Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов и,
.RU

Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов и,


ББК 89.5

М 71


Рецензенты:

Кафедра психологии

Ярославского государственного педагогического университета;

доктор психологических наук,

профессор А. Я. Анцупов

Морозов А. В.

М 71 Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.

ISBN 5-87852-125-3

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов и, конечно же, всем тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность "выстаивать" в трудных жизненных ситуациях.


ISBN 5-87852-125-3

© "Издательство Союз", 2000

©Морозов А. В., 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

^ Познав себя, никто уже

не останется тем, кто есть.

Томас Манн

Издание, предлагаемое вашему вниманию, может быть использовано в качестве учебного пособия по психологии для студентов как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также для слушателей различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов. Оно специально подготовлено с целью оказания им помощи в эффективном усвоении учебного материала по таким дисциплинам, как "общая психология", "социальная психология", "конфликтология", "психология управления", "психология и этика делового общения" и др.

Предлагаемый курс лекций включает в себя достаточно полный основной курс знаний по психологии и этике, столь необходимых любому современному человеку, претендующему на звание "культурного и образованного" и как следствие этого - на достойное место в современном мире бизнеса и рыночных отношений, для успешной деятельности в нынешних достаточно жестких и непростых условиях и отношениях между людьми.

В этот курс вошли сведения из целого ряда отраслей психологической науки, имеющих самое непосредственное отношение к профессиональной деятельности, тесно связанной с процессом общения в сфере повседневных межличностных отношений.

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Для социальной психологии аксиомой является вывод, что все современные российские экономические, политические и другие проблемы - это псевдопроблемы. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере духа и сознания, то есть в сфере культуры и нравственности.

Культура - это не количество прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанной музыки. Культура - это умение строить человеческое сообщество. Экономика всецело зависит от этого умения. В тиши кабинета можно писать научный труд, сочинять музыку, рисовать картины, но нельзя делать бизнес без людей.

Культура, как чернозём, накапливается медленно. Это касается и культуры деловой жизни. Менеджмент, маркетинг, искусство рекламы и многое другое - для этого нужен надежный фундамент деловой культуры и психологической образованности каждого предпринимателя. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою личную жизнь и отдых. Согласимся, что этому не научишь даже в самой престижной школе бизнеса.

Ни один человек не может жить без гармонии, без согласия ума, воли и чувств, без созвучия с природой, окружающим миром, культурой. Но это согласие имеет разные уровни, разные масштабы, цели, моральные, утилитарные, эстетические оценки, включая и явно отрицательные.

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Профессиональное становление личности начинается ещё со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьёз задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учёбой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.

Главное в общении - не "зазубривание" правил, а такое владение языком, чтобы кратко, точно и впечатляюще звучала любая, самая сложная, мысль. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно. Определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики студентов и слушателей. Кроме того, педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у обучающихся определённого багажа знаний, но и на раскрытие их потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы.

Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.

Высокая культура и нравственность - это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Уметь - значит быть свободным, уметь - значит больше чем иметь. Культура делает человека свободным, экономически независимым. Имея высокую профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия.

В рыночной экономике ценность образования растёт, и место в жизни обеспечивается не столько связями, сколько состязанием умов, трудолюбием и инициативой. Студенческая скамья - отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения этих знаний - прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств. Не льстите себя надеждой, что, поучившись кое-как, вы сподобитесь попасть в какую-нибудь престижную школу бизнеса и получите всё, что вам нужно. Посредственность остаётся ею при любых условиях, если не начинает самостоятельно и активно работать над собой.

Данный курс лекций предназначен в первую очередь тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность "выстаивать" в трудных жизненных ситуациях.

В конце каждого раздела приведен перечень вопросов, который может быть использован как для повторения материала с целью его лучшего усвоения, так и для проведения семинаров, коллоквиумов.

Кроме того, в конце каждого раздела указан список основной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения с целью углубления знаний по пройденному материалу, использования при подготовке рефератов, докладов, выступлений.

В конце курса лекций приведен библиографический список литературы, в той или иной мере использовавшейся автором, который окажет несомненную помощь студентам и слушателям в ходе самостоятельной работы над основными вопросами курса.

В целом ряде лекций приведены тесты и опросники, специально подобранные в соответствии с содержанием изученного материала, а в последнем разделе книги даны "ключи" и интерпретация тестов.

Завершает издание краткий словарь основных психологических терминов. Его задача - ввести емкие определения основных научных понятий курса и помочь студенту, слушателю в их усвоении.



uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya-dlya-specialnostej-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-semi-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-truda-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihopatologiya-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-raspredelennie-bazi-dannih-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotka-i-standartizaciya-programmnih-sredstv-i-informacionnih-tehnologij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/kvalifikacionnij-spravochnik-stranica-17.html
  • education.bystrickaya.ru/2vneshnij-vid-standart-i-klassifikaciya-siamskih-koshek-po-okrasam-1istoriya-vozniknoveniya-porodi.html
  • college.bystrickaya.ru/2-ekspluataciya-poverhnostnih-podogrevatelej-metodicheskie-ukazaniya-po-ekspluatacii-poverhnostnih-podogrevatelej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alkogolizm-i-deviantnoe-povedenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-videourok.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-audit-i-mezhdunarodnie-standarti-audita-uchebnoe-posobie-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/protokol-119-109-k-1-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhelezobetonnie-izdeliya-i-konstrukcii-obshie-svedeniya-o-stroitelnih-materialah-i-ih-osnovnie-svojstva.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/23sektor-obrazovatelnih-informacionnih-tehnologij-otchet-o-deyatelnosti-kemerovskogo-oblastnogo-centra-nit.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-9-osnovi-radiacionnoj-medicini-testi-po-dermatovenerologii-moskva.html
  • college.bystrickaya.ru/22-obespechenie-razvitiya-sistemi-podderzhki-i-soprovozhdeniya-odarennih-detej.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-uravnenij-teorii-uprugosti-i-teploprovodnosti-metod-konechnih-raznostej.html
  • books.bystrickaya.ru/conception-of-social-representations-and-discursive-psychology-socialnaya-psihologiya-i-socialnie-izmeneniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/informacionnaya-tehnologiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashita-rabochih-stancij-antivirusnij-kompleks-51-kompleksnaya-sistema-zashiti-informacii-54-obshie-svedeniya-64-vozmozhnie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dejstviya-s-predmetnim-soderzhaniem-ili-predmetnie-dejstviya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-2010-g.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xii-realizaciya-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-ou-publichnij-doklad-mbou-sosh-126-kirovskogo-rajona-gorodskogo.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhenshina-v-vooruzhennih-silah-rossii-v-silovih-strukturah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-neverbalnogo-obsheniya-v-deyatelnosti-uchitelya.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-23-11-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00-00-15-00-00-kokorekina-olga.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-d-smit-dnevniki-vampira-6-vozvrashenie-ten-dushi-stranica-23.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-0031900-62-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-kol-vo-chasov-teoriya-i-metodika.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-11-socialnij-nalog-kodeks-respubliki-kazahstan.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-obshej-psihologii-rubinshtejn-stranica-33.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-povisheniya-kvalifikacii-statisticheskie-i-matematicheskie-metodi-analiza-i-prognozirovaniya-ekonomiki-48-ak-chasov-nazvanie-programmi-po-napravleniyu-specialnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/denezhnoe-obrashenie-i-kredit-chast-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodolzhenie-ris87-metodicheskoe-posobie-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-mehanicheskih-specialnostej-0702-1706.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnaya-pesnya-istoriya-muzikalnoj-kulturi-narodov-sibiri.html
  • lesson.bystrickaya.ru/politicheskie-otnosheniya-rossii-i-yuzhnoj-korei.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-proezda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/422-izmeneniya-pokazatelej-funkcii-endokrinnoj-sistemi-istoriografiya-sobitij-socialno-ekonomicheskie-i-ekologicheskie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/naconalna-kreditna-sistema.html
  • shkola.bystrickaya.ru/solovej-i-roza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.