.RU

Уровень восприятия художественного рассказа и степени сформированности читательских умений - страница 4




Итак, учащиеся, прошедшие обучение по программе «Литература», обладают более высоким уровнем литературного развития, поскольку они овладели системой литературно-творческих умений, что проявляется в том, что


^ 4.5. Мотивация  читательской  и литературно-творческой деятельности младших школьников

Проверка сформированности и осознанности мотивов читательской и литературно-творческой деятельности проводилась с использованием полупрожективной методики незаконченных предложений.

Учащимся предлагалось дополнить следующие предложения.

1. На уроке литературы я стараюсь ...

2. На уроке литературы мне нравится ..., потому что ...

3. Я хочу, чтобы на уроке литературы ...

4. Я изучаю литературу для того, чтобы ...

5. Быть хорошим читателем – это значит ...

6. Писать сочинение мне..., потому что...

Для обработки полученных результатов была взята за основу классификация мотивов М.В.Матюхиной (124, с. 23-24). С целью учета специфики читательской деятельности в группе мотивов, связанных с содержанием обучения, были выделены две подгруппы: эстетические и познавательные мотивы. Мотивы, связанные с процессом обучения, мы назвали деятельностными. При обработке данных учитывалось число указаний на определенный мотив при формулировании каждого из предложений. Ответы суммировались и определялось ранговое место данного мотива. Количественные данные приведены в таблицах 21, 22.

Таблица 21

Структура мотивации читательской деятельности младших школьников


Мотивы

Количество указаний на данный мотив в %

Программа «Литература»

Программа «Литературное чтение»

Я стараюсь…

Мне нравится…

Я хочу…

Я изучаю литературу…

Быть хорошим читателем…

Я стараюсь…

Мне нравится…

Я хочу…

Я изучаю литературу…

Быть хорошим читателем…

Эстетические

46

1




40

64

1

4




4

11

-понять смысл произведения

28







24

16

1










5

- понять писателя

4

1







28













2

- понять подтекст

3

























2

- читать вдумчиво













10
















-выразить свои чувства

4







3



















- передавать чувства героев и автора в чтении

4







3

1




4










- воображать

3




























-научиться общаться










1













1




- лучше понимать людей

























1




- получать удовольствие










3













1




-стать хорошим читателем










3



















-любить книги










3

9










1

3

Познавательные

10

4

4

71

48

16

7

2

64

40

- много знать

7

4

1

40

4

14

7




36

15

- узнавать новое о писателях

2




3

21










2

8

1

- познакомиться с новыми книгами

1




























-запоминать текст
















2













-знать, как пишутся слова

























15

2

-знать больше слов

























2




-прочитать больше книг










9

27










3

19

- знать все о литературе













12
















-познать художественную литературу










1

1
















-ходить в библиотеку













4













3

^ Мотивация процессом деятельности

75

59

27

3

1

26

15

88




2

-отвечать на вопросы

52

16










23

5










- думать, размышлять

4

17

4

3

1

2




25




1

-больше читать

18




9







1




47







-писать сочинения

1

6













1










-слушать других




1













2










-пересказывать



















5

6




1

-читать по ролям




3

2










1










- разгадывать кроссворды






















9







- рисовать




6

1







1

1










-































-анализировать стихи




4

4






















-составлять сценарии




6

7






















Саморазвитие

1

5




32

14










19

20

- стать умным










13

6










13

13

-быть добрым




























2

-быть хорошим













1










1

1

-быть интересным

























1




- быть грамотным










1

6













3

-быть образованным




























1

- быть культурным










7



















-развиваться душевно










1



















-знать самого себя

























1




-развивать речь

1

3




10

1










2




-развивать память

























1




-выражать свою точку зрения




2

























Самоопределение










8













11




- пригодится в жизни

























6




- поступить в институт

























1




-стать писателем










1













2




- понять, как жить










7













1




-стать рабочим

























1




Узколичные

7

3




1




43

5

2

83




- получать «пятерки»

7

3




1




42

5

2

83




-отвечать первым
















1













^ Избежание неприятностей

1




4







16




11







-не допускать ошибок при чтении
















4













-не баловаться
















8













- не получать «двойки»































-не учить стихи







4













1







-не следить по книге






















7







-чтобы не спрашивали

1













4




3








Таблица 22

Ранговое место различных мотивов в системе мотивации младших школьников

Мотивы

Программа «Литература»

Программа «Литературное чтение»

Ранговое место

Число

указаний

Ранговое место

Число

указаний

Деятельностные

1

165

1

131

Эстетические

2

151

6

14

Познавательные

3

137

2

129

Саморазвитие

4

52

4

39

Узколичные

5

11

3

61

Самоопределение

6

8

7

11

Избежание неприятностей

7

5

5

27

va-firsov-plan-osnovnih-meropriyatij-administracii-goroda-volgodonska-na-3-kvartal-2011-goda-pervoocherednie-zadachi.html
va-kizel-ogromnoj-sozidatelnoj-rabotoj-bil-otmechen-minuvshij-1951-god-v-sovetskoj-strane-vo-vseh-ugolkah.html
va-lopatina-materiali-tretego-sibirskogo-seminara-po-neprerivnomu-bibliotechnomu-obrazovaniyu.html
va-stebakov-aa-muravyov-od-mesheryakov-vn-naumkin-nauchnihrabo-t.html
va-zhukovskij-1-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
vabramovich-metafizika-i-kosmologiya-uchyonogo-nikoli-tesli-yu-v-mazurin-nikola-tesla-slavyanskij-genij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glinyanaya-igrushka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fakultet-menedzhmenta-i-socialno-informacionnih-tehnologij-kafedra-menedzhmenta-i-korporativnoj-kulturi-nakopiteli-informacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologiya-proizvodstva-sahara.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-tamozhennih-organah-chast-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razrabotka-dll-v-borland-delphi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-sociologii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-pervenstva-ussurijskogo-gorodskogo-okruga-po-frisbi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tarmu-tammek-ispolnitelnij-direktor-estonskoj-gazetnoj-associacii-sozdanie-i-upravlenie-nacionalnimi-associaciyami.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-vasilij-temnov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-nauchit-vosprinimat-na-sluh-poeticheskoe-proizvedenie-emocionalno-otklikatsya-na-nego-i-peredavat-svoyo-nastroenie-pri-sovmestnom-vospriyatii-razvivat-esteticheskoe-vospriyatie-proizvedeniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-ekologii-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-tezisi-dokladov-56-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk-2005.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-vam-ne-hvataet-vremeni-eta-kniga-dlya-vas.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-programma-disciplini-modeli-teorii-organizacij-i-organizacionnij-dizajn.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shtiriya-gercogstvo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-organizacii-vzaimnogo-isklyucheniya-konspekt-po-kursu-lekcij-operacionnie-sistemi-graur-svetlana.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/turbiznes-rossii-dolzhen-bit-gotov-k-bitve-za-mesto-pod-solncem-16-11-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-usloviyah-privatizacii-nezhilih-pomeshenij-raspolozhennih-po-adresu-g-yaroslavl-ul-titova-d-12.html
  • education.bystrickaya.ru/-2011-gdb-bajsultanov-nauchno-issledovatelskij-klub-paradigma.html
  • college.bystrickaya.ru/-4-oficialnaya-ideologiya-i-obshestvennaya-misl-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-v-o-putyah-razvitiya-strani.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosudarstvo-politicheskaya-vlast-politicheskaya-sistema-obshestva-chast-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-otvetstvennost-po-administrativnomu-pravu-3-istoricheskoe-razvitie-ponyatie-osnovnie-priznaki-osnovanie-i-osobennosti-adminis.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-gidravlika-dlya-specialnosti-napravleniya-270109-teplogazosnabzhenie-i-ventilyaciya-270112-vodosnabzhenie-i-vodootvedenie-vid-obucheniya-ochnoe-uchebnij-plan-kursa-stranica-15.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-za-2011-god-23-fevralya-zal.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/opera-dzhuzeppe-verdi-falstaf-falstaff.html
  • letter.bystrickaya.ru/ne-pryachte-vashi-denezhki-vnimanie-vnimanie-vnimanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/ozhidaemie-rezultati-formirovaniya-uud-k-koncu-1-go-goda-obucheniya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-proekt.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pskovskaya-oblastnaya-biblioteka-dlya-detej-i-yunoshestva-im-v-a-kaverina-stranica-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-viii-podohodnij-nalog-s-fizicheskih-lic-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-azerbajdzhanskoj-respubliki-nalogovoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-prinyata-programmnim-komitetom-konferencii-ibrr-2009-15-oktyabrya-2009-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vladimir-makanin-odin-iz-krupnejshih-pisatelej-sovremennosti-laureat-gosudarstvennoj-premii-rossijskoj-federacii-bukerovskoj-premii-i-dr-data-vihoda-v-nalichii-stranica-15.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-tochka-zreniya-istoricheskogo-materializma-vtoroj-pol.html
  • lesson.bystrickaya.ru/travmi-voznikayushie-pri-padenii-s-visoti-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dinamika-poter-proizvodstva-vvp-rossii-ot-bezrabotici2-transformaciya-regionalnogo-rinka-truda-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-ivanova-pod-redakciej-professora-v-g-agakova-pechataetsya-po-resheniyu-uchenogo-soveta-chuvashskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-i-n-ulyanova-stranica-8.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modelnie-harakteristiki-silnejshih-sportsmenov-v-svyazi-s-problemoj-sportivnogo-otbora.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.