.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины культура судебной речи специальность 030501 «Юриспруденция»




АНО ВПО ЦС РФ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»




ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ


Кафедра педагогики и филологии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор___________

«____» ________200_ г.


Корсакова Л.Е.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

КУЛЬТУРА СУДЕБНОЙ РЕЧИ


специальность 030501 «Юриспруденция»









































ОДОБРЕНО

Методической комиссией по специальности 030501

«___» _______ 200_г., протокол №__

Председатель _____________________




^ РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРОЙ

«___» ______ 200_г., протокол №__

Зав.кафедрой ____________________


СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

дисциплины ^ КУЛЬТУРА СУДЕБНОЙ РЕЧИ

Специальность 021100 «Юриспруденция»


№ п/п

Перечень документации

Стр.

1.

Выписка из государственного образовательного стандарта ВПО

3

2.

Цель изучения и место дисциплины в учебном процессе

3

2.1.

Цели и задачи дисциплины

3

2.2.

Место дисциплины в учебном процессе

3

2.3.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

4

3.

Объем дисциплины и виды учебной работы

5

4.

Содержание дисциплины

6

4.1.

Примерный тематический план

6

4.2.

Содержание разделов (тем) дисциплины

7

5.

Тематика и примерные вопросы семинарских занятий

10

6.

Задания для самостоятельной работы студентов

12

7.

Примерный перечень вопросов для АКР и тестовых заданий

13

8.

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

13

9.

Требования к знаниям студентов, предъявляемые на зачете

16

10.

Тематика рефератов и курсовых работ

16

11.

Инновации в преподавании дисциплины

16

12.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

16

13.

Учебно-методическое обеспечение (список литературы: нормативная, основная, дополнительная)

16



1. Выписка из государственного образовательного стандарта ВПО


Дисциплина относится к региональному (вузовскому) компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин.


^ 2. Цель изучения и место дисциплины в учебном процессе


2.1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Культура судебной речи» читается для студентов очной, заочной, очно-заочной, заочно – сокращенной формах обучения и на факультете переподготовки специалистов.

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для обучения студентов и слушателей по специальности 030501 «Юриспруденция».

Преподавание учебной дисциплины «Культура судебной речи» в образовательных учреждениях высшего профессионального образования России ставит своей целью овладение теоретическими знаниями и определенными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности.

Основная цель данной дисциплины – формирование знаний, умений и навыков для выступления в качестве государственного обвинителя или защитника. Основные теоретические вопросы рассматриваются на лекциях. Практические занятия проводятся в форме семинаров.


^ 2.2. Место дисциплины в учебном процессе

Следует отметить, что культура судебной речи связана как с отраслями права, так и с лингвистикой, поскольку, умение говорить публично, владеть языком издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста.

Программа содержит 15 тем. Все темы курса направлены на усвоение студентами азов судебной речи.

Изучение дисциплины предполагает широкое использование специальной литературы, учебников, учебных пособий, рекомендованных в планах семинарских занятий. Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Бюджет учебного времени на изучение дисциплины определяется учебным планом, утвержденным Ученым советом вуза.


^ 2.3. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

По результатам изучения дисциплины «Культура судебной речи» студент должен знать:


уметь:

- грамотно оформлять судебную документацию.



  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы





^ Вид учебной работы

Бюджет учебного времени, час

Семестр по учебному плану

от 17 января 2005 г.

1

2

3

4

5

6

7

Общая трудоемкость дисциплины, всего,

116
















в том числе:



















1. Аудиторные занятия, всего,

54
















из них:



















лекции

30

6













лабораторные



















практические

24

6













семинарские



















2. Самостоятельная работа студентов,

всего

62

6













из них:



















курсовая работа



















контрольная (ые) работа (ы)



















реферат



















расчетно-графические и другие виды работ



















3. Вид контроля по дисциплине (зачет; экзамен)




З















^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Примерный тематический план дисциплины




п/п

Наименование раздела, темы

Аудиторные занятия, час

СРС

всего

лекции

практические




Раздел 1. Основные этапы в развитии искусства судебной речи













1.1

Истоки судебной речи в правовых культурах Древнего Востока

6

2




4

1.2

Становление и расцвет ораторской речи в античных цивилизациях

8

2

2

4

1.3

Ораторская речь в средневековой риторической и правовой культуре

6

2




4

1.4.

Восточный тип речевой судебной культуры: общая характеристика

6

2




4

1.5.

Судебные речи французских юристов 18-19вв.

6

2




4

1.6.

Судебные речи юристов России 19 в.

12

2

6

4

1.7

Судебная речь в условиях американского права и судопроизводства

6

2




4

1.8.

Судебные речи юристов 20 в.

8

2

2

4




Раздел 2. Современная речь юриста













2.1.

Судебная речь как вид ораторского искусства

6

2




4

2.2.

Коммуникативные качества судебной речи

8

2

2

4

2.3

Дискутивно-полемическая речь как основа гражданского судопроизводства

8

2

2

4

2.4

Виды судебных речей в уголовном судопроизводстве. Обвинительная речь прокурора.

8

2

2

4

2.5.

Защитительная речь и ее построение.

8

2

2

4

2.6.

Особенности речевой коммуникации в суде с участием присяжных заседателей

8

2

2

4

2.7.

Письменная судебная речь. Основные типы и содержание судебных документов.

10

2

4

6




Итого:

116

30

24

62



^ 4.2. содержание разделов (тем) дисциплины


Раздел 1. Основные этапы в развитии искусства судебной речи

Тема 1. Истоки судебной речи в правовых культурах Древнего Востока.

Зарождение судебной речи в Древнем Египте. Правовые и эстетические предпосылки‚ обусловившие значение и место ораторского искусства в древнеегипетских воззрениях. Юридические тексты и литературные сочинения Древнего Двуречья как истоки первых судебных выступлений. Древнеиндийские и китайские риторические трактаты как первые руководства по составлению и произнесению судебных речей. Отношение к СЛОВУ и устной речи в древневосточных культурах.

^ Тема 2. Становление и расцвет ораторской речи в античных цивилизациях.

Ораторское искусство в Древней Греции. Учение об ораторском искусстве в Афинах. Специфика судебного процесса в древнегреческом праве. Школа логографов как прообраз института адвокатуры. Судебные ораторы Древней Греции: Горгий‚ Исократ‚ Демосфен‚ Лисий. Композиция и стиль речей‚ подготовленных Лисием.

Ораторское искусство Древнего Рима. Учение об ораторском искусстве в работах Квинтиллиана и Цицерона. Аргументация и статусы установления в “Риторических наставлениях” Квинтиллиана. Судебные ораторы Рима: Цезарь‚ Плиний Младший‚ Гортензий‚ Красс и Цицерон. Композиция и стиль судебных речей Цицерона.

^ Тема 3. Ораторская речь в средневековой риторической и правовой культуре.

Развитие диалектики и риторики в средние века. Обусловленность средневековой культуры Европы христианским учением. Ораторы Византии: Иоанн Златоуст‚ Фома Аквинский‚ Августин и др. Диспут как форма обучения риторике и юридической казуистике в средние века. Влияние формы средневекового суда на тип судебной речи.


^ Тема 4. Восточный тип речевой судебной культуры: общая характеристика.

Риторический идеал и постулаты Мухаммеда. “Баляга” – теория ораторского искусства в арабской литературной традиции. Каноны идеальной публичной речи. Хадис как основной жанр мусульманского красноречия. Известные ораторы Востока: Газали‚ Дари‚ халиф Али‚ Хасан Басрийский. Соотношение мусульманского порядка судопроизводства с феноменом судебной речи как способом выяснения правовых отношений.


^ Тема 5. Судебные речи французских юристов 18-19вв.

Истоки судебного красноречия во Франции. “Искусство мыслить‚ говорить и писать” во французской риторической традиции. Характерные особенности речей французских юристов. Риторические приемы в речах Ше д' Эст Анжа‚ Лабори‚ Беррье‚ Мано‚ Морнара и др.

Лингвологический анализ судебных речей французских юристов XVIII–XIX вв.


^ Тема 6. Судебные речи юристов России 19 в.

Общая характеристика судебного красноречия России второй половины XIX в. Логико-языковой аспект судебных речей Ф.Н. Плевако‚ Н.П. Карабчевского‚ В.Д. Спасовича‚ А.Ф. Кони‚ С.А. Андреевского и др. Риторические приемы судебных ораторов суда присяжных. Теоретические и практические вопросы судебной речи и выступления юриста в работах А.Ф. Кони‚ П. Сергеича‚ Л.Е. Владимирова.


^ Тема 7. Судебная речь в условиях американского права и судопроизводства.

Риторика в американской системе образования. Рассуждение как идеал убедительной речи: общая схема и принципы речевой кооперации в американской теории диалога. Судебная речь и американский суд присяжных. Основные части процедуры судебных прений. “Тео­рия” и “история” в судебной речи как универсальная модель поведения человека. Лингвогерменевтические методы и риторические аналогии в речах американских юристов. Судебные ораторы Америки: Т. Джефферсон‚ П. Генри‚ Р. Ингерсол‚ А. Линкольн‚ Р. Джексон‚ Д. Донован‚ Дж. Бест и др.


^ Тема 8. Судебные речи юристов 20 в.

Судебная речь в советской практике судопроизводства 20–40-х годов. Обусловленность тактики и стратегии судебной речи этого периода господствующими идеологемами. “Тоталитаризм” судебных выступлений А.Я. Вышинского‚ Н.В. Крыленко. Софистический способ рассуждения в судебных выступлениях прокуроров‚ адвокатов 20–40-х годов.

Общая оценка принципов и стиля судебных речей 50–60-х годов. Судебные речи Р.А. Руденко‚ Я.С. Киселева‚ В.Л. Россельса‚ адвокатов-правозащитников.

Общая характеристика судебных речей юристов 70–80-х годов. Вопросы композиции и логико-смысловые схемы судебной речи данного периода. Речи В.И. Ца­рева‚ Д.П. Ватмана‚ С.Л. Арии‚ И.М. Кисенишского‚ Г.М. Рез­ника и др. Точность юридических формулировок‚ аналитизм исследования‚ доступный стиль изложения как характерные особенности лучших выступлений и речей юристов последнего десятилетия.

Основные составляющие ораторского мастерства современных юристов. Соотношение основных принципов судопроизводства с требованиями к современной судебной речи.

^ Раздел 2. Современная речь юриста.

Тема 1. Судебная речь как вид ораторского искусства.

Судопроизводство и его язык. Особенности судебной речи. Правовые основы судебной речи. Композиционно-логическое построение судебной речи. Этика судебного оратора.


^ Тема 2. Коммуникативные качества судебной речи.

Речевая культура юриста: правильность речи. Ясность, точность, уместность судебной речи как стилеобразующие характеристики. Речевые клише в тексте судебной речи. Речевые средства воздействия: использование тропов и фигур в судебной речи.


^ Тема 3. Дискутивно-полемическая речь как основа гражданского судопроизводства.

Особенности гражданского суда. Процессуальные обязанности истца и ответчика. Специфика диалоговой техники в состязательном процессе. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации.


^ Тема 4. Виды судебных речей в уголовном судопроизводстве. Обвинительная речь прокурора..

Подготовка оратора к выступлениям в судебных прениях. Примерная схема обвинительной речи. Вступительная часть речи. Изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела). Анализ и оценка собранных по делу доказательств. Обоснование квалификации преступления. Характеристика личности подсудимого и потерпевшего. Анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Заключительная часть речи, реплика прокурора, речь об отказе от обвинения.


^ Тема 5. Защитительная речь и ее построение.

Защитник, его функции и полномочия в суде. Особенности защитительной речи. Составные


Тема 6. Особенности речевой коммуникации в суде с участием присяжных заседателей.

Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей. Типология вопросов и требования, предъявляемые к присяжным заседателям в судебном процессе. Способы убеждающего воздействия на присяжных заседателей. Напутственное слово председательствующего.


^ Тема 7. Письменная судебная речь. Основные типы и содержание судебных документов.

Документы гражданского судопроизводства. Документы арбитражного суда. Документы уголовного судопроизводства. Документы конституционного судопроизводства. Общие языковые параметры судебных документов.


  1. тематика и примерные вопросы семинарских занятий


Тема 1. Становление и расцвет ораторской речи в античных цивилизациях

Занятие 1. (форма проведения – деловая игра).

Судебные речи античных ораторов: специфика и анализ (Сократ, Цицерон, Квинтилиан и др.).

Деловая игра “Афинский суд присяжных“


Тема 2. Судебные речи юристов России XIX в.

Занятие 1. (форма проведения – семинар)

Лингво-логический и структурный анализ обвинительной речи Обнинского П.Н. по делу Качки.

Занятие 2. (форма проведения – семинар)

Лингво-логический и структурный анализ речи Плевако Ф.Н. в защиту Качки.

Занятие 3. (форма проведения – семинар)

А.Ф. Кони – выдающийся судебный оратор России Х!Х века.. Краткая биография. Анализ студенческих конспектов трудов А.Ф. Кони «Приемы и задачи обвинения», «Советы лекторам». Анализ использования средств художественной выразительности (тропов и фигур) в обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем.

^ Тема 3. Судебные речи юристов России XX в.

Занятие 1. (форма проведения – семинар)

Речь Я.С. Киселева по делу Лесиной; речь В.И. Царева по делу о нарушениях правил безопасности движения автотранспорта; речь П.А. Александрова в защиту Засулич; речь Я.С.Киселева по делу Левчинской; речь С.В.Каллистратовой по делу Вадима Делоне; любая защитительная речь С.Л. Арии.


^ Тема 4. Коммуникативные качества судебной речи.

Занятие 1. (форма проведения – семинар)

Отличительные черты судебной речи. Композиция судебной речи. Доказательство и опровержение как риторические приемы, используемые в судебной речи. Особенности защитительной и обвинительной судебных речей. Структурный анализ защитительной речи С.Л. Ария.


^ Тема 5. Дискутивно-полемическая речь как основа гражданского судопроизводства.

Занятие 1. (форма проведения – деловая игра)

Анализ дискутивно-полемической речи в гражданском судопроизводстве (по передаче «Час суда») в литературной гостиной.

Деловая игра “Современный судебный процесс по гражданскому делу».


^ Тема 6-7. Виды судебных речей в уголовном судопроизводстве. Обвинительная речь прокурора. Защитительная речь и ее построение.

Занятия 1-2. (форма проведения – семинар)

Подготовка к участию в судебных прениях:

А) Речь прокурора по уголовным делам в суде 1 инстанции.

Б) Речь адвоката по уголовным делам в суде 1 инстанции.

В) Речи потерпевшего и его представителя.

Г) Речи гражданского истца, ответчика и их представителей в уголовном процессе.

Подготовка двух судебных речей (обвинительной и защитительной).


^ Тема 8. Особенности речевой коммуникации в суде с участием присяжных заседателей

Занятие 1. (форма проведения – деловая игра)

Деловая игра “Современный судебный процесс по уголовному делу“


Тема 9. Речевые и стилистические аспекты моделирования письменной судебной речи юриста.

Занятия 1. (форма проведения – семинар)

Составление искового заявления, кассационной жалобы, протокола судебного следствия. Обоснованное и необоснованное использование речевых клише в текстах судебной речи.

Редактирование и стилистическая правка современных судебных документов.


6. задания для самостоятельной работы студентов


1. Чистота слога. О точности слога. Богатство слов. Знание предмета. Сорные мысли. О пристойности. Простота и сила. О благозвучии.


2. Образы. Метафоры и сравнения. Антитеза. Concessio. Sermocinatio. Другие риторические обороты. Общие мысли.


3. Поиски истины. Картины. О непрерывной работе. Схема речи.


4. Характеристика. Житейская психология. О мотиве.


5. Юридическая оценка деяния. Нравственная оценка преступления. О творчестве. Художественная обработка. Идея. Dispositi


6. О допросе свидетелей. О достоверности свидетельских показаний. О разборе свидетельских показаний. Об экспертизе.


7. Некоторые правила диалектики. Преувеличение. Повторение. О недоговоренном. Возможное и вероятное. О здравом смысле. О нравственной свободе оратора.


8. Рассудок и чувство. Чувства и справедливость. Пафос как неизбежное, законное и справедливое. Искусство пафоса. Пафос фактов.


9. Письменная работа и импровизация. О внимании слушателей. Несколько слов обвинителю. Несколько слов защитнику.


10. Речь А.Ф.Кони по делу В. Протопопова; речь Я.С. Киселева по делу Лесиной; речь В.И. Царева по делу о нарушениях правил безопасности движения автотранспорта; речь П.А. Александрова в защиту Засулич; речь Я.С.Киселева по делу Левчинской; речь С.В.Каллистратовой по делу Вадима Делоне; любая защитительная речь С.Л. Арии.


11. Список обязательной художественной литературы, рекомендуемой для самостоятельного чтения.


12. Конспект книги П.Сергеича «Искусство речи на суде».


^ 7. Примерный перечень вопросов для подготовки к АКР И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ


Аудиторная контрольная работа не предусмотрена.

Тестовые задания не предусмотрены.


^ 8. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету


Рубежный контроль № 1

  1. В чем обвинялась Прасковья Качка в речи Ф.Н.Плевако?

  2. Каково было решение суда присяжных по делу Прасковьи Качки?

  3. Каково было детство Прасковьи Качки?

  4. Что довело Качку до убийства в состоянии умоисступления?

  5. С кем Ф.Н.Плевако сравнивает присяжных по отношению к Прасковье Качке?

  6. С какой целью Ф.Н.Плевако рассказывает о сцене после убийства?

  7. Готовилась ли сознательно Прасковья Качка к убийству Байрашевского?

  8. Что является главным в речи Ф. Н.Плевако по делу Прасковьи Качки?

  9. Что предприняла Качку, чтобы остановить себя от совершения убийства?

  10. Собиралась ли Качка покончить жизнь самоубийством?

  11. На что жаловался Протопопов в своей жалобе?

  12. Что доказывал А.Ф.Кони в речи по делу В. Протопопова?

  13. Обвинялся ли Протопопов в превышении власти?

  14. Какова была деятельность В. Протопопова на посту земского начальника?

  15. К чему обращается А.Ф.Кони при анализе фактической стороны дела В. Протопопова?

  16. Справедливы ли упреки В. Протопопова о суровости приговора?

  17. Утвердил ли Сенат приговор Харьковской палаты об исключении из службы В. Протопопова?

  18. В какой последовательности А.Ф.Кони доказывает правильность приговора по делу В. Протопопова?

  19. Рассматривал ли в соответствии с законом жалобы крестьян земский начальник В. Протопопов?

  20. Что является главной удачей речи А.Ф. Кони по делу В. Протопопова?

  21. В чем обвинялась Е.М. Лесина (речь Я.С. Киселева)?

  22. Что пытается сделать адвокат в речи по делу Е.М. Лесиной?

  23. Является ли Е.М. Лесина организатором преступления?

  24. Сколько лет Лесина проработала в тресте?

  25. Что можно считать главной удачей в речи Я.С. Киселева по делу Лесиной?

  26. Каково состояние здоровья Е.М. Лесиной?

  27. Прислушался ли суд к аргументации Я.С. Киселева по делу Е.М. Лесиной?

  28. С учетом чего Я.С. Киселев просил вынести наказание?

  29. Признала ли полностью свою вину Е.М. Лесина?

  30. Имел ли право Породин выезжать в деревню Запрудье на автомобиле ГАЗ-51 (по речи В.И. Царева)?

  31. Кто находился за рулем при автодорожном происшествии (по речи В.И. Царева)?

  32. Как характеризуется Балашов по месту работы (по речи В.И. Царева)?

  33. Что можно отнести к главной удаче речи В.И. Царева по делу о нарушениях правил безопасности движения автотранспорта?

  34. Какое преступление совершили Балашов и Породин (по речи В.И. Царева)?

  35. Является ли объективной характеристика на Породина, составленная администрацией мехколонны?

  36. Имели ли право Балашов и Породин перевозить людей на этом автомобиле (по речи В.И. Царева)?

  37. Были ли водительские права и водительский опыт у Балашова?

  38. Были ли водительские права и водительский опыт у Породина?

  39. Какие правила нарушали Породин и Балашов (по речи В.И.Царева)?

  40. Прочитайте и перескажите от 1-го лица речь П.А. Александрова в защиту Засулич.

Рубежный контроль № 2

  1. Чем является фабула обвинения?

  2. Чем является правовая квалификация в обвинительной речи?

  3. Что должно быть представлено в обвинении?

  4. Укажите правильную и полную последовательность частей обвинительной речи.

  5. Какая часть логически следует после вступительной части в обвинительной речи?

  6. Какая часть занимает центральное и важное место в обвинительной речи?

  7. На чем основывается юридическая квалификация преступления в обвинительной речи?

  8. Что помогают установить данные, связанные с характеристикой личности подсудимого?

  9. Чему подчиняется содержание защитительной речи?

  10. Укажите правильную и полную структуру защитительной речи.

  11. В чем состоит правовая направленность защитительной речи?

  12. Чему подчиняется вступительная часть защитительной речи?

  13. Что раскрывается в характеристике личности подзащитного в речи адвоката?

  14. Какая часть является главной в характеристике личности подсудимого?

  15. На какую часть защительной речи стоит обратить особое внимание при попытке смягчить наказание?

  16. На какую часть защительной речи стоит обратить особое внимание при оправдании подзащитного?

  17. В совершении какого преступления обвинялась Левчинская (по речи Я.С.Киселева)?

  18. Что является главным в речи Я.С.Киселева по делу Левчинской?

  19. Что говорилось в заключении эксперта по делу Левчинской?

  20. Какое качество Я.С.Киселева в первую очередь объединяет его с ораторами России 19 века, выступавшими в суде присяжных?

  21. Какова процессуальная позиция адвоката Я.С.Киселева по делу Левчинской?

  22. Как вел себя Мохов по отношению к Левчинской (по речи Я.С.Киселева)?

  23. . В совершении какого преступления была признана виновной Левчинская (по речи Я.С.Киселева)?

  24. Что сделала Левчинская после совершения убийства Мохова?

  25. Какие слова были сказаны Моховым, после чего Левчинская схватила утюг и ударила Мохова?

  26. На что адвокат Я.С.Киселев обратил особое внимание, выступая по делу Левчинской?

  27. Какова процессуальная позиция адвоката С.В.Каллистратовой по делу Вадима Делоне?

  28. Была ли ограничена защита С.В.Каллистратовой по делу Вадима Делоне только вопросом о мере наказания?

  29. Что пыталась доказать на процессе по делу Вадима Делоне адвокат С.В.Каллистратова?

  30. Что можно считать удачей в речи С.В.Каллистратовой по делу Вадима Делоне?

  31. На что опиралась С.В.Каллистратова в своей просьбе оправдать Вадима Делоне?

  32. Какие части защитительной речи присутствуют в речи С.В.Каллистратовой по делу Вадима Делоне?

  33. Какой лозунг держал в руках Вадим Делоне?

  34. Почему лозунг «За нашу и вашу свободу» не является клеветническим?

  35. Какие две части защитительной речи являются центральными в содержании речи С.В.Каллистратовой по делу Вадима Делоне?

  36. Входит ли как составная часть анализ юридической стороны предъявленного обвинения в речь С.В.Каллистратовой по делу Вадима Делоне?

  37. Проанализируйте по схеме защитительную речь С.Л. Арии (речь на выбор студента).

  38. Проанализируйте этичность речевого поведения судьи П.А. Астахова (по телепередаче «Час суда» или по одноименным книгам).

  39. Назовите специфику речи в гражданском судопроизводстве в отличие от уголовного.

  40. Напишите исковое заявление и составьте протокол судебного рассмотрения гражданского дела.


^ 9. Требования к знаниям студентов, предъявляемые на зачете


Форма оценки знаний и умений студента – зачет (выставляется на основании посещаемости занятий, аккуратного ведения конспекта лекций, выполнении всех видов практических заданий, СРС).


10. Тематика рефератов И КУРСОВЫХ РАБОТ


рефераты и курсовые работы не предусмотрены.


^ 11. ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ


деловые игры, видеоматериалы «час суда», «федеральный судья».


12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Телевизор, видеомагнитофон.


^ 13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Основная литература

1. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 48 с. – (Российское федеральное законодательство).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – Официальный текст. – М.: ТД «Элит-2000», 2004. – 208 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 176 с.

4. Богданова, Н.В. Культура судебной речи: учебная программа / Н.В. Богданова. – М.: Московский университет потребительской кооперации, 2003. – 21 с.

5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристъ, 2004. – 384 с.

6. Мельник, В.В. Искусство защиты в суде присяжных: учебно-практическое пособие / В.В. Мельник. – М.: Дело, 2003. – 480 с.

7. Мельников, И.И., Мельников, И.И. Судебная речь: Для участников судебных прений по уголовным делам / под общ. ред. И.И. Мельникова. – М.: «ИКФ «ЭКМОС», 2003. – 160 с.

8. Сергеич, П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. – Тула: Автограф, 1998. – 320 с.

Дополнительная литература

1. Губаева, Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности / Т.В. Губаева. – М.: НОРМА, 2003. – 160 с. – Глава 4.

2. Стернин, И. А. Практическая риторика: учебное пособие для вузов / И. А. Стернин. - М.: Академия, 2003. – 269 с.



uchebnoe-posobie-laboratornij-praktikum-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-2010-udk-628-1075-73-626-8075-8-stranica-3.html
uchebnoe-posobie-m-1998-chast-1.html
uchebnoe-posobie-m-izd-vo-asv-2011-128-s.html
uchebnoe-posobie-m-pedagogicheskoe-obshestvo-rossii-1999-442-s-stranica-8.html
uchebnoe-posobie-m-yurist-1998.html
uchebnoe-posobie-metodicheskie-rekomendacii-po-prepodavaniyu-kursa-19-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-20.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-dinamiki-pokazatelej-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-pokazivaet-stabilnoe-postupatelnoe-razvitie-miasskogo-gorodskogo-okruga-kratko-ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-za-2007-god.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-cikli-silovie-trenirovki-izbavsya-ot-zabluzhdenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-okruzhayushemu-miru-v-3-klass-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-a-komarenko-zaveduyushaya-problemno-analiticheskim-otdelom-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viitrincomalee-prison-trincomalee-doklad-specialnogo-dokladchika-po-voprosu-o-pitkah-i-drugih-zhestokih-beschelovechnih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-r-1.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-sravnitelnij-analiz-stihotvorenij-gete-odinakovoe-im-yu-lermontova-gornie-vershini.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kadrovom-rezerve-dlya-zamesheniya-vakantnih-dolzhnostej-municipalnoj-sluzhbi-v-sovete-goroda-izobilnogo-stavropolskogo-kraya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-nevidimaya-zashita-inna-kriksunova.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematizirovannoj-rabochej-programmi-petrov-p-k-pzo-metodika-prepodavaniya-gimnastiki-v-shkole-ucheb-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-shk-ster-ministrlg-ttenshe-zhadajlar-komitet-kkshetau-tehnikali-instituti.html
  • school.bystrickaya.ru/59-nachalo-knigopechataniya-na-rusi-pervopechatnik-ivan-fedorov-ego-deyatelnost-v-moskve-i-v-zapadnoj-rusi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-nisanbaj-zhiraudi-kenesari-naurizbaj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-gidrometallurgicheskoe-oborudovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-analiz-sovremennogo-uroka-materiali-podgotovila-direktor-shkoli-shelkunova-l-m.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-specialnost-021400-zhurnalistika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-razgranicheniya-kompetencii-i-opredeleniya-obema-polnomochij-municipalnih-obrazovanij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tk-tv100-ru-31-10-2011.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-oblastnoj-ochno-zaochnoj-kraevedcheskoj-shkoli-kultura-rodnogo-kraya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-profilakticheskie-ispitaniya-proverki-i-izmereniya-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo.html
  • write.bystrickaya.ru/flotacionnie-ilouplotniteli-spravochnoe-posobie-k-sn-i-p-04-03-85-proektirovanie-sooruzhenij-dlya-ochistki-stochnih-vod.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvazhaemij-gospodin-berg-uvazhaemie-chleni-ocenochnoj-komissii.html
  • turn.bystrickaya.ru/orta-asirlar-durnde-evropada-ilimni-toiraui-ilimni-damuindai-metofizikali-dur-zhne-kreocinistk-kzarastardi-stem-bolui-lekciya-mtn.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fakultet-kulturi-i-servisa-baza-dannih-po-probleme-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij-v-oblasti-informacii-i-telekommunikacij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-1-mektep-120-zhambil-atindai-orta-mekteb-kn.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-kassovih-operacij.html
  • writing.bystrickaya.ru/238-voprosi-dlya-samoproverki-predmetom-issledovaniya-istorii-ekonomicheskih-uchenij-yavlyaetsya-razvitie-ekonomicheskoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iv-koleso-fortuni-formula-udachi.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskoe-i-politicheskoe-polozhenie-indii-v-poslednie-godi-vojni-1943-1945-gg.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uprazhnenie-5-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-logika-i-teoriya-argumentacii-dlya-specialnosti-030602-svyazi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transplanttau-masatinda-azamattan-ajtis-bolannan-kejn-oni-tndern-zhne-nemese-azalarin-azalardi-blktern-alu-mmkndg-turali-kz-trsnde.html
  • letter.bystrickaya.ru/nalogovoe-planirovanie-bilet-vklyuchaet-dva-voprosa-perechen-voprosov-vklyuchaemih-v-bileti-finansi-soderzhanie-finansov-kak-specificheskoj-ekonomicheskoj-kategorii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-obshestvennih-obedineniyah-stranica-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vneshnie-zapominayushie-ustrojstva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-i-podrazdeleniya-mpg-obshestvennaya-pravozashitnaya-priemnaya-besplatnie-pravovie-konsultacii-dlya-grazhdan-v-tom-chisle-v-otdalennih-rajonah-oblasti-po-pochte-i-e-mail-gruppa-issledovanij-i-monitoringa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.