.RU

Урок литературы в 10 Вклассе по пьесе А. Н. Островского «Гроза»


ПРОВЕРЕНО:

Заместитель директора по УР

Петриченко Л.А.

Открытый урок литературы в 10 В классе по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Дата: 20.10.10

Тема: Подготовка к сочинению.

Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»; показать мастерство А.Н.Островского - драматурга в использовании приёмов при создании художественного образа и обучить учащихся некоторым из них (режиссёрский комментарий к сцене, работа над ролью, устное сочинение);помочь в освоении особенностей жанра сочинения «Сравнительная характеристика героев произведения»;

2) развивать устную и письменную речь учащихся;

3) содействовать формированию нравственных понятий в сознании учеников (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, папки с памятками по анализу текста художественных произведений, тексты «Грозы», портрет А.Н.Островского, рисунки учащихся по пьесе.

Формы, методы и приёмы работы на уроке:

а) учителя: выразительное чтение, монологическая речь, беседа с учащимися, компьютерная презентация, рецензирование;

б) учащихся: создание литературного портрета, режиссёрский комментарий к сцене, работа над ролью, устное сочинение, выразительное чтение по ролям, рецензирование, языковой анализ текста; работа в парах.

На уроке сочетаются продуктивные (творческие) и репродуктивные (передающие готовые знания) методы и приёмы обучения; коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Содержательные компоненты урока: когнитивный (познавательный), деятельно-творческий, аксиологический (помощь в выборе ценностных ориентиров, личностный (формирование жизненных позиций).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Задача: настроить учащихся на активную работу, на исполнительность; предупредить о доброжелательном настрое «гостей», чтобы избежать излишней нервозности и смущения.

  1. Подготовка к восприятию материала.

(Объявить тему, тип урока, задачи, которые им предстоит решать).

(На экране - первый слайд (тема урока, портрет Островского, эпиграф).

^ Слово учителя. Звучит стихотворение Ф.И.Тютчева «Русской женщине» (эпиграф).

- Эти строки написаны русским поэтом Х1Х века Ф.И.Тютчевым. Они посвящены судьбе русских женщин и как нельзя лучше характеризуют жизнь главной героини пьесы Островского «Гроза» Катерины Кабановой. Сегодня у нас заключительный урок по произведению, и это будет урок подготовки к сочинению. Мы повторим то, что знаем о Катерине, ответим на некоторые возникшие у вас вопросы, сделаем необходимые выводы, которые вы сможете использовать в сочинении.

  1. «Диалог с учениками» - решение основной проблемы урока.

Слово учителя: Вы уже знаете темы сочинений по пьесе «Гроза» и, конечно, заметили, что каждая из них имеет отношение к Катерине. Сегодня на уроках мы будем собирать материал к трём из них:

(На экране - второй слайд (темы сочинений).

Слово учителя: 1. Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика.

2. Катерина – нравственный идеал Островского в пьесе.

3. Моё отношение к Катерине.

- Обратимся к первой теме. (На экране третий слайд – семья Кабановых).

1) Обрисуем литературные портреты героинь. ! Откройте папки и найдите план работы над ролью. Он поможет вам в составлении портрета.

Каков литературный портрет Катерины? (На экране четвёртый слайд – Катерина и Варвара).

( Слушаем одного ученика; затем – дополнения, замечания).

(Если потребуется, учитель задаст наводящие вопросы: как представляет Катерину автор? (жена его – (Тихона); О чём это говорит? (о бесправии женщины в семье); роль имени? («всегда чистая» - отношение автора); приём «первой реплики»? – (желание ладить со свекровью, но и не дать себя в обиду).

- Что вы можете сказать о Варваре? (По тому же плану).

2) Беседа.

- Чего героини ищут в жизни? (К. – любви, свободы, права жить в согласии с собой, по своим убеждениям; В. – воли, возможности жить по своим правилам).

- А не одно ли это и то же? (Нет, они волю понимают по-разному).

- Как? (В.- «Делай что хочешь, лишь бы всё было шито да крыто»; К. – «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!», «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела», «…кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…»).

- Значит, у героинь разные цели в жизни, разное положение в семье, разные характеры.

- А что у них общего? (Обе они купеческие дочери, обе молоды, обе влюблены).

- Что значит любовь для Катерины и Варвары? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем сцены свиданий Катерины с Борисом и Варвары с Кудряшом.

(На экране пятый слайд – Борис и Катерина).

3) Чтение по ролям д.3, сцена 2, явл.3 – свидание Катерины с Борисом.

(На экране шестой слайд – Кудряш и Варвара).

Чтение по ролям д.3, сцена 2, явл.4 – свидание Кудряша и Варвары.

4) Откройте папки и найдите план режиссёрского комментария сцены. (На экране седьмой слайд - план режиссёрского комментария сцены).

Работа в парах: 1-й ряд – комментарий к сцене свидания Катерины с Борисом; 2-й ряд - Кудряша и Варвары; 3-й ряд - пополам.

! Слушаем комментарии.

- Так каков ваш вывод о способности героинь любить? (К. любит искренне, полностью отдаваясь любви, для неё любовь – это жизнь и счастье. В. Не умеет любить, их отношения с Кудряшом похожи на сделку; она не идеализирует друга, не мечтает о неземной любви).

- Как героини относятся друг к другу? (К. верит В - е, считает её подругой, открывает ей душу; В.- не понимает К - у, использует её в своих целях: на случай прикрытия от матери, удовлетворить своё презрение к брату, доказать всем и себе, что она не хуже К – ы).

- Чего же больше у героинь: сходства или различия? (Различий больше).

- А в чём их главное отличие? Сформулируйте. (В–а реалистка, она эгоистична, сумеет приспособиться к любым обстоятельствам, если этого потребуют её интересы; она боится Бога, понимая, что грешна.

(На экране восьмой слайд – прощание Катерины с Борисом).

А Катерина – натура романтическая, способная на возвышенные чувства, на жертву, на подвиг и на смерть, но не способная предать и изменить себе; её вера чиста и светла)

- Вот мы и собрали материал по теме «Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика» и можем перейти к самому главному этапу урока – устному сочинению.

(На экране девятый слайд – схема сочинения – сравнительной характеристики героев).

5) Пользуясь схемой, подготовьте устное сочинение на тему «Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика». .

! Слушаем 1-2 работы.

6) Прошу выступить критиков с рецензией на сочинение

(На экране десятый слайд – отрывок из сочинения).

7) Завершающий этап – работа над ошибками. Перед вами – отрывок из сочинения. В нём подчёркнуты речевые ошибки. Прошу вас исправить их.

^ Учащиеся исправляют ошибки.

4. Итог урока.

- Наша работа по подготовке к сочинению «Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика» завершена. Вы показали знание текста, навыки его анализа, умение высказать своё мнение и сделать выводы. Всем будут выставлены оценки на втором уроке.

Надеюсь, что, выбрав эту тему для домашнего сочинения, вы будете работать с интересом и справитесь с ней отлично.

5. Домашнее задание (сочинение) будет дано в конце второго урока, на котором учащиеся проанализируют две оставшиеся темы:

^ 1). Катерина – нравственный идеал Островского в пьесе.

2). Моё отношение к Катерине.

Так как основной материал по образу Катерины собран, работа займёт меньше времени, чем разработка первой темы, и план будет выполнен полностью.

Добавится словарная работа (идеал, нравственность); будут проанализированы такие авторские приёмы создания образа, как речь (по плану речевой характеристики героя), использование фольклорных элементов (песня); будут собраны речевые обороты к теме «Моё отношение…» (вызывает уважение…, не могу не остановиться…).

upravlenie-konfliktami.html
upravlenie-konkurentosposobnostyu-subekta-proizvodstvennogo-predprinimatelstva-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa.html
upravlenie-krizisami-pri-pomoshi-pr.html
upravlenie-krupnimi-kompaniyami-chast-2.html
upravlenie-krupnimi-kompaniyami-chast-7.html
upravlenie-kulturi-belgorodskoj-oblasti-pasport-kulturnoj-zhizni-belgorodskoj-oblasti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-po-literature-v-2004g-mgu.html
  • literature.bystrickaya.ru/energiya-selestinskie-prorochestva.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-okruga-5010-12.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ikt-kompetentnost-vazhnejshij-kriterij-socialnoj-kompetentnosti-starsheklassnikov-profilnoj-shkoli.html
  • turn.bystrickaya.ru/planrabot-i-pervouralskoj-specialnoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/damedvedev-rossiya-i-vizovi-sovremennogo-mira-hrestomatiya-moskva-2010.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-bet-6.html
  • credit.bystrickaya.ru/piter-druker-zadachi-menedzhmenta-v-xxi-veke-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skolko-let-skolko-zim-linn-visson.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemih-tem-referatov-dlya-postupayushih-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-i-tematicheskoe-planirovanie-kursa-istoriya-drevnego-mira-5-klass-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-klassifikaciya-kosmeticheskih-izdelij-konferenciya-issledovatelskih-nauchnih-rabot-uchashihsya-shkol-civilskogo-rajona.html
  • write.bystrickaya.ru/gegel-absolyutnoe-gosudarstvo-filosofiya-politiki-kak-predmet-i-metod-ponyatie-politicheskogo-11-chto-mi-vkladivaem.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-lyubimoj-igrushki-dlya-detej-1-4-h-klassov-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-veselie-moreplavateli.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sosedkina-nataliya-valerevna.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-rassmotrena-utverzhdayu-na-pedagogicheskom-sovete-direktor-gou-sosh-305.html
  • tasks.bystrickaya.ru/129323-g-moskva-proezd-serebryakova-d-14-str-9-telfaks-495-617-00-43.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slovo-37-na-evangelskie-slova-kogda-okonchil-iisus-slova-sii-i-proch-matf-191.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ayubovan-vanakkam-salam-alejkum-dolgih-vam-let-zhizni.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-ispolnenii-byudzheta-vnutrigorodskogo-municipalnogo-obrazovaniya-pechatniki-v-gorode-moskve-za-2011-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/seminar-13-vneshnetorgovaya-dokumentaciya-n-a-volgina-programma-kursa.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/wwwami-tassru-v-2007-godu-medicinskie-uchrezhdeniya-primorya-poluchat-oborudovanie-na-bolee-chem-270-mln-rublej-2510-2006-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-na-osnove-primernoj-programmi-uchebnoj-disciplini-osnovi-marketinga.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-kartontara-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/explain-the-nature-and-purpose-of-cinema.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-ministra-zdravoohraneniya-yu-a-kondrateva-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-ministerstva-zdravoohraneniya-oblasti-po-itogam-raboti-v-2008-godu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-3-himicheskie-veshestva-s-gonadotoksicheskim-mutagennim-lekciya-toksikologiya-s-pozicij-ekologii-klassifikaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14-arhitekturnie-osobennosti-proektirovaniya-hospisov-1-istoriya-hospisov-opredelenie-ponyatij.html
  • books.bystrickaya.ru/chupahina-olega-nikolaevicha.html
  • university.bystrickaya.ru/golubie-bereti-aleksandr-margelov-vasilij-margelov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materinskie-beregini-a-nu-ka-devochki-konkursnaya-programma-89-vkafe-arlekin-karnavalnoe-shou-k-8-marta-dlya-detej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prepis-izvlechenie-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dokumentacionnoe-soprovozhdenie-turisticheskoj-deyatelnosti-programmi-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-belij-moskva-stranica-11.html
  • grade.bystrickaya.ru/nezrimogo-universiteta-moryak-v-sedle-dzhek-london-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.