.RU

УДК 378.147; 378.17 - Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 5


УДК 378.147; 378.17 Д. А. Радулевич ^ Конструирование системы педагогического сопровождения процесса обучения учащихся с неадекватным уровнем личностной тревожности
Ан­но­та­ция. Статья пос­вя­ще­на проб­ле­ме пе­да­го­ги­чес­ко­го соп­ро­вож­де­ния про­цес­са обу­че­ния уча­щих­ся с лич­нос­тной тре­вож­ностью в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях компь­юте­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния и из­ме­не­ний его смыс­ло­вой ори­ен­та­ции. Опи­сы­ва­ют­ся прин­ци­пы констру­иро­ва­ния пе­да­го­ги­чес­ко­го соп­ро­вож­де­ния, его эта­пы и ком­плекс ме­то­дов, вхо­дя­щих в раз­ра­бо­тан­ную сис­те­му соп­ро­вож­де­ния учеб­но­го про­цес­са.

^ Клю­че­вые сло­ва: тре­вож­ность, пе­да­го­ги­чес­кое соп­ро­вож­де­ние, ме­то­ды пе­да­го­ги­чес­ко­го соп­ро­вож­де­ния.

Abstract. The paper deals with the problem of pedagogical support to the students having a higher level of an­xi­ety in the costantly changing modern world of com­pu­te­ri­zed edu­ca­ti­on. The prin­cip­les of developing pedagogical support, as well as sta­ges and met­hods of the latter are described.

In­dex terms: an­xi­ety, pedagogical support, met­hods.
Литература
1. Бе­ля­ко­ва Е. Г. Смыслообразование в пе­да­го­ги­чес­ком взаимодействии: автореф. дисс. … д ра пед. наук. Тюмень, 2009. 44 с.

2. Ва­силь­ева И. А., Па­щен­ко Е. И. и др. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопр. психологии. 2004. № 5. С. 56–62.

3. Диагностика эмо­ци­ональ­но-нрав­ствен­но­го развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. 176 с.

4. Дух­нов­ский С. В. Психологическое сопровождение подростков в кри­ти­чес­ких ситуациях: учеб. пособие. Курган: Изд во Курган. гос. ун та, 2003. 124 с.

5. Ра­ду­ле­вич Д. А. Выявление и фор­ми­ро­ва­ние когнитивных ценностей студентов с лич­нос­тной тревожностью (на примере предмета математики) // Новые технологии в об­ра­зо­ва­нии. 2009. № 6. С. 197.

6. Ра­та­но­ва Т. А., Шлях­та Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие 4 е изд., испр. М.: Моск. психол.-соц. ин т: Флинта, 2005. 320 с.

7. Се­ли­ва­но­ва Л. И. Оптимизация эмоционального климата в про­цес­се компьютеризированного обучения // Вестн. КГПУ им. Н. А. Не­кра­сова. 1997. № 1. С. 29–35.
^ Точка зрения УДК 74 И. А. Медведев Идея современного университета на постсоветском пространстве:
проблемы, поиски, перспективы
Аннотация. В статье го­во­рит­ся о проб­ле­мах, свя­зан­ных с ос­мыс­ле­ни­ем и раз­ра­бот­кой идеи сов­ре­мен­но­го уни­вер­си­те­та. Де­ла­ет­ся по­пыт­ка рас­крыть об­щие чер­ты раз­ви­тия уни­вер­си­тет­ской сре­ды в раз­лич­ных стра­нах на пос­тсо­вет­ском прос­тран­стве. Опи­са­ны су­ще­ству­ющие про­ти­во­ре­чия и не­га­тив­ные тен­ден­ции, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ти­пич­ны­ми для выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний.

^ Клю­че­вые сло­ва: идея уни­вер­си­те­та, го­су­дар­ствен­ное уп­рав­ле­ние, об­ра­зо­ва­тель­ная по­ли­ти­ка, уни­вер­си­тет как ин­сти­ту­ция.

Abstract. The paper considers the problems con­nec­ted with the concept of modern uni­ver­sity. The aut­hor shows common features of development of hig­her edu­ca­ti­onal insti­tu­ti­ons on the post-So­vi­et ter­ri­tory, contradictions and negative trends being described.

^ Index terms: concept of uni­ver­sity, the go­vernment, the edu­ca­ti­onal po­licy, uni­ver­sity as an insti­tu­ti­on.

Литература
1. Зуб­риць­ка М., Ба­ла­лик Н., Риб­чинсь­ка З. Ідея університету: антол. / Упорядник, відп. ред.. М. Зубрицька. Львів: Літопис, 2002. 304 с.: іл.

2. Медведєв І. А. Реалізація ідеї університету: державно-управ­лін­ський аспект / Освітні інновації: філософія, психологія, педагогіка. Ма­те­рі­али Міжнародної науково-практичної конференції (17–18 бе­рез­ня 2009 ро­ку, м. Суми). Сумський ОІППО. Суми: РВВ СОІППО, 2009. С. 8182.

3. Мель­ник Л. Г., Иль­яшен­ко С. Н., Иль­яшен­ко Н. С. Vivat Alma Ma­ter; или Хроника палаточной революции в Су­мах – 2004. Сумы: ИТД «Уни­вер­ситетская книга», 2006. С. 48.

4. Pelikan, Yaroslav. The Idea of the University. A Reexamination. Yale University Press. 1992.

5. Readings, Bill. The University in Ruins. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1996.

6. Ross D. Platos theori of ideas. Oxford, 1951.

^ Научная жизнь Научно-образовательная школа «Методология, теория и практика инновационного развития образования» академика РАО В. И. Загвязинского
На­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ная школа академика РАО В. И. Загвязинского прошла длительный, более чем 30 лет­ний путь становления, неразрывно связанный в два последних десятилетия с эпо­хой социальных трансформаций и серь­ез­но­го реформирования российского образования. С 2004 г. возникло серьезное расхождение гуманистической стратегии государства в со­ци­аль­ной сфере с ре­аль­ной политикой и прак­ти­кой реформирования образования на уровне Федерации, регионов, муниципалитетов и об­ра­зо­ва­тель­ных учреждений. Исследования ученых на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ной школы посвящены выявлению характера этих противоречий, их причин, негативных последствий, поиску мер и ре­сур­сов обеспечения эффективного инновационного развития образования как важной предпосылки и сос­тав­ля­ющей инновационного развития всех социальных сфер и эко­но­ми­ки России.

На всех этапах становления на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ная школа активно участвовала в со­вер­шен­ство­ва­нии образовательного процесса, в кор­рек­ти­ров­ке образовательной политики в цен­тре и в регионах.

Основатель на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ной школы академик Российской академии образования Владимир Ильич Загвязинский – крупный ученый, известный в Рос­сии и за ее пределами специалист по проблемам дидактики, методологии педагогики и ин­но­ва­ци­он­но­го развития системы образования. Владимир Ильич на протяжении всей своей многолетней исследовательской и прак­ти­чес­кой деятельности остается верен отечественной традиции, согласно которой педагогика – наука как теоретическая, так и прик­лад­ная, и по­то­му она должна ставить во главу угла преобразование педагогической действительности на прочной базе научно обоснованных, четко обозначенных идей, замыслов и ги­по­тез. Эта позиция ученого нашла убедительное воплощение в бо­лее чем 400 тру­дах, среди которых есть монографии и учеб­ные пособия, получившие широкую известность и не­од­нок­рат­но переизданные в цен­траль­ных издательствах.

Как уче­ный-ме­то­до­лог высочайшего уровня, великолепный организатор и вдох­но­ви­тель многих исследовательских программ, В. И. За­гвя­зин­ский обладает огромным авторитетом. В его научной школе создаются условия для свободного проявления индивидуальных способностей и твор­­чес­ко­го роста каждого участника. Ученый подготовил более 100 кан­­ди­да­тов и 19 док­то­ров педагогических наук, которые известны своими достижениями в Тю­мен­ской области и за ее пределами.

Под руководством уче­ных-пе­да­го­гов Тюменского государственного университета реализуются наиболее важные и про­дук­тив­ные направления исследований научной школы:

● методология со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­ких исследований, инновационной практики и пе­да­го­ги­чес­ко­го образования (акад. В. И. Загвя­зин­ский, д р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова;

● педагогическая культурология (д р пед. наук И. Е. Видт, д р пед. наук О. С. Задорина);

● педагогическая герменевтика (д р пед. наук, проф. А. Ф. Заки­ро­ва);

● информатизация образования (д р пед. наук, проф. И. Г. Захарова);

● социальная реабилитация, уличная социальная работа (д р пед. наук О. А. Селиванова);

● лич­нос­тно-ори­ен­ти­ро­ван­ное образование (д р пед. наук, проф. Н. А. Алексеев);

● оздоровительная физическая культура, здоровьесбережение (д р пед. наук, проф. И. В. Манжелей);

● комплексный мониторинг процесса образования (канд. пед. наук, доц. Т. А. Строкова).

По существу, это становящиеся научные школы, развивающиеся в ло­­не единой на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ной школы акад. РАО В. И. Загвя­зин­ского.

Особенность на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ной школы академика РАО В. И. Загвязинского состоит в том, что это не школа авторской проблемы и ав­тор­ской концепции лидера. Для школы характерны единство методологических оснований и тре­бо­ва­ний к ка­че­ству научных разработок; общность основной проблематики (инновационное развитие образования, методология исследования и прак­ти­чес­ких преобразований) при разнообразии конкретных направлений и тем исследования; тесное взаимодействие теории и прак­ти­ки (снимающее проблему внедрения теоретических разработок); на­уч­но-пе­да­го­ги­чес­кая направленность (воспитание методологической культуры соискателей, пе­да­го­гов-ис­сле­до­ва­те­лей и под­го­тов­ка научной смены); атмосфера преемственности традиций, коллективной взаимопомощи и от­вет­ствен­нос­ти, удержание достаточно высокой «планки» требований к ка­че­ству работ; наличие организационного «ядра», которым в пос­лед­ние годы является академическая кафедра методологии и те­ории со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­ких исследований Тюменского государственного университета.

В на­уч­ном коллективе школы в ка­че­стве основных методологических идей приняты:

● комплексный со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­кий подход к ис­сле­до­ва­нию и раз­ре­ше­нию проблем развития образования, обусловливающий межведомственный характер программ развития и ис­сле­до­ва­тельских проектов;

● широкое понимание методологии как системы регулятивных идей и ус­та­но­вок исследования и со­вер­шен­ство­ва­ния практики обучения и вос­пи­та­ния;

● сотрудничество и сот­вор­че­ство науки и прак­ти­ки в раз­ра­бот­ке и ре­али­за­ции программных документов;

● охват всех звеньев образовательной вертикали – от социальной стратегии, федеральной и ре­ги­ональ­ной политики до практики образовательных учреждений;

● полный цикл разработки и ре­али­за­ции идей, подходов и про­ек­тов, включая прогнозирование, моделирование, проектирование, на­уч­но-ме­то­ди­чес­кое сопровождение, анализ результатов (от идеи до внедрения);

● поиск реально разрешимых проблем, «точек роста», внутренних и внеш­них ресурсов в каж­дой из разработанных программ и в каждом проекте;

● идея единства и сов­ме­ще­ния задач стабилизации и раз­ви­тия образования;

● активное участие в от­ста­ива­нии гуманистического развития образования, преодолении разрыва стратегии, политики (в том числе региональной) и прак­ти­ки преобразований и ре­фор­ми­ро­ва­ния образования, коррекции допущенных в этом процессе ошибок.

Среди важнейших направлений исследований, проводящихся в на­уч­ной школе, необходимо отметить следующие.

1. «Обеспечение взаимосвязи и сог­ла­со­ван­нос­ти федеральной стратегии, региональной политики и прак­ти­ки реформирования российского образования». Научный руководитель направления – академик РАО д р пед. наук, проф. В. И. Загвязинский.

^ На­уч­но-те­оре­ти­чес­кие результаты. Наиболее значимыми результатами исследований последних лет стали: обоснование идеи со­ци­аль­но-лич­нос­тной ориентации как ведущей в сов­ре­мен­ном образовании; идеи единства стабилизации и раз­ви­тия в пе­ри­од кризиса образования; разработка научных предпосылок и тех­но­ло­гий со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го про­гнозирования, моделирования и про­ек­ти­ро­ва­ния развития образовательных систем разных уровней, обеспечивающих не «догоняющий», а опе­ре­жа­ющий характер развития образования по отношению к зап­ро­сам социального заказа и эко­но­ми­ки России; обоснование критериев оценки реализации образовательных программ.

Основные научные работы, в ко­то­рых представлен научный результат:

● За­ха­ро­ва И. Г. Возможности информационных технологий в со­вер­шен­ство­ва­нии образовательного процесса в выс­шей школе: моногр. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2002. 189 с.

● Заг­вя­зин­ский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. 5 е изд. М.: Акад., 2008.

● Заг­вя­зин­ский В. И. Методология и ме­то­ды пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования. 5 е изд. М., 2008; 6 е изд. М.: Акад., 2009.

● Заг­вя­зин­ский В. И., Емель­яно­ва И. Н. Педагогика. М.: Высш. шк., 2008. 391 с.

● Заг­вя­зин­ский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и но­вых методов в раз­ви­ва­ющем обучении. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2008. 120 с.

● Заг­вя­зин­ский В. И. Исследовательская деятельность педагога. 2 е изд. М.: Акад., 2008. 176 с.

● Емель­яно­ва И. Н. Воспитательная функция классического государственного университета: история, теория, современная практика: моногр. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2008. 156 с.

● Ку­да­шов Г. Н. Педагогика социального творчества молодежи: учеб. пособие. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2009.

● Комплексный мониторинг эффективности опыт­но-эк­спе­ри­мен­таль­ной работы в сис­те­ме дошкольного и об­ще­го среднего образования: метод. рекомендации / Н. А. Алексеев, В. И. Загвязинский, И. Г. За­ха­ро­ва, О. А. Селиванова, Т. А. Строкова. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2007. 308 с.

● Стро­ко­ва Т. А. Мониторинг в школь­ном образовании: моногр. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2007. 196 с.

● Ма­ляр­чук Н. Н. Культура здоровья педагога: моногр. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2008. 192 с.

● Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. За­ки­ровой. М.: Акад., 2008. 352 с.

● Педагогические инновации на современном этапе развития образования: сб. ст. представителей научной школы академика РАО В. И. За­гвя­зин­ского / под ред. А. Ф. Закировой. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2010. 212 с.

● Прогнозирование, моделирование и про­ек­ти­ро­ва­ние в струк­ту­ре педагогического исследования. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2007. 68 с.

^ Практические результаты. Под руководством основателя научной школы В. И. Загвязинского разработаны и ре­али­зо­ва­ны программы развития образования всех уровней: «Комплексная программа развития образования Тюменской области» (период с 1989 г. и по настоящее время), программа «Кадры – 2010. Профессиональное образование в Тю­мен­ской области» (2004–2010), «Программа развития образования Яма­ло-Не­нец­ко­го АО (на 2001–2005 гг. и на 2005–2010 гг.)», «Программа развития образования города Тюмени на 1994–2000 гг.», программы «Наши дети – наше будущее» на 2001–2005 гг. и «Интеграционные процессы в об­ра­зо­ва­нии» на 2008–2010 гг., «Программа развития образования г. Муравленко» на 1994–1999 гг. и на 2000–2005 гг., а так­же программы развития Хан­ты-Ман­сийска (на 2002–2006 гг.), Ноябрьска, Лабытнанги, Нижневартовска, Березовского района Хан­ты-Ман­сийско­го округа (на 1996–2000 гг.), Тюменского сельского района – на 1995–2000 гг., «Комплексная программа реабилитации инвалидов в Тю­мен­ской области на 1997–2000 гг.», программа «Одаренные дети» для Управления образования г. Хан­ты-Ман­сийска на 1998–2003 гг., а так­же исследовательские проекты более 30 об­ра­зо­ва­тель­ных учреждений Тюмени, Тобольска, Омска, Хан­ты-Ман­сий­ско­го АО и дру­гих территорий.

Проведены исследования по грантам, в том числе:

● РГНФ «Разработка и на­уч­но-методическое сопровождение региональных проектов развития образования» (в рам­ках национального проекта «Образование») (2007–2008 гг.);

● Губернатора Тюменской области «Мониторинг психофизиологического развития учащихся образовательных учреждений с целью сохранения состояния здоровья – важная составляющая стратегии развития региона» (2006 г.).

Осуществлялось систематическое на­уч­но-ме­то­ди­чес­кое сопровождение по двум программам комплексного развития образования г. Тюмени (по программе на 1994–2000 гг. и прог­рам­ме «Наши дети – наше будущее» на 2000–2004 гг.), а так­же по программам развития образования ЯНАО и г. Муравленко. В пос­лед­ние 10 лет в эк­спе­ри­мен­таль­ной работе участвовало более 60 об­ра­зо­ва­тель­ных учреждений Тюмени и об­лас­ти, в их числе 6 ин­но­ва­ци­он­ных площадок, утвержденных в ка­че­стве федеральных: школы Тюмени № 70 (школа здоровья), № 90 (об­ра­зо­ва­тель­но-оз­до­ро­ви­тель­ный центр «Крепыш»), № 32 (использование образовательного потенциала отдаленного городского микрорайона), № 40 (эксперимент по переходу на программы 11–12 лет­не­го обучения), № 57 (физкультурный центр «Олимпия», ведущий спор­тив­но-оз­до­ро­ви­тель­ную работу в мик­ро­районе), а так­же авторская федеральная площадка – лицей № 34 как образец опережающего развития по многим направлениям (компьютеризация, техническое творчество, раннее изучение иностранных языков, зарубежные связи).

2. «Формирование читательской компетентности как общекультурного опыта: теория и прак­ти­ка прикладной педагогической герменевтика». Научный руководитель направления – д р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова.

^ На­уч­но-те­оре­ти­чес­кие результаты. Разработана концепция педагогической герменевтики, исследованы те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­кие и ме­то­ди­чес­кие аспекты герменевтической интерпретации педагогического знания. Изучен феномен «читательская компетентность», определены его функции в раз­ви­тии общей культуры личности, проанализированы закономерности, содержание, методы, приемы и фор­мы интерпретации и ос­мыс­ле­ния культурных текстов в ус­ло­ви­ях образовательного процесса и са­мо­об­ра­зо­ва­ния. В рам­ках концепции педагогической герменевтики разработана теория смыслообразования в пе­да­го­ги­чес­ком взаимодействии, выявлены его механизмы, закономерности, содержание, этапы и ус­ло­вия реализации; создана модель смыслоориентированного образования, в струк­­ту­ре которого выделены ценности, цели, принципы, содержание, методы, формы и кри­те­рии результативности.

Основные научные работы, в ко­то­рых представлен научный результат:

● Бе­ля­ко­ва Е. Г. Смыслообразование в пе­да­го­ги­чес­ком взаимодействии: моногр. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2008. 196 с.

● Бе­ля­ко­ва Е. Г. Проектирование цен­нос­тно-смыс­ло­во­го контекста педагогического взаимодействия: метод. рекомендации. Тюмень: Изд во ГИМЦ, 2009. 60 с.

● Бе­ля­ко­ва Е. Г. Смыслоориентированный урок: метод. рекомендации. Тюмень: Изд во ГИМЦ, 2009. 56 с.

● Войтик Н. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2009. 136 с.

● Гуманитаризация образования в сов­ре­мен­ной школе (из опыта работы) / под ред. С. С. Мальцевой. Тюмень: Акад., 2009. 56 с.

● Заг­вя­зин­ский В. И., За­ки­ро­ва А. Ф. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2009. 90 с.

● За­ки­ро­ва А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: моногр. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2001. 152 с.

● За­ки­ро­ва А. Ф. Педагогическая герменевтика: монография. М: Издат. дом Амонашвили, 2006. 328 с.

● За­ки­ро­ва А. Ф., Буйко Н. С. Герменевтика педагогического текста: моногр. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2008. 244 с.

● За­ки­ро­ва А. Ф. По­ня­тийно-тер­ми­но­ло­ги­чес­кая система педагогики: гер­ме­нев­ти­ко-ин­тер­пре­та­ци­он­ный подход: учеб. пособие. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2007. 72 с.

^ Практические результаты. Разработаны и внед­ре­ны в пе­да­го­ги­чес­кую практику комплекты учебных пособий, методических рекомендаций по педагогической герменевтике, педагогике смыслообразования и ди­дак­ти­чес­кие материалы по формированию читательской компетентности в ус­ло­ви­ях современной информационной среды.

Заказчиками разработок стали Городской ин­фор­ма­ци­он­но-ме­то­ди­чес­кий центр Управления образования администрации г. Тюмени, Тюменский государственный университет, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Область применения научных разработок – процесс обучения в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе, в том числе в про­филь­ных классах лицея и в пенитенциарном учреждении; процесс профессиональной подготовки педагогов в ву­зе, а так­же процесс на­уч­но-ме­то­ди­чес­ко­го сопровождения исследовательской деятельности аспирантов и док­то­ран­тов. В час­тнос­ти, в сис­те­му общего среднего образования внедрены программы элективных курсов и элек­трон­ные дидактические материалы для профильных классов негуманитарной направленности: «Кибернетический пегас», «Литературное путешествие», «Проба пера», «Лингвистические парадоксы», «Дебют» (автор – канд. пед. наук С. С. Мальцева); в сис­те­му профессиональной подготовки педагогов в ву­зе – учебные пособия «Введение в пе­да­го­ги­чес­кую герменевтику», «По­ня­тийно-тер­ми­но­ло­ги­чес­кая система педагогики: гер­ме­нев­ти­ко-ин­тер­пре­та­ци­он­ный подход» (автор – д р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова); в сис­те­му повышения педагогической квалификации – методические рекомендации «Смыслоориентированный урок» и «Про­ек­ти­ро­ва­ние цен­нос­тно-смыс­ло­во­го контекста педагогического взаимодействия» (автор – д р пед. наук Е. Г. Белякова); в прак­ти­ку на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельской деятельности педагогов (аспирантов, докторантов, соискателей – участников проводимого в те­че­ние семи лет Ура­ло-Си­бир­ско­го, а в на­сто­ящее время – Всероссийского семинара по практической методологии педагогического исследования) – «Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования» (авторы – акад. РАО В. И. За­гвя­зин­ский, проф. А. Ф. Закирова) и учеб­ное пособие «Творческое ядро педаго­гического исследования: проблема – идея – замысел – гипотеза» (авторы – акад. РАО В. И. Загвязинский, чл. кор. РАО В. В. Сериков, проф. А. Ф. Закирова).

Проведены исследования по грантам, в том числе:

● РГНФ «Прогнозирование, моделирование и про­ек­ти­ро­ва­ние в струк­ту­ре со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования»;

● РФФИ «Изучение феномена функциональной неграмотности в ус­ло­ви­ях перехода к ин­фор­ма­ци­он­но­му обществу» (2007 г.);

● Президента РФ совместно с прав­ле­ни­ем общества «Знание» Тюмен­ской области по теме «Центр консультативной поддержки. Университет третьего возраста» (2006 г.).

Осуществляется научное сопровождение инновационных процессов в об­ра­зо­ва­нии в шко­лах № 17, 34 г. Тюмени; внедряются инновационные технологии в прак­ти­ку школы № 6 г. Нового Уренгоя, школ № № 60, 38 и 80 г. Тюмени, в сис­те­му профессионального обучения педагогов в Тю­мен­ском государственном университете и Югор­ском государственном университете, в прак­ти­ку повышения профессиональной квалификации педагогов в Тю­мен­ском областном государственном институте развития регионального образования.

3. «Профилактика дезадаптивного поведения детей и под­рос­тков на региональном и му­ни­ци­паль­ном уровнях». Научный руководитель направления – д р пед. наук, проф. О. А. Селиванова.

^ На­уч­но-те­оре­ти­чес­кие результаты. Разработаны содержание и ме­то­ди­ки, обеспечивающие эффективность профилактики и кор­рек­ции различных форм со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­чес­кой дезадаптации в под­рос­тко­вой среде, проведены анализ и оцен­ка зарекомендовавших себя в ми­ро­вой практике форм работы с дан­ным явлением; определены формы, методы и ме­ха­низ­мы переноса их в прак­ти­ку деятельности отечественных образовательных учреждений регионального и му­ни­ци­паль­но­го уровней.

Основные научные работы, в ко­то­рых представлен научный результат:

● Се­ли­ва­но­ва О. А. Уличная социальная работа с под­рос­тка­ми «груп­пы риска». Тюмень: Вектор бук, 2005. 130 с.

● Се­ли­ва­но­ва О. А. Уличная социальная работа: теория и прак­ти­ка: моногр. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2008. 130 с.

● Се­ли­ва­но­ва О. А., Ов­чин­ни­ко­ва Т. С., Шев­цо­ва Т. С. Профилактика агрессивности и жес­то­кос­ти в меж­лич­нос­тных взаимоотношениях субъектов учреждений образовательной сферы. Тюмень: Вектор бук, 2009. 240 с.

● Се­ли­ва­но­ва О. А., Стар­це­ва Н. Г., Иль­ки­на С. С., Мил­лер Е. Г. Теория и прак­ти­ка организации ин­ди­ви­ду­аль­но-про­фи­лак­ти­чес­кой работы с не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми, находящимися в со­ци­аль­но опасном положении. Тюмень. 2009. 68 с.

^ Практические результаты. Разработан ряд методических рекомендаций для органов местного самоуправления, которые обновили системные основы совершенствования организации работы в дан­ном направлении: «Методическая программа с ре­ко­мен­да­ци­ями для сотрудников заинтересованных ведомств по вопросам оказания психологической помощи несовершеннолетним, состоящим на учете в ПДН», «Алгоритм совместных действий органов власти и мес­тно­го самоуправления по трудоустройству ранее судимых лиц», «О по­вы­ше­нии эффективности профилактической работы по борьбе с са­мо­го­но­ва­ре­ни­ем и “шинкарством” в му­­ни­ци­паль­ных образованиях», «Методические рекомендации по выявлению, лечению и ре­аби­ли­та­ции лиц с за­ви­си­мостью от психоактивных веществ» и т. д. Определены типовые критерии оценки деятельности органов местного самоуправления в сфе­ре профилактики правонарушений в еди­­ной рейтинговой системе.

Многолетней базой реализации научных идей и ме­то­дик их воплощения является Муниципальное автономное учреждение «Центр внешкольной работы “Дзержинец”» г. Тюмени.

Проведены исследования по грантам, в том числе:

● Губернатора Тюменской области «Профилактика агрессивности и жес­то­кос­ти в меж­лич­нос­тных взаимоотношениях субъектов учреждений образовательной сферы» (2008 г.);

● Губернатора Тюменской области «Разработка и ре­али­за­ция программы “Со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­кая помощь и соп­ро­вож­де­ние детей и под­рос­тков, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опе­кой (попечительством), воспитывающихся в пат­ро­нат­ных семьях в Тю­­мен­ской области в ка­ни­ку­ляр­ный период”» (2008 г.).

^ Наиболее значимми результатами деятельности на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ной школы академика РАО В. И. Загвязинского за последние 10 лет являются

● обоснование идеи со­ци­аль­но-лич­нос­тной ориентации как ведущей в сов­ре­мен­ном образовании, единства стабилизации и раз­ви­тия в пе­ри­од кризиса общества и об­ра­зо­ва­ния;

● создание теоретических основ и тех­но­ло­гии со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го прогнозирования, моделирования и про­ек­ти­ро­ва­ния образовательных систем разных уровней;

● разработка теории и прак­ти­ки педагогического мониторинга и на­­уч­но-методическое сопровождение в про­цес­се реформирования образования;

● создание концепции педагогической герменевтики;

● исследование развивающего потенциала современных информационных технологий;

● разработка теоретических основ и прак­ти­чес­ких вопросов здоровьесбережения и фор­ми­ро­ва­ния культуры здоровья педагога.

Научные результаты отражены в бо­лее чем 50 мо­ног­ра­фи­ях и учеб­ных пособиях, солидная часть которых издана в цен­траль­ных российских издательствах. Разработано более 20 прог­рамм развития образования и бо­лее 60 прог­рамм образовательных учреждений, которые активно внедряются в об­ра­зо­ва­тель­ную практику региона. Заслугой ученых научной школы является то, что Тюмень утверждена Минобразования и на­уки и ин­сти­ту­том «Эврика» первым в Рос­сии городом – экспериментальной площадкой.

Подтверждением эффективности инновационных программ области является тот факт, что, согласно данным российских и меж­ду­на­род­ных исследований, по реализации инновационного потенциала молодежь Тюменской области занимает ведущие места среди регионов. В це­лом анализ деятельности научной школы позволяет констатировать ее всероссийскую и меж­ду­на­род­ную известность, упрочение высокой научной репутации, сохранение те­ма­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­кой традиции, преемственность не менее трех генераций ученых (основатель, преемники, ученики преемников), продуктивно работающих в обоз­на­чен­ном научном направлении.

За минувшие 10 лет участниками на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ной школы защищено 48 кан­ди­дат­ских диссертаций. Докторские диссертационные исследования по актуальной тематике представили и за­щи­ти­ли 14 че­ло­век:

● «Основы дидактической теории взаимодействия ученика и объ­ек­та изучения» И. П. Лебедевой (2001 г.);

● «Те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­кие основы и прак­ти­ка педагогической герменевтики» А. Ф. Закировой (2001 г.);

● «Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в ис­то­ри­ко-культурном процессе» И. Е. Видт (2003 г.);

● «Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения» И. Г. Захаровой (2003 г.);

● «Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в про­цес­се профессиональной подготовки» И. Л. Плужник (2003 г.);

● «Дедуктивный подход к струк­ту­ри­ро­ва­нию содержания высшего естественнонаучного образования» С. А. Паничева (2004 г.);

● «Актуализация педагогического потенциала физ­куль­тур­но-спор­тив­ной среды» И. В. Манжелей (2005 г.);

● «Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кая реадаптация безнадзорных подростков в ус­ло­ви­ях открытого социума» О. А. Селивановой (2005 г.);

● «Педагогическая интеграция рациональной и эмо­ци­ональ­ной сторон процесса школьного обучения» О. С. Булатовой (2005 г.);

● «Педагогическое сопровождение старшеклассников в про­цес­се разработки и ре­али­за­ции индивидуальных образовательных траекторий» Е. А. Александровой (2006 г.).

● «Формирование исследовательской культуры социального педагога» С. В. Шмачилиной (2006 г.).

● «Интерпретация художественного текста как средство развития артистизма в про­цес­се му­зы­каль­но-ху­до­же­ствен­но­го воспитания старшеклассников» К. Н. Федоровой (2006 г.).

● «Воспитательная функция в про­цес­се развития системы классического университетского образования» И. Н. Емельяновой (2008 г.).

● «Культура здоровья педагога (личностный и про­фес­си­ональ­ный аспекты)» Н. Н. Малярчук (2009 г.).

● «Смыслообразование в пе­да­го­ги­чес­ком взаимодействии» Е. Г. Бе­ля­ковой (2009 г.).

Члены коллектива научной школы неоднократно отмечены различными знаками государственного и об­ще­ствен­но­го признания.

Руководитель на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ной школы акад. РАО В. И. За­гвя­зинский – кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1960 г.) и Ор­де­­на Почета (2005 г.), Заслуженный деятель науки РФ (1997 г.). Дважды, в 2002 и 2003 гг., награжден Большой золотой медалью на конкурсах научной и учеб­но-методической литературы «УчСиб» (г. Новосибирск). В 2009 г. В. И. За­гвя­зин­скому присвоено звание Почетного работника образования и на­уки Тюменской области и зас­лу­жен­но­го профессора Тюменского госуниверситета.

За­ки­ро­ва А. Ф. в 2004 г. удостоена звания лауреата премии Уральского отделения РАО, в 2006 г. – звания Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации.

За­ха­ро­ва И. Г. в 2006 г. также получила звание лауреата премии Уральского отделения РАО, а в 2010 г. – звание Почетного работника выс­ше­го профессионального образования РФ.

Алек­се­ев Н. А., Бе­ля­ко­ва Е. Г., Фу­ге­ло­ва Т. А. – лауреаты Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2008 го­да, проводимого Фондом развития отечественного образования.
Юбилей А. С. Белкина Юбилей А. С. Белкина
31 августа 2010 г. исполнилось 80 лет замечательному педагогу и уче­­но­му Августу Соломоновичу Белкину, чья многолетняя плодотворная деятельность способствует преумножению научного и об­ра­зо­ва­тель­но­го потенциала российской педагогической науки и зас­лу­жи­ва­ет самой высокой оценки.

Блестящего уче­но­го-пе­да­го­га характеризуют такие качества, как высокий уровень компетентности, способность к ге­не­ра­ции идей, блестящая эрудиция, широта мысли, энергетизм, восприимчивость к но­во­му, талант исследователя и в то же время разумный консерватизм, проявляющийся в бе­реж­ном отношении к цен­но­му опыту, накопленному предшественниками.

Трудовая биография А. С. Белкина неразрывно связана с ис­то­рией уральского образования. Он прошел путь от учителя школы до директора Института фундаментального пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования Ураль­ского государственного педагогического университета. Создал научную школу «Полипарадигмальная педагогика», которая объединила идеи из самых широких областей научного знания: генезис образования, возрастной подход в пе­да­го­ги­ке, мониторинг образовательного процесса, мен­таль­но-мис­си­он­ное направление в об­ра­зо­ва­нии, теорию и прак­ти­ку витагенного образования, педагогику взаимодействия, педагогическую диагностику, технологию создания ситуации успеха в учеб­ной деятельности, технологию решения сложных педагогических ситуаций в вос­пи­та­тель­ном процессе и т. д.

Говоря о на­уч­ной школе А. С. Белкина, следует отметить концептуальные основы ее развития. Во пер­вых, научные направления исследований в рам­ках школы отвечают потребностям развития естественного на­уч­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го сознания на трех уровнях: со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­ком (об­ще­ствен­но-го­су­дар­ствен­ный заказ); на­уч­но-те­оре­ти­чес­ком (потребности педагогической науки); на­уч­но-ме­то­ди­чес­ком (потребности практики). Во вто­рых, в про­во­ди­мых исследованиях в пол­ной мере представлены как фундаментальные, так и прак­ти­ко­ори­ен­ти­ро­ван­ные доминанты. В треть­их, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельская и на­уч­но-методическая деятельность школы сочетается с ор­га­ни­за­ци­он­но-управленческими функциями. В чет­вер­тых, приоритетными в де­ятель­нос­ти научной школы являются проекты совершенствования образовательных процессов в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной и выс­шей школе в кон­тек­сте пер­со­наль­но-лич­нос­тно­го и ком­пе­тен­тнос­тно­го подходов.

Генезис педагогических идей ученого – качественный непрерывный закономерный процесс, состоящий из нескольких этапов. Благодаря ему и его единомышленникам в по­ня­тийный аппарат педагогики была введена и обос­но­ва­на такая категория, как «педагогическая диагностика». Проведено более 17 на­уч­ных исследований в этой области, среди них и док­тор­ская диссертация руководителя научной школы «Теория и прак­ти­ка педагогической диагностики отклоняющегося поведения школьников».

В 1986–89 гг. Август Соломонович занимается созданием системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних Свердловской области. В этот период он является руководителем Федеральной программы по воспитанию сознательной дисциплины у уча­щих­ся образовательных учреждений Министерства Обороны России.

Начало 90 х гг. посвящено разработке теории и прак­ти­ки возраст­ной педагогики. Ис­сле­до­ва­ние А. С. Белкина в этой области отмечено премией Правительства СССР и пре­мией В. Н. Татищева и В. де Генина. В это же время ученым активно исследуется пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кий феномен «ситуация успеха», характеризующий парадигму нового мышления в оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной педагогике. Следует отметить, что формирование конкретных подходов к ор­га­ни­за­ции ситуации успеха – сложнейший теоретический и прак­ти­чес­кий вопрос. А. С. Белкин успешно решает его, созданная им технология эффективно работает, а идеи развиваются в ис­сле­до­ва­ни­ях его учеников.

Для второй половины 90 х гг. прошлого века характерно массовое распространение передовых педагогических идей среди работников образования. Под руководством А. С. Белкина создаются центры образовательных технологий в Ле­нин­ском районе Екатеринбурга (на базе лицея № 109), в Сур­гу­те, Снежинске, Озерске, Нижневартовске и других городах.

В этот период ситуация в на­шей стране требует противодействия тем негативным явлениям, которые стали следствием обстановки идеологического многообразия, размытых нравственных норм и цен­нос­тей, искаженно понимаемых свобод, Эти проблемы не могли не коснуться школы, учеников и учи­те­лей, которые зачастую оказываются посредниками между обществом, государством, семьей и ре­бен­ком. Коллектив научной школы под руководством А. С. Белкина начинает разрабатывать актуальное направление, связанное с изу­че­ни­ем сложных педагогических ситуаций и кон­флик­тов, их предупреждением, преодолением, коррекцией поведения участников конфликтной ситуации.

В на­ча­ле нового тысячелетия А. С. Белкин активно включается в про­цесс модернизации российского образования: в об­ласть его научных интересов входит еще одно направление – витагенное образование. Витагенный опыт в рам­ках традиционной педагогики расценивается как вспомогательное средство, но не как магистральный канал сотрудничества. Ученый предлагает изменить ситуацию в сов­ре­мен­ном образовании, так как, с его точки зрения, обучение и вос­пи­та­ние с опо­рой на витагенный опыт воспитанника приобретают необходимую целостность и ре­зуль­та­тив­ность.

В ра­бо­тах А. С. Белкина и его коллег нашла также продолжение и ге­­не­раль­ная линия повышения качества образования. «Педагогический мониторинг» – понятие сравнительно новое в пе­да­го­ги­ке. Уче­ным-ис­сле­до­ва­те­лем сделана попытка разобраться как в су­ти мониторинга, так и в фор­мах его существования, взаимодействия с род­ствен­ны­ми по смыс­лу понятиями и ка­те­го­ри­ями.

Урал – один из крупнейших центров науки и об­ра­зо­ва­ния. Обоснованный прогноз ближайшего и от­да­лен­но­го будущего такого региона мож­но составить только на основе анализа его исторического прошлого, ретроспективы изменений роли образования и на­уч­ных достижений по мере экономического и куль­тур­но­го развития края. Так оформилось очередное направление в де­ятель­нос­ти научной школы А. С. Белкина – ис­то­ри­ко-пе­да­го­ги­чес­кие закономерности с гу­ма­нис­ти­чес­ких позиций. Подрастающему поколению, всерьез оценивающему свои образовательные перспективы, важно познакомиться с «уроками» истории в по­со­бии А. С. Белкина и Т. А. Сутыриной «История образования на Урале».

Сегодня, реализуя компетентностный подход, российские ученые и пе­да­го­ги опираются на международный опыт, адаптируя его к рос­сийским традициям и пот­реб­нос­тям. Научно обоснованный ответ на вопрос, в ка­ком соотношении находятся такие часто используемые сейчас понятия, как компетентность, профессионализм и мас­тер­ство, дается А. С. Бел­киным в опуб­ли­ко­ван­ной в 2004 г. монографии, содержание которой является новым поводом для размышлений и ана­ли­за коллег.

С при­ня­ти­ем современной компетентностной модели образования в обо­рот российской педагогики и об­ра­зо­ва­ния вновь входят понятия «миссия» и «менталитет». Они еще не осмыслены до конца. Но уже ясно, что именно образование наиболее полно и ин­тег­ра­тив­но содержит практически все дефиниции конструкта «миссия», а сущ­ность реализации всех функций данной категории условно определяется как мен­таль­но-мис­си­он­ное направление, которое на данном этапе активно разрабатывается А. С. Белкиным и его учениками. По мнению Августа Соломоновича, уче­ный-пе­да­гог должен обладать прежде всего таким миссионным качеством, как самоотверженное служение избранному делу – делу педагогической науки, образования и вос­пи­та­ния, а так­же следовать главному кредо профессиональной педагогической деятельности – быть духовным учителем, образцом для подражания в сот­во­ре­нии Добра.

Педагогические идеи А. С. Белкина отражены в бо­лее чем 200 ра­бо­тах различного уровня: монографиях, научных статьях и учеб­ных пособиях. Они адресованы специалистам в об­лас­ти педагогики, философии образования, истории, психологии, представителям других отраслей научного знания и пред­став­ля­ют интерес для учащихся и их родителей. По учебникам и по­со­би­ям А. С. Белкина «Основы возрастной педагогики», «Конфликтология – наука о гар­мо­нии», «История образования на Урале» и др. учатся студенты и уча­щи­еся не только УрГПУ, но и дру­гих вузов и сред­них учебных заведений Уральского региона. Наиболее значительными публикациями ученого за последний период являются:

● Бел­кин А. С. Компетентность, профессионализм, мастерство. Челябинск: Юж­но-урал. книж. изд во, 2004.

● Бел­кин А. С. Конфликтология – наука о гар­мо­нии. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун т, 2000.

● Бел­кин А. С. Основы возрастной педагогики. М.: Акад., 2000.

● Бел­кин А. С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун т, 2003.

● Бел­кин А. С. Ситуация успеха: как ее создать. М., 1991.

● Бел­кин А. С., Жу­ко­ва Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун т, 1999.

● Бел­кин А. С., Жу­ко­ва Н. К. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун т, 1998.

● Бел­кин А. С., Су­ты­ри­на Т. А. История образования на Урале. Екатеринбург, 2005.

● Бел­кин А. С., Су­ты­ри­на Т. А. Мен­таль­но-мис­си­он­ное направление в об­ра­зо­ва­нии. М.: Спутник, 2009.

● Бел­кин А. С., Тка­чен­ко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун т; Рос. гос. проф.-пед. ун т. 2005.

За время своей на­уч­но-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности Август Соломонович воспитал огромное количество учеников. Среди них и ми­нистр образования Свердловской области, и по­ли­ти­ки Уральского региона, ректоры и про­рек­то­ры ведущих вузов Урала, заведующие кафедрами и ди­рек­то­ра институтов г. Екатеринбурга и об­лас­ти, школьные учителя и вос­пи­та­те­ли. Под руководством А. С. Белкина защищены 53 кан­ди­дат­ских и 16 док­тор­ских диссертаций.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных образовательных теорий и тех­но­ло­гий Уральского государственного педагогического университета, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии педагогических и со­ци­аль­ных наук, академик Международной академии наук педагогического образования, отличник просвещения РСФСР и на­род­но­го образования СССР, лауреат премии Государственного комитета по образованию и Пре­мии В. Н. Татищева и В. де Генина в об­лас­ти образования, кавалер Почетного знака «За заслуги в раз­ви­тии г. Екатеринбурга» – вот далеко не полный перечень званий и ре­га­лий А. С. Белкина.

Президиум УрО РАО и ре­дак­ци­он­ный совет журнала «Образование и на­ука» поздравляют Августа Соломоновича с юби­ле­ем и же­ла­ют ему продолжать уверенно вести за собой учеников, реализовать все свои планы и осу­ще­ствить все свои новые идеи!
^ Информация 3 я Межрегиональная специализированная выставка
Образование и развитие Екатеринбург, Громова, 145 1–3 ноября 2010

Организаторы: Министерство общего и про­фес­си­ональ­но­го образования Свердловской области;

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга;

Департамент Государственной службы занятости населения Свердловской области;

Региональный выставочный центр, ГРВЦ «ИнЭкспо».


Поддержка: Правительство Свердловской области.


Содействие: Министерство культуры Свердловской области;

ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования»;

ГУ Екатеринбургский центр занятости;

Учреждение культуры «Банк культурной информации».

Выставка проводится согласно постановлению Правительства Свердловской области № 1831 ПП от 17.12.2009 го­да «О Пе­реч­не выс­та­воч­но-яр­ма­роч­ных мероприятий, проводимых при поддержке Правительства Свердловской области».


Проект «Образование и раз­ви­тие» будет проводиться одновременно с выс­тав­кой «Книжный бум» и пред­по­ла­га­ет большую посетительскую аудиторию: книготорговые фирмы; сотрудники библиотек; специалистов органов образования и куль­ту­ры; информационные службы; художников; дизайнеров, школьников, студентов, специалистов и дру­гих категорий населения.


^ Цели выставки: представление текущих результатов реализации национального проекта «Образование» в Свер­длов­ской области, профессиональная ориентация населения, содействие подготовке современных кадров для различных отраслей народного хозяйства.

В рам­ках выставки запланирована деловая программа для руководителей образовательных учреждений, специалистов, методистов, учителей, библиотечных работников, абитуриентов и их родителей. Состоятся презентации образовательных учреждений, издательств и дру­гих участников выставки.

Проведение выставки предполагает масштабное рек­лам­но-ин­фор­ма­ци­он­ное сопровождение, а имен­но: анонсирующее размещение рек­лам­но-ин­фор­ма­ци­он­ных материалов в от­рас­ле­вых печатных и ин­тер­нет-изданиях, комплексную рекламную кампанию по привлечению целевой аудитории (наружная реклама, радио, телевидение, рекламная полиграфия, адресная рассылка, организованное посещение выставки абитуриентами и спе­ци­алис­та­ми из городов Свердловской области).


^ Основные разделы выставки:

● Образовательные учреждения различных типов и ви­дов;

● Инновации в об­ра­зо­ва­нии;

● Биз­нес-об­ра­зо­ва­ние;

● Информационные, технические и наг­ляд­ные средства обучения;

● Учеб­но-ме­то­ди­чес­кая литература;

● Оборудование, мебель, канцтовары, учебные пособия, литература;

● Образовательный туризм: центры дет­ско-юно­шес­ко­го и се­мейно­го досуга, туристические организации;

● Средства массовой информации;

● Ярмарка вакансий.


^ Выставочный оператор:

Региональный выставочный центр, ГРВЦ «ИнЭкспо»


Место проведения:

ГРВЦ, г. Екатеринбург, ул. Громова, 145.


Контакты:

Пасынкова Ирина Николаевна ведущий менеджер проекта

Тел/ф.(343) 378–19–03/04

in@grvc.ru

http://www.grvc.ru


^ Авторы номера
Аликперов Игорь Михайлович – кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и прак­ти­ки управления организацией Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург. Е-mail: aigor55@mail.ru

^ Егорова Алена Владимировна – аспирант кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Гер­це­на, Санкт-Пе­тер­бург. Е-mail: alenanamarina@yandex.ru

^ Зарипова Лина Зефаровна – аспирант, ассистент кафедры психологии развития Пермского государственного университета, Пермь. E-mail: Linochka03@gmail.com

Захарова Вера Анатольевна – кандидат педагогических наук, консультант Министерства образования Пермского края, Пермь. Е-mail: vera7788@yandex.ru

^ Карпушин Николай Яковлевич – кандидат педагогических наук, министр образования Пермского края, Пермь. Е-mail: minobr@permkrai.ru

Курносова Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета, Челябинск. Е-mail: ksa0308@mail.ru

^ Лурье Леонид Израилевич – доктор педагогических наук, профессор, директор МОУ «Лицей № 1» г. Перми, Заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премии Президента Российской Федерации за заслуги в об­лас­ти образования и пре­мии Уральской академии РАО, Пермь. Е-mail: lourieleonid@gmail. сom

^ Масленникова Светлана Федоровна – аспирант кафедры эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург. Е-mail: asvema@rambler.ru

^ Медведев Игорь Анатольевич – кандидат наук государственного управления, доцент, заведующий кафедрой государственного управления и пе­да­го­ги­чес­ко­го менеджмента Сумского областного института последипломного педагогического образования, Сумы (Украина). Е-mail: ippo_medvedev@mail.ru; meneqment_tros@mail.ru

^ Никитин Михаил Валентинович – доктор педагогических наук, профессор, директор На­уч­но-ис­сле­до­ва­тельско­го института развития профессионального образования, Москва. Е-mail: niki53@bk.ru

^ Остякова Галина Алексеевна – старший преподаватель кафедры иностранного языка Санкт-Пе­тер­бургско­го государственного инженерно- экономического университета, Санкт-Пе­тер­бург. Е-mail: galina. ostyakova@engec.ru

^ Радулевич Диана Андреевна – аспирант кафедры педагогики высшей школы Юж­но-Рос­сийско­го государственного технического университета, Новочеркасск. Е-mail: radiana1986@yandex.ru

^ Смирнов Александр Васильевич – кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры психологии развития Института психологии Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург. E-mail: Alexsmir@2-u.ru

^ Шестакова Наталья Вадимовна – старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета, Ижевск. Е-mail: natshestakova@mail.ru

^ Шихова Ольга Федоровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета, Ижевск. Е-mail: shihova@udm.net

CONTENTS ^ GENERAL EDUCATION
Karpushin N. Y., Zakharova V. A. School as a Social Factor. Educational Policy of a Region Aiming at Academic and Social Mobility
3 MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATION
Alikperov I.M.  Managerial Approaches to the Development of Innovative Models of Educational Establishments
12
Nikitin M. V. Forming the Mechanism of Educational Outsourcing of Autonomous Vocational Schools
^ 21 VOCATIONAL EDUCATION
Maslennikova S. F. The System of Values of Students of Technical Universities
33
Shestakova N. V., Shikhova O. F. Summative Diagnostic Testing of the Level of Professional Competence of Bachelors of Science
^ 40 PSYCHOLOGICAL RESEARCH
Smirnov A.V. Concealing Addictions as a Problem of Addictive Behaviour Diagnostics
48 SOCIOLOGICAL RESEARCH
Zaripova L. Z. Understanding the Notion of Individuality by Representatives of Different Professions
^ 56 INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Kurnosova S. A. Database Used to Prepare Higher School Students for Pedagogical Design Development
68 SPECIAL PEDAGOGICS
Egorova A. V. Abnormality of Vocabulary Actualization of Handicapped Children
77 ^ DISCUSSION
Lurie L. I. Spiritual and Moral Education or Secular Ethics
85 CONSULTATION
Ostyakova G. A. Forming Authentic Speaking Behaviour of Students as a Means of Their Social and Professional Adaptation
99
Radulevich D. A. Pedagogical Support to Students Having a Higher Level of Anxiety
108 VIEWPOINT
Medvedev I. A. The Concept of Modern University on the Post-Soviet Territory
118 Science Life
Scientific and Educational School «Methods, Theory and Practice of Innovative Development of Education» of Zagvyazinski V. I., Academician of the Academy of Education of the Russian Federation
124
Jubilees Belkin A. S.
135
Information
140 ISSUE AUTHORS
142



vhozhdenie-v-konkretnij-process-upravleniya-put-k-zhiznestroyu-razumnogo-chelovechestva-dobroj-voli-teoreticheskaya.html
vhozhdenie-zaimstvovannih-slov-v-leksiku-russkogo-yazika-chast-2.html
vi--kompozitor-interpret-v-muzike-konspekt-i-voprosi-k-zachyotu-sostavitel.html
vi-administrativnie-i-byudzhetnie-voprosi-doklad-o-rabote-vosmogo-soveshaniya-konferenciya-storon-konvencii-o.html
vi-armatura-pribori-i-pitatelnie-ustrojstva-pb-10-574-03-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih.html
vi-bili-genialnimi-parni-legendi-sovetskogo-i-kanadskogo-hokkeya-pozavtrakali-s-vladimirom-putinim-i-vspomnili-o-starih-dobrih-vremenah.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-www-morknigaru-primernaya-programma-professionalnogo-modulya-nesenie-hodovih-i-stoyanochnih-vaht-2010-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-e-figurnov-ibm-pc-dlya-polzovatelya-8-izdanij-podhodit-lyuboe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-est-li-alternativa-primeneniyu-pesticidov.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnie-biblioteki-gosudarstv-uchastnikov-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pogodin-nikolaj-fedorovich-kremlevskie-kuranti-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukazatel.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-elektrodinamicheskij-seminar-im-ya-n-felda-06-marta-2012-goda-v-fgup-cnirti-im-akademika-a-i-berga-posvyashennij-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-yakov.html
  • report.bystrickaya.ru/izobretenie-radio-chelovek-obshestvo-nauka.html
  • control.bystrickaya.ru/dekan-biologicheskogo-fakulteta.html
  • control.bystrickaya.ru/bendzhamin-spok-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/ftd-fakultativi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-osnovanii-prikaza-288-0-ot-9-oktyabrya-2009-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polumarkovskaya-model-mashinnoj-programmi-66-sokolov-v-a-omaksimalnih-podalgebrah-algebri-vseh-chastichno-rekursivnih-funkcij.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-karernih-orientacij-studentov-na-zavershayushem-etape-vuzovskogo-obucheniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080100-ekonomika.html
  • education.bystrickaya.ru/-graficheskij-interfejs-windows-lekciya-1-vvedenie-v-disciplinu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-3-promezhutochnaya-kontrrab-vtorogo-semestra-200910-gg-sovremennaya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-dvizhenie-zaemnih-sredstv-s-o-frank-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-p-kapica-s-p-kurdyumov-g-g-malineckij-sinergetika-i-prognozi-budushego-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-dlya-1-kursa-ochnogo-otdeleniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-15.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ria-novosti-rianru-moskva-16-oktyabrya-2008-1642-monitoring-smi-oktyabr-2008-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/pastushestvo-vo-imya-allaha.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-dlya-tvorcheskih-rabot-po-literature-romantizma-evropa-i-ssha-filosofskij-smisl-motiva-puteshestviya-v-romanticheskoj-literature-na-primere-2-3-proizvedenij.html
  • essay.bystrickaya.ru/dostuchatsya-do-predsedatelya-nezavisimaya-gazeta-gazeta-moskva-yan-gordeev-07-07-2011-9-stranica-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-mashinostroeniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/shlyubnij-dogovr-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktor-verstakov-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-zdorovesberegayushej-sredi-v-mou-sosh-70-go-samara-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ognestojkost-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/46-metodicheskie-rekomendacii-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-dnevnoj-formi-obucheniya-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-sroki-prohozhdeniya-gosudarstvennoj-akkreditacii-mesyac-kalendarnij-god-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-o-veterinarno-sanitarnoj-ekspertize-chast-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/demonologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.