.RU

Учебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама - страница 6


^ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО - модернизированное общество, которое противопоставляется традиционному обществу в базовой социологической типологии "традиция – современность". Особенности современного (модерного) типа социальных отношений, которые обычно определяют как индивидуалистические, состоят в следующем:

  1. Личное, индивидуализированное существование индивида в обществе, выделенная персональность. Освобождение от всех форм личной зависимости.

  2. Приоритет формальных, рациональных, безличностных отношений (правовых, товарно-денежных).

  3. Более высокий уровень идентичности личности - классовая, национальная, гражданская (гражданство как гарантия прав и свобод личности).

  4. Универсализация ценностно-нормативной системы и системы социального контроля, который осуществляется преимущественно через механизмы права, а не межличностного взаимодействия.

  5. Достижительский характер социальных статусов и социального неравенства (общество индивидуального достижительства, где статус личности определяется главным образом не аскриптивными признаками, а реальными успехами).

В современной социологии, постепенно преодолевающей евроцентристский подход, эти особенности перестают рассматриваться как универсальные и все большее внимание уделяется анализу "незападной современности".

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того, выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д. Социализация – двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.

^ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - индикатор социального кризиса, конфликта, специфический фон развития отношений, уровня совместимости людей, групп, слоев населения. Социальная напряженность обусловлена как противоречиями социальной реальности, так и степенью социальной адаптации личности, её характером и уровнем конфликтности. Она проявляется как в общественных настроениях, так и в намерениях и действиях.

^ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – понятие, фиксирующее конкретные формы, в рамках которых осуществляются не только отношения между людьми, но и их отношение к природе. Это исторически определенная система действий, применяемая при добывании материальных благ, необходимых для обеспечения человеческой жизнедеятельности. Она представляет собой внутренне противоречивое единство двух взаимообусловленных сторон – производительных сил и производственных отношений, - которое во многом характеризует не только достигнутый уровень экономического развития общества, но и социальную систему в целом.

Производительные силы – это личностные и предметные (технико-технологические) элементы, осуществляющие «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. А производственные отношения отражают характер устойчивых, регулярных взаимосвязей, складывающихся между людьми в процессе их воздействия на вещество природы в целях создания материальных ценностей, а также при распределении, обмене и потреблении жизненных благ. Они являются общественной формой развития производительных сил, которая неразрывно связана с содержанием, зависит от него. Достигнутый уровень производительных сил определяет характер экономических взаимосвязей людей и, прежде всего форму собственности на средства производства, но и производственные отношения могут оказывать на производительные силы как позитивное, так и негативное воздействие, ускоряя или замедляя их развитие.

Для каждого способа производства свойственны специфическое состояние производительных сил и конкретный тип производственных отношений, отражающий особенность общественного использования работников и совокупности средств и предметов труда. Например, для капитализма – это крупное машинное производство как материально-вещественный образ современных производительных сил и буржуазные производственные отношения, выражающие социально-экономическую природу данного общественного строя, основанного на извлечении прибавочной стоимости посредством эксплуатации наемного труда работников. Здесь проявляется несоответствие общественного характера труда частнособственнической форме присвоения его результатов.

Противоречие между производительными силами и производственными отношениями являются основным источником развития каждого способа производства. Существуют два пути разрешения данного противоречия – эволюционный и революционный. Последовательность смены способов производства обычно связана с необходимостью дальнейшего прогресса производительных сил общества. Определяющая роль в процессе перехода к новому способу производства принадлежит действиям больших социальных групп (прежде всего тех, которые наиболее активно участвуют в создании материальных благ) по коренной перестройке всей системы производственных отношений, нередко даже посредством внеэкономического вмешательства в хозяйственный механизм. Согласно марксистской теории политической экономии, история знает пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Способ производства материальных благ определяет социальные, политические и духовные процессы жизни людей.
^ СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ – обобщающая характеристика изучаемой совокупности признаков (результатов наблюдений, единиц измерения, случайных величин и т.д.), применяемая чаще других статистических показателей для более глубокого анализа с целью абстрагирования от случайных и неслучайных её элементов. Среднее значение используется не только для характеристики количественных признаков, выраженных в интервальных шкалах (средний возраст, среднее число лет обучения и т.д.), но и для исследования качественных признаков, выраженных в порядковых шкалах, посредством приписывания им количественных индексов. Существует несколько видов средних значений: простая средняя арифметическая, взвешенная средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая и средняя квадратическая. Основным условием использования какого-либо вида средних значений является определенная однородность изучаемых объектов и процессов, когда отклонения значений признаков от среднего уровня можно считать случайными. Средние значения могут рассчитываться как по отдельно взятым шкалам, так и по целой совокупности шкал. В практике социологических исследований расчет средних значений применяется в основном как вспомогательный метод для перехода к многомерным методам анализа, а сами средние значения дополняются другими статистическими показателями вариации признака, позволяющими выявить отклонения от среднего, определить меру однородности признака, что позволяет подготовить математическую базу для более глубокого научного осмысления социологических закономерностей. Многое в этом плане может дать сравнение общих показателей, основанных на расчете средних значений по всей совокупности изучаемых признаков, с групповыми показателями, отличающимися от всех остальных особым проявлением какого-то качества.
^ СРЕДНИЙ КЛАСС – слой в системе социальной стратификации, который расположен между высшим и низшим (или рабочим) классом. Понятие используется как описательное для обозначения положения в системе иерархических различий. Что касается теоретического определения среднего класса, то здесь общая позиция не выработана и используются различные критерии его выделения и определения. Самый простой экономический критерий – средний для данного общества уровень текущего дохода, а также накопленного богатства ("стандартный" имущественный набор в виде дома или хорошей квартиры, машины, предметов длительного пользования и т.п.), в совокупности определяющие уровень общей материальной обеспеченности. Как показывают опросы населения, именно этот критерий используется в качестве основания самоотнесения к среднему классу.

В развитых странах основная масса населения (60-70%) имеет общий уровень материальной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелико. Для России характерна другая схема – глубокая поляризация общества по уровню дохода и материальной обеспеченности в целом. Однако субъективно более 40% россиян относят себя к среднему классу, оценивая свое материальное положение как среднестатистическое.
С точки зрения классовых критериев (отношение к средствам производства, характер и содержание труда) – к среднему классу относятся обладатели мелкой собственности на средства производства – мелкие и средние предприниматели, торговцы, ремесленники и т.п. Это так называемый "старый средний класс". К нему же относятся и люди, занятые умственным трудом, который в иерархии статусов признавался более престижным и обеспечивал относительно благоприятную рыночную позицию для "белых воротничков". Однако сейчас позиции различных групп работников умственного труда существенно дифференцировались, и "белые воротнички" без высшего образования утрачивают престиж на рынке труда (их теперь обозначают как "нижний средний класс").
"Высший средний класс" составляют преимущественно представители так называемого "нового среднего класса", который растет быстрыми темпами и в западных странах достигает 20-25%. Главным критерием его выделения является уровень образования и квалификация. К нему относят специалистов с высшим образованием – профессионалов. Иногда группы профессионалов объединяют с менеджерами и административными работниками ("сервис-класс"). "Новый средний класс" связан со становлением постиндустриального, информационного общества, новыми технологиями. Поэтому по совокупности рыночных, трудовых и статусных позиций, по уровню престижа он занимает устойчивое "среднее" положение в обществе – отличное от элитарных, но также и от нижних слоев.

С точки зрения социально-политических характеристик средний класс обычно рассматривается как гарант стабильности в обществе, носитель центристских политических взглядов, опора эволюционного развития общества. Формирование среднего класса было одной из декларируемых целей российской реформы. Однако пока в российском обществе продолжается процесс социальной поляризации, "вымывающий" традиционные советские средние слои и затрудняющий становление "нового среднего класса".

^ СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ – этот термин в социологии имеет два значения:
1) положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями. Статус индивида может быть приписанным, т.е. определяться по рождению, полу, возрасту, расе и т.п., что характерно главным образом для традиционного, "закрытого" общества, а может быть достигнутым – приобретенным посредством личных усилий, что наиболее характерно для современного, "открытого" общества. Приписанный статус интересует социологию только в том случае, когда он становится основанием социального неравенства, т.е. влияет на дифференциацию достигнутых статусов.

2) В теориях социальной стратификации статус рассматривается как синоним престижа, характеризующего позиции индивида или социальных групп в иерархической системе. Это понятие М.Вебером использовалось в качестве основания социальной стратификации, отличной от классовой. Статусы индивида в современных многомерных системах стратификации могут быть противоречивыми. Так, обладая высоким образовательным статусом, человек может довольно низко оплачиваться, т.е. занимать низкий статус по шкале доходов. Несоответствие различных измерений порождает тенденцию к выравниванию статусов, вплоть до радикального стремления к изменению системы социальной стратификации. В современной социологии обычно используют четыре основных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность.

^ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – термин, который в социологии обозначает 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей. Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей.

Для различных обществ характерны особые формы и основания социального неравенства и способы социального ранжирования, различные типы стратификационных систем. Так, существуют принципиальные различия между кастовой и сословной "закрытыми" системами социальной стратификации и современным классовым "открытым" обществом; между социальными характеристиками, которые определяют неравенство в этих стратификационных системах, способами, которыми это неравенство утверждается и поддерживается. Социальная стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах.

Существует три классических направления стратификационных теорий – марксизм, функционализм и веберианство. Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям между классами. Главный тип стратификации, согласно марксизму, это классовая стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. Поэтому марксистская теория стратификации подвергалась критике прежде всего за экономический редукционизм и одномерность.

Функционалистские теории связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда, с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональных позиций. Неравное вознаграждение, включая доход и статус, считается необходимым механизмом, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди. Поэтому система социального неравенства рассматривается как объективно необходимая в любом обществе, причем подчеркивается не конфликтное, а интегрирующее значение социальной стратификации для общества. Вся функционалистская стратификационная схема выглядит как длинная непрерывная статусная шкала, которая складывается из множества профессиональных групп. На этой шкале нет разрывов, нет четкого деления на классы, нет классовой борьба, как нет и ее предпосылок. "Классы" в этой концепции – это статусно-престижные группы. Функционалистская теория стратификации подвергалась критике по разным направлениям. Ее главными недостатками считается отсутствие внимания к власти, богатству и собственности как основаниям стратификации; преувеличение индивидуально-достижительского характера неравенства и недооценка фактора наследования статусной позиции; игнорирование борьбы, которую ведут между собой различные классы и страты за власть, престиж и материальные ценности. Фактически функционалистская теория стратификации, доминировавшая в 50-60-е годы ХХ века, отражала специфическую ситуацию США, где никогда не существовало и не существует ни идеологии рабочего класса, ни его политического движения, а социальная иерархия большинством американцев понимается как система свободно организованных статусных групп, членство в которых зависит от индивидуальных способностей. Большинство американских социологов также считают, что американское общество не может рассматриваться с точки зрения классового типа стратификации, характерного для других индустриальных стран.

Альтернативная и марксизму, и функционализму модель социальной стратификации, получившая широкое распространение с 70-х годов, носит название веберианской, поскольку основывается на идеях М.Вебера. Вебер предложил плюралистический подход к анализу социальной стратификации. По Веберу, возможно множество относительно самостоятельных иерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре. В качестве важнейших Вебер выделяет три таких структуры – экономическую, социокультурную и политическую; соответственно, социальные группы, выделяющиеся в этих иерархических структурах, он определяет понятиями "класс", "статус" и "партия". Иногда они могут близко сходиться, но в принципе всегда остаются относительно самостоятельными. При этом в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Таким образом, у Вебера и его последователей, в отличие от экономической классовой стратификации марксизма и длинной непрерывной щкалы социально-профессиональных позиций функционализма, появляется множество относительно самостоятельных иерархий. И каждая социальная группа занимает комбинированные (многомерные) классовые и статусные позиции. В современной социологии стратификационный анализ становится еще более многомерным. В нем учитываются и такие факторы, как гендер, возраст, этнос и т.д., связанное с которыми неравенство не сводимо к другим типам социального неравенства, к примеру - классовому.

Специфические подходы к изучению социальной стратификации выработала эмпирическая социология. Наряду с объективным подходом, учитывающим такие критерии, как уровень образования, уровень доходов и т.п., она использует субъективный подход – "репутационный метод", основанный на субъективных оценках положения различных социальных групп, и "метод классовой идентификации", когда респондент располагает себя на условной статусной шкале. Обычно в эмпирической социологии используется классовая стратификационная шкала (5-7 баллов). Здесь класс употребляется как описательная категория, обозначающая различные ранговые позиции, занимаемые определенными людьми (группами) на иерархических шкалах. Каждый из этих методов дает определенные "смещения" общей картины, но в совокупности они позволяют достаточно точно описать систему социальной стратификации. Россия заметно отличается доминированием низкостатусных стратификационных слоев от других стран, где от 60% и более приходится на долю среднего класса.

^ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ – система упорядоченных, устойчивых и типичных связей и взаимодействий элементов (индивидов, социальных групп). Социальная структура определяется как всякая повторяющаяся модель социального поведения. Более конкретное содержание этого понятия зависит от теоретического подхода, в рамках которого оно используется. К.Маркс выделял базис и надстройку как важнейшие компоненты социальной структуры, а также связанную с ними социальную структуру общества. Для представителей структурного функционализма основными элементами социальной структуры выступают социальные институты как совокупность организованных образцов социального поведения. Выделяют также статусно-ролевую структуру, т.е. структуру, элементами которой являются индивиды, занимающие определенные социальные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие функции (роли). Ориентация на выявление структурных взаимосвязей и взаимозависимостей является одной из основополагающих особенностей социологии (ее предмета и метода).

ТЕСТ – проба, испытание, исследование, стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить (проверить) определенные характеристики: знания, умения, навыки, личностные, психические, физические и физиологические параметры (показатели) испытуемого человека или правильность работы машины (компьютера и т.д.). Тесты все шире применяются в психологии, педагогике и социологии для изучения тех качеств личности, которые не поддаются прямому, непосредственному наблюдению. Основная функция тестов – диагностика способностей, профпригодности и интеллекта; определение ориентаций, мотивации, установок и интересов, степени идентификации личности с социальной группой и т.п. Обычно тест состоит из двух частей: инструкции относительно регистрации ответов и задачи в виде блока высказываний, с которыми респондент может согласиться или не согласиться. Ответы испытуемых в последние годы стали все чаще обрабатываться на компьютерах.

Различают тесты достижений (проверка успеваемости, творческих возможностей, сенсорных и моторных параметров и т.д.) и личностные (изучение темперамента, особенностей характера и т.п.), индивидуальные и групповые (когда одновременно обследуется несколько испытуемых), объективные (исследование достижений и психофизиологических признаков) и субъективные (проективные пробы, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования), вербальные (например, проверка словарного запаса) и невербальные (требующие в качестве ответа определенных действий), простые (результатом которых может быть единственный ответ) и сложные, состоящие из отдельных субтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка.

В прикладной социологии специально разработанные тесты используются как компактный инструмент, обеспечивающий не только довольно большую надежность, сравнимость, объективность и оперативность результатов, но и достаточно высокую валидность массовых измерений, т.е. хорошее соответствие полученного показателя тому, что надлежало измерить. Применение данного средства измерения тесно связано с анализом влияния на социальные процессы и явления субъективного фактора.


^ ТРУД ОБЩЕСТВЕННЫЙ – понятие, отражающее специфический характер существования труда, его социальное устройство как осознанной совместной деятельности индивидов, требующей приложения их физических, психических и волевых усилий при осуществлении работы с целью достижения полезных результатов – производства материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей. Все три главные элемента процесса производства (материал, орудие, труд) сливаются в конечном продукте - потребительной стоимости, т.е. веществе природы, приспособленном к человеческим нуждам. Рассматриваемый в такой всеобщей форме труд выступает как первое, основное условие всей человеческой жизни, благодаря которому люди выделились из животного мира.

Воздействуя на окружающую среду, опосредствуя, регулируя и контролируя обмен веществ между нею и собой, общественные индивиды изменяют при этом и свою собственную природу: развивают способности, обогащают знания и увеличивают возможности их применения, расширяют сферу собственной деятельности и усложняют сам процесс труда, совершенствуют общение между собой, ставят все более высокие цели и достигают их. Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, труд имеет определенную нравственно-эстетическую ценность. Он характеризует основной смысл бытия личности и выражается в чувстве радости, наслаждении игрой физических и умственных сил творца, преобразующего природу и общество.

urok-informatiki-tema-kompyuternie-prezentacii.html
urok-informatiki-v-7-klasse-po-teme-kollazh.html
urok-inostrannogo-yazika-otlichaetsya-bolshoj-intensivnostyu-i-trebuet-ot-obuchayushihsya-koncentracii-vnimaniya-i-napryazheniya-sil-na-uroke-anglijskogo-yazika-ya-starayus-sozdat-takie-usloviya.html
urok-issledovanie-golos-skripki-v-pustote.html
urok-issledovanie-po-rasskazu-a-platonova-cvetok-na-zemle.html
urok-issledovanie-samohodkinoj-g-i.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-po-nominacii-3-za-vnedrenie-novih-metodik-obucheniya-studentov-orgma-pavlenko-t-n-tehnologiya-pedagogicheskoj-podgotovki-studentov-na-fakultete-visshego-sestrinskogo-obrazovaniya-medicinskogo-vuza.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva-kreditnih-organizacij-v-rossii-i-ssha.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-kabardino-balkarskoj-respubliki-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/dinamika-otdelnih-pokazatelej-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kompleksnij-investicionnij-plan-socialno-ekonomicheskogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-prakticheskih-rabot-po-kursu-upravlenie-kachestvom-dlya-studentov-specialnosti-080401-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov-vseh-form-obucheniya-bijsk.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prilozhenie-uchebnik-1-e-izd-1976-g-2-e-izd-1993-g-napisannij-vidnim-zoopsihologom-k-e-fabri-posvyashen.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prazdnik-fizicheskij-fejerverk-projdet-v-odnoj-iz-peterburgskih-shkol.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovaya-instrukciya-po-tehnicheskoj-ekspluatacii-proizvodstvennih-zdanij-i-sooruzhenij-energopredpriyatij-chast-i.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-8-tehnicheskij-reglament-o-trebovaniyah-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/324-ierarhiya-sistem-k-g-yung-eta-kniga-menee-vsego-svodka-davno-izvestnogo-i-vmeste-s-tem-popitka-subektivnogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shestie-pedagogicheskie-chteniya-po-gumannoj-pedagogike.html
  • write.bystrickaya.ru/g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel-stranica-21.html
  • desk.bystrickaya.ru/perehodnie-epohi-kak-kategoriya-istoricheskogo-analiza-na-obsuzhdenie-vinosyatsya-sleduyushie-problemi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociologicheskie-aspekti-primeneniya-bioinformacionnih-tehnologij-ozdorovleniya-cheloveka-razrabotannih-v-fonde-arkadiya-petrova-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/planiruemie-pryamie-rashodi-aktivnih-celevih-fondov-neposredstvenno-podderzhivayushihprogrammu-raboti-yunep-na-period-2004-2005-godov-s-razbivkoj-po-programmam-yunep.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/volfram-fon-eshenbah-parcifal-tamplieri-hraniteli-svyatogo-graalya-stranica-11.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ulitki-tozhe-interesni-priglashaem-k-puteshestviyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/bazovie-teorii-vospitaniya-i-razvitiya-lichnosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-8-mezhlichnostnoe-vzaimodejstvie-v-delovom-obshenii-i-igre-teoriya-mezhlichnostnogo-obsheniya-kak-mezhdisciplinarnoe-znanie.html
  • college.bystrickaya.ru/2-kakie-kategorii-prestuplenij-predusmotreni-uk.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predshestvuyushij-uroven-tehniki-mezhpravitelstvennij-komitet-po-intellektualnoj-sobstvennosti-geneticheskim-resursam.html
  • reading.bystrickaya.ru/kostroma-svodnie-dannie-mezhdunarodnih-meropriyatij-v-oblasti-obrazovaniya-nauki-i-innovacij-na-200-8-2010-gg.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aurovil-auroville-predislovie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-odinnadcataya-novij-podhod-k-holodnomu-yadernomu-sintezu-ekskurs-v-relyativistskuyu-termodinamiku-popitka-proriva.html
  • credit.bystrickaya.ru/pn-geografiya-sinibi-6-sinip.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dogovor-morskoj-perevozki-gruzov-chast-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-yugu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vozrodim-nash-les-programma-osnovnih-gorodskih-meropriyatij-prazdnovaniya-dnya-goroda-moskvi-2010.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cel-disciplini-formirovanie-znanij-po-istorii-novejshego-vremeni-s-uchetom-mezhpredmetnih-svyazej-raskrivayushih-edinstvo-vseobshej-i-otechestvennoj-istorii-v-novoe-i-novejshee-vremya.html
  • studies.bystrickaya.ru/-3-znachenie-lichnosti-prestupnika-dlya-opredeleniya-g-p-tihonova-oblozhka-hudozhnika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-bankovskoj-sistemi-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-p-pugachev.html
  • writing.bystrickaya.ru/dyadya-petya-mozhet-vse-f-e-dzerzhinskij-vsegda-legche-otkatit-chem-chtoto-podpisat.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-labolatorno-prakticheskogo-zanyatiya-po-teme-mehanicheskaya-kulinarnaya-obrabotka-myasa-myasoproduktov-i-selskohozyajstvennoj-ptici-cel-uroka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kultura-i-politika-v-filosofii-vladimira-soloveva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.