.RU

Учебное пособие удк 37. 036: 791. 43 Ббк 4300. 554. 7 Б 24 Рецензенты



О.А.БАРАНОВ, С.Н.ПЕНЗИН


ФИЛЬМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ


Учебное пособие







УДК 37.036:791.43 ББК 4300.554.7 Б 24

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Лещинcкий

Директор средней школы № 14 г. Твери, Заслуженный учитель школ Рос­сийской Федерации Т.Н. Целевская

Баранов О.А. , Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: Учеб. посо­бие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. 180 с.

Учебное пособие посвящено одному из важных разделов медиапедагогики - кинообразованию. Его задача - раскрыть вопросы теории и мето­дики использования фильма в учебно-воспитательном процессе школы и вуза, дать краткую информацию о специфике киноискусства, основных этапах развития кинематографии, развития киноискусства в ведущих стра­нах мира. Анализируется многолетний собственный опыт авторов, отече­ственная и зарубежная литература по проблеме кинообразования. Дается психолого-педагогическое обоснование применения в воспитательном процессе произведений киноискусства.

Предназначено для студентов и аспирантов, преподавателей средних школ и вузов, родителей школьников, руководителей киноклубов - для всех, кто интересуется проблемами медиаобразования.

УДК 37.036:791.43 ББК 4300.554.7

© Баранов О.А., Пензин С.Н., 2005

Тверской государственный

университет, 2005


^ СОЮЗ КИНО И ПЕДАГОГИКИ

Помните, в фильме «Это мы не проходили» пожилая учительница со вздохом предупреждает студентов-практикантов, впервые пришедших в школу: «Учить и воспитывать всегда было трудно, а теперь почти невоз­можно»? Фильм снят около тридцати лет назад, но многие, наверное, и се­годня с этим согласятся. Причем педагоги и родители среди трудностей воспитательной деятельности одно из первых мест отведут СМИ - средст­вам массовой информации. Это они - телевизор, кинематограф, видео, глянцевые журналы и компьютер - стати «хронофагом» (расхитителем времени) детей и молодежи, это они несут вредные идеи и соблазны, наса­ждают жестокость и вседозволенность. Это из-за них учащиеся забросили книгу, которую М. Горький называл «источником знаний».

А что если сделать поворот на 180 градусов и увидеть в ТВ, кино, в других экранных искусствах не врагов, а союзников, помощников препо­давателя, классного руководителя, родителей? Именно к этому призывает данное пособие. Сделать это непросто. Небольшая книга раскрывает сек­реты воспитания с помощью фильма, знакомит с новым разделом педаго­гики - медиаобразованием. Учебное пособие посвящено важнейшей его части (и по значению, и по объему) - кинообразованию.

Авторы пособия справедливо считают: чтобы успешно использовать фильм в воспитательной работе в школе и вузе, требуется минимум два условия. Первое - наставнику самому любить и знать кино, его прошлое и настоящее, ориентироваться в его теории. Второе условие - овладеть сум­мой методических приемов.

Медиаобразование, как любое новое дело, - плод коллективных уси­лий. Успех его прямо зависит от таланта, увлеченности, осведомленности тех, в чьих руках оно находится. О.А. Баранов и С.Н. Пензин - известные медиапедагоги Тверского и Воронежского государственных университе­тов. Их разделяет значительное расстояние, но у них много общего. Их объединяет прежде всего искренняя любовь к кино, вера в его могущество, в его важную роль в школе и вузе, желание приобщить к любимому искус­ству подрастающее поколение.

О.А. Баранов и С.Н. Пензин - пионеры отечественного медиаобразо­вания, у них общее прошлое. Оба защитили в 1968 г. во ВГИКе кандидат­ские диссертации, посвященные первым шагам медиаобразования в стра­не. Оба вскоре были приняты в Союз кинематографистов СССР, вошли в Совет по кинообразованию при нем. Благодаря им Тверь и Воронеж стали первыми очагами отечественного медиаобразования.

В 60-е - 70-е годы прошлого века наблюдалась огромная заинтересо­ванность деятелей искусства в решении вопросов повышения зрительской культуры. Как верно подметил один из авторов, в те годы зарождался союз

3



педагогики и искусствоведения: педагоги становились искусствоведами, искусствоведы - педагогами. Именно на стыке педагогики и киноведения сформировались обогащающие друг друга центры кинообразования в Твери, Воронеже, Москве, Ленинграде, Кургане, Армавире, Таганроге, других городах.

О.А. Баранов и С.Н. Пензин в 60-е - 70-е годы вместе с коллегами из других регионов начали знакомить молодежь с особенностями экранного искусства, вводить в отдельных школах и вузах новый предмет, разраба­тывать его методику, издавать программы и учебные пособия. У обоих на первых порах основной формой кинопросвещения детей и молодежи стал киноклуб. Первая книга О.А. Баранова, посвященная медиаобразованию, так и называлась: «Киноклуб в Калинине» (М.: Просвещение, 1967). Без преувеличения: на многие годы она стала настольной книгой начинающих медиапедагогов, вошла в золотой фонд истории медиаобразования.

Есть такое понятие - идеал. Считается, что он, подобно мечте о со­вершенстве, недостижим. Олег Александрович Баранов в моих глазах -идеальный учитель кино. Он создал не просто хороший ребячий клуб по­клонников кино, а образцовую модель детского самодеятельного творче­ского коллектива. Причем в сложнейших условиях. Судите сами: боль­шинство воспитанников школы-интерната № 1, где он трудился, пришло из «трудных» семей. Лучезарным их детство не назовешь: беспросветная нужда, тяжелые жилищные условия, пьянство родителей, побои. Чтобы их души оттаяли и они перестали напоминать запуганных зверьков, педагог-новатор сделал ставку на прекрасное, на искусство, на коллективное твор­чество. В городе, где, заметьте, нет киностудий, он дал питомцам возмож­ность войти в мир кино, побывать, образно выражаясь, по ту сторону экра­на. Имею в виду многочисленные экскурсии-поездки членов киноклуба им. А. Довженко на «Мосфильм», киностудию им. Горького, в Киев на ки­ностудию им. Довженко, в Кишинев на студию «Молдова-фильм». А еще -в Госфильмофонд, в столичный Дом кино. А еще - многочисленные встре­чи. Подумать только, к ребятам в гости приезжали Л. Кулешов, А. Хохло-ва, М. Кузнецов, М. Булгакова, Л. Трауберг, В. Строева, Э. Бочаров, Д. Фирсова и другие кинозвезды и режиссеры, композиторы Л. Шварц, Н. Бо­гословский, художники Г. Мясников, Л. Ряшенцева, великий скульптор С. Коненков, киноведы И. Рачук, М. Власов, И. Долинский, Я. Варшавский и др.

А еще киномузей, кинолекторий, кинопраздники... И фильмы, фильмы, фильмы... Волшебное воздействие искусства: дети перестали ощущать себя изгоями, аутсайдерами. Их сочинения и письма поражают. Далеко не каждый взрослый способен так толково рассуждать о кино. Оно перестало быть в их глазах лишь развлекаловкой, отдыхом, сделалось как книга, как музыка, частицей их жизни. Не могу удержаться, чтобы не про­цитировать письмо бывшего киноклубника из армии: «Меня вызвали к

комбату, мы спорили (!), он понял меня и сказал, что я думаю правильно. Когда мы беседовали, то вошел лейтенант - секретарь бюро дивизиона. Услышав, что я говорю о киноискусстве, лейтенант выругал меня, оскор­бил это искусство. Меня всего затрясло, чуть было не заплакал. Хорошо, что комбат поддержал меня...»

Киноклуб им. Довженко в школе-интернате № 1 - блистательная страница биографии заслуженного учителя России О.А. Баранова. Но -увы - нашу школу постоянно лихорадит реформами: то вводят что-то но­вое, то его упраздняют. После закрытия интерната Олег Александрович продолжил эксперименты по медиаобразованию в школах № 26, 22, 21, 14, в Тверском государственном университете, опубликовал в Москве и своем городе книги «Кинофакультатив в школе» (1973), «Художественный кине­матограф в работе средней школы» (1977), «Экран становится другом» (1979), «Кино во внеклассной работе в школе» (1980), «Медиаобразование в школе и вузе» (2002) и др. Он стал ученым с мировым именем, его труды публикуются за рубежом.

Сталь Никанорович Пензин преподавал в Воронеже в академии ис­кусств, в педагогическом институте, читает курс «Кино и современность» в госуниверситете, руководит студенческим киноклубом. В формуле «Ки­но и педагогика» ему дороги оба слова. Он ведущий воронежский кино­критик, часть его книг посвящена «чистому» киноведению: «Кино от А до Я» (1975) , « Кино в системе искусств: проблема автора и героя» (1984), «Кино Андрея Платонова» (1999), «Американское кинопутешествие» (2002). Другая часть - медиаобразованию: «Кино как средство воспита­ния» (1973), « Уроки кино» (1986), « Основы киноискусства» (2002) .В его новой монографии «Кино в Воронеже» - попытка соединить медиаобразо­вание и краеведение. Как и по отношению к О.А. Баранову, в рассказе о трудах С. Н. Пензина часто приходится пользоваться словом «первый». Так, в его монографии «Кино и эстетическое воспитание: методологиче­ские проблемы» (1987) впервые анализируется система отечественного ки­нообразования: его содержание, предмет, цели, задачи, принципы, методы. Благодаря С.Н. Пензину в Воронеже создана уникальная, не имеющая ана­логов, автономная и результативная региональная система базового и до­полнительного медиаобразования, включающая спецкурсы и факультати­вы в школе и вузах, киноклубы и видеолектории, демонстрацию фильмов в кинотеатрах по «театральному принципу», издание программ, учебных по­собий, подготовку учебных видеофильмов. Испытательным полигоном для опытов служит киновидеоцентр имени В. Шукшина, опирающийся на под­держку различных организаций: государственных (ВГУ, педагогический университет и др.), общественных (местные отделения Союза театральных деятелей РФ, Союза кинематографистов РФ и др.), частных (благотвори­тельная помощь О.В. Берга). С.Н. Пензин - дважды лауреат (1987, 2003)


4

5

премии гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России.

В заключение сошлюсь на мнение председателя Ассоциации кино­образования и медиапедагогики России Г.А. Поличко: «Русская кинопеда­гогика всегда была авторской по определению. Программы, педагогиче­ские технологии, частные методики разрабатывались каждым энтузиастом самостоятельно, исходя из собственных устремлений и местных возмож­ностей. Именно поэтому в ряду широко известных педагогов-новаторов Ш. Амонашвили, В. Ильина, В. Сухомлинского, В. Шаталова и других вполне законно должны стоять имена О. Баранова, И. Вайсфельда, Е. Горбулиной, И. Левшиной, О. Нечай, С. Пензина, Ю. Рабиновича, Ю. Усова. Оази­сами кинопедагогической мысли были (и остаются доселе) Армавир, Во­ронеж, Киев, Курган, Минск, Москва, Петербург, Сумы, Таганрог, Тверь, Новосибирск и многие другие большие и малые города.

Каждый из названных мною «отцов-основателей» по-своему вклю­чат искусство в педагогику. Например, О.А. Баранов - один из шестиде­сятников русской кинопедагогики - был автором школьного киноклуба в интернате, клуб этот в Твери стал для сотен его питомцев окном в жизнь искусства, в мир большой культуры. В Воронеже, где много лет работает другой энтузиаст кинообразования С.Н. Пензин, таким окном был студен­ческий клуб, действовавший на принципах серьезной киношколы...» (По­личко Г.А. Автобиографические заметки медиапедагога // Медиаобразование. 2005. №1. С.29).

О.А. Баранов и С.Н. Пензин раскрывают неиссякаемый потенциал союза педагогики и искусства, причем оба выступают и как практики, и как теоретики нового научно-педагогического направления - медиапедаго­гики. Их первый совместный труд - продолжение благородной экспери­ментальной деятельности. Спасибо им, что столь щедро делятся с нами, читателями, богатейшим опытом! Их новая работа написана легко, живо и увлекательно, сложные понятия, как правило, преподносятся в доступной форме. В учебном пособии преобладает доверительная интонация собе­седника. Уверен в его пользе: оно повысит интерес к киноискусству у пе­дагогов и родителей, поможет им развивать у школьников и студентов общеэстетическую культуру, формировать эстетические взгляды, вкусы, идеалы.



^ Вадим Полевой,

профессор Воронежского института высоких технологий, член Ассоциа­ции кинообразования и ме­диапедагогики России

ВВЕДЕНИЕ


Кинообразование как составная часть медиаобразования


Кинообразование - важнейшая (и по объему, и по значению) часть медиаобразования. Основной задачей медиаобразования является подго­товка нового поколения к существованию в современных информацион­ных условиях, к воспитанию и пониманию различной информации, осоз­нанию последствий ее воздействия. Современную жизнь невозможно пред­ставить вне медиа. Что объединяет кинематограф с другими видами медиа (пресса, радио, ТВ, видео, компьютерные сети и др.)? Связь с техникой, с НТР. Кинокамера автоматически (в отличие от художника) фиксирует и воспроизводит изображения предметов в движении. Принцип механизации в кинематографе распространяется и на процессы размножения готовых фильмокопий. Подобно изобретению книгопечатания, изобретение кино было подлинной революцией в способах распространения, хранения, тиражирования и транспортировки информации.

НТР, открытие новых технических средств изображения привели к появлению новых видов искусства: художественной фотографии, кино, ТВ. На примере кинематографа удобно раскрыть специфические черты «технических» видов искусства: а) они используют различные формы и средства коммуникации, являются массовыми; б) их оригинал создается не в единственном экземпляре, а в количестве, достаточном для всего населе­ния; в) благодаря им сокращается время между созданием художественно­го произведения и его массовым восприятием публикой (сравните, сколько времени требуется, чтобы все жители города посмотрели театральный спектакль, а фильм, показанный по ТВ, все смогут увидеть одновременно); г) их техническая база - продукт машинного производства, совершенство­вание которого зависит от научного уровня технологии; д) они позволяют создавать оригинальные новые произведения и репродуцируют (ретранс­лируют) произведения традиционных видов художественного творчества (живописи, графики, музыки, театра и т.д.); е) они на новом уровне спо­собны решать задачи традиционных искусств, выступая тем самым их «конкурентами», и заставляют живопись, графику, театр и другие старые искусства полнее использовать свои возможности, обновлять содержание и форму произведений. Последнее положение легко проиллюстрировать примерами взаимоотношения театра с кинематографом и ТВ. Под влияни­ем новейших искусств, у которых имеются гигантские возможности для имитации реальности, в образном строе современного театрального спек­такля изменился баланс изобразительности и выразительности.

Необходимо иметь ясное представление, как, при каких условиях, когда кино из механизма для фиксации реальности (на синематограф


б

7

Люмьеров смотрели как на «ожившие фотографии») превратилось в искус­ство - творческое, образное отражение реального мира. В художественном образе не должно быть ни чистой изобразительности (она равна механиче­скому копированию), ни чистой выразительности (она тождественна субъ­ективизму). Громадный познавательный и воспитательный потенциал кино связан с тем, что оно за очень короткий срок стало искусством.

Особенность кинообразования обусловлена двойственной природой кинематографа, который, с одной стороны, относится к средствам массо­вой коммуникации, а с другой (художественное, т.е. игровое, докумен­тальное и анимационное кино) - к искусству. Педагогу необходимо отчет­ливо представлять, что объединяет медиаобразование и кинообразование. В чем их различия? Чтобы проанализировать эти сложные взаимоотноше­ния, требуется изучить специфику киноискусства, его историю, его особое место в системе искусств и в системе медиа. Фильм - своеобразный медиатекст, функционирующий одновременно и по законам медиа (т.е. является источником информации), и по законам художественного творчества. Ис­кусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в ху­дожественных образах, один из важнейших способов эстетического освое­ния мира. Вот почему фильм - это такой медиатекст, который предъявляет повышенные требования к аудитории; в большинстве других средств мас­совой коммуникации понятие «художественный образ» отсутствует.

Кинематограф можно использовать как СМИ, а он способен с помо­щью СМИ (ТВ, видео, Интернета и др.) тиражировать свои произведения. В таком случае кино становится объектом медиаобразования. Кино - не только средство информации, это еще и искусство, и, скажем, техническое средство обучения (ТСО). Но ТСО - подсобные средства, которые изуча­ются одним из разделов педагогики. Точно так же медиапедагогике не под силу охватить и проанализировать все аспекты сложнейшего явления, именуемого киноискусством.

Остановимся кратко на других отличиях кинообразования от медиаобразования. Главная задача масс-медиа - передача аудиовизуальной ин­формации. Кино как искусство связано с нематериальным аспектом чело­веческой деятельности, с духовной жизнью. Когда-то это именовалось «душой», сейчас назовем - самосознанием, которое включает воспомина­ния, размышления, мечты, планы. Современное кино, та его часть, которая именуется интровертивным (в отличие от экстравертивного) кинематогра­фом, показывает (именно показывает!) не только внешние события, но и внутренний мир человека.

Информация, которую передают СМИ, должна быть объективной, только тогда она будет максимально правдивой. Объективная информация - анонимна, она не зависит от особенностей того, кто ее передает. В искус­стве на первый план выходит личность, которая и определяет эстетиче-

8

скую сущность фильма. Прежде всего это личность автора (режиссера, других членов съемочного коллектива), затем личность героя. Наконец, для кинообразования важна особенность аудитории, т.е. личность зрителя. На развитие личности того, кто воспринимает фильм, и направлено воз­действие искусства.

Не следует забывать, что информация СМИ воспринимается в ос­новном разумом (хотя подключаются и чувства). В искусстве все по-другому. В.Г. Белинский говорил, что есть люди, которые воспринимают искусство головой, а это все равно, что воспринимать его ногами. Кинооб­разование ориентировано, как и само художественное творчество, на раз­витие и интеллектуальной, и эмоциональной сфер учащихся.

Прошлое СМИ пробуждают в нас лишь познавательный интерес. Например, в истории изобретения и развития фотографии на первом месте - технические новшества. Так же нам интересна история автомобиля, авиации, паровоза и других великих изобретений. Но само старинное авто или паровоз - лишь музейные экспонаты, а не транспортные средства. Как газетный лист вековой давности - лишь документ, исторический первоис­точник. Иное дело немой фильм выдающегося режиссера; ценности произ­ведений искусств непреходящи, они не устаревают. Лучшее доказательст­во - немые «комические» Ч. Чаплина, которые и сегодня вызывают у уча­щихся гомерический хохот. Вот почему для кинообразования важны и тео­рия кино, и его история.

При рождении любого нового направления науки ученый невольно становится универсалом и пытается охватить все разделы, все проблемы. Подобное характерно для первого, начального этапа становления медиапедагогики. Теперь он завершен, пора переходить к узкой специализации, к решению конкретных задач. Иначе окажутся в проигрыше те, ради кого и возникло медиаобразование, - наши воспитанники. Общий недостаток большинства направлений и моделей медиапедагогики заключается в том, что художественные произведения смешиваются и рассматриваются в од­ном ряду с остальной продукцией СМИ. Художественный фильм в таком случае анализируется не как произведение искусства, а как обычный стан­дартный медиатекст. В результате учащиеся лишаются главного: свободы и возможности выбора, ибо шедевры киноискусства уравниваются в их глазах с заурядными коммерческими поделками.

Школьное и вузовское кинообразование готовит не киноведов, а полноценных, грамотных зрителей, воспитывает у них потребность в на­стоящем киноискусстве. Наша цель не охватить все проблемы, всю сумму знаний истории и теории кино, а научить основам киноискусства, раскрыть методику использования экранного искусства в учебно-воспитательном процессе. Кинообразование помогает осуществлять выбор, избирательно относиться к фильмам прошлых лет и к текущему кинорепертуару.

9

Напомним знаменитые слова М. Ромма: «В мире существуют рядом, встречаясь, раскланиваясь, иной раз даже сожительствуя, два кинемато­графа. Они - разные. Один кинематограф - это искусство. Другой - доход­ная промышленность. Один кинематограф ищет. Другой подбирает най­денное и пускает в оборот. История первого - это прерывистая цепь труд­ных открытий, блестящих удач и болезненных, подчас смертельных не­удач. История второго - густой поток фильмов, похожих на вчерашние, на сегодняшние и даже на завтрашние... Первый кинематограф редко напо­минает о себе человечеству».

Мы хотим, чтобы этот кинематограф напоминал о себе чаще и чтобы он стал надежным помощником педагога, воспитателя.


10


^ I. ФИЛЬМ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА


1.1. СПЕЦИФИКА КИНОИСКУССТВА

Художественное творчество обладает уникальными возможностями для развития и воспитания личности. Не случайно во «Всеобщей деклара­ции прав человека» статьи о правах на образование и на искусство распо­ложены рядом:

Статья 26. Образование должно быть направлено к полному разви­тию человеческой личности...

Статья 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством...

К сожалению, далеко не все способны реализовать свое право на на­слаждение самым молодым искусством - кино. Причина - в распростра­ненном заблуждении, будто для восприятия фильма не требуется никаких знаний, никаких усилий. А это не так. Экранное искусство обладает сего­дня богатыми и подчас сложными средствами художественной вырази­тельности. Начальные сведения о специфике кино, средствах, с помощью которых создается фильм, обязательны, чтобы полностью разобраться в происходящем на экране, верно расшифровать авторский замысел, объек­тивно проанализировать картину.

XX столетие недаром названо веком кино. Кинематограф представ­ляет максимальные возможности для знакомства с миром искусства. Это объясняется комплексом причин:

Чем обогатило кино нас всех, чем облагородило наш многострадаль­ный век? Что вспоминаем из увиденного? Для каждого из нас история ки­но — это маленький смешной человечек в шляпе и с тросточкой; это мечу­щийся в муках сомнения царь Иван; это разведчик-подросток, из-за жесто­кой войны преждевременно расставшийся с детством; это знаменитый ре­жиссер, переживающий творческий кризис после восьми с половиной фильмов; это парижский мальчик, на которого судьба несправедливо об­рушила «четыреста ударов»; это многострадальная Вероника, чей жених Борис погиб на фронте... Прервем воспоминания, всех перечислить невоз­можно. У каждого в этом списке свои персонажи, которых экран сделал

11

близкими и понятными. Главное - человек. Так повелось издавна, с самых истоков художественного творчества. Так будет всегда.

Предмет искусства - личность. «Ars eat homo additus naturae», что в переводе с латинского означает «Искусство - это человек плюс природа». Существуют два метода познания человека: экстраспективный и интро­спективный. Первый - стремление понять индивида на основе того же подхода, который применим ко всем объектам внешнего мира. Второй -рефлектирование, познание самого себя. Художественное творчество все­гда опиралось на оба способа, но в XX веке искусство постепенно расста­ется с экстраспективным методом, почти полностью оставляя за собой ин­троспекцию. Столетняя история экранного искусства - это постепенный переход от экстравертивного фильма к интровертивному, способному по­казать внутренний мир героя.

Синтетические искусства принято считать пространственно-временными. По отношению к театру это верно в полной мере, по отноше­нию к кинематографу - с оговорками. Пространство сцены реально, акте­ры - живые люди. Иное дело экранное действие. Фильм имеет временную протяженность, экранное же пространство лишено материального оформ­ления, это просто цветные тени, скользящие по белому полотну. Поля, ле­са, реки, города и села, равно как и люди, - все это зрительские видения, оптический обман, возникающий благодаря монтажу и другим приемам. Это качество экрана было подмечено пионерами киноискусства Л. Куле­шовым, Д. Ветровым, С. Эйзенштейном, Д. Гриффитом, придававшими большое значение монтажу. Эта особенность отличает кино от других ис­кусств и роднит его с литературой - чисто временным искусством. В книге пространство воссоздается тоже иллюзорно, благодаря авторскому и чита­тельскому воображению.

Действительность выступает, по выражению философов, как объект, автор произведения - как субъект. В объективных результатах научной деятельности нет смысла искать личность ученого. Иное дело искусство, где все индивидуально, неповторимо. Но как почувствовать, уловить таин­ственную фигуру автора в художественных фильмах, где он остается «че­ловеком-невидимкой»? Научиться этому надо обязательно, чтобы отли­чить произведения мастера, масштабы дарования которого соотносимы с талантом Феллини или Бергмана, от ленты ремесленника.


v-blagoveshenske-avarijno-sel-an-24-internet-resurs-newsbabrru-08082011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-9-avgusta-2011-g.html
v-blizhajshie-chasi-ozhidayutsya-trehmetrovie-volni-na-ladoge-i-podem-vodi-v-neve-informacionnoe-agentstvo-rosbalt-22102011.html
v-bogomolov-moment-istini-v-avguste-44-go-stranica-10.html
v-bogomolov-moment-istini-v-avguste-44-go-stranica-17.html
v-bogomolov-moment-istini-v-avguste-44-go-stranica-4.html
v-bogomolov-moment-istini-v-avguste-44-go.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-vvedenie-v-bd-i-subd-modeli-dannih-2-lekciya-infologicheskaya-model-sushnost-svyaz.html
  • lecture.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-456010-rossiya-chelyabinskaya-oblast-g-asha-mira.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-himii-himiya-v-promishlennosti-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstvo-energetiki-rf-19-iyunya-2003-g-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-34.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alpi-raskrutit-naggetsi-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/minzdrav-provel-sledstvennij-eksperiment-kommersant-15-dekabrya-2010.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-a-vertinskij-geoekologicheskie-problem-sovremennoj-raketno-kosmicheskoj-deyatelnosti-izbrannie-stati-i-pisma-2008-180-s.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-menya-tolknulo-pofludit-vam-na-dosuge-odni-i-te-zhe-voprosi-kotorie-povtoryayutsya-iz-topa-v-top-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/matematikani-oitu-teoriyasi-pnn-ou-dstemelk-materiali.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-obem-konceptualnogo-znaka-oboznachenie-yavlenij-po-stepeni-opredelennosti-i-mere-osushestvleniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-knigi-ocherki-po-istorii-estestvoznaniyav-rossii-v-xviii-stoletii-19121914-gg.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-krasnoyarskih-smi-c-11-po-17-aprelya-2011-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kollektivnij-dogovor-programma-nauchno-prakticheskoj-konferencii-principi-partnerskih-vzaimootnoshenij-uchreditelya-i-teatra.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-g-osennij-raspisani-euchebnih-zanyatij-studentov.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-detskogo-ozdorovitelno-obrazovatelnogo-plavatelnogo-centra-neptun.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-raspredelenie-chasov-po-temam-i-vidam-uchebnoj-raboti-kommerciya-torgovoe-delo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strategicheskoe-planirovanie-i-upravlenie-socialno-ekonomicheskim-razvitiem-municipalnogo-obrazovaniya-na-primere-gorodskogo-okruga-novozibkov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10steki-kommunikacionnih-protokolov-kurs-lekcii-po-kompyuternim-setyam-oglavlenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-nazarbaev-matematika-sabainda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-istoriya-i-predmet-informacionno-pravovih-sistem-uchebno-metodicheskij-kompleks-ufa-2009-udk-007-bbk-32-81.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-hirurgiya-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-operacionnie-sistemi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/personalnie-dannie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleks-metodicheskih-materialov-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-022000-ekologiya-i-prirodopolzovanie-stranica-18.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-malchike-kotorij-umel-letat-ili-put-k-svobode-stranica-28.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vest-o-tom-chto-komandir-5j-batarei-oleg-mancev-shet-shinel-iz-admiralskogo-drapa-razneslas-po-linkoru-vkayut-kompanii-dazhe-posporili-o-prave-mladshih-ofic.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-lesopolzovanie-v-godi-vojni-i-r-shegelman-lesnie-transformacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rastenievodstvo-chast-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-lekciya-predmet-teorii-veroyatnostej-prostranstvo-elementarnih-ishodov-algebra-sobitij-aksiomi-veroyatnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-referatov-po-discipline-istoriya-mirovoj-kulturi-i-iskusstva-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-040700-62-organizaciya-raboti-s-molodezhyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/lekciya-n-mediko-takticheskaya-harakteristika-ochagov-porazheniya-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/roman-ob-istorii-filosofii-stranica-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-studentu-zaochniku-yuridicheskogo-fakulteta-specialnost-030501-yurisprudenciya-3-kursa.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lesohozyajstvennij-reglament-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.