.RU

Уровень восприятия художественного рассказа и степени сформированности читательских умений - страница 4




Итак, учащиеся, прошедшие обучение по программе «Литература», обладают более высоким уровнем литературного развития, поскольку они овладели системой литературно-творческих умений, что проявляется в том, что


^ 4.5. Мотивация  читательской  и литературно-творческой деятельности младших школьников

Проверка сформированности и осознанности мотивов читательской и литературно-творческой деятельности проводилась с использованием полупрожективной методики незаконченных предложений.

Учащимся предлагалось дополнить следующие предложения.

1. На уроке литературы я стараюсь ...

2. На уроке литературы мне нравится ..., потому что ...

3. Я хочу, чтобы на уроке литературы ...

4. Я изучаю литературу для того, чтобы ...

5. Быть хорошим читателем – это значит ...

6. Писать сочинение мне..., потому что...

Для обработки полученных результатов была взята за основу классификация мотивов М.В.Матюхиной (124, с. 23-24). С целью учета специфики читательской деятельности в группе мотивов, связанных с содержанием обучения, были выделены две подгруппы: эстетические и познавательные мотивы. Мотивы, связанные с процессом обучения, мы назвали деятельностными. При обработке данных учитывалось число указаний на определенный мотив при формулировании каждого из предложений. Ответы суммировались и определялось ранговое место данного мотива. Количественные данные приведены в таблицах 21, 22.

Таблица 21

Структура мотивации читательской деятельности младших школьников


Мотивы

Количество указаний на данный мотив в %

Программа «Литература»

Программа «Литературное чтение»

Я стараюсь…

Мне нравится…

Я хочу…

Я изучаю литературу…

Быть хорошим читателем…

Я стараюсь…

Мне нравится…

Я хочу…

Я изучаю литературу…

Быть хорошим читателем…

Эстетические

46

1




40

64

1

4




4

11

-понять смысл произведения

28







24

16

1










5

- понять писателя

4

1







28













2

- понять подтекст

3

























2

- читать вдумчиво













10
















-выразить свои чувства

4







3



















- передавать чувства героев и автора в чтении

4







3

1




4










- воображать

3




























-научиться общаться










1













1




- лучше понимать людей

























1




- получать удовольствие










3













1




-стать хорошим читателем










3



















-любить книги










3

9










1

3

Познавательные

10

4

4

71

48

16

7

2

64

40

- много знать

7

4

1

40

4

14

7




36

15

- узнавать новое о писателях

2




3

21










2

8

1

- познакомиться с новыми книгами

1




























-запоминать текст
















2













-знать, как пишутся слова

























15

2

-знать больше слов

























2




-прочитать больше книг










9

27










3

19

- знать все о литературе













12
















-познать художественную литературу










1

1
















-ходить в библиотеку













4













3

^ Мотивация процессом деятельности

75

59

27

3

1

26

15

88




2

-отвечать на вопросы

52

16










23

5










- думать, размышлять

4

17

4

3

1

2




25




1

-больше читать

18




9







1




47







-писать сочинения

1

6













1










-слушать других




1













2










-пересказывать



















5

6




1

-читать по ролям




3

2










1










- разгадывать кроссворды






















9







- рисовать




6

1







1

1










-































-анализировать стихи




4

4






















-составлять сценарии




6

7






















Саморазвитие

1

5




32

14










19

20

- стать умным










13

6










13

13

-быть добрым




























2

-быть хорошим













1










1

1

-быть интересным

























1




- быть грамотным










1

6













3

-быть образованным




























1

- быть культурным










7



















-развиваться душевно










1



















-знать самого себя

























1




-развивать речь

1

3




10

1










2




-развивать память

























1




-выражать свою точку зрения




2

























Самоопределение










8













11




- пригодится в жизни

























6




- поступить в институт

























1




-стать писателем










1













2




- понять, как жить










7













1




-стать рабочим

























1




Узколичные

7

3




1




43

5

2

83




- получать «пятерки»

7

3




1




42

5

2

83




-отвечать первым
















1













^ Избежание неприятностей

1




4







16




11







-не допускать ошибок при чтении
















4













-не баловаться
















8













- не получать «двойки»































-не учить стихи







4













1







-не следить по книге






















7







-чтобы не спрашивали

1













4




3








Таблица 22

Ранговое место различных мотивов в системе мотивации младших школьников

Мотивы

Программа «Литература»

Программа «Литературное чтение»

Ранговое место

Число

указаний

Ранговое место

Число

указаний

Деятельностные

1

165

1

131

Эстетические

2

151

6

14

Познавательные

3

137

2

129

Саморазвитие

4

52

4

39

Узколичные

5

11

3

61

Самоопределение

6

8

7

11

Избежание неприятностей

7

5

5

27

va-firsov-plan-osnovnih-meropriyatij-administracii-goroda-volgodonska-na-3-kvartal-2011-goda-pervoocherednie-zadachi.html
va-kizel-ogromnoj-sozidatelnoj-rabotoj-bil-otmechen-minuvshij-1951-god-v-sovetskoj-strane-vo-vseh-ugolkah.html
va-lopatina-materiali-tretego-sibirskogo-seminara-po-neprerivnomu-bibliotechnomu-obrazovaniyu.html
va-stebakov-aa-muravyov-od-mesheryakov-vn-naumkin-nauchnihrabo-t.html
va-zhukovskij-1-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
vabramovich-metafizika-i-kosmologiya-uchyonogo-nikoli-tesli-yu-v-mazurin-nikola-tesla-slavyanskij-genij.html
  • report.bystrickaya.ru/kanashkova-t-a-shaban-zh-g-chernoshej-d-a-krilov-i-a-specificheskaya-immunoprofilaktika-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-ne-chelovechimi-rukami-zhemchuzhnij-raznocvetnij-most-atlantida.html
  • composition.bystrickaya.ru/osoblivost-narahuvannya-mitnogo-tarifu-v-zalezhnost-vd-vidu-mita.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-altajskom-krae-dotushivayut-lesnie-pozhari-ia-regnum-09092010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-10-sentyabrya-2010-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/cvetnaya-revolyuciya.html
  • crib.bystrickaya.ru/husain-fajzullovich-ahmetov-krupnejshij-bashkirskij-kompozitor-ego-tvorchestvo-sigralo-vazhnuyu-rol-v-stanovlenii-bashkirskoj-professionalnoj-muziki-virabotke-na.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-e-samodurova-rastitelnost-pojmennih-ozer-zapovednika-voroninskij-g-v-shlyahtin-d-r-biol-nauk-prof.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-ekonomiki-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-mashinostroenii-ekonomicheskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-7-fizika-yadernih-i-volnovih-processov-programma-i-priglasitelnij-bilet-vii-mezhdunarodnoj-molodezhnoj-nauchno-tehnicheskoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3ekonomiko-geograficheskaya-harakteristika-vazhnejshih-otraslej-promishlennogo-proizvodstva-rajona-ih-rol-v-rossijskom-proizvodstvennom-potenciale.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neravnomernost-razvitiya-psihicheskih-funkcij-ponyatie-normi-v-nejropsihologii-na-osnove-chetireh-rabot-ahutinoj-t-v.html
  • testyi.bystrickaya.ru/67-smertnost-po-prichinam-uchebnoe-posobie-seriya-uchebniki-i-uchebnie-posobiya.html
  • education.bystrickaya.ru/22-socialnaya-profilaktika-i-mehanizmi-ee-realizacii-uchebnoe-posobie-tomsk-2007-bbk-65-272.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/risunok-2-departament-obrazovaniya-innovacionnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovka-visokokvalificirovanih.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroki-dlya-nachinayushih-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/optovaya-torgovlya-i-eyo-rol-v-povishenii-effektivnosti-funkcii-rinka.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-programma-obucheniya-v-shkole-shambali-chogyam-rinpoche-trungpa.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-25.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravoprimenitelnaya-praktika-upravleniya-roskomnadzora-po-yaroslavskoj-oblasti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kliniko-psihologicheskie-osobennosti-detej-kurs-lekcij-chepik-yu-i-psihologiya-bolnogo-rebenka-kurs-lekcijv.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-2-privet-stolica-kniga-o-bezzabotnoj-studencheskoj-zhizni-o-smeshnih-i-tragicheskih-sobitiyah-proishodivshih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-zhizn-v-zelyonom-cvete.html
  • writing.bystrickaya.ru/idejno-hudozhestvennoe-svoeobrazie-knigi-bunina-temnie-allei.html
  • college.bystrickaya.ru/22-konvencionalizm-apuankare-uchebnoe-posobie-po-discipline-filosofiya-nauki-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-yurgtu-npi.html
  • university.bystrickaya.ru/glavnij-bibliograf-informacionno-bibliograficheskogo-obsluzhivaniya-arhangelsk.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-raboti-socialno-istoricheskie-idei-tadzhikskih-prosvetitelej-konc-a-xix-nachala-xx-v.html
  • school.bystrickaya.ru/kremnievaya-dolina-priehala-v-moskvu-otchet-po-presse-28-noyabrya-30-noyabrya.html
  • studies.bystrickaya.ru/liste-chinovnik-na-vopros-o-shkole-sdelal-takuyu-zapis-vsele-imeetsya-odna-cerkovno-prihodskaya-shkola-otkritaya-v-1885-godu-v-derevyannom-zdanii-vistroennom-na.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/akad-t-i-ojzerman-predsedatel-d-r-filos-nauk-p-p-gajdenko-kand-filos-nauk-l-i-grekov-d-r-filos-nauk-a-f-zotov-kand-filos-nauk-e-yu-solov-stranica-42.html
  • klass.bystrickaya.ru/523-sostav-kollegialnogo-ispolnitelnogo-organa-emitenta-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov.html
  • klass.bystrickaya.ru/55-tablici-metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-i-zashite-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-v-visshih-uchebnih.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-avtotransportnaya-psihologiya-dlya-studentov-specialnosti-050901-organizaciya-perevozok-dvizheniya-i-ekspluataciya-transporta.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-tozhdestvo-i-konkurenciya-vibor-sposoba-zashiti-grazhdanskih-prav-vershinin.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/opit-ipoteki-v-razvivayushihsya-stranah.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-masonskih-idej-na-razvitie-otechestvennoj-zhurnalistiki-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.