.RU

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Обучение сочинению-эссе»


Урок русского языка в 9 классе по теме:

«Обучение сочинению-эссе»

Цель: 1. познакомить с жанром эссе; учить умению видеть особенности этого жанра, отличать его от других;

2. Расширить кругозор учащихся;

3. Развитие творческих способностей: написание сочинения-эссе.


Сегодня у вас необычный урок – урок творчества. Он предполагает, что вы творчески подойдёте к выполнению заданий, предложенных вам.

Итак, начинаем!

Перед каждым из вас лист бумаги. Он белый, чистый – страшно написать на нём первое слово. Почему? (высказывания ребят).

А это первое слово должно быть выстрадано вами. Какое оно будет? Получится или нет? Чаще всего эти вопросы возникают, когда нужно написать сочинение на предложенную тему. Иногда на такую, которая вас вовсе не интересует. Как же быть? (ваши предположения).

- Какие же советы дают нам писатели? (Русская речь. 8-9 классы. С.12. Упр . 14)

- Итак, настроим себя, для кого вы будете писать.

Возникает другой вопрос: в какой форме?

Что вы об этом знаете? (типы речи: повествование, описание, рассуждение)

На доске: 1. Тезис

2. Аргументы

3. Вывод

Посмотрите на доску, для какого типа речи присуща данная схема? (рассуждение)

На письменном экзамене по русскому языку вам будет предложено написать изложение с элементами сочинения. Чаще всего вопрос, предложенный для сочинения – это доказательство какого-либо суждения, т.е. сочинение-рассуждение.

Этот тип речи может быть представлен разными жанрами:

  1. Рецензия (анализ данного текста, особенности его построения, выразительные средства)

  2. Очерк (портретный, проблемный, исторический) – рассказ о человеке, явлении, событии.

  3. Эссе.

- О каком жанре вы слышите впервые? (эссе).

Именно с ним мы сегодня и познакомимся.

Запись в тетрадь. ^ Эссе – из французского «попытка, проба»

Уже по переводу, что можно сказать об этом жанре? В эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.

Разберёмся с понятием. Что такое ассоциация? (работа со словарём)

В словаре 2 значения. Какое нужно нам? (2-е: связь между отдельными представлениями , при которой одно из этих представлений называет другое по сходству.

Каковы же признаки эссе? (запись в тетрадь)

  1. Небольшой объём.

  2. Конкретная тема.

  3. Открытое личностное её осмысление, свободная композиция, парадоксальность и афористичность, разговорная интонация и лексика.



Объясним, что такое парадоксальность и афористичность.(работа со словарём) Можете вспомнить рассказ В.Г.Короленко «Парадокс»

Парадокс – странное мнение, расходящееся с общепринятым, а также мнение противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу.

Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

На доске:

Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении.

(О.Ванштейн, литературовед)

А чтобы заставить думать, нужно и самому учиться создавать эти ассоциации.

Но сначала обратимся к японской писательнице 11 века Сей Сенагон –основоположнице эссе в литературе Востока. ( распечатки из книги Карнаух с.280-281). Чтение ассоциативных рядов, их осмысление.

Давайте попробуем и мы создать небольшие фрагменты, по типу японских данов, используя приём ассоциации. Задания по группам.

  1. То, что близко, хотя и далеко…

  2. То, что прекрасно…

  3. То, что вызывает уверенность…

Анализ миниатюры Вл. Янушевского «Струя» (распечатки из кН. Карнаух с.282)

Чтение стихотворения( наизусть 1 подготовленный заранее ученик) Т.Снежиной «Детство». Использует ли автор ассоциации?(анализ стихотворения учащимися)

Чаще всего эссе по форме представляют собой рассуждение-размышление. Поэтому в нем используются такие речевые приёмы:

  1. Вопросительно-ответная форма изложения

  2. Цепь вопросов

  3. Именительный представления

  4. Параллельный способ связи предложений

  5. Ряды однородных членов предложений

  6. Вводные слова и предложения.( запись в тетрадь)



Вы должны знать, что об одном и том же нельзя писать одинаково. Сравним 2 эссе на одну и ту же тему «Музыка» (Карнаух с.238-239) Чтение, анализ. Что волнует авторов?

А теперь подумаем, можно ли написать о чём-то, если вы не знаете то, о чём вы пишите? Например, я вам предложу тему описать улицы Москвы. Вы сможете? Почему? (самое главное, вы должны знать, о чём пишите, проникнуться этой темой)

Итак, сделаем вывод. Как же написать эссе?

А теперь упорядочим ваши высказывания.

  1. Нужно построить цепочку ассоциаций;

  2. Выстроить их в том порядке, в котором вы себе это представляете;

  3. Постараться поделиться ими с кем-то.



Итак, я даю вам несколько тем.

  1. Моя малая родина (лучшие сочинения примут участие в конкурсе по этой теме)

  2. Детство

Выбирайте и пробуйте. Сочинение должно быть небольшим. Может возникнуть проблема чистого листа. Почертите на нём. Напишите несколько незначащих фраз: не так страшно?! Тогда вперёд.


Завершается урок чтением и обсуждением миниатюр. (оцениваются все миниатюры и детьми и учителем в таблице мониторинга) Дома дорабатываются работы, которые получили замечания, оценки за них будут выставлены позднее.

Д.з. Найти в учебнике текст-эссе, доказать.


Литература:

  1. Никитина Н.И. Русская речь. 8-9 класс. М.: Просвещение, 2003 г.

  2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах.- М.: Просвещение,2000

  3. Карнаух Н.Л. письменные работы по литературе. 9-11кл. / Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина.- М.: Дрофа, 2002



Мясникова Т.А.,учитель русского языка и литературы

МОУ «Нахвальская СОШ»

v-1986-1988-gg-hanter-s-tompson-znamenitij-avtor-straha-i-otvrasheniya-v-las-vegase-vel-ezhenedelnuyu-kolonku-v-san-francisco-examiner-stati-sobrannie-p-stranica-26.html
v-1986-1988-gg-hanter-s-tompson-znamenitij-avtor-straha-i-otvrasheniya-v-las-vegase-vel-ezhenedelnuyu-kolonku-v-san-francisco-examiner-stati-sobrannie-p-stranica-5.html
v-1991-godu-zakonchila-karagandinskuyu-srednyuyu-specializirovannuyu-muzikalnuyu-shkolu-internat-poluchila-kvalifikaciyu-artist-orkestra.html
v-1996-godu-iz-10041-podsudimogo-bilo-osuzhdeno-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata.html
v-1998-godu-znamenitij-matematik-dzhon-konvej-poradoval-lyubitelej-elementarnoj-geometrii.html
v-2002-godu-diplomami-minobrazovaniya-rossii-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-za-2002-2006-godi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-lichnosti-g-sankt-peterburg-vzhizni-net-inogo-smisla-krome-togo-kakoj-chelovek-sam-pridaet-ej-raskrivaya.html
  • literature.bystrickaya.ru/demograficheskaya-obstanovka-v-zapadno-sibirskom-ekonomicheskom-rajone-chast-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-logika-specialnost.html
  • control.bystrickaya.ru/dexamethasone-tobramycin-atc-kod-s01ca01-spravochnikt-e-prednaznachen-za-lekari-zbolekari-farmacevti-i-studenti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vii-fedor-mihajlovich-dostoevskij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-iyunya-2009-g-n-36-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-obshegosudarstvennogo-klassifikatora-respubliki-belarus-okrb-011-2009-specialnosti-i-kvalifikacii-stranica-23.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sofisti-krizis-gosudarstva-i-vospitanie-chast-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/opredelenie-vstavok-i-propuskov-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-zuchaemie-voprosi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-realizaciya-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-ou-obrazovatelnieprogrammi-istupen-1-4-klassi-bazovaya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravila-zaklyucheniya-trudovih-dogovorov.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-psihologiya-segodnya-materiali-h-regionalnoj-studencheskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/veselovskoe-vodohranilishe-yu-i-rekov-zav-lab-kand-biol-nauk.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-televizionnij-konkurs.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-polyarnih-issledovanij-v-mirovoj-sisteme-dannih-konferencii-po-sozdaniyu-programmi-mezhdunarodnogo-polyarnogo.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-proverki-celevogo-i-effektivnogo-ispolzovaniya-byudzhetnih-sredstv-videlennih-otdelu-pravitelstva-rd-po-podgotovke-zon-vodohranilish-gidroelektrostancij-v-2008-2009-godah-3-otchet-stranica-8.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zadanie-25-rabota-so-stilyami-sozdanie-stilya-kopirovanie-stilej-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-13-zdorove-i-funkcionalnoe-sostoyanie-organizma-organizaciya-ohrani-zdorovya-naseleniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2014-2015-uchebnij-god-annotaciya-k-rabochej-programme-po-istorii-5-kl-predmet.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-4-effektivnost-ispolzovaniya-zakuplennogo-otchet-po-dogovoru-14-741-36-0007-ot-16-avgusta-2010g.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-gorodskoe-samoupravlenie-cikl-gos-vpo-ds-ds-11-vhodit-v-chislo-specialnih-disciplin-vuzovskogo-komponenta-k-sleduyushim-obrazovatelnim-professionalnim-programmam-podgotovki-specialistov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazki-po-komicheskim-risunkam-skazki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-psihologiya-razvitiya-vozrastnaya-psihologiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/muzikalnij-konkurs-pesnya-o-matematike-pesnya-na-motiv-ostrov-nevezeniya-v-okeane-est.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mgu-im-m-v-lomonosova-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-po-specialnostyam-menedzhment-igosudarstvennoe-upravlenie-aspekt-press-moskva-2002.html
  • credit.bystrickaya.ru/opublikovano-v-sbornike-statej-nauka-o-nauke-izdannom-v-anglii-v-1964-g-i-vipushennom-v-1966-g-na-russkom-yazike-m-progress-etot-sbornik-kuda-voshli.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-24-fevralya-2011-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ocenka-effektivnosti-investicionnih-proektov-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5protokol-igmp-uchebnoe-posobie-chast-pervaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-i-sozdanie-stoimosti-novogo-tovara-chast-4.html
  • books.bystrickaya.ru/dva-filosofskih-vvedeniya-v-dvadcat-pervij-vek-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-v-usloviyah-perehoda-na-dvuhurovnevuyu-sistemu-vpo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-po-napravleniyu-podgotovki-diplomirovannih-specialistov-060000-080100-specialnosti-ekonomiki-i-upravleniya-po-specialnosti-060800.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/silovie-linii-rossijskoj-torgovli-planirovanie-meropriyatij-marketinga-na-predpriyatiyah-roznichnoj-torgovli-roznica.html
  • spur.bystrickaya.ru/kto-znaet-pust-prodolzhaet-kniga-prednaznachena-dlya-logopedov-vospitatelej-detskih-sadov-uchitelej-nachalnoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.