.RU

Учебно-методический комплекс по курсу психологи я «032100. 00 Математика с дополнительной специальностью информатика», «032100 Математика» - страница 21


Задачи педагогической психологии. Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий раз­вивающий и воспитывающий эффект обучения. В педагоги­ческой психологии важное место занимает также задача изучения возрастных возможностей детей, особенно дошко­льного и младшего школьного возраста. Педагогическая психология является одной из базовых наук педагогики и частных методик.
Профессиональная подготовка учителя невозможна без изучения педагогической психологии. Она позволяет учителю корректно разрабатывать циклы обучения, анализировать трудности учащихся, возникающие в ходе усвоения; прово­дить необходимую коррекционную работу и решать многие другие профессиональные задачи.


Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельности: самая первая из них — деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет извне заданные ему функции. Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой (т. е. обслуживают ее). Такова деятельность обобщения опыта обучения, состоящая в сопоставлении процедур обучения и выделении наиболее эффективных приемов и способов обучения - деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения. Третья деятельность — тоже методическая, но направлена на построение учебных средств, учебных предметов. Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных предметов в одно целое — деятельность программирования, составления учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения, однако зачастую строят программу обучения, ориентируясь только на некоторые общие очертания цели. Такие цели ранее формулировались политиками, культурными деятелями, но не педагогами. Современная социокультурная ситуация и задачи образования требуют, чтобы описанием и проектированием целей обучения занимался педагог, педагог-методолог. Это необходимо, во-первых, потому, что современная производственно-практическая деятельность ставит часто очень определенные цели, задачи, которые могут решить только специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление может проектировать очень эффективно учебные процессы, но оно требует от заказчика четких и определенных целей. В-третьих, современное технологическое общество быстро и интенсивно развивается и требует того же от систем обучения, т. е. требует слежения за профессиональным рынком сбыта, быстрого и систематического описания свойств человека, необходимого обществу, и оперативного проектирования под задачу учебных программ. В широком смысле, результатом такого телеологического мышления является проект человека, в более узком смысле — проект специалиста, т. е. должна быть описана и соотнесена друг с другом совокупность интеллектуальных функций, знаний, способностей, которые должны быть наличны в будущем человеке.

Обычно обучение характеризуют так: это передачи человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и «получить», они могут получиться только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появляется. Следовательно, отношение «педагог — ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик — приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя (носителя профессиональной деятельности) и ученика, устремленного к воспроизведению деятельности своего учителя, учитель же квалифицирует деятельность ученика как правильную или неправильную. В этом случае проявляется непосредственность, нерасчлененность учебного процесса.

Одним из направлений объективизации деятельности является ее объективное описание в определенных (ясных и отчетливых для данного социального контекста) знаковых средствах, позволяющих по такому описанию воспроизвести деятельность любому члену социальной общности, знающему такой язык описания. Учебные знания возникают в тех условиях, когда деятельность не передается непосредственно, и тогда они выполняют функцию опосредования передачи (трансляции) деятельности.

Развитие системы обучения состоит в членении сложных видов деятельности на простые и обучении вначале простым видам деятельности. Но такое развитие предполагает анализ сложной деятельности, выделение ее элементов.

Задача состоит в выделении из сложных профессиональных видов деятельности простых элементарных с целью последующей конструкции из таких простых деятельностей необходимых сложных. Таким образом, первый принцип педагогической рефлексии состоит в выделении элементарных деятельностей и их трансляции. Но этого часто недостаточно, поскольку невозможно до конца разложить деятельность на простые элементы, в деятельности оказываются более сложные связи и отношения. Поэтому появляется второй принцип, состоящий в проектировании и трансляции знаковых средств, позволяющих построить (спроектировать) сложную деятельность из освоенных элементов. Эти знаковые средства являются средствами описания и проектирования деятельности.

С другой, процессуально технологической, стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описывается как последовательность ситуаций обучения. Эти ситуации строятся таким образом, что предыдущие ситуации задают средства, материал и г. п. для последующих. То есть, система обучения строится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек (с определенными начальными свойствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность необходимых обществу социокультурных способностей.

Таким образом, на методологическом языке система обучения может быть описана как система, которая развивается от ситуации обучения сложным деятельностям через рефлексивное расчленение деятельности к обучению вначале простым деятельностям, и затем из простых — построению сложных, удовлетворяющих условиям заданной задачи деятельности.

Если обучающая система описана, тогда можно моделировать ее развитие, моделировать ее вхождение в проблемные ситуации, описывать реальные проблемные ситуации, искать причины затруднений деятельности. Среди этих причин есть и собственно психологические причины. Именно здесь осмысленно возникает необходимость психологического исследования. Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не столько, как хотелось бы. В связи с этой проблемой складывается предмет педантической психологии, исследующий закономерности усвоения, учения. На основе сложившихся научных представлений формируются техники, практики учебно-педагогической деятельности, обоснованные со стороны психологии закономерностей процессов усвоения. Вторая педагогическая проблема обозначается в ситуации, когда осознается различие обучения и развития в системе обучения. Можно чисто встретить ситуацию, когда человек учится, обучается, но очень слабо развивается. Предмет исследования в этом случае — закономерности развития интеллекта, личности, способностей, вообще человека. Данное направление психологии разрабатывает практики не обучения, а организации развития.

В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных психологических знаний, Например, поскольку педагогическая деятельность состоит в общении ученика и учителя, в установлении между ними контакта, то есть запрос на исследование, построение научных знаний о способах общения между людьми и эффективном использовании их в построении педагогичес­ких процессов. Профессия педагога, вероятно, наиболее чувствительна к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям, значение индивидуальных особенностей человека и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей работы педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей деятельности получает психологический опыт. Важно то, что этот опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу, является опытом педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятельности. Над этой педагогической деятельностью и надстраиваются психологические знания как обслуживающие ее.

vnutrifrakcionnaya-rabota-radio-gosduma-rf-monitoring-smi-12-sentyabrya-2006-g.html
vnutrifrakcionnaya-rabota-radio-gosduma-rf-monitoring-smi-15-marta-2006-g.html
vnutrifrakcionnaya-rabota-radio-gosduma-rf-monitoring-smi-2-1-maya-2008-g.html
vnutrifrakcionnaya-rabota-radio-gosduma-rf-monitoring-smi-28-aprelya-2007-g.html
vnutrifrakcionnaya-rabota-radio-gosduma-rf-monitoring-smi-9-fevralya-2007-g.html
vnutrifrakcionnaya-rabota-radio-pervij-kanal-18-09-2004-novosti-10-00-00-agoshkov-evgenij-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viyavlennya-zakonomrnost-formuvannya-spozhivacko-vartost-yuvelrnih-virobv-na-suchasnomu-rinku.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/model-vipusknika-pyatogo-klassa-struktura-programmi-obosnovanie-razdeli-programmi-informacionno-analiticheskie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-problemi-prozrachnosti-i-obshestvennoj-podotchetnosti-organov-fas-obshestvennij-dogovor.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-3-urovni-zashiti-informacii-zadachi-disciplini.html
  • znanie.bystrickaya.ru/47-programma-razvitiya-fbfo-predislovie.html
  • bystrickaya.ru/v-chem-volshebstvo-skazov-ppbazhova.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnoe-pravo-kompleksnaya-otrasl-prava-chast-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/proektirovanie-lokalnih-sistem-kontrolya-i-avtomatiki-uchebnoe-posobie-napisano-v-sootvetstvii-s-programmoj-kursa.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-tretya-informacionnie-vojni-znanie-bogatstvo-i-sila-na-poroge-xxi-veka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-080100-62-ekonomika-profilya-strahovanie-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/primenenie-kognitivno-povedencheskoj-terapii-v-lechenii-bolnih-s-zavisimostyu-ot-kokaina.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-rezultati-obsherossijskogo-monitoringa-narkosituacii-1-pervij-etap-obsherossijskogo-monitoringa-narkosituacii-bil-proveden-v-2003-godu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-socialno-psihologicheskoe-psihologiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/operator-kotelnoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-zritelnij-analizator-i-stroenie-zritelnoj-kori-aleksandr-romanovich-luriya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/n-a-samostroenko-v-i-anisimov-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-upravleniya-kadrami.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-vichislitelnie-mashini-sistemi-i-seti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodichka-49-farmaciya-stranica-81.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta.html
  • tests.bystrickaya.ru/konvenciya-o-mezhdunarodnoj-grazhdanskoj-aviacii-chikago-1944-god-prilozheniya-118-kommentarii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-zlatom-krilce-sideli-sverdlovskij-oblastnoj-gosudarstvennij-filmofond-anotirovannij-katalog-kinovideofilmov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-35-organizaciya-ohrani-truda-k-trudovomu-kodeksu-rossijskoj-federacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/pomenshe-glasnosti-vedomosti-anastasiya-kornya-vedomosti-05122008-231-str-a2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-n-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-10-09-2010-n-706-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskij-energeticheskij-institut-tehnicheskij-universitet-institut-teplovoj-i-atomnoj-energetiki-itae.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-predelah-i-opasnostyah-psihologii-v-i-dobrenkoe-predsedatel-zamdekana-po-nauchnoj-rabote-professor.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-filiala-rossijskogo-gosudarstvennogo-gumanitarnogo-universiteta-v-g-tveri-direktor-filiala-rggu-v-g-tveri.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3poznavatelnie-uchebnik-novogo-veka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasskaz-o-supermarafone-v-invalidnih-kolyaskah-moskva-kiev-krivoj-rog-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzikalnaya-estetika-srednevekovya-i-vozrozhdeniya-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie2-alternativni-scenarii-ot-doklada-za-ustojchivostta-za-2009-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/katalizatori-sinteza-metanola.html
  • tests.bystrickaya.ru/liderstvo-eto-sklonnost-s-kotoroj-nado-nauchitsya-zhit-n-i-k03l0v-semnadcat-mgnovenij-uspeha-strategii-liderstva-vnimanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mobilnij-marketing-kak-sposob-prodvizheniya-tovarov-i-uslug.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.