.RU

Урок Православие и культура - страница 13


уть). Она быстро впитывала влагу (промокала) и потому называлась промокашка. В общем, и чернильница и промокашка - очень нужные предметы. Для школьников прошлого, 20 века. А вам сейчас они очень нужны?

Человек может жертвовать себе же самому. Например, спортсмен отказывается от алкоголя ради того, чтобы быть в хорошей спортивной форме. Человек может отказаться от сиюминутной выгоды ради спокойствия своей же души. Например, отказаться от подделывания оценки в дневнике.

В человеке очень много стремлений. И иногда надо запретить развиваться одному из них - для того, чтобы более высокая потребность могла бы сохраниться, выжить и реализовать себя. Есть понятная потребность в хорошей еде и покое. Но есть потребность в чистоте совести. Хорошо ли стать сытым подлецом?

Разве полезет в горло кусок, если знаешь, что он замешен на боли, слезах или даже жизни другого человека? Душа человека хочет сохранить себя в чистоте – и ради реализации этого важнейшего ее стремления человек может заставить себя пойти на жертвы.

Еще человек может пойти на жертву ради другого человека. В самые голодные дни ленинградской блокады матери «обманывали» своих детей: «Ты не беспокойся за меня, дочка, я на работе поела. Возьми вот мой хлеб».

Жертва может быть принесена и ради исполнения закона нравственного и общественного. Так солдат исполняет приказ и сохраняет верность присяге, хотя он не всегда может понять, почему именно ему было предписано именно такое действие.

Но чаще всего слово «жертва» в истории человечества произносили, когда речь заходила о жертвоприношении богам. В этом случае речь идет о «посвящении». То, что отдано святым богам, само становится святым. Оно отделено от обычного круга жизни и возвышено для того, чтобы участвовать в жертве, адресуемой небожителям. Посуда, используемая в жертвоприношении, становится священной. Хлеб или вода, семена или масло, используемые при нем, тоже. День совершения жертвы называется святым.

Даже человек, приносящий жертву, называется «священником». Он сам освящен – ибо отделен из круга обычных людей для этого необычного служения. Но, кроме того, по его молитвам обычные хлеб или вино становятся жертвенными, священными. Он освящает, и потому тоже он священник.

Люди верили в то, что порядок в мире сохраняется благодаря усилиям богов. И считали справедливым благодарить богов за такую заботу. Более того, они полагали, что боги тратят очень много сил при поддержании мира, и потому нуждаются в том, чтобы энергия шла не только от богов к миру, но и от мира к богам. В этом люди видели смысл жертвоприношений: отблагодарить богов, вернуть им хотя бы часть затраченной ими энергии, доказать богам свою верность им и тем самым заручиться их поддержкой на будущее.

Сохранить порядок в мире означает сохранить его многообразное единство. Разные элементы мира должны быть сохраняемы вместе, в живом взаимодействии. Вот на это боги тратят свои силы.

Но если боги обессилели, надо вернуть им их силу. А она, их сила, оказалось вложенной в мир, в его вещи. Чтобы ее вернуть богам для их подпитки, надо эту мощь высвободить из вещей мира. Но без этой скрепляющей божьей энергии вещи распадутся. Что ж, считал древний человек, значит так и надо. Поэтому жертва – это уничтожение вещей.

Так в обычной жизни люди сжигают дрова, уголь или нефть для освобождения из них энергии, которая скрывается в них. Часть этой энергии люди обращали себе на повседневную пользу (обогревали жилище, готовили пищу…). Но кроме того, они видели, как сила, прятавшаяся в дровах, превращается в огонь и дым и рвется в небо. И потому решили, что так скрытая сила богов возвращается к ним на небеса.

В жертвоприношении уничтожается (обычно – сжигается) часть мира для того, чтобы сохранить в порядке общее течение вещей.

Жертвовать всегда надо было самое лучшее. Русская пословица осуждает тех, кто действует по принципу «на тебе, боже, что нам негоже».

В жертву богам люди приносили цветы и фрукты, а также животных. Чаще всего – ягнят, иногда – быков и тельцов (то есть не диких животных, а домашних - тех, которые нужны и самим людям).

Если всё животное сжигалось на жертвенном костре, на греческом языке это называлось «холокост» (всецелая жертва, «жертва всесожжения»).

Иногда же люди жарили мясо для своей трапезы, и только лучший кусок бросали в жертвенный костер – богам. В этом случае люди радовались тому, что считали себя со-трапезниками, и, значит, друзьями богов.

Человек мог принести в жертву богам лучшую песню (гимн). Танец. Особый подвиг (например, воздержание той или иной еды или даже от общения с людьми).

В Библии рассказывается, как некий полководец перед решающей битвой дал неосторожный обет: «Господи, если ты дашь мне победу, то по возвращении моем с миром первое же, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, я принесу тебе на всесожжение». Народ этого полководца (его звали Иеффай) в то время вел скотоводческий образ жизни. Поэтому Иеффай полагал, что навстречу ему побегут собаки-овчарки, а, может, овцы услышат голос своего хозяина и поспешат навстречу… Когда же он возвращался домой, то навстречу ему с танцем и бубном вышла его единственная дочь… Во исполнение своего обета Иеффай сжег свою дочь.

Да, самые страшные жертвы в истории человечества – это человеческие. Они были в истории евреев (Иеффай) и славян, греков и римлян, ацтеков и арабов.

Конечно, люди боялись таких жертв. И искали возможность снять с себя ответственность за них. Иногда вместо человека сжигали куклу, его изображающего (так на Руси сжигали чучело Масленицы).

Иногда с той же целью устраивали чрезвычайно опасные игры. За 1500 лет до Рождества Христова на острове Крит юноши и девушки выходили на игру с быком. Как в современном физкультурном зале надо перепрыгнуть через «коня», так им надо было перепрыгнуть через живого быка. Если кого-то при этом бык поднимал на рога или топтал копытами – считалось, что тем самым боги через быка, символизирующего их, нашли себе надлежащую жертву.

Русские сказки донесли до нас память о тех временах, когда молодые люди на Маслянице прыгали через огромный костер. Если у кого-то не хватало сил и он оставался в огне, также считалось, что бог Солнца (Ярило) нашел себе жертву. Так погибла Снегурочка.

А еще из тех времен и тех нравов дошло до нас слово «фармацевт». Сегодня так называют человека, который изготовляет лекарства. По гречески «фармак» означает лекарство. Однако, в Древней Греции словом «фармак» обозначали еще и преступника, осужденного на казнь. Если его казнь понималась не как его наказание, а как жертва богам, то в нем видели «лекарство», которое поможет умилостивить богов.

Но это уже то, что ученые, изучающие историю религий, называют «странная (парадоксальная) жертва». Такой, необычной жертвой, мог быть изгой-преступник. Но мог быть и царь. У некоторых африканских племен до сих пор считается, что царь должен именно так отвечать за беды в жизни своего народа. В царе они видят посредника между собою и людьми. Если боги карают весь народ бедами, значит, богам не по нраву глава этого народа – и он должен уйти… не на пенсию, нет, а прямо на костер.

Еще одна парадоксальная жертва – это ребенок. Чистый и невинный должен быть принесен в жертву для очищения грехов остального мира.

Много, очень много крови и людей и животных утекло по религиозным жертвенникам. Все это люди делали ради богов. Но однажды начала по миру распространяться весть о Боге, который сам себя приносит жертву ради людей. Эта история началась в ту самую, нулевую точку отсчета нашего календаря.

Самая парадоксальная жертва – это жертва Христа. Он незлобив и безгрешен как младенец. Он же - Царь Мира. Он – Создатель Своих судей и палачей. Он – и изгой, который всю жизнь скитался. Он стал подлинным лекарством для человечества.


Вопросы:

^ Что означает слово жрец?

Какая связь между жертвой и посвящением?

Может ли человек жертвовать себе самому?

Знаете ли вы рассказы о жертвоприношениях?


Урок 18-б ЖЕРТВА ХРИСТА

Мы говорили о том, как связаны подвиг и жертва. Говорили о том, что жертва – это свободный поступок. Говорили о том, что подвиг тем выше, чем ценнее то, от чего отказывается и чем жертвует подвижник.

А вот такая ситуация: у меня есть очень ценная вещь. Но я знаю, что вскоре неизбежно лишусь ее. И я ее дарю. Это великий поступок? Добрый, да. Но не великий. Ясно, могут быть и более высокие и чистые жертвы.

Конечно, самый высокий подвиг – это отдача своей жизни для спасения других людей… Но разве моя жизнь со мною – навсегда? Однажды я все равно расстанусь с ней. Может быть, в минуту расставания с моей жизнью я буду без сознания и даже не смогу понять, что происходит со мной. Я могу выпустить мою жизнь просто в никуда, так никому ее и не подарив, и все равно утратив.

Тот жил и умер, та жила

И умерла, и эти жили

И умерли; к одной могиле

Другая плотно прилегла.

Земля прозрачнее стекла,

И видно в ней, кого убили

И кто убил: на мертвой пыли

Горит печать добра и зла.

(Арсений Тарковский)

Люди смертны. Поэтому отдача человеком своей жизни означает жертву конечным остатком.

Вот если бы бессмертный человек отказался от своего бессмертия и ради помощи тому человеку, который сегодня рядом с ним, отказался бы от всех своих будущих веков – вот это была бы абсолютная жертва.

Именно таков был подвиг Иисуса Христа.

Бог – Тот Бог, чье имя пишется с заглавной буквы – решил открыть Себя для людей. Он независим от мира. Но Он решил выйти за пределы этой Своей независимости. Он решил, что боль созданных Им людей должна стать Его болью. Он свободен и недостижим. Он мог бы сделать так, чтобы никакие земные события не беспокоили Его. Но Бог не просто разум. Он не просто Создатель. Его главное имя и свойство – Любовь.

Человек может пройти мимо чужой беды. Он может сказать «мне никто не поручал заботиться о незнакомом чужаке». Зачем сладкую мечту о скорых каникулах портить видом чужой слезы? Никто и не заметит, если ты пройдешь мимо немощного и больного старичка в соседнем подъезде, никто не накажет… Даже наоборот, быть может, друзья отругают: «вместо того, чтобы, как и договорились, играть с нами, ты с каким-то стариком связался!».

Один из самых первых учеников Христа (его звали апостол Павел) очень точно сказал о любви: «любовь не ищет своего». Любовь ищет добра не для себя, а для другого. Любовь не продает, а дарит. Любовь не взвешивает выгоды. Любовь задает один вопрос: «Нужно?» и услышав «да», решает – «Бери!».

Другой ученик Христа (его звали апостол Иоанн) сказал, что «Бог есть любовь». Поэтому, создав людей, Бог не оставил их. Много, очень много страшных дел творили люди в своей долгой истории. В Библии даже однажды говорится, что «раскаялся Бог, что создал человека». И все равно Бог не оставил людей. Чтобы помочь нам, Он решил Сам стать человеком.

Ведь Бог свободен. Над Ним нет законов. Он может все. В том числе Он может стать тем, что не является Богом.

Никто не может запретить Богу: «Ты не должен сходить с Неба, и прикасаться к земле!». Христиане сами не претендуют на то, что они вполне понимают, как именно и что именно произошло в ту нулевую точку нашего календаря.

У слова понять две грани.

В одном отношении понять значит узнать, как именно что-то произошло.

Но в другом отношении человек считает, что он достиг понимания, если он осознает, ради чего что-то произошло. То есть наделяет это событие понятным ему смыслом.

Так вот, христиане не понимают, как именно Бог стал человеком, но понимают, зачем Он это сделал. Поскольку они не понимают первого, то называют Рождество чудом. Цель же этого чуда христиане видят в том, что Бог подарил людям свою любовь.

До рождения Христа на земле Его имя было простым – Бог. И вот Бог, создавший весь космос, Сам стал частью своего творения. И принял на Себя новое имя. Человеческое имя, вполне обычное в той стране, где Он родился. Теперь имя Бога стало – Иисус.

У Бога нет тела. Как нет тела у законов грамматики или математики. Как нет тела у мыслей и идей. Но теперь, когда Он стал Иисусом, у Него появилось обычное человеческое тело. Поэтому это чудо называют «воплощение» (от слова «плоть»).

То, что Он стал человеком, не означает, что Он перестал быть Богом. Все те свойства, что присущи Богу – в том числе свобода от земных законов – остались в Нем. Но кроме этого, Он стал еще и человеком. Божие всемогущество пронизало его человеческое тело и душу. Поэтому человек Иисус не мог умереть. Будучи соединенным с Богом, Он был бессмертен.

Но, оказывается, Бог пришел на землю и воплотился не для того, чтобы, странствуя по земле из столетия в столетие, поражать людей Своим бессмертием и чудесами. Бог пришел к людям, чтобы подарить Себя им. Он стал человеком, чтобы именно Свою человеческую жизнь раздать людям.

Людей (не только живших в том, первом веке, но и до него и после него, в том числе тех, кто живет сегодня, и тех, кто придут в мир после нас) – бесконечно много. И жизнь бессмертного Христа – тоже бесконечна. И вот эту свою бессмертную бесконечность Он превратил в дар, который Он пожертвовал не одному человеку, а всему бесконечному количеству людей. Христос отказался от бессмертной земной жизни. Он добровольно пошел на смерть ради людей.

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства.

И стал теперь как смертные. Как мы.

(Борис Пастернак)

Никто и никогда не отказывался от столь многого.

Были цари, которые добровольно отказывались от власти. Но как Бог, Христос владел не одной страной, а всем миром.

Были цари, которые добровольно принимали нищенский посох и суму. Но Христос в пыль земных дорог сошел не с земного трона, а с высочайшего – с трона Небесного Владыки.

Были люди, которые прятали свои заслуги и таланты. Но Христос в облике странника спрятал Свое Божье величие.

Были люди, которые раздавали свое имущество. Христос раздавал Самого Себя. Буквально. Он даже говорил – «пейте Мою кровь».

Любовь, которой жил и которую явил людям Христос, резала глаза. Так людям, привыкшим к сумраку, режет глаза яркий свет солнца. Люди Его убили. Но Он знал, что Его убьют. Он именно для этого и пришел в наш мир.

Он создал себе свою маму, чтобы родиться в ней. Он создал себе колыбельку, в которую Его положили после Его рождения на земле. Он создал Своих судей, вынесших Ему приговор. Он создал и крест, на котором Его повесили.

Тот, Кто мог всё, сделал Себя немощным. Он ничего на оставил Себе, даже Свою жизнь. Он все отдал. Другой такой столь свободной и столь безмерной жертвы не знает не только история, но даже мифы и сказки.

Поэтому подвиг Христа стал центром нашей истории и нашего летоисчисления.

Дар Христа был благодарно принят людьми. Значит, этот дар был нужен людям.

А что же нужно людям? Человек сложен и поэтому нужно ему многое.

Есть дары, которые нужны желудку. Например, молоко или хлеб.

Есть дары, которые нужны ногам. Эти дары можно надеть на ноги.

Есть дары, которые радуют глаза. Нет, это не очки. Это красота. Глаза радует красота природы или картины, лицо дорогого человека.

Есть дары для памяти. Чем больше стихов и формул запомнит ребенок – тем больше он сможет запомнить в будущем. Вы сейчас учите стихи не для того, чтобы помнить их всю жизнь. Просто если вы не овладеете искусством памяти сейчас, в будущем вы не сможете запомнить такие подробности, от которых может зависеть ваша жизнь. Вы можете представить себе разведчика с плохой памятью? Невесту, которая не помнит, как она познакомилась со своим женихом? А как неприятно, если ты забыл дату рождения своего друга или ребенка… И очень неприятно, если неразвитая память не смогла удержать в себе обозначения знаков дорожного движения.

Есть дары для ума. Например, головоломка или учебник.

Есть дары для сердца. Одним из таких даров являются слезы. Нет, если это слезы от того, что палец прищемило дверью, то это не сердечный дар. Но если это слезы сочувствия беде другого человека – то сочувствующее сердце оживает. Именно сочувствуя другому человеку, я сам становлюсь человеком. Потому что становлюсь человечнее.

Дар, который принес Христос, нужен для души.


Вопросы:

В чем проявляет себя любовь?

Что значит слово «воплотился»?

Был ли Христос до своего рождения?

Почему подвиг Христа - самый высокий?


Урок 31 Фарисеи

Предпринятое нами путешествие в мир души – это путешествие в мир свободы. Мы видели, как много зависит от решения самого человека. Любить или ненавидеть. Простить или мстить. Подарить или отнять.

Мы видели, что человек может менять себя. К сожалению, он может менять себя даже в худшую сторону. Однажды полученная «пятерка» не гарантирует своего повторения на следующем уроке. Человек может забыть свою любовь. Может перестать радоваться своей вере. Может перестать ценить дружбу. Однажды достигнутый добрый результат может быть утрачен. Это как в езде на велосипеде: перестаешь крутить педали – и скорость падает, падает, падает… До обвала.

Такое бывает и у религиозных людей. Вроде встрепенулась душа, захотела подвига. Даже что-то доброе сделала. И свет на секунду в ней вспыхнул. Но новых усилий человек уже не прилагал. А старые отчего-то перестали радовать душу. Успокоился человек. Поставил сам себе хорошую оценку. Душа затихла. Заснула. Замолчала. Язык уже привык говорить слова о любви, надежде, вере. Но сердце на эти слова отчего-то уже не откликается. Слова становятся пустыми, не подтвержденными ни добрыми делами, ни горячностью сердца.

На наших уроках приводились слова пророка Михея о священниках, которые учат за плату. Речь идет о священниках, к которым люди обращались за советами («скажи, что значит мой сон?»; «будет ли угодно Богу, если я поеду за море?»; «не будет ли нарушением заповеди, если я поступлю вот так?»). Священники же за беседу с человеком требовали с него денег. Мол, хочешь узнать волю Бога – заплати мне.

Оказалось, что Бог ненавидит таких дельцов, а отнюдь не открывает через них людям Свою волю.

Но откуда же взялись такие ложные служители Бога? Тут мы можем сделать еще одно открытие о жизни нашей души: оказывается, человек может обманывать даже самого себя.

Человек может считать себя поэтом – а на самом деле он просто переводит бумагу. Человек может считать, что он искренне любит – а на самом деле он не любит другого человека, но просто пользуется им. Человек может считать себя хорошим другом – но просто еще не пришло время для испытания этой дружбы.

А еще он может считать себя христианином и вообще глубоко верующим человеком. Но как ежедневное посещение курятника не превращает человека в цыпленка, так и ежедневное посещение храма не делает из него христианина. Камень может лежать на дне реки, но при этом так и не стать частью ее потока. Вода просто обтекает его: внутри он остается сухим.

Надеть белый халат и стать врачом – это совсем не одно и то же. Взять в руки указку и школьный журнал не значит стать учителем. Можно повесить на себя крестик и поставить дома иконку. Но эти предметы не сделают человека христианином, если не произошла перемена в его образе мысли и любви.

Подмена внутреннего подвига внешними украшениями и знаками называется «фарисейство».

Незадолго до рождения Христа в его стране (Израиле) появились люди, которые себя называли «чистыми» («фарисеями»). Они старались соблюдать все заповеди Бога и требовали, чтобы и остальные также жили по ним. Народ сначала их очень уважал. Но в ту пору Израиль был захвачен Римской Империей. И вот однажды во время конфликта между евреями (именно этот народ жил и живет в Израиле) фарисеи позвали на помощь римскую оккупационную армию. Народ расценил это как подлость, и с той поры слово «фарисей» стало почти ругательным.

Именно фарисеи привели ко Христу ту женщину, которую они намеревались казнить.

Христос о фарисеях сказал очень жестко: «Горе вам, фарисеи и лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, фарисеи и лицемеры, что оставили важнейшее: милость и веру. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, фарисеи и лицемеры, что очищаете внешность чаши, между тем как внутри она полна хищения и неправды. Горе вам, фарисеи и лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».

Фарисеи говорили добрые слова и призывали к добру. Поэтому Христос сказал Своим ученикам о фарисеях: «Всё, что они велят вам, делайте». Но в реальной жизни фарисеи очень часто поступали немилосердно, и потому Христос продолжил: «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».

Фарисеев легко увидеть и сегодня. А еще легче самому стать фарисеем. Быть верующим еще не значит быть добрым. Даже среди учеников Христа, людей, которые, конечно, были верующим, порой были недобрые отношения между собой, отчего апостол Павел должен был горько предостеречь: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

Когда человек учится водить машину – ему полезно посмотреть на кладбище разбитых автомобилей. Тогда он будет внимательнее относиться к правилам дорожного движения. Точно также при начале церковной жизни полезно заранее знать, что и на этом пути бывают падения. И еще более полезно увидеть, какими бывают сорвавшиеся души.

Не все люди, назвавшие себя христианами, стали таковыми. Не все из ставших христианами остались ими до конца. И не все христиане стали добрыми людьми. Тот, кто смог в течение всей своей жизни сочетать веру и любовь, стал святым. История помнит множество святых и еще большее количество несостоявшихся христиан. Даже очень плохих христиан и фарисеев стоит помнить –чтобы сказать себе: «Вот таким я не позволю себе стать!». При виде фарисея христианин может вздохнуть в сердце своем: «Господи, прости его и не допусти мне стать таким же!»

Но тут стоит вновь сказать: свобода человека столь глубока, что даже фарисей может однажды очнуться. В книгах, написанных христианскими святыми, очень много говорится именно об этом: как вернуть однажды потерянную живую веру, как каменной статуе вновь превратиться в человека.

Несколько рецептов:

1. Хочешь научиться любить – начни творить дела любви. Помогай людям, пусть даже поначалу без искреннего сострадания им. Но со временем твои добрые дела растопят льдинку в твоем же сердце.

2. Не хвали себя сам. Например, не называй себя «я глубоко верующий человек».

3. Когда доброе дело кажется огромным, трудным и неисполнимым, начни с маленьких и посильных шагов. Тут уместна русская поговорка: «глаза боятся – а руки делают». И еще - одна древняя притча: Послал однажды отец своего сына прополоть поле. "Вот тебе еды на неделю, - напутствовал отец, - через неделю я проверю". Сын приходит на место, видит: поле без конца и края, не то что за неделю, но и за год никак не управиться. Расстроился он, расстелил свой плащ и уснул. Так и жил, ничего не делая. Через неделю приходит отец, видит: поле даже не начато. "Я бы ничего и не смог сделать, зачем стараться, - оправдывается сын". "Милый мой, - ответил отец, - если бы ты каждый день возделывал ровно столько, сколько занимает на земле плащ, на котором ты спал, - уже этим оправдался бы передо мной. Но ты не пошевельнул даже пальцем..."

ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-respublika-bashkortostan-raspolozhena-v-yuzhnoj-chasti-uralskih-gor-i-ravnin-preduralya.html
ustojchivie-sravneniya-s-kolorativnim-komponentom-v-anglijskom-i-russkom-yazikah-10-02-20-sravnitelno-istoricheskoe-tipologicheskoe-i-sopostavitelnoe-yazikoznanie.html
ustojchivoe-razvitie-chelovechestva.html
ustojchivoe-razvitie-territorialnoe-planirovanie-generalnij-plan-gorodskoj-okrug-celi-i-zadachi-territorialnogo-planirovaniya-perechen-meropriyatij-po.html
ustojchivoe-vegetativnoe-sostoyanie-inner-dreambody-work.html
ustojchivost-i-strategii-rossijskih-fondov-mestnih-soobshestv-otchet-ob-issledovanii-rossijskih-fondov-mestnih-soobshestv.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyazatelnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-v-abramova.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predposilki-lichnoj-genialnosti-stranica-9.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-formirovanie-karen-prajor.html
  • report.bystrickaya.ru/kandidati-v-zakon.html
  • education.bystrickaya.ru/2-obshaya-struktura-windows-prilozheniya-konspekt-lekcij-po-uchebnoj-discipline-operacionnie-sistemi-sredi-i-obolochki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/svojstva-stroitelnih-materialov.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-ob-analize-vipolneniya-reshenij-vvuio-soderzhanie-1-rol-pravitelstv-i-vseh-zainteresovannih-storon-v-sodejstvii-primeneniyu-ikt-v-celyah-razvitiya-c1-4-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-terapii-stranica-7.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shabashov-a-p-lisyakov-a-g-mostovie-krani-obshego-naznacheniya-5-e-izd-pererab-i-dop.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-biologii-dlya-6-klassa-sostavlena-na-osnove-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-biologii-primernoj-programmi-po-biologii-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-i-programmi-po-biologii-avtori-i.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandr-vasilevich-okorokov-stranica-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/otsutstvie-dolzhnogo-ucheta-soobrazhenij-ekologicheskoj-ustojchivosti-vklyuchaya-svyaz-mezhdu-problemoj-nisheti-i-okruzhayushej-sredoj-v-soglasovannih-na-mezhdunarodnom-urovne-celyah-v-oblasti-razvitiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-istorii-srednih-vekov-30-chasov-po-umk-agibalova-e-v-donskoj-g-m-istoriya-srednih-vekov-prosveshenie-2009g-n-i-chebotareva-rabochie-programmi-po-istorii-5-11-klassi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/651znachenie-pki-i-pmi-dlya-prilozhenij-elektronnogo-zdravoohraneniya-bezopasnost-v-elektrosvyazi-i-informacionnih-tehnologiyah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-23-iyunya-vtornik-8-30-10-1-5-registraciya-uchastnikov-konferencii-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostav-tabachnogo-dima-normalnaya-kultura-nenormalnih-lyudej-4-chto-takoe-alkogol-5-posledstviya-upotrebleniya-alkogolya-9.html
  • education.bystrickaya.ru/3-drst-3sh-5-drs-6-drst-3sh-9-drst-2sh-10-drst-3sh-12-drs-13-drs-14-drst-2sh.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istochniki-razrabotki-kompleksnoj-sistemi-obespecheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-naseleniya-pervij-etap-g-abakan.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmetnoe-soderzhanie-gramotnosti-chteniya-hudozhestvennih-tekstov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-2008-g-trebovaniya-k-kandidatam-na-poluchenie-diploma-vhtennogo-mehanika-morskih-sudov.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhenitba-v-minneapolise-stranica-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arsenal-oruzhiya-i-boepripasov-najden-v-chastnom-dome-vo-vladikavkaze-monitoring-po-teme-legalizaciya-ks-internet-25-31.html
  • university.bystrickaya.ru/figdor-g-f-49-deti-razvedennih-roditelej-mezhdu-travmoj-i-nadezhdoj-psihoanaliticheskoe-issledovanie-stranica-9.html
  • holiday.bystrickaya.ru/muk-dobrinskaya-cmb-o-provedenii-zaprosa-kotirovok.html
  • composition.bystrickaya.ru/pokazateli-ed-izm-socialno-ekonomicheskoe-polozhenie-karachaevo-cherkesskoj-respubliki.html
  • turn.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-obespecheniya-oborudovaniem-nauchnoj-biblioteki-gagu-koncepciya-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/45-pamyati-dobrolyubova-nikolaj-alekseevich-nekrasov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krizis-kak-eto-delaetsya-starikov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/paranojyalnij-chelovek-rabotaet-vsyu-zhizn-egides-arkadij-petrovich.html
  • institute.bystrickaya.ru/fond-ocenochnih-sredstv-dlya-provedeniya-promezhutochnoj-attestacii-obuchayushihsya-po-discipline.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5temi-prakticheskih-i-seminarskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080502-65-ekonomika-i.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-3-parnij-regressionnij-analiz-metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline.html
  • college.bystrickaya.ru/11osnovnie-ponyatiya-strukturi-serdca-diplomnaya-rabota.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolshie-turniri-razdacha-nagrad-istoriya-ricarstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.