.RU

Упражнение 3. Проигрывание ситуаций - Ение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия...



^ Упражнение 3. Проигрывание ситуаций.

Назначение: осознание значимости влияния родителей на полоролевое развитие ребенка.

Инструкция:

Представьте ситуации: мальчик просит родителей купить ему куклу, девочка просит постричь ее под мальчика. Какова будет реакция родителей на такую просьбу в традиционной и эгалитарной семье? Давайте разыграем эти ситуации и сравним подходы родителей в разных типах семей к одной и той же проблеме.

^ Вопросы для рефлексии:

Таким образом, в эгалитарной семье родители не заостряют внимание на проблеме пола и оставляют за ребенком свободу выбора поведения. А традиционной семье, наоборот, родители заостряют внимание ребенка на том, что есть игрушки и прически для девочек, а есть игрушки и прически для мальчиков, т.е. мир мужчин и мир женщин. Они предлагают ребенку модель поведения, соответствующую его полу, но тем самым мешают свободному развитию, навешивают ярлык пола.


Упражнение 4. Круг влияний

Назначение:

Инструкция:

Начертите небольшой круг в центре листа. Впишите в него свое имя. Расположите вокруг людей, которые оказали влияние на ваше взросление и воспитание, на формирование вашей полоролевой идентичности. Их воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Проведите линии к этим людям от вашего круга. Чем их влияние больше, тем соединительные линии должны быть толще и короче. Чем влияние меньше, тем линия длиннее и тоньше. Напишите:

  1. имена этих людей

  2. их роль по отношению к вам (мать, отец, друг, учитель и т.д.)

  3. прилагательное или короткую фразу, описывающую ваши взаимоотношения с ними.

Затем объединитесь в группу по 3-4 человека и поделитесь своими рассказами друг с другом:

    • Что вы испытывали во время выполнения упражнения?

    • Каково место родителей среди значимых других?

    • Были ли какие-то открытия?

Когда вы закончите, возвращайтесь в круг. Если вы хотите чем-то поделиться с группой, сделанными открытиями, выводами – обязательно поделитесь.


^ Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.

Занятие 4. Становление собственной полоролевой идентичности

Цель: рассмотреть особенности гендерной социализации участников группы, помочь им осознать значимость влияния семьи на их собственное полоролевое развитие.

Оснащение: план гендерной автобиографии.


Ход занятия

Рефлексия предыдущего занятия.


Упражнение 1. Детское имя

Назначение:

Инструкция:

Объединитесь в пары. Желательно выбрать себе в партнеры человека, с которым вы меньше всего знакомы. По очереди расскажите друг другу о том, как вас называли в детстве родители, друзья, знакомые. Вспомните свои детские клички и прозвища. Затем вернитесь в общий круг и представьте друг друга.

Вопросы для рефлексии:

1. Какое из имен, кличек, прозвищ было самым любимым? Старались ли вы ему соответствовать?

2. Какое не нравилось? Почему?

3. Изменилось ли отношение к имени теперь?

4. Что вы чувствовали, рассказывая об этом?

5. Изменилось ли что-нибудь в ваших представлениях о партнере после выполнения упражнения?


Упражнение 2. Любимая игрушка детства

Назначение:

Инструкция:

Объединитесь в микрогруппы по 3-4 человека. Пусть каждый из вас расскажет о своей любимой игрушке. Как она появилась у вас? Как вы обращались с ней? Сохранилась ли она? После окончания беседы вернитесь в общий круг.

Вопросы для рефлексии:

  1. Какие рассказы вас удивили? Почему?

  2. Какой рассказ вас больше всего растрогал?

  3. Учитывали ли ваши родители, покупая игрушки, ваш биологический пол?

  4. Как вы думаете, ваши игрушки повлияли на формирование вашей полоролевой идентичности?


Упражнение 3. Проектирование семьи

Назначение:

Инструкция:

Напишите 5 примеров из своего детского опыта положительного влияния родителей на вашу полоролевую идентичность. Подумайте, что именно в них положительного? Теперь напишите 5 примеров негативного отношения к вам, которые повлияли на вас. Проанализируйте их.

Возьмите список отрицательных примеров и постарайтесь понять, чего хотели добиться от вас родители таким способом. Вспомните 5 моментов из вашего детства, каких бы вам хотелось избежать в вашей семье с вашими детьми.


Вопросы для рефлексии:

1. Постарайтесь понять, что с вами происходило во время упражнения, что вы чувствовали?

2. Поделитесь с группой, что удалось понять и осознать.

Упражнение 4. Гендерная автобиография

Назначение:

Инструкция:

Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас, учитывая материал прошлого и сегодняшнего занятий, вам нужно будет рассказать своему партнеру вашу гендерную автобиографию, рассказать о своем становлении как женщины (мужчины) по определенному плану, который получит каждая пара. Вспомните свое раннее детство и школьные годы. Вспомните отношение к себе как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. Для выполнения задания отводится 20 минут (по 10 минут для каждого).

План гендерной автобиографии

1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувствовали различия между мальчиками и девочками? Когда заметили разное отношение взрослых к мальчикам и девочкам?

2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героями и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спокойные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, младших классах?

3. Вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, мальчик?

4. Отношение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и девочек – было ли оно различным?

5. Кто из родителей был вам ближе в дошкольном, младшем школьном возрасте, сейчас?

6. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие – в женщинах?

7. Кто (или что), по-вашему мнению, в большей мере повлиял на сложившиеся у вас гендерные представления?


Вопросы для рефлексии:

1. Что удалось понять, осознать по ходу упражнения?

2. Помогло ли упражнение сделать вам какие-то новые открытия? Вы можете поделиться в кругу со всеми своим новым опытом и открытиями

Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.


Занятие 5. Обратная связь

Цель: осознание значимости обратной связи в общении с людьми как своего, так и противоположного пола; развитие умений и навыков использования обратной связи.


Ход занятия

^ Рефлексия предыдущего занятия.


Упражнение 1. Информирование об обратной связи.

В группе обратная связь означает предоставление члену группы информации о его поведении со стороны остальных участников и получение аналогичной информации от него.

Цели обратной связи:

  1. помочь участнику группы понять, как его воспринимают остальные;

  2. предоставить ему информацию, которая помогает научиться эффективным способам взаимодействия;

  3. информировать о чувствах человека, который предоставляет обратную связь.

Для обеспечения успешной работы в группе следует соблюдать правила предоставления обратной связи. Обратная связь:

  1. относится к поведению, а не к личности адресата;

  2. формулируется в терминах чувств;

  3. осуществляется по принципу «здесь и теперь», в группе, а не «там и тогда», в прошлой жизни участников группы;

  4. используется в виде я-высказываний;

  5. предоставляется человеку непосредственно, а не через третье лицо;

  6. исключает советы;

  7. предоставляется сначала с «положительным» содержанием и только потом – с «отрицательным».

Вопросы для обсуждения:

  1. С какими правилами вы согласны в большей степени?

  2. Какие не принимаются?

  3. Можно ли пополнить список этих правил?

  4. Вы используете эти правила в жизни, в межличностном общении?


Упражнение 2. Ты напомнил мне…

Назначение:

Инструкция:

Посмотрите внимательно на каждого участника группы. Обратитесь к каждому сидящему в кругу с фразой: «Ты напоминаешь мне…». Скажите первое, что придет на ум, не думайте долго. Ассоциации могут быть самыми разнообразными.

Вопросы для рефлексии:

  1. Какие ассоциации вызвали у вас наиболее сильные переживания?

  2. Было ли что-то, что вас огорчило?

  3. Что нового вы открыли для себя?


Упражнение 3. Первое впечатление

Назначение:

Инструкция:

Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа слева. Вспомните то впечатление, которое у вас возникло в момент первого контакта. Составьте рассказ об этом впечатлении, используя правила обратной связи. После того, как все будут готовы, каждый поделится своим воспоминанием.

Вопросы для рефлексии:

1. Какие чувства возникали у вас при прослушивании сообщений от других участников?

2. Удалось ли вам использовать правила «обратной связи»?


Упражнение 4. Плюс и минус

Назначение:

Инструкция:

Мы с вами уже довольно много работаем вместе и у вас, конечно, уже сложилось мнение друг о друге. Кто-нибудь хотел бы знать, что думают о нем другие участники группы? Я предлагаю вам такую возможность. Сейчас каждый участник назовет одно ваше качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Помните, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы. После того, как все выскажутся, очередь переходит к следующему участнику».

Вопросы для рефлексии:

  1. Какие чувства вызвала информация о себе?

  2. Изменилось ли что-нибудь в вашем восприятии себя и других участников в группе?


Упражнение 5. «Я в тебе уверен»

Назначение:

Инструкция:

Сейчас мы распределимся по парам, желательно разнополым. Сядьте друг напротив друга. Посмотрите на человека, который сейчас сидит напротив вас. В чем его сильные стороны? Что он никогда не сделает или, наоборот, при любых обстоятельствах поступит так, а не иначе?

А теперь по очереди начинайте говорить, каждый раз повторяя фразу: «Я уверен, что ты…». Ваш партнер может тут же дать обратную связь, подтвердив или опровергнув сказанное. Вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу. Такая передача может происходить несколько раз.

Дерзайте, пробуйте, доверяйте друг другу.

^ Вопросы для рефлексии:

1. Были ли трудности в процессе выполнения упражнения?

2. Какие чувства вы испытывали, когда слова собеседника расходились с вашим представлением о себе?


Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.

Занятие 6. Эмоции и эмпатические способности

Цель: развивать умение конструктивно выражать свои эмоции, адекватно определять эмоции партнеров по общению.

Ход занятия

^ Рефлексия предыдущего занятия.


Упражнение 1. Вступительное слово

Личный и профессиональный успех в современном мире непосредственно связан со способностью человека понимать свои чувства и чувства других, выражать свое отношение к ним. Понимание чувств других людей называется эмпатией. Выражение наших чувств сопровождается интонацией голоса, мимикой, изменением позы. Они позволяют лучше распознавать чувства собеседника. Однако достаточно четко сформулировать свои ощущения, чтобы быть понятым. В ситуации, когда чувства выражаются только косвенно, собеседник вынужден заниматься интерпретацией и гаданием.

Развитие эмпатических способностей и особенности эмоциональной экпрессии обусловлены воспитанием и зависят от существующих в обществе гендерных стереотипов. Проблема мужчин иногда состоит в том, что они с детства приучены подавлять собственные чувства, поэтому часто не способны распознавать «оттенки» настроения и четко формулировать желания. Исходя из всего этого, сегодня мы будем учиться осознавать свои чувства и чувства других людей, т.е. развивать эмпатические способности.


^ Упражнение 2. Осознание чувств

Назначение:

Инструкция:

Для выполнения этого упражнения нам нужно выбрать одну девушку и одного парня.

В течение 3 минут попробуйте описать все эмоции и чувства, которые возникают у вас за этот период.

Вопросы для рефлексии:

  1. Насколько сложно было выполнять упражнение?

  2. Как показалось группе, кому легче было описывать эмоции?


Упражнение 3. Эмоциональное состояние соседа

Назначение:

Инструкция:

Пусть кто-то из вас первым опишет эмоциональное состояние своего соседа слева. Toт, кому это сказали, в свою очередь, сообщит нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т.д.

Вопросы для рефлексии:

1. Каким образом вы определили состояние своего соседа'?

2. На какие признаки ориентировались?


Упражнение 4. Смена ролей

Назначение:

Инструкция:

Внимательно посмотрите на соседа справа. Представьте себе, что на какое-то время вы стали этим человеком, из мужчины превратились в женщину или наоборот. Побудьте какое-то время в его роли, попробуйте почувствовать его настроение, состояние, с которым он пришел сегодня в группу. Скажите что-нибудь от имени этого человека.

Вопросы для рефлексии:

1. Удалось ли партнерам правильно передать ваше эмоциональное состояние?

2. Что чувствовали в ходе выполнения упражнения?


Упражнение 5. Обсуждение форм переживания эмоций

Назначение:

А. Обсуждение:

1. Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

2. Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

3. Для чего вам нужны гнев, страх, обида, печаль и т.д.?

4. Как вы справляетесь с неудобными эмоциональными состояниями?

5. Мужчины переживают такие же сильные эмоции, как женщины? А выражают?

Б. Инструкция:

Разбейтесь, пожалуйста, на группы по три человека. Я предлагаю группам выбрать два чувства и их исследовать. Подумайте, пожалуйста, о пользе и вреде этих чувств. Если вы захотите продолжить работу, выберите любое третье чувство по собственному желанию.

^ Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства вы решили исследовать? Почему именно эти чувства?

  2. Поделитесь сейчас, пожалуйста, с нами результатами вашего исследования.


Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.


Занятие 7. Гендерные стереотипы: идеальный образ себя

Цель: осознание влияния гендерных стереотипов на становление полоролевой идентичности; работа с собственными представлениями идеального образа мужчины и женщины.

Ход занятия

Рефлексия предыдущего занятия.


Упражнение 1. Жители странного города

Назначение:

Инструкция:

Все вы – жители странного города. Странность города и его жителей заключается в следующем: в то время, когда бьют городские часы, все жители должны поздороваться, совершая ритуальные прикосновения. Дело в том, что у жителей этого странного города существует поверье: желание, загаданное перед самым началом боя часов, сбудется, если они поздороваются ритуальным способом как можно с большим количеством людей. Итак, вы – жители, вы гуляете или спешите по своим делам, но про счастливые часы не забываете. Вы загадываете свое желание… Прислушиваетесь… И когда застучат часы, вы начнете здороваться. Помните, что вероятность исполнения желаний зависит от количества ваших приветствий с разными людьми. Здороваться можно любыми частями тела (лоб, плечо, спина, колени и т.д.), только осторожно.

Упражнение 2. Проективный рисунок.

Назначение:

Инструкция:

Вам предлагается выполнить 2 рисунка на разных листах: «Я такой, какой есть» и «Я такой, каким хочу быть». Авторы рисунков должны остаться для группы неизвестными. Ваши художественные способности значения не имеют.

После выполнения задания все рисунки раскладываются попарно в центре комнаты. Произвольно выбирается одна пара рисунков. Необходимо разместить их так, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунках. Важно не формальное описание, а ощущения от рисунков: каким автор видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее значимые для него реплики. Таким образом, обсуждаются все рисунки.

Упражнение 3. Идеальная женщина, идеальный мужчина

Назначение:

Инструкция:

Наверное, у каждого из нас есть образ «идеальной» женщины и «идеального» мужчины. Сейчас я вам предлагаю в течение 5-6 минут записать характеристики, которые, по вашему мнению, составляют образ «идеальной» женщины и «идеального» мужчины.

Разделитесь теперь на мини-группы и зачитайте свои списки, составляя обобщенный образ. Расскажите, что у вас получилось.

По итогам работы мини-групп давайте посмотрим, какое представление об «идеальном» мужчине и «идеальной» женщине имеет ваша группа в целом, и запишем итоговый образ на доске.

Теперь вам предлагается прочитать получившиеся характеристики образов мужчины и женщины, предваряя каждую словами: «Я совершенно убеждена/убежден, что женщина/мужчина должна/должен быть…», «Я твердо верю, что женщина/мужчина должна/должен быть…», «Я абсолютно точно знаю, что женщина/мужчина должна/должен быть…». Эта работа выполняется индивидуально. Читайте вполголоса и фиксируйте при этом, какие из утверждений вызвали внутреннее сопротивление.

Вопросы для рефлексии:

1. Какие качества не удалось определить как свои «твердые» убеждения?

2. Какие из них отражают установки окружающих?

3. Какие объясняются влиянием традиционных гендерных качеств и ролей, т.е. возникли под влиянием стереотипов?


Упражнение 4. «Расшатывание» стереотипов.

Назначение:

Инструкция:

Сейчас я предлагаю вам поисследовать гендерные стереотипы. Мы будем двигаться по цепочке. Каждый будет высказывать аргумент «за» или «против» следования гендерным стереотипам. Причем это будут не ваши личные убеждения, а по очереди, по кругу. Обсуждение будет проведено дважды. Во время второго круга участники, говорившие аргументы «за», будут говорить «против» и наоборот.

Вопросы для рефлексии:

1. Что нового вы открыли для себя во время выслушивания всех аргументов?

2. Какие аргументы было говорить сложнее – «за» или «против»?

3. К какому выводу вы пришли в ходе выполнения упражнения: чего больше в стереотипах – положительного или отрицательного?

Упражнение 5. Новые мы.

Назначение:

Инструкция:

Сейчас у вас будет 3 минуты для того, чтобы вспомнить идеальный образ себя, который вы сегодня презентовали, ваше представление об идеальном мужчине/женщине, все плюсы и минусы гендерных стереотипов и подумать о новом идеальном образе себя. Попробуйте отвлечься от всех представлений, навязанных родителями, рекламой, СМИ, обществом в целом и почувствовать ваши собственные желания. Какими вы хотите быть?

Теперь разделитесь на пары и в парах расскажите о вашем новом идеальном образе, о возможности воплощения этого образа в реальной жизни, о ваших сомнениях, если они есть.

^ Вопросы для рефлексии:

  1. Изменился ли ваш идеальный образ себя?

  2. Насколько легко этот образ можно воплотить в жизни? Каковы возможные последствия воплощения?


Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.


Занятие 8.

^ Подведение итогов.

Цель: подведение итогов; закрепление навыков взаимодействия участников как мужчин и женщин; завершение работы группы.


Ход занятия

Рефлексия предыдущего занятия.


Упражнение 1. Мы – мальчики, мы – девочки

Назначение:

Инструкция:

Разделитесь, пожалуйста, на мужскую и женскую подгруппу. Мужчины садятся кругом, вокруг них, за спинами, встает женская группа. Девушки, идя медленно по кругу, по часовой стрелке. Попытайтесь выразить через прикосновение свою симпатию всем сидящим здесь парням.

Теперь девушки сидят в кругу, а парням нужно попытаться выразить им свое доброжелательное отношение.


uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatiyah-turizma-moskva-2009.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080507-menedzhment-organizacii-moskva-2009-stranica-6.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080801-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-moskva-2009-stranica-3.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-12-00-03-yurisprudenciya-omsk-2011-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-sostavitel-k-t-n-docent-borodina-v-v.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-finansi-i-kredit-specialnost-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-stranica-13.html
  • literature.bystrickaya.ru/crexpbontxt-bonusi-monstrov-poluchaemie-s-opitom-programma-launcher.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-doklad-o-polozhenii-detej-v-udmurtskoj-respublike-v-2009-godu-struktura-gosudarstvennogo-doklada-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-centralnoj-stranica-47.html
  • bukva.bystrickaya.ru/proektirovanie-malih-vodopropusknih-sooruzhenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-napravleniyu-1-31-01-01-03-biotehnologiya-specialnosti-1-31-01-01-biologiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-postavku-literaturi-dlya-komplektovaniya-bibliotechnih-fondov-bibliotek-g-pyatigorska-forma-torgov-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-edinie-pravila-bezopasnosti-pri-razrabotke-rudnih-nerudnih-i-rossipnih-mestorozhdenij-poleznih-iskopaemih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vneklassnaya-rabota-po-inostrannomu-yaziku-dlya-specialnosti-050303-inostrannij-yazik-utverzhden-na-zasedanii.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-v-niretina-anish-stpaev-atati-alim-memleket-zhne-oam-ajratker-z-eln-patrioti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-p-kukresh-agrohimicheskoe-obosnovanie-energosberegayushih-priemov-povisheniya-urozhajnosti-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-pro-vanyu.html
  • university.bystrickaya.ru/garold-v-b-vuris-33.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prazdnovanie-dnya-angela.html
  • university.bystrickaya.ru/eshe-30-sekund-chem-budet-polezna-dlya-vas-eta-kniga.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bryusova-v-g-po-oloneckoj-zemle.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-a-cipin-cipin-v-a-cerkovnoe-pravo-kurs-lekcij-m-kruglij-stol-po-religioznomu-obrazovaniyu-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-1994-izd-vo-mfti-440-s-stranica-50.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-i-prinyatie-upravlencheskih-reshenij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hristianskaya-presviterianskaya-cerkov-g-ulan-ude.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-predsedatelya-fnpr-m-v-shmakova.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rzhd-partner-rzhd-v-2010-g-opredelyat-potrebnost-v-gazoturbovozah-na-severnoj-i-sverdlovskoj-zhd-22042010.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administraciya-apanasenkovskogo-municipalnogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-discipline-mezhdunarodnoe-publichnoe-pravo-almati-2011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-tv-12-pervij-kanal-novosti-14-01-2006-kriskevich-vyacheslav-18-00-12.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-45-inostrannij-yazik-47-literatura-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/totalitarizm.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prochee-oborudovanie-omskaya-oblast.html
  • education.bystrickaya.ru/11-ultrazvuk-i-ego-primeneniya-v-medicine.html
  • abstract.bystrickaya.ru/100200-turizm-100103-socialno-kulturnij-servis-i-turizm-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/perspektivi-ocenki-kompetentnosti-budushego-vracha.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-detskogo-vostochnogo-tanca-lepestki-zhasmina.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-osnovu-chlana-20-stav-zakona-o-sredem-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni-glasnik-srs-bro-590-prosvetni-savet-republike-srbie-na-sednici-od-28-una-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/2009-978-5-222-15275-1-kniga-pochtoj-katalozhnaya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-v-informacionnuyu-bezopasnost.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ustrojstva-priema-i-preobrazovaniya-signalov-dlya-specialnosti-210304-201600radioelektronnie-sistemi.html
  • crib.bystrickaya.ru/islamskij-radikalizm-i-ego-vozdejstvie-na-nacionalnuyu-bezopasnost-rossii-chast-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.