.RU

Умолчание, -я. Синтаксическая фигура [2] - Аббревиатура, -ы. В словообразовательной стилистике




^ Умолчание, -я. Синтаксическая фигура [2]: сознательная незавершенность высказывания, которая порождает неопределенность смысла и ведет к усилению выразительности.

*^ Но слушай: если я должна

Тебе... Кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена...

(А.Пушкин)

Фигура [1], -ы. Любое языковое средство, включая тропеическое, придающее речи образность и выразительность.

^ Фигура [2], -ы. Синтагматически образуемые средства выразительности. Ф. могут быть разделены на семантические и синтаксические. Ф. семантические образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста. К ним относятся сравнение, климакс, антиклимакс, зевгма, каламбур, антитеза, оксюморон, эналлага [1]. Ф. синтаксические образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В ф. с. главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового наполнения. По количественному составу синтаксических конструкций различаются «фигуры убавления» (эллипсис, апосиопеза (умолчание), просиопеза, апокойну, асиндетон) и «фигуры добавления» (повтор, анадиплосис, пролепса, полисиндетон). По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяют различные виды инверсии. Расширение функции синтаксической конструкции лежит в основе риторического вопроса, риторического восклицания, обращения. Взаимодействие (уподобление или расподобление) структур синтаксических конструкций, совместно встречающихся в тексте, лежит в основе параллелизма, хиазма [1], анафоры, эпифоры, симплоки.

^ Фоника [1], ед. Звуковая организация речи; в художественной речи рассматривается как один из уровней строения поэтического произведения. Реализуется в совокупности таких стилистических приемов, как ассонанс, аллитерация, паронимическая аттракция.

^ Фоника [2], ед. Наука, предметом которой является изучение фоники [1].

Формуляр документа. В делопроизводстве: совокупность расположенных в установленной последовательности реквизитов служебного документа (автор, адрес, дата, заголовок, содержание и др.)

^ Хиазм [1], -ы. В синтаксической стилистике: синтаксическая фигура [2], перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных словосочетаниях или предложениях. *Рассудку вопреки, наперекор стихиям (А. Грибоедов). Здесь Пушкина изгнанье началось, и Лермонтова кончилось изгнанье (А. Ахматова). Вдруг перед нею очутился г. Голядкин. Г. Голядкин был бледен (Ф. Достоевский).

^ Хиазм [2], -ы. В лексической стилистике: антитеза с двойным лексическим повтором в виде хиазма [1]. *Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины (М. Цветаева). Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Хрия, -и. Вид афоризмов: краткий анекдот об остроумном или поучительном афоризме или поступке великого человека. *^ Диоген, увидев мальчика, который вел себя дурно, побил палкой его воспитателя.

Цитата, -ы. Дословно воспроизводимое и сопровождаемое отсылкой чужое высказывание внутри другого текста. *Я завидую Вашей жизни в органической связи с целым учреждением. Помните Шиллера: An das Ganze schliesse dich ein- (Присоединяйся к целому - О.Л..)! тут каждый день деятельной любви к людям приносит отраду и пользу (А. Кони). Есть, по глубокому слову, кажется Занда, des hommes forts - люди сильные, и des hommes grands - люди великие (Ап. Григорьев). Почти никого нет в живых из тех, которым читались в свое время мои стихотворения...Заглядывая в книги, я припоминаю стихи Гете: Ihr naht euch wieder, schwankende Gestalten (Вы снова здесь, изменчивые тени - О.Л..) (И. Аксаков).

Цитация, ед., Цитирование, ед. Стилистический прием: приведение цитаты с намерением опереться на авторитет другого лица или оспорить его.

Эвфемизм, -ы. В лексической стилистике: разновидность перифразы: Слово или выражение, заменяющее другое слово или выражение, которое представляется говорящему нежелательным в лингвокультурном/социальном отношении. *летальный исход (=смерть); слабослышащий (=глухой), малообеспеченный (= бедный), вооруженный конфликт (=война).

^ Экспрессивность, ед. В лексической и синтаксической стилистике: совокупность признаков языковых единиц или высказывания/текста, которые выражают эмоциональное или эмоционально-оценочное отношение говорящего к содержанию и/или адресату речи.

^ Эллипсис, -ы. В синтаксической стилистике: синтаксическая фигура [2], состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придания тексту большей выразительности, динамичности. Э. способствует передаче быстрой смены событий, действий, общей динамики изображаемой сцены, напряженного состояния персонажа, вносит дополнительные детали в его речевую и психологическую характеристику. *Я - ни слова; Он - домой; Она - на первом месте, я - на втором.

Эмфаза, ед. Выделение какого-л. элемента высказывания посредством интонации, повторения, синтаксической позиции и т. п.

^ Эналлага [1], -и. В морфологической стилистике: семантическая фигура [2], употребление вместо ожидаемой формы/конструкции такой, которая приводит к нарушению формально-грамматического соответствия при смысловой соотнесенности словоформ в речи. *Я стоял и ждал единственное человеческое существо, которое знал в этом городе. Она сильно опаздывала (И. Бродский).

^ Эналлага [2], -и. В лексической стилистике: троп (метонимия), вид эпитетов, представляет именную группу, в которой определение перенесено с одного существительного на другое. *Стариков полусонная стая (Н. Некрасов). В тело вступала все сильнее усталая истома (А. Куприн). Давно меж листьев налились / Истомой розовой тюльпаны (И. Анненский). Багряный шелест роз (Н. Тихонов).

^ Эпаналепсис, -ы. То же, что и анадиплосис.

Эпиграф, -ы. Некоторый текст небольшого объема (как правило, цитата), предпосланный другому тексту и формирующий по отношению к нему эстетическую, идейную или психологическую установку у читателя. *Железной волею Петра / Преображенная Россия (эпиграф Н. Языкова к роману А.С. Пушкина «Арап Петра Великого»). Мне отмщение, и Аз воздам (эпиграф-библеизм к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»).

^ Эпитет, -ы. В лексической стилистике: образное определение, обычно выражаемое прилагательным-метафорой или существительным в форме творительного падежа. *У людей, Ника, существует много прописных истин и ходячих мнений (А. Куприн). Это взрослое выражение не вязалось с носом пуговкой (Б. Полевой).

^ Эпифора [1], -ы. В синтаксической стилистике: лексический повтор в конце нескольких следующих друг за другом канонических фрагментов художественного текста (стихотворной строки, строфы и колона). *Эмиграция помнила о России, думала о России, спорила о России, работала для будущего России (о. А. Шмеман). - Лес не тот! / - Куст не тот! / - Дрозд не тот! (М. Цветаева).

Эпифора [2], -ы. В лексической стилистике: синтаксическая фигура [2], разновидность параллелизма, повторение последних частей предложения, усиливающее эмфатическую интонацию.

Залегла забота в сердце мглистом.

^ Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?...

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

(С.Есенин)

Эротема, -ы. То же, что и риторический вопрос.

Язык для специальных целей (LSP - languages for special purposes), ед. Функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая профессиональную сферу общения. Основные признаки LSP: 1) это естественный язык с элементами языков искусственных, или символических, языков науки (языки математики, логики, лингвистики, химии и др.), а также языков человеко-машинного общения (алгоритмические, или языки программирования, языки операционных систем и т. п.); 2) LSP - это вербальный язык, но с достаточно хорошо развитой тенденцией к привлечению в его составе невербальных средств (цифровых, буквенных, графических), используемых и в функции номинации специального понятия, и в функции его дефиниции, последнее как дополнительное средство в виде рисунка, чертежа, схемы и т. п.; 3) это национальный в своей основе язык, но с постоянной тенденцией к его интернационализации; 4) полифункциональная языковая формация, выполняет самые существенные функции литературного языка, будучи его функциональной разновидностью: отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция), получение нового знания (когнитивная функция), передача специальной информации (коммуникативная функция); 5) полиструктурная языковая система (например, в политическом профессиональном языке выделяются разновидности: научный язык, деловой язык, профессиональный разговорный язык; в профессиональном языке химии - научный язык, жаргон, употребляемый в лабораториях, язык учебников, язык преподавателя; в медицинском профессиональном языке: научный язык, жаргон, профессиональный разговорный язык, язык учебников, язык практики, или язык клиник); 6) лексико-семантическая система LSP - его дифференцирующий фактор (общенаучные термины (система, элемент, парадигма, фактор, программа, метод), межнаучные термины (общебиологические, общетехнические и др.), узкоспециальные термины)).

^ Языковая личность [1], -и. Любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в них системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире. В самом содержании термина «я. л.» обнаруживается идея получения - на основе анализа «языка» (а точнее текстов) - выводного знания о «личности»: а) как индивидууме и авторе этих текстов, со своим характером, интересами, социальными и психологическими предпочтениями и установками; б) как типовом представителе данной языковой общности и более узкого входящего в нее речевого коллектива, совокупном или усредненном носителе данного языка; в) как представителе человеческого рода, неотъемлемым свойством которого является использование знаковых систем и прежде всего естественного языка. Соответственно комплексность подхода к исследованию языка через я. л. проявляется в том, что язык в этом случае предстает и как система, и как текст, и как способность.

^ Языковая личность [2], -и. Наименование комплексного подхода описания языковой способности индивида. Этот подход соединяет системное представление языка с функциональным анализом текстов.

Языковая формула документа. В делопроизводстве: слово, словосочетание, предложение или сверхфразовое единство, организующее основной текст служебного документа и закрепленное за конкретным видом документов. *Оплата гарантируется. Наш расчетный счет № ... в отделении... банка (из гарантийного письма).


1 Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1999. - 71 с.

voprosi-dlya-samokontrolya-sociologiya.html
voprosi-dlya-samokontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-fizicheskaya-kultura-irkutsk-2007.html
voprosi-dlya-samokontrolya-uchebnoe-posobie-dopusheno-uchebno-metodicheskim-obedineniem-po-obrazovaniyu-v-oblasti-kommercii.html
voprosi-dlya-samokontrolya-usvoeniya-materiala-k-zachyotu-po-proizvodstvennoj-praktike.html
voprosi-dlya-samokontrolya-znanij-tema-proizvodstvo-po-delu-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-v-oblasti-tamozhennogo.html
voprosi-dlya-samopodgotovki-tamozhennoe-pravo-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dejstvij-po-uluchsheniyu-uslovij-i-ohrani-truda-na-2008-2010-godi.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-kulturi-psihicheskojdeyatelnosti-vdaosizme-n-v-abaev-chan-buddizm-i-kultura-psihicheskoj-deyatelnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-dlya-uchashihsya-1-klassov-zanimatelnaya-orfografiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/hirugicheskoe-otedelenie-programma-modernizaciya-zdravoohraneniya-rostovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi.html
  • report.bystrickaya.ru/i-90-istoriya-russkogo-yazika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-filologicheskogo-fakulteta-stranica-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassicheskoe-uchenie-vilgelma-gegelya-o-cheloveke-stranica-9.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zloupotreblenie-pravom-teoriya-problemi-s-tochki-zreniya-primeneniya-stati-10-grazhdanskogo-kodeksa-rf-v-arbitrazhnom-processe.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-zanyatij-po-discipline-fizika-razdel-atomnaya-i-yadernaya-fizika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/advokatskogo-byuro-ekspert.html
  • turn.bystrickaya.ru/ostalis-pri-svoih-novie-izvestiya-07042008-59-gosduma-rf-monitoring-smi-5-7-aprelya-2008-g.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-studentov-sokrashennih-srokov-obucheniya-na-baze-vpo-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-trudovoe-pravo.html
  • reading.bystrickaya.ru/mebbm-azastan-resej-nuo-kazahstansko.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vozrastnaya-psihologiya-celyu-izucheniya-disciplini-yavlyaetsya-razvitie-navikov-chteniya-audirovaniya-govoreniya-i-pisma.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-30-prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoj-deyatelnosti-rabochaya-programma-disciplina-ugolovnoe-pravo-specialnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshestvoznanie-ob-utverzhdenii-federalnih-perechnej-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-k-ispolzovaniyu-v-obrazovatelnom.html
  • bukva.bystrickaya.ru/text-6-read-the-text-and-say-how-tunneling-methods-have-changed-by-now-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klyuchevie-aspekti-poslaniya-prezidenta-respubliki-belarus-a-glukashenko-belorusskomu-narodu-i-nacionalnomu-sobraniyu-respubliki-belarus.html
  • abstract.bystrickaya.ru/251-osnovnie-napravleniya-logopedicheskoj-raboti-s-detmi-tatarami-obrazovatelnaya-programma-professionalnoj.html
  • report.bystrickaya.ru/istochniki-finansirovaniya-respublikanskaya-adresnaya-programma-energosberezhenie-v-mnogokvartirnih-zhilih-domah-raspolozhennih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochniki-erenzhen-hara-davan-chingishan-kak-polkovodec-i-ego-nasledie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ris-151-revitalizaciya-stagniruyushego-rinka-novie-rinki-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara-novosibirsk.html
  • student.bystrickaya.ru/143-obrabotka-rezultatov-opitov-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-ballistika.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-chast-9.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-obzhivaet-kosmos-metodiko-bibliograficheskoe-posobie-k-60-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-pervogo-kazahstanskogo.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-analiz-pogreshnosti-kontrolya-razmerov-povrezhdenij-i-parametrov-tehnicheskogo-sostoyaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/centralnaya-ploshadka-festivalya-nauki-budet-rabotat-7-oktyabrya-s-12-00-do-21-00-8-i-9-oktyabrya-s-10-00-do-18-00.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizaciya-soderzhaniya-obrazovatelnoj-oblasti-muzika-prikaz-ot-2011-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teatr-vstuplenie-stanislavskij-konstantin-sergeevich-stati-rechi-zametki-dnevniki-vospominaniya-1877-1917.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-klassifikaciya-sau.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-dotaciya-pensionnomu-fondu-rf-sostavit-18-trln-rublej-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-39.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-mezhsessionnoj-kontaktnoj-gruppi-po-dsosa-istoriya-voprosa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-mirovoj-kulturi-specialnost.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statistika-promishlennosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.