.RU

Уровень восприятия художественного рассказа и степени сформированности читательских умений - страница 4




Итак, учащиеся, прошедшие обучение по программе «Литература», обладают более высоким уровнем литературного развития, поскольку они овладели системой литературно-творческих умений, что проявляется в том, что


^ 4.5. Мотивация  читательской  и литературно-творческой деятельности младших школьников

Проверка сформированности и осознанности мотивов читательской и литературно-творческой деятельности проводилась с использованием полупрожективной методики незаконченных предложений.

Учащимся предлагалось дополнить следующие предложения.

1. На уроке литературы я стараюсь ...

2. На уроке литературы мне нравится ..., потому что ...

3. Я хочу, чтобы на уроке литературы ...

4. Я изучаю литературу для того, чтобы ...

5. Быть хорошим читателем – это значит ...

6. Писать сочинение мне..., потому что...

Для обработки полученных результатов была взята за основу классификация мотивов М.В.Матюхиной (124, с. 23-24). С целью учета специфики читательской деятельности в группе мотивов, связанных с содержанием обучения, были выделены две подгруппы: эстетические и познавательные мотивы. Мотивы, связанные с процессом обучения, мы назвали деятельностными. При обработке данных учитывалось число указаний на определенный мотив при формулировании каждого из предложений. Ответы суммировались и определялось ранговое место данного мотива. Количественные данные приведены в таблицах 21, 22.

Таблица 21

Структура мотивации читательской деятельности младших школьников


Мотивы

Количество указаний на данный мотив в %

Программа «Литература»

Программа «Литературное чтение»

Я стараюсь…

Мне нравится…

Я хочу…

Я изучаю литературу…

Быть хорошим читателем…

Я стараюсь…

Мне нравится…

Я хочу…

Я изучаю литературу…

Быть хорошим читателем…

Эстетические

46

1




40

64

1

4




4

11

-понять смысл произведения

28







24

16

1










5

- понять писателя

4

1







28













2

- понять подтекст

3

























2

- читать вдумчиво













10
















-выразить свои чувства

4







3



















- передавать чувства героев и автора в чтении

4







3

1




4










- воображать

3




























-научиться общаться










1













1




- лучше понимать людей

























1




- получать удовольствие










3













1




-стать хорошим читателем










3



















-любить книги










3

9










1

3

Познавательные

10

4

4

71

48

16

7

2

64

40

- много знать

7

4

1

40

4

14

7




36

15

- узнавать новое о писателях

2




3

21










2

8

1

- познакомиться с новыми книгами

1




























-запоминать текст
















2













-знать, как пишутся слова

























15

2

-знать больше слов

























2




-прочитать больше книг










9

27










3

19

- знать все о литературе













12
















-познать художественную литературу










1

1
















-ходить в библиотеку













4













3

^ Мотивация процессом деятельности

75

59

27

3

1

26

15

88




2

-отвечать на вопросы

52

16










23

5










- думать, размышлять

4

17

4

3

1

2




25




1

-больше читать

18




9







1




47







-писать сочинения

1

6













1










-слушать других




1













2










-пересказывать



















5

6




1

-читать по ролям




3

2










1










- разгадывать кроссворды






















9







- рисовать




6

1







1

1










-































-анализировать стихи




4

4






















-составлять сценарии




6

7






















Саморазвитие

1

5




32

14










19

20

- стать умным










13

6










13

13

-быть добрым




























2

-быть хорошим













1










1

1

-быть интересным

























1




- быть грамотным










1

6













3

-быть образованным




























1

- быть культурным










7



















-развиваться душевно










1



















-знать самого себя

























1




-развивать речь

1

3




10

1










2




-развивать память

























1




-выражать свою точку зрения




2

























Самоопределение










8













11




- пригодится в жизни

























6




- поступить в институт

























1




-стать писателем










1













2




- понять, как жить










7













1




-стать рабочим

























1




Узколичные

7

3




1




43

5

2

83




- получать «пятерки»

7

3




1




42

5

2

83




-отвечать первым
















1













^ Избежание неприятностей

1




4







16




11







-не допускать ошибок при чтении
















4













-не баловаться
















8













- не получать «двойки»































-не учить стихи







4













1







-не следить по книге






















7







-чтобы не спрашивали

1













4




3








Таблица 22

Ранговое место различных мотивов в системе мотивации младших школьников

Мотивы

Программа «Литература»

Программа «Литературное чтение»

Ранговое место

Число

указаний

Ранговое место

Число

указаний

Деятельностные

1

165

1

131

Эстетические

2

151

6

14

Познавательные

3

137

2

129

Саморазвитие

4

52

4

39

Узколичные

5

11

3

61

Самоопределение

6

8

7

11

Избежание неприятностей

7

5

5

27

va-firsov-plan-osnovnih-meropriyatij-administracii-goroda-volgodonska-na-3-kvartal-2011-goda-pervoocherednie-zadachi.html
va-kizel-ogromnoj-sozidatelnoj-rabotoj-bil-otmechen-minuvshij-1951-god-v-sovetskoj-strane-vo-vseh-ugolkah.html
va-lopatina-materiali-tretego-sibirskogo-seminara-po-neprerivnomu-bibliotechnomu-obrazovaniyu.html
va-stebakov-aa-muravyov-od-mesheryakov-vn-naumkin-nauchnihrabo-t.html
va-zhukovskij-1-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
vabramovich-metafizika-i-kosmologiya-uchyonogo-nikoli-tesli-yu-v-mazurin-nikola-tesla-slavyanskij-genij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/propagandistskie-batalii-superderzhavi-xx-veka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskaya-gazeta-moskva-238-20112008-spaslis-v-zimove-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-discipline.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/administraciya.html
  • education.bystrickaya.ru/21-obshee-ustrojstvo-obuchayushaya-programma-po-discipline-organizaciya-evm-i-sistem.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-11-osnovi-teorii-kommunikacii-celi-i-zadachi-disciplini-cel-kursa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenam-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-05-biologiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-i-struktura-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-volgogradskoj-oblasti-do-2025-goda-koncepciya-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-stranica-10.html
  • literature.bystrickaya.ru/dmitrievskaya-liliya-obmanivaya-vozrast-praktika-omolozheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/internet-v-rossii-chast-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-prave-na-dostup-k-informacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/352-s-koval-ksp.html
  • learn.bystrickaya.ru/etot-divnij-gi-mir-aspartama-produkti-kotorie-mi-vibiraem-nikitin-sergej-vasilevich.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-koptevo-chast-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/matematicheskie-modeli-estestvoznaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-a-batyaev-i-dr-b-m-ravnovesie-2008-rezhim-dostupa-sistema-konsultantplyus-stranica-18.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izuchenie-motivov-professionalnoj-deyatelnosti-sotrudnikov-ovd-uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2008-psihologicheskoe.html
  • credit.bystrickaya.ru/pod-znakom-de-sossyura-viktor-aronovich-mazin.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachalnaya-shkola-stranica-16.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dinamika-vospriyatiya-prekrasnogo-v-zapadnoevropejskoj-kulture-chast-15.html
  • credit.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-raboti-integrirovannih-zanyatij-po-razvitiyu-rechi-i-izo-deyatelnosti-dlya-detej-rannego-vozrasta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-venok-shopenu-organizovannij-novgorodskoj-oblastnoj-obshestvennoj-organizaciej-.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novatorskij-podhod-k-metodike-obucheniya-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • turn.bystrickaya.ru/pererabotka-tomatov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-soobshenij-o-ssv-prihoditsya-na-strani-zapadnoj-kulturi-g-v-oformlenie-v-osipyana-rendlz-d-r39-paranormalnie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-metodi-provedeniya-issledovaniya-sistem-upravleniya-metodicheskie-ukazaniya-po-kursu-issledovanie-sistem-upravleniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-90-platelshiki-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-stranica-13.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-vzyata-iz-biblioteki-sajta-stranica-23.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utverzhdena-rektor-gou-vpo-krasgma-im-prof-v-f-vojno-yaseneckogo-roszdrava.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-odinnadcat-dzh-edvard-griffin-mir-bez-raka-istoriya-vitamina-v17-preduprezhdenie-cel-etoj-knigi-sostoit.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ne-tolko-voleyu-sudbi-k-vlasti-prishedshij-kniga-vtoraya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-nastoyashee-uchebnoe-posobie-koncentriruet-vnimanie-na-odnom-iz-vazhnejshih-aspektov-missii-biologii-v-sovremennom.html
  • student.bystrickaya.ru/150400-62-02-metallurgiya-cvetnih-metallov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/okonnij-blok-s-razdelnim-perepletom-framugami-i-fortochkami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.