.RU

Учебное пособие Издается в авторской редакции Компьютерная верстка А. А. Бибин Усл печ л. 5 Соответствует международным спецификациям scorm гоувпо «мгу им. Н. П. Огарева»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н. П. ОГАРЕВА»

 

Г. Г. Чугунов, Д. И. Башмаков, Е. В. Мокшин

 

 

Курсовые и дипломные работы

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

 

САРАНСК, 2008

 

Рецензенты:

кафедра ботаники и общей биологии Мордовского государственого педагогического института им. М.Е. Евсевьева;

доктор сельскохозяйственных наук профессор И.Ф. Каргин

Чугунов Г. Г., Башмаков Д. И., Мокшин Е. В.

курсовые и дипломные работы по ботанике и физиологии растений: учеб. пособие / Г. Г. Чугунов, Д.И. Башмаков, Е.В. Мокшин [и др.] – Саранск : Мордов. гос. ун-т, 2008.

 В учебном пособии изложены основные рекомендации и требования к написанию и оформлению курсовых и дипломных работ. Приводятся ориентировочная тематика, все необходимые образцы оформления литературных и графических материалов данных работ, список рекомендуемой литературы.

Предназначено для студентов III-V курсов очного отделения, IV-VI курсов заочного отделения специальностей "Биология" и "Биоэкология", а также бакалавров и магистров, специализирующихся по напрвлению подготовки 020200.68 - "Биология".

Учебное издание

Чугунов Геннадий Геннадьевич, Башмаков Дмитрий Идрисович, Мокшин Евгений Владимирович

КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ПО БОТАНИКЕ И ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

Учебное пособие

Издается в авторской редакции

Компьютерная верстка А.А. Бибин

Усл. печ. л. 5,8.

Соответствует международным спецификациям SCORM

 

ГОУВПО «МГУ им. Н.П.Огарева»

Центр дистанционного образования

430005, Саранск, ул. Большевистская, 68

Тел. (8342) 290886, E-mail: office@do.mrsu.ru, www.do.mrsu.ru

 
© Авторский коллектив, 2008

© Оформление. ГОУВПО «МГУ им. Н.П.Огарева», 2008

Введение

 

Задача системы высшего биологического образования – подготовка высококвалифицированных специалистов для разных отраслей народного хозяйства, начального образования, экологической пропаганды и дела охраны природных ресурсов.

Современная наука о растительном покрове предусматривает интеграцию знаний из области анатомии и морфологии и физиологии растений, флористики, геоботаники, экологии и популяционной экологии растений, поэтому методика преподавания на настоящем этапе должна быть основана на образовании у студентов целостного представления о ботанике как классической фундаментальной науке. Традиционно при подготовке специалистов-биологов большое значение уделяется курсам «Систематика растений», «Фитоценология», «Растения местной флоры», «Биогеография», «Физиология растений» являющимся фундаментальными для дальнейшей специализации студентов по кафедре ботаники и физиологии растений.

Цель настоящего учебно-методического руководства – помочь студентам правильно выбрать тему курсовой и дипломной работ, составить план их написания, уяснить методические приемы самостоятельной работы по подборке и изучению необходимой литературы и фактического материала, грамотно с теоретической и научно-методической точек зрения разобраться и оформить результаты своих исследований.

При написании настоящей работы использованы «СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ: Курсовые и дипломные работы и пояснительные записки к курсовым и дипломным проектам. Общие требования и правила оформления» СТП МордГУ 006-2003, а также методические разработки кафедр Московского, Оренбургского, Пермского, Мордовского и других университетов.

1. ЗАДАЧИ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

В соответствии с основной задачей университетского образования - подготовкой молодых кадров к самостоятельной творческой работе, учебным планом предусмотрено выполнение студентами биологического факультета курсовых и дипломных работ.

Курсовые и дипломные работы – одна из форм творческой самостоятельной работы студентов, органически вытекающей и тесно связанной с научной тематикой соответствующих кафедр и их сотрудников.

Курсовые и дипломные работы, выполняемые студентами очной и заочной форм обучения на III-VI курсах, призваны систематизировать полученные теоретические знания, а также обучить будущих специалистов самостоятельной практической научно-исследовательской работе, ориентированию в обширном библиографическом материале.

При комплексном изучении материала студенты постигают фундаментальные закономерности строения и функционирования растительного организма и растительного покрова как системного явления живой природы, обучаются применять и использовать их на уровне исследования, охраны флоры, растительности и растительных ресурсов родного края в составе регионального компонента образования.

В процессе выполнения курсовых и дипломных работ студенты должны приобрести и совершенствовать навыки научно-исследовательской работы. Они овладевают методологией, приемами подбора, систематизации и правильного использования литературного, картографического и статистического материала, умением правильно анализировать собранные материалы, делать по ним выводы и обобщения. У студентов постепенно формируется и развивается научное мышление, вырабатывается навык самостоятельного письменного изложения и оформления результатов научно-исследовательской работы по физической или экономической географии, картографии или экологии, в зависимости от кафедры, на которой студент пишет свою работу.

Главная задача курсовых и последующей за ними дипломной работы заключается в том, чтобы развить у студентов способность к научному творчеству и умению кратко публично докладывать результаты своей работы. Уже первая курсовая работа должна содержать в себе элементы научного поиска, показать творческую инициативу и активность студента. Наличие в курсовой работе творческого элемента (сбор оригинальных фактических данных, самостоятельное объяснение каких-либо географических явлений и свойств изучаемых объектов, выявление негативных сторон и путей их преодоления) рассматривается как главное ее достоинство. Такая работа при защите оценивается наивысшим баллом.

Дипломные работы отличаются от курсовых не только глубиной своего содержания и объемом, но и тем, что они представляют собой самостоятельные оригинальные научные исследования. Они призваны показать уровень общенаучной подготовки, глубокие знания, умение использовать полученные теоретические знания и практические навыки в научных исследованиях по избранной специальности.

2. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТ

 

Курсовая работа пишется во время учебы на 3-4 курсах дневного отделения и 4-5 курсах заочного отделения. Дипломная работа выполняется на 5-м (для заочников на 6-м) курсе и должна представлять в идеальном случае синтез предыдущих курсовых работ.

В конце третьего года обучения перед производственной практикой кафедра, по которой специализируется студент, предлагает для выбора список тем курсовых работ.

При выборе темы для своей курсовой работы студент должен учитывать: свой интерес к той или иной научной проблеме, степень личного знакомства с намечаемым для исследования объектом; характер и объем практически доступных для использования литературных, статистических и других источников и материалов; возможности выезда для проведения полевых наблюдений и сбора первичного материала; при необходимости-возможности проведения лабораторных анализов.

Студенту предоставляется право и самому наметить тему своей курсовой, если он в течение длительного времени занимался изучением какого-либо научного вопроса или хорошо знаком, по роду своей работы или интереса, с тем или иным объектом. Для студентов заочного отделения выбор темы курсовой, а затем и дипломной работ должен быть, по возможности, связан с их практической деятельностью или с деятельностью организаций, учреждений и предприятий, в которых работают студенты, а также с местом их проживания.

Написание курсовых работ представляет собой определенную систему, призванную подготовить студента к выполнению дипломной работы. При этом курсовая работа отличается от первой глубиной содержания и характером научного поиска. Каждая курсовая работа является самостоятельным исследованием, в то же время она может быть составной частью будущей дипломной работы. Поэтому выбор темы первой курсовой работы часто предопределяет вторую курсовую и дипломную работы. После выбора студентом темы курсовой работы кафедра назначает научного руководителя – одного из членов кафедры, работающего в этой области. В качестве консультантов по специальным вопросам целесообразно привлекать преподавателей других кафедр биологического и других факультетов и научно-исследовательских учреждений. Иногда целесообразно совместное руководство одним студентом со стороны преподавателей разных кафедр.

В дальнейшем с помощью научного руководителя определяются темы курсовой или дипломной работы. Окончательно тема дипломной работы утверждается в начале пятого (шестого) года обучения Советом факультета по представлению кафедры.

Научный руководитель определяет общее направление курсовых и дипломных работ, оценивает результаты отдельных этапов их выполнения. Организация студентом времени на разработку темы не входит в обязанности научного руководителя. Это дело самого студента. Выполнение и успешная защита курсовых и дипломных работ, в конечном счете, зависит от трудолюбия и правильной организации работы студента. При этом на первых порах научный руководитель оказывает студенту помощь в ознакомлении со специальной литературой, формировании плана курсовой работы, в дальнейшем заботится о максимальном проявлении самостоятельности и инициативы студента при одновременном совместном обсуждении хода и результатов исследования.

 

Приблизительная тематика курсовых работ

по разделам

 

Раздел I Флористика

 

Ориентировочная тематика курсовых работ

 

Понятие о флоре. Основные методы флористических исследований.

Содержание работы: по данным литературы раскрыть смысл понятия «флора» в изложении разных авторов. Флора как система. Связь понятий «флора» и «растительный покров». Понятие «флорогенез». Основные методы флористических исследований (маршрутные, стационарные, метод модельных выделов и т.д.). Составление флористических списков и гербаризация. Составить список флоры окрестностей населенного пункта*.

Флора и метод конкретных флор.

Содержание работы: флора как совокупность популяций растений, связь флоры с подразделениями ландшафта. Понятие о конкретной, локальной и парциальной флоре. Метод конкретных флор и его суть (работы А. И. Толмачева, Б. А. Юрцева, Р. В. Камелина и др.). Зависимость площади выявления флоры от географического положения исследуемой территории. Основные приемы выявления флоры. Составление флористического списка окрестностей населенного пункта.

Флора и основные критерии анализа флор.

Содержание работы: по литературным источникам раскрыть содержание понятия «флора». Флора как базовое понятие ботанической географии. Особенности подхода к выявлению флоры в фитоценологии, понятие о минимум-ареале. Понятие «систематическая структура флоры», связь систематической структуры флоры с географическим положением исследуемой территории. Эколого-фитоценотический и ботанико-географический анализ флоры. Значение биологического анализа флоры (жизненные формы, способы опыления, питания). Понятие об аборигеном и адвентивном компонентах флоры. Понятие о пропорциях флоры. Анализ списка флоры окрестностей населенного пункта по основным параметрам**.

Понятие об элементах флоры. Широтные элементы флоры.

Содержание работы: по литературным источникам дать определение понятию «элемент флоры», указать основные выделяемые в настоящее время элементы флоры (ценотические, географические, типологические, флорогенетические) и их отличия. Принципы выявления принадлежности вида к широтному элементу. Основные элементы флоры России: степной, неморальный, бореальный, гипоарктобореальный, плюризональный. Провести анализ списка флоры окрестностей населенного пункта по широтным группам.

* Примечание: во всех темах подразумевается населенный пункт, где проживает исполнитель работы.

** Примечание: здесь под анализом подразумевается эколого-фитоценотический и ботанико-географический анализ флоры.

Понятие об элементах флоры. Долготные элементы флоры.

Содержание работы: по литературным источникам дать определение понятию «элемент флоры», указать основные выделяемые в настоящее время элементы флоры (ценотические, географические, типологические, флорогенетические) и их отличия. Принципы выявления принадлежности вида к долготному элементу. Основные долготные элементы флоры России. Провести анализ списка флоры окрестностей населенного пункта по долготным группам.

Растительные зоны России.

Содержание работы: понятие о растительности, основные подразделения растительного покрова. Формация как высшая единица растительности. Зоны тайги, тундры, арктической пустыни, летне-зеленых лиственных лесов, степи, пустыни, интразональная растительность. Их ботанико-географическая характеристика, особенности растительного покрова, связь с климатическими условиями. Проблемы охраны зональных сообществ России. Характеристика зональной приуроченности района исследований. Перечислить зональные и интразональные сообщества окрестностей населенного пункта.

Ботанические исследования на территории Мордовии в XVIII–XIX веках.

Содержание работы: по данным литературы охарактеризовать основные этапы исследования флоры Мордовии в XVIII–XIX веках. Академические экспедиции XVIII века (П. С. Паллас, И. И. Лепехин). Исследователи растительного покрова XIX и начала XX века частей Нижегородской, Пензенской, Тамбовской и Симбирской губерний, позже вошедших в состав Мордовии (К. А. Космовский, Д. И. Литвинов, Н. А. Краснов, С. И. Коржинский, К. Е. Мурашкинский). Нижегородская почвенная экспедиция В. В. Докучаева 1882–1888 гг.

Ботанические исследований на территории Мордовии в XX веке.

Содержание работы: по данным литературы охарактеризовать основные этапы исследования флоры Мордовии в XX веке. Нижегородская геоботаническая экспедиция под руководством профессора В. В. Алехина 1925–1928 гг. и их вклад в познание растительного покрова Мордовии. Исследования Т. Б. Вернандер в Ардатовском и Чамзинском районах современной Мордовии. И. И. Спрыгин – выдающийся исследователь флоры и растительности Пензенского края, его экспедиции в Саранский и Инсарский уезды. Флористические исследования в 30–60-х гг. XX века (работы Н. И. Кузнецова, Н. П. Кухальской и др.). Исследования В. К. Левина. Экспедиции сотрудников кафедры высших растений и ботанического сада МГУ имени М. В. Ломоносова 1979–1997 гг. под руководством профессора В. Н. Тихомирова.

Ботанические исследования на территории Мордовии в XXI веке.

Содержание работы: по данным литературы охарактеризовать основные этапы исследования флоры Мордовии в XXI веке. Работы сотрудников кафедры ботаники и физиологии растений биологического факультета Мордовского государственного университета: Т. Б. Силаевой, Н. А. Бармина, И. В. Кирюхина, Г. Г. Чугунова по изучению флоры Республики Мордовия.

Ботанические сады как центры интродукции.

Содержание работы: ботанический сад как созданная человеком полуестественная экосистема. Становление ботанических садов в Европе и России в XVI–XX веках. Способы пополнения коллекций растений в ботанических садах. Понятие о интродукции, видах-интродуцентах и культиварах. основные методы интродукции растений. Растения, интродуцируемые в ботанических садах и их практическое использование в зеленом строительстве, цветоводстве, сельском хозяйстве. Ботанические сады и биологическое загрязнение биоты. Привести аннотированный список древесных или цветочных декоративных растений-интродуцентов ботанического сада Мордовского университета, использующихся в зеленом строительстве, и собрать гербарий интродуцентов.

upravlenie-razvitiem-neftegazovogo-kompleksa-udalyonnogo-regiona-na-primere-respubliki-saha-yakutiya.html
upravlenie-razvitiem-sferi-kulturi-na-regionalnom-urovne-na-primere-respubliki-bashkortostan-specialnost-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom.html
upravlenie-realizaciej-programmi-razvitiya-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-ivanovskoj.html
upravlenie-reklamoj-predpriyatiya.html
upravlenie-resursami-predpriyatiya.html
upravlenie-riskami-15.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-sostoyanie-prakticheskogo-obucheniya-studentov-otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-gbou-spo-belebeevskij-tehnikum.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/veteranu-mnogo-l-nado-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-otechestvennaya-istoriya-po-specialnosti-021100-yurisprudenciya-fakultet-stranica-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/66-rajoni-vechnoj-merzloti-pravila-i-normi-tehnicheskoj-ekspluatacii-zhilishnogo-fonda.html
  • student.bystrickaya.ru/22blok-kontrollera-bk-500-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osvyashenie-hrama-svyatogo-velikomuchenika-georgiya-v-lidde-zhitiya-svyatih.html
  • esse.bystrickaya.ru/rastitelnie-gallyucinogeni-marlin-dobkin-de-rios-predislovie-stranica-9.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-teoreticheskie-problemi-zakupochnoj-ceni-v-sisteme-ekonomicheskih-zakonov-i-zakonov-zemledeliya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-skachen-s-sajta-srednej-shkoli-76-goroda-sankt-peterburga.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-radioaktivnie-elementi-v-okruzhayushej-srede-i-problemi-radioekologii-napravlenie-oop-020700-geologiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshestvennaya-palata-kemerovskoj-oblasti-kalendar-meropriyatij-na-mart-2012-goda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-kriminalistiki-v-obespechenii-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-po-raskritiyu-rassledovaniyu-i-predotvrasheniyu-prestuplenij-na-sovremennom-etape-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/326-sovmestnaya-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom-kod-emitenta.html
  • studies.bystrickaya.ru/14-podpisi-storon-tehnicheskoe-zadanie-dokumentacii-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-mesto-vipolneniya-rabot.html
  • occupation.bystrickaya.ru/multimedijnoe-uchebnoe-posobie-novogo-obrazca-po-istorii-drevnego-mira-izdanie-elektronnoj-biblioteki-prosveshenie-karta-greko-persidskie-vojni-uchebnik-str-159.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-nauka-i-iskusstvo-indijskoj-muziki-hazrat-inajyat-han-misticizm-zvuka.html
  • klass.bystrickaya.ru/801-predmet-issledovaniya-mnenie-uchitelej-o-svoih-rukovoditelyah-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-pedagogicheskih.html
  • turn.bystrickaya.ru/plani-i-konspekti-zanyatij-penzulaeva-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-buhuchetu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kremlevskuyu-uborshicu-nauchat-berech-gostajnu-gosduma-rf-monitoring-smi-18-iyunya-2008-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sintez-zhirnih-kislot.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologicheskoj-shemi-ochistki-promishlennih-gazov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uralelektroavtomatika-reestr-licenzirovaniya-mchs-rossii-za-period-s-01-07-2002-g-po.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-43-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyuchit-gosudarstvennij-kontrakt-na-postavku-medicinskogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/byudzhetnoe-ustrojstvo-rossii-chast-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/e-a-raseva-vestnik-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-lesa-lesnoj-vestnik-1-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/triple-bean-balance-essay-research-paper-triple.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25slovesnoe-oformlenie-publichnogo-vistupleniya-darya-golovanova-ekaterina-mihajlova-russkij-yazik-i-kultura-rechi-kratkij-kurs.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/demograficheskaya-situaciya-v-ekonomicheski-razvitih-stranah.html
  • composition.bystrickaya.ru/ogneupornaya-antenna-bliznecov-neobyasnimogo-neizvedannogo-anomalnogo-i-nepoznannogo-v-tot-vecher-na-otkrituyu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-viiiburzhuaznaya-etika-rannego-italyanskogo-kapitalizma-leon-battista-alberti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-kommercheskoj-reklami-na-razvitie-periodiki-istoriya-mirovoj-zhurnalistiki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya3-organizaciya-prirodnih-sistem-soderzhashih-zhivie-obekti-konspekt-lekcij-dlya-studentov-1-kursa-dnevnoj.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-itogi-raboti-fincombank-sa-za-2002-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.