.RU

Учебное пособие. Арзамас: агпи, 2007 176 с


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт

имени А.П.Гайдара»


кафедра мед.подготовки и БЖД


БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И

ЗДОРОВЬЕ





г.Арзамас 2007


 

УДК 355,58 (075,8)

ББК 68,69 я73

Н68

 

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Арзамасского государственного педагогического

института им.А.П.Гайдара

 

 

 

Рецензенты

Ю.И.ГОРШКОВ,

доктор медицинских наук

профессор-консультант городской больницы им.Владимирского

заслуженный врач РФ

почетный житель города Арзамаса

Н.Н.ЗЕЛИНСКИЙ

председатель комитета гражданской защиты

и пожарной безопасности г.Арзамаса

полковник запаса

 

 

Ниретин Н.И. Денисова С.В. Коннов М.А.

Н 68 Безопасность жизнедеятельности и здоровье:

Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2007 – 176 с.

 

 

 

 

Данное учебное пособие ставит своей целью ознакомить студентов педагогического вуза с понятиями о здоровье, способах его формирования у детей, а также о возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях среды обитания и правилах безопасного поведения и действиях в таких ситуациях для их предупреждения, а в случае возникновения – для сохранения жизни и здоровья себе, окружающим людям и окружающей среде.

 


^ Арзамасский государственный педагогический

институт им.А.П.Гайдара

 

 

 

 

 

 

часть 1

Безопасность

жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Арзамас 2007

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. В то же время основным понятием окружающей среды является совокупность природных и социальных условий существования человеческого общества во всех их многообразиях и взаимосвязях.

По природным составляющим для человека важным для его здоровья и жизнедеятельности являются такие элементы среды, как состав воздуха, которым он дышит, какую воду он пьет, какую пищу он принимает, общая экологическая обстановка. Как социального объекта, важно состояние социальной среды, а именно: политическая и экономическая стабильность государства, уровень жизни населения, состояние здравоохранения, криминогенная обстановка и другие факторы, оказывающие на состояние здоровья и безопасности каждого человека и населения в целом.

Безопасность жизнедеятельности включает в себя не только состояние окружающей среды, оказывающее воздействие на человека, но и правила безопасности жизни, поведения и деятельности человека в этой среде, как для сохранения своего здоровья, здоровья потомства, и жизни в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Данное учебное пособие ставит своей целью ознакомить учащихся с понятиями о возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях среды обитания и правилах безопасного поведения и действиях в таких ситуациях для их предупреждения, а в случае возникновения – для сохранения жизни и здоровья себе, окружающим людям и окружающей среде.

 

 


Тема № 1.

^ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНОСТЕЙ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

1.1. Окружающий мир и взаимодействие человека

с окружающей средой

Современный окружающий мир представляет собой сложную систему, находящуюся в непрерывном взаимодействии, оказывающую влияние на все ее элементы. Эту систему можно выразить как “Биосфера – человек – техносфера – человек – биосфера''. Схема взаимодействия человека и биосферы выглядит следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


75% населения Земли проживает в техносфере или в области перехода от техносферы к биосфере, и только 25% населения живет в биосфере.

Биосфера – это область распространения жизни на Земле, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, не испытавшую техногенного воздействия. В биосфере человек, все живые организмы и сама среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.

Техносфера – это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

^ Область перехода от техносферы к биосфере (регион) – это территория, обладающая обеими характеристиками биосферы или техносферы. Создавая техносферу, человек стремился к повышению

 


комфортности среды обитания от естественных негативных природных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и продолжительности жизни людей. Однако, созданная руками человека и его разумом техносфера, призванная максимально удовлетворить его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среда оказались по уровню безопасности далеки от допустимых пределов.

К новым техносферным условиям относятся условия обитания человека в городских и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия среды обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов.

Человек и окружающая его среда (природная, городская, производственная, бытовая и т.п.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом, жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации (Закон сохранения жизни, Куражновский).

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое повышение привычных уровней потоков сопровождается негативным воздействием на человека и окружающую среду. В естественных условиях такие негативные воздействия наблюдаются при стихийных явлениях, изменении климата и других природных явлениях.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (технологические процессы, транспорт, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия человека в окружающем Мире в системе «человек – среда обитания – человек»:

► комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

► допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности.

 


Соблюдение условий допустимости взаимодействия гарантирует невозможность возникновения необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

► опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевание и/или приводят к деградации природной среды;

► чрезвычайно опасные, когда потоки высоких уровней за короткое время могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека с окружающей средой лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным. Характер взаимодействия определяют потоки вещества, энергии и информаций.

 

^ 1.2. Опасности, возникающие в окружающем

мире, пути воздействия на человека

Результат взаимодействия человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонент среды обитания.

Определяют негативный результат взаимодействия опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе “Человек – среда обитания''.

Опасность – это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа – «все воздействует на все». Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое.

Опасность – предполагаемое явление, способное причинить ущерб любому объекту – субъекту безопасности или уничтожить его (потенциальный характер опасности). Опасности не обладают избирательными свойствами. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасности подвергаются человек, природная среда, материальные ценности. Опасности, при их проявлении, создают угрозу объекту – субъекту безопасности. Угроза – это реальная опасность (явление, процесс), способная причинить ущерб любому объекту любых систем или его уничтожить.

 


Опасности и угрозы классифицируются по ряду признаков:




Опасности (угрозы), в основном, не возникают неожиданно. В большинстве случаев им предшествуют некоторые события, процессы и явления, которые являются их предвестниками. Выявление таких предвестников, их анализ и с их помощью прогнозирование степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, возможного ущерба и т.д. являются основными задачами науки БЖД.

 


Негативные воздействия опасности на организм человека можно разделить на опасные и вредные факторы.

Под опасными факторами понимают такие, воздействие которых может привести к травмам или другим внезапным резким ухудшениям здоровья и даже к смерти.

Под вредными факторами понимают такие, воздействие которых приводит к заболеванию или стойкому снижению работоспособности.

В зависимости от продолжительности и уровня воздействия вредные факторы могут стать опасными. По природе действия на организм человека опасные и вредные факторы делятся на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные).

^ К физическим опасным и вредным факторам можно отнести все то, что подчиняется физическим законам. К опасным факторам относятся движущиеся элементы механизмов, машин, падающие предметы, не защищенные элементы производственного оборудования, повышенная температура поверхностей оборудования, электрический ток и др.

Вредными для здоровья физическими факторами являются повышенная или пониженная температура окружающей среды, высокая влажность и скорость движения воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, ультразвука и различных излучений – тепловых, ионизирующих, инфракрасных и других; запыленность и загазованность воздуха, недостаточная освещенность рабочих мест, повышенная яркость света, пульсация светового потока и др.

^ К химическим опасным и вредным факторам относятся все естественные и искусственные химические вещества, оказывающие негативное воздействие на организм человека.

По характеру действия на организм человека они подразделяются на общетоксические, общеядовитые, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие различных опухолей, в том числе и раковых), мутагенные (действующие на генетический код и половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы (пары бензола и толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, аэрозоли свинца и др.), токсичные пыли тяжелых металлов и т.п.

В зависимости от токсичности, концентрации в воздухе и времени воздействия они могут быть и вредными и опасными.

^ Биологические (бактериологические) опасные и вредные факторы – это воздействие патогенных микроорганизмов (микробов, вирусов, бацилл, риккетсий, грибков) и продуктов их жизнедеятельности - токсинов на организм человека.

 


В зависимости от вида микроорганизма они могут быть вредными, вызывающие заболевания различной степени тяжести, и опасными, приводящими к тяжелым последствиям и даже к смерти.

^ Психофизиологические опасные и вредные факторы – это физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психологические – стрессы, умственные перенапряжения, перенапряжения анализаторов.

^ Опасные факторы бывают:

♦ природные (температура воздуха, осадки, солнечная радиация, молния, дикие животные, ядовитые насекомые и растения, патогенные микроорганизмы, стихийные бедствия и т.п.);

♦ техногенные – аварии, катастрофы, взрывы, пожары и т.п.;

♦ социальные - социально политические конфликты, войны, уголовная преступность, терроризм, эпидемии и т.п.

Каждый человек должен воспитывать в себе потребность предвидеть опасность, выработать навык правильного анализа и поведения в сложившейся ситуации. Выручить человека, оказавшегося в беде, может, прежде всего, он сам. Осознать это – значит сделать шаг к овладению основами безопасности жизнедеятельности. Невозможно овладеть всеми навыками, обеспечивающими безопасность жизни, но каждый человек должен уяснить, предвидеть возможную опасность – значит уже иметь выбор или избежать ее, или подготовиться к ней.

Каждый человек должен знать следующие правила безопасности жизни:

- предвидеть опасность;

- по возможности избежать ее;

- при необходимости – активно действовать.

Исходя из этих правил, рекомендуется:

♦ изучай виды и причины опасностей – не лезь туда, где возможна беда;

♦ учись предвидеть их возникновение в любом месте – на дороге, во дворе, в лесу и т.д., а также в любое время (день, вечер, лето, зима …);

♦ по возможности избегай опасности и опасной ситуации – не ходи в зоне риска (на стройке, полигоне и т.п.), т.е. не рискуй без нужды;

♦ не пугайся и не паникуй в трудных ситуациях, действуй без промедления, грамотно и решительно;

♦ активно борись за свою жизнь;

♦ помогай себе и окружающим, попавшим в беду.

К основным опасным факторам среды обитания, от которых зависят жизнь и здоровье человека, можно отнести следующие:

- низкий экономический уровень жизни;

- неблагоприятные климатогеографические условия;

- негативные природные явления и стихийные бедствия;


- техногенные аварии и катастрофы;

- транспортные катастрофы;

- промышленные и производственные выбросы;

- вооруженные конфликты и войны.

Низкий экономический уровень жизни является причиной таких явлений, как нищета, голод, рост числа эпидемиологических заболеваний, невозможность получить медицинское обслуживание при заболеваниях, разгул преступности, беспорядки, социально-политические конфликты, высокая аварийность на производстве и транспорте, нарушение экологической обстановки и т.п. Следствием этого являются высокая заболеваемость и смертность людей, рост нервно-психических расстройств.

Климатогеографические условия – это природная составляющая среды обитания человека. С момента зачатия и до самой смерти человек находится под воздействием этих факторов. Благоприятными являются для него те, в которых он был зачат, родился и рос, так как его организм впитал в себя особенности этих условий (климат, состав воздуха и воды, вид и состав пищи, рельеф и ландшафт местности и другие) и приспособился (адаптировался) к ним.

 




Изменения климатогеографических условий приводят в той или иной мере к нарушению нормальной функции организма (обмена веществ, теплообмена, выработанного биоритма и т.д.), что может явиться причиной заболевания и даже гибели организма.

Технологические катастрофы (взрывы, пожары, обрушения и т.п.), промышленные и производственные выбросы в атмосферу, почву и гидросферу несут не только огромный материальный ущерб, но и гибель людей, увечья, нарушение условий жизнедеятельности людей, вред экологии, а главное – вызывают мутагенные изменения в генетике человека, животных и растений, что приводит к необратимым процессам не только в организме самого человека, но и опасно для потомства.

Природные катастрофы. Ежегодно в мире, в том числе и в нашей стране, происходит большое количество природных катастроф (землетрясения, ураганы, наводнения, лесные и торфяные пожары и др.). Нанося огромный материальный ущерб обществу, они являются причиной гибели людей, нарушают условия их жизнедеятельности.

Транспортные катастрофы. Транспорт является неотъемлемой частью среды обитания современного человека. Невозможно представить себе существование современного общества без транспортных средств. В то же время транспортные катастрофы только в нашей стране ежегодно уносят десятки тысяч человеческих жизней и сотни тысяч получают травмы различной степени тяжести.

Вооруженные конфликты и войны уже с исторических времен определяются как система массового уничтожения людей, материальных и культурных ценностей государств, народов, населения и человека в частности.


^ 1.3. Понятие об экстремальных ситуациях в

природе, причины возникновения, правила

поведения и способы выживания

Понятие об экстремальной ситуации

При любом виде опасности для человека создается экстремальная ситуация. Экстремальной называется такая ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью или имуществу человека и исключает возможность помощи со стороны других людей. Экстремальные ситуации, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой, очень разнообразны. В то же время их можно разделить на две большие группы: экстремальные ситуации в природной среде и экстремальные ситуации в социуме. Для любой экстремальной ситуации характерны:

• неожиданность;

• стрессовое состояние;

 


• причинение ущерба организму человека или его имуществу;

• необходимость активных действий.

^ Экстремальные ситуации в природной среде

Природа – в широком смысле – это все сущее, весь мир в многообразии его форм. По отношению к человеку природа – это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Раньше проблема выживания в природных условиях перед человеком так остро не вставала. Добывая все необходимое для жизни, он был готов к единоборству с силами природы, которые намного превосходили его, так как с малых лет учился с помощью старших защищаться от них, и знать ее законы. Создавая искусственную среду обитания, человек изменял условия своей жизни, все более отдаляясь от существования в естественной природной среде. Изменились условия жизни, изменились и отношения подготовки человека к жизни в природных условиях. Однако, природа существует и человек вынужден взаимодействовать с ней. В силу незнания или слабого знания этой среды такое взаимодействие может привести к возникновению экстремальной ситуации. Экстремальные ситуации в природе – это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с природной средой и представлять угрозу его жизни, здоровью или имуществу. Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, молниями, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь, тепловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни, потеря имущества во время переправы или при неосторожном обращении с костром и т.д. Характер экстремальности той или иной ситуации определяется различными условиями:

Первое условие – это н а м е р е н и е.

Человек, стремящийся к рискованной работе или видам отдыха в природных условиях (геологи, геодезисты, охотники, туристы и т.п.) вероятнее попадет в экстремальную ситуацию, но имеет больше возможностей ее предвидеть и подготовиться к ней. Человек, в намерение которого не входит попадание в рискованное положение, более от этого застрахован, но при возникновении подобной ситуации будет чувствовать себя неуверенно и такая ситуация может оказаться для него экстремальной.

Второе условие - п о д г о т о в л е н н о с т ь.

Подготовленность – это знания и опыт действий в той или иной возникшей ситуации. Однако, степень подготовленности не всегда совпадает с профессиональной подготовкой даже для людей, чья профессия связана с риском. Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном

 


опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что известно подготовленным людям и специалистам.

Третье условие – с т е п е н ь э к с т р е м а л ь н о с т и.

Это значит, что одна и та же ситуация в зависимости от материальных (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) или особенностей климатогеографических условий (наличие водоисточников, возможность оборудовать укрытие, добыть пищу и т.п.) имеет различные последствия. Например, вынужденная посадка вертолета в пустыне будет более экстремальной, чем вынужденная посадка в тайге.

Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания. Следует отметить, что экстремальность ситуации носит личностный, индивидуальный характер. Люди по своему характеру делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Холерики и сангвиники обладают большей эмоциональностью и возбудимостью по сравнению с меланхоликами и флегматиками. Это значит, что одна и та же ситуация будет восприниматься ими по-разному. Для одних она не несет экстремальности или воздействует на них в меньшей степени, для других – это угроза здоровью и даже жизни.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что вероятность экстремума одной и той же ситуации для людей различных профессий и образа жизни существенно отличаются. Для людей, чьи профессии связаны с деятельностью в природе (моряки, летчики, геологи, военные и т.п.), экстремальная ситуация может возникнуть чаще и риск больше, но, как правило они лучше подготовлены к внешним неблагоприятным воздействиям природной среды, особенно, если работают в одной климатической зоне.

Наиболее характерными причинами возникновения экстремальных ситуаций при взаимодействии человека с природой являются:

• профессии, связанные с деятельностью в природе;

• смена климатогеографических условий;

• акклиматизация и реакклиматизация;

• переход ”холод” – “тепло” и наоборот;

• резкая смена часовых поясов;

• воздействие внешних факторов на организм человека;

• подбор защитной одежды и экипировки;

• режим питания, питьевой режим;

• нарушение экологического равновесия в природе.

^ Экстремальные ситуации, связанные с профессией человека, возникают, когда человек вынужден находиться на значительном удалении от обжитого места. Постоянный контакт с природой вырабатывает у них определенные навыки выживания в ситуациях, которые оказались бы безвыходными для других.

 


Но это не уменьшает риска в их профессии, так как существуют объективные предпосылки возникновения экстремальных ситуаций. Такими объективными предпосылками являются:

• недостаточная квалификация;

• резкое изменение внешних условий;

• отказ техники, оборудования, транспортных средств.

Водитель тяжелого грузовика, привыкший к хорошим дорогам дальних трасс, неожиданно оказывается на размытой после дождя грунтовой. Машина застревает. Возникает два возможных решения проблемы: самовытаскивание или вызывать помощь. Для первого решения необходимы опыт и необходимый инструмент – лопата, топор, трос. Для второго – не только умение ориентироваться, чтобы добраться до ближайшего населенного пункта, но и договориться с его жителями об оказании помощи. Возможно такая ситуация не опасна для водителя, но в машине может находиться скоропортящийся или срочный груз и задержка в пути окажется дорогостоящей.

^ Смена климатогеографических условий чаще всего происходит с людьми, которые связаны с длительными командировками, с воинской службой, выбором места отдыха и другими причинами, вызывающими добровольную или вынужденную смену привычного места проживания или работы. Как правило, эти люди оказываются в условиях, непривычных для его организма или психики. Привычными для человека являются те климатогеографические условия, в которых он был зачат, затем родился и рос. Уже в утробе матери он получал всю информацию об окружающем мире и о тех климатогеографических условиях, в которых живет будущая мать. В его организме закладывается вся эта информация. С рождением он уже реально воспринимает всю эту информацию. Например, горцы спокойно переносят недостаток кислорода на больших высотах, так как привычны к этим условиям. Для людей средней полосы это не только приводит к нарушению двигательных функций, но может привести и к горной болезни. Состояние изменившихся климатогеографических условий порождает необходимость перестройки организма к новым условиям, т.е. к акклиматизации, и в этом случае экстремальная ситуация переносится тяжелее, да и незнакомая местность усложняет процесс выживания.

Акклиматизация – это приспособление организма человека к новым климатогеографическим условиям. Реакклиматизация – это обратный процесс, когда человек возвращается к первоначальным условиям своей жизни. Как правило, это приводит к нарушению привычных обменных процессов в организме (другой состав воды, воздуха, пищи, температурные режимы и т.п.). Организм вынужден перестраиваться и этот процесс

 


должен проходить постепенно. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к возникновению экстремальной ситуации, т.е. к нарушениям функций организма. Переход к новым условиям должен быть постепенным во всем: одежде, еде, режиме работы и отдыха, питьевом режиме. Если он окажется резким (например, после перелета к месту работы, отдыха) следует предусмотреть переход хотя бы в течение 1-2 дней.

К изменению температуры внешней среды необходимо приучать себя постепенно. В жару не следует быстро избавляться от одежды. Чаще всего это приводит к переохлаждению организма, тем более, если сопровождается обильным потреблением воды. В холод не следует торопиться много времени проводить на открытом воздухе, даже если есть теплая одежда. Нельзя забывать и о последствиях воздействия солнечной радиации и защите от нее. Загар полезен лишь в небольших дозах (защищает кожу от дальнейшего обгорания. При смене климатогеографических условий необходимо проявлять осторожность при использовании питьевой воды и потреблении местной пищи. Это может вызвать желудочно-кишечные расстройства.

Период акклиматизации необходим не только при переходе к непривычным условиям жизни. Он обязателен и при переходе к обычным условиям, т.е. к реакклиматизации. Экстремальность акклиматизации и реакклиматизации зависят от возраста, состояния здоровья, физического развития человека. Тренированность, физическая выносливость, здоровье – одно из условий безопасности. Здоровому человеку легче переносить и смену климатогеографических условий и связанную с этим акклиматизацию, и резкие перепады температур и других изменений внешних условий, и неожиданные перегрузки.

^ Переход “холод-тепло” и наоборот является причиной возникновения экстремальной ситуации. Этот переход отрицательно влияет на организм человека, как в обычных условиях, так и тем более в экстремальных, т.е. вынужденного перехода с неподготовленными для этого условиями.

Охлаждение организма характеризуется общими и местными реакциями. Оно может вызывать отморожение и замерзание, под которыми понимают патологическую гипотермию, сопровождающуюся тяжелыми расстройствами функций организма, вплоть до гибели. Скорость и глубина охлаждения зависят от силы и длительности воздействия холода, а также от состояния организма и условий, в которых он находится. Охлаждению способствуют сильный ветер, высокая влажность, несоответствующая одежда, а также травмы, кровопотеря, голод, утомление.

Особенно быстро охлаждается человек при попадании в холодную воду. Поскольку вода является проводником тепла в 25 раз больше чем воздух, потерпевший, погруженный в воду, охлаждается гораздо быстрее.

 


У человека, который находится на воздухе с температурой 1ºС, температура тела снижается с 37º до 36ºС. У того, кто находится в воде при тех же условиях и за этот же период времени температура тела снижается до 25ºС.

Охлаждение тела до температуры 30-28ºС может привести к необратимым процессам деятельности организма, а охлаждение ниже 28ºС приводит к смерти. Необходимо знать, что время безопасного пребывания в воде с температурой +2-+4ºС, составляет всего 10-15 минут. При холодовом шоке смерть наступает еще до критического снижения температуры тела за счет резкого сужения сосудов.

Опасен для организма и перегрев тела в результате внешних тепловых факторов. Перегревание организма возникает под влиянием высокой температуры окружающей среды в условиях, затрудняющих теплоотдачу с поверхности тела, а также в районах с жарким климатом. При перегревании организма нарушается тепловой баланс, повышается температура кожи и тела, увеличивается потоотделение, а с ним и вымывание солей и микроэлементов из организма, снижается мышечный тонус, повышается утомляемость, снижается умственная и физическая активность и работоспособность, пропадает аппетит, повышается чувство жажды, нарушается режим сна. Перегрев может сопровождаться тепловым ударом, который приводит к потере сознания и может стать причиной смерти.

Отрицательное воздействие перехода ”холод – тепло” и наоборот можно снизить путем подбора защитной одежды, соблюдением режима питания, питьевого режима, режима поведения в условиях холода и жары.

^ В экстремальные ситуации, связанные с резким изменением часовых поясов, чаще всего попадают командировочные, отпускники и другие люди, преодолевающие большие расстояния на самолете в меридиональном направлении. Вся поверхность земли разделена на 24 часовых пояса. За начальный принят нулевой меридиан (Гринвичский). Этот пояс считается нулевым (всемирным), и время называется всемирным. Остальным поясам в направлении от 0 на восток присваивается значение от 1 до 23. Каждый пояс соответствует 15º долготы. Зная долготу, нетрудно определить местный часовой пояс, разделив ее на 15º.

Например, г. Арзамас находится на 44º ВД, т.е. (44:15) на границе 3-го часового пояса. Хабаровск - 135º ВД – в девятом часовом поясе.

Командированный, вылетающий из Нижнего Новгорода в 9.00 утра, прилетает к месту назначения в 17.00 московского времени (8 часов полета). В Хабаровске это уже 23.00. В Арзамасе этот период начала вечерней активной деятельности и отдыха. В Хабаровске – время начала ночного отдыха. Для командированного бессонная хабаровская ночь и начало хабаровской трудовой деятельности чаще всего заканчивается головной болью и другими расстройствами, вызванными нарушением

 


биологического ритма и физиологического режима из-за резкого изменения часовых поясов.

Важное значение для организма человека, а, следовательно, и как фактор возникновения экстремальной ситуации, является соблюдение режима питания и питьевого режима в соответствии со сложившимися условиями. Пища и ее калорийность – это основной источник восполнения энергетических потерь организма в процессе его внутренней (обменной) и внешней (физическая и умственная) деятельности. Если энергетические потери организма не пополняются, то это приводит к истощению организма вплоть до дистрофии. Избыток калорий приводит к ожирению организма и его органов, что также негативно сказывается на состоянии здоровья человека. Режим питания, состав пищи и ее калорийность должны также соответствовать климатическим и температурным условиям. В соответствии общепринятым гигиеническим нормам человеку требуется ежедневно 80-100 г белков, 80-100 г жиров, 400-500 г углеводов, 20 г хлористого натрия, 0,1 г витаминов, 0,5-1 г холина. Все это поступает в организм с пищей, калорийность рациона которой должна покрывать энергетические затраты организма и составлять при умеренной физической нагрузке примерно 3000 – 3500 ккалорий. В условиях низких температур организм теряет большое количество энергии. Чтобы восполнить эти потери, пища должна быть высококалорийной, богатой белками, жирами и другими компонентами, для быстрого восстановления растраченных организмом калорий.

Вода играет важнейшую роль в жизнедеятельности организма человека, составляет 2/3 массы тела, участвуeт во всех многообразных и непрерывных процессах обмена. Она разносит кислород и питательные вещества во все уголки организма, обеспечивает функциональную деятельность системы кровообращения, пищеварения и др. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению обменных процессов, резко снижается масса тела, уменьшается объем крови и она становится более вязкой. При этом увеличивается нагрузка на сердце, снижается секреция пищевых желез. Если потеря воды не превышает 5% массы тела, то, как правило, это проявляется чувством жажды – сигналом о начале обезвоживания организма. Других проявлений обезвоживания человек не замечает, хотя работоспособность заметно снижается. Обезвоживание свыше 10% вызывает глубокие расстройства органов и систем, что может явиться причиной гибели. В умеренном климате при незначительных физических нагрузках в организм должно поступать не менее 2-2,5 литров жидкости. При средних и больших нагрузках – 3,5-5 литров соответственно.

В жарком климате при значительных нагрузках потребление воды может достигать 10-15 литров в сутки. Недостаточное поступление воды в организм сопровождается его обезвоживанием.


uchet-kreditov-i-zajmov.html
uchet-lizingovih-operacij.html
uchet-materialov-123242-rossiya-g-moskva-ul-barrikadnaya-19-korp-str-1-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem.html
uchet-monitoring-i-effektivnoe-ispolzovanie-informacionnih-resursov-otchyot-po-rezultatam-samoobsledovaniya-2001-2006.html
uchet-nagruzki-polozhenie-o-fakultete-magisterskih-programm-7-polozhenie-o-modulnoj-sisteme-obucheniya-10.html
uchet-nematerialnih-aktivov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-h-garmazhapova-aktualnie-problemi-molodezhi-v-usloviyah-izmenyayushejsya-rossii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usilitel-moshnosti-shirokopolosnogo-lokatora.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sozdanie-samogo-sovremennogo-v-rossii-litejnogo-proizvodstva-dlya-zh-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/roskomnadzor-razreshil-veshanie-pravoslavnogo-telekanala-soyuz-v-353-gorodah-58-subektov-rossijskoj-federacii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-differencialnie-uravneniya-dlya-napravleniya-010500-62-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-analiz-sistemi-raspredeleniya-produkcii-predpriyatiya-1-tehniko-ekonomicheskaya-harakteristika-ooo-pkf-konsaleks-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/statya-39-garantii-i-kompensacii-licam-p-n-taleckij-630064-g-novosibirsk-ul-vatutina-39.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmarazdel-i-predpriyatie-v-rinochnoj-ekonomike-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-yuridicheskogo-kolledzha.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slepcov-aleksej-yurevich-4-klass-mastahskaya-sosh.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-desyataya-planet-of-chaos.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-dannoj-rabochej-programmi-sootvetstvuet-normativno-pravovoj-baze-zakona-rossijskoj-federacii-ob-obrazovanii-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-geografii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-rimskoj-zhizni-vse-chem-mozhno-razvlechsya-v-gorode-ot-muzeev-do-magazinov-www-italycyberguide-com-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/12-aprelya-v-1620-aud-3215-programma-xxxii-nauchnaya-konferenciya-studentov-ogu-orenburg-2010.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-iii.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-specialnogo-korrekcionnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-shkola-internat-113-viii-vida-g-permi-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-zhoba-egndkl-orta-zhalpi-blm-beretn-mekteb-blm-blktlkke-zhetkzer-baspaldaal-blktlk-sol-blmd-ske-asira-blu-dadisi.html
  • composition.bystrickaya.ru/on-lajn-issledovaniya-v-sociologii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-lingvostranovedenie-nemeckij-yazik.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kachestvennoe-i-kolichestvennoe-uchebnoe-posobie-kemerovo-2004-udk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-sibajlas-zhne-vertikal-brishtar-sabati-tr-zhaa-blmd-aliptastiru-sabai.html
  • turn.bystrickaya.ru/pehshte-bronzino-anolo-17-11-1503-sejchas-etot-den-otnositsya-k-skorpionu-no-togda-eto-bil-strelec-italyanskij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-detstvo-i-yunost-edvard-tomas.html
  • institute.bystrickaya.ru/fitodizajner-lichnij-professionalnij-plan-uchashegosya-rekomendacii-uchashimsya-po-samovospitaniyu-rekomendacii-k-sobesedovaniyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/komitet-tpp-rf-po-vistavochno-yarmarochnoj-deyatelnosti-i-podderzhke-tovaroproizvoditelej-i-eksporterov.html
  • university.bystrickaya.ru/franciya-chast-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-6-geostrategiya-i-geopolitika.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-z-gonejm-poteryannaya-piramida-stranica-11.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtomatizovana-sistema-keruvannya-zavodu-po-vigotovlennyu-cegli.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnaya-gigienicheskaya-ocenka-nakopleniya-pollyutantov-atmosfernogo-vozduha-v-deponiruyushih-sredah.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-discipline-filosofiya-nauki-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-yurgtu-npi.html
  • control.bystrickaya.ru/ekskursionnaya-programma-dlya-regionov-kosta-brava-kosta-del-maresme-kosta-dorada-monumentalnaya-barselona-dlya-regionov-kosta-brava-kosta-del-maresme-kosta-dorada.html
  • education.bystrickaya.ru/1-nastoyashij-poryadok-sostavlen-na-osnovanii-poryadka-priema-inostrannih-grazhdan-v-imeyushie-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-visshego-profe.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-napravleniyu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-pedagogicheskie-uslugi-gosudarstvennij-standart-socialnogo-obsluzhivaniya-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri.html
  • institut.bystrickaya.ru/travi-primenyaemie-v-ayurvede-vknige-podrobno-izlozheni-prichini-i-sposobi-terapii-mnogih-zabolevanij-akcent-delaetsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.