnih-iskusstv-instituta-na-2010.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodologiya-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • report.bystrickaya.ru/kapitalizm-kak-ekonomicheskij-stroj-i-socialno-ekonomicheskaya-sistema.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pokazateli-i-metodi-analiza-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/z-v-krecan-kandidat-pedagogicheskih-nauk-docent-pervij-prorektor-kripkipro-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dudnikov-a-v-russkij-yazik-stranica-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-muk-0001-opredelenie-urovnej-magnitnogo-polya-v-mestah-razmesheniya-peredayushih-sredstv-radioveshaniya-i-radiosvyazi-kilo-gekto-i-dekametrovogo-diapozonov-muk-679-97.html
  • holiday.bystrickaya.ru/minskaya-oblast-ezhenedelnij-informacionnij-vestnik-minsk-oficialnij.html
  • studies.bystrickaya.ru/ciklotronnij-rezonans.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-organizaciya-deyatelnosti-sluzhbi-pitaniya-v-gostinice-programmi-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/puti-sovershenstvovaniya-turizma-kak-sredstva-vozrozhdeniya-kulturno-istoricheskih-cennostej-kaliningradskogo-anklava-chast-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-etapi-prinyatiya-resheniya-i-osushestvleniya-tamozhennogo-soprovozhdeniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-geograficheskie-aspekti-sovremennih-globalnih-problem-chelovechestva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenam-4-kurs-2013-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.