.RU

Утверждение 9.19 - А. Н. Протопопов ббк 32. 973. 26-018. 2 Р 69


Утверждение 9.19.^ Проверку суммы накопленных знаний провести намного проще, чем проверку понимания того, что эти знания фактиче­ски несут.

Построение способов определения понимания, нужное для оценки ка­чества педагогических технологий, должно исходить из представления о понимании [17, 136].

Уточнение 9.12.^ Понимание — это превращение сигналов, поступающих от внешней среды, в информацию или действие.

Хорошей иллюстрацией этого уточнения может служить пример с не­знакомым языком. Сигналы, информация, поступающие к слушателю, могут восприниматься, фиксироваться и даже запоминаться. Однако настоящее понимание требует серьезного усвоения всей системы язы­ка. Никакие словарные запасы (аналог знаний) сами по себе решить проблему адекватного восприятия речи на новом языке не могут. В до­полнение заметим, что в технике неким отдаленным аналогом воспри­ятия можно иногда полагать чувствительность к внешнему сигналу.

Действительно, чем больше чувствительность, тем на меньшие по величине сигналы от внешнего мира реагирует техническая система. В известном смысле при большей чувствительности техническая си­стема лучше «понимает» внешнюю среду. Эта аналогия приводит к одному общему соображению. Из теории автоматизации известно, что при слишком большой чувствительности, которая не компенсируется другими элементами управления, техническая система начинает «рас­качиваться» и даже иногда разрушается. В этом смысле излишняя чув­ствительность может толковаться, как поверхностное понимание. Отри­цательные характеристики поверхностного понимания достаточно очевидны. Приводимые здесь полезные аналогии ни в коей мере нельзя считать доказательством. Их цель только одна - облегчить формирова­ние нужных ассоциаций и соображений у читателя.

В итоге, говоря об основной цели обучения, а именно о формирова­нии понимания, можно отметить три стадии этого процесса (рис. 9.4), то есть информационную триаду. Она начинается с возникновения (гене­рации) сигналов, затем следует их превращение в информацию, и, нако­нец, на основе полученной информации формируется понимание [75, 94].

Генерация сигнала i S Информация i S Понимание

Рис. 9.4. Три стадии формирования понимания

Утверждение 9.20. Любая педагогическая (образовательная) технология на­ряду с умениями и навыками в качестве основной цели ставит также формирование у обучающихся как знаний, так и понима­ния. Эти цели не противоречат друг другу. Обычно знания обес­печивают эрудицию в широкой области, а понимание специализа­цию в более узкой сфере.

Позволим себе сделать небольшое дополнение. В последние годы обучающие (педагогические) технологии часто оцениваются с экономи­ческой точки зрения, что, в общем, разумно. Однако это отнюдь не зна­чит, что получаемые в таких технологиях знания должны всегда конвер­тироваться в деньги.

Уточнение 9.13. Приобретенные знания не всегда превращаются в деньги, но отсутствие знаний всегда порождает расходы.

Основное отличие педагогических технологий от рассматривавшихся ранее технологий технической сферы в том, что четкие, хорошо распи­сываемые последовательности действий, то есть технологические кар­ты эффективны только на небольших участках обучающих технологий. Для обеспечения необходимой индивидуализации, то есть гибкости, педагогической технологии участки общего технологического процес­са комбинируются в разных сочетаниях. Педагогические действия и приемы на этих участках можно иногда стандартизовать очень строго. Однако значительно чаще степень их стандартизации не очень высока.

Утверждение 9.21. Педагогическая методика строится как комбинация не­которых типовых приемов и не очень строго формализуемых по­следовательностей действий. Эти последовательности, которые аналогичны типовым операторам технических технологий, мож­но назвать рекомендациями. Несмотря на большую гибкость, пе­дагогическая технология сохраняет два важнейших качества — рациональность и целенаправленность.

Утверждение 9.22. Основным путем создания педагогической, как и большин­ства других технологий гуманитарной сферы, можно считать построение технологии сверху. В то же время в технической сфе­ре построение сложных технологий идет и сверху, и снизу.

Технические технологии практически никогда не разделяются до эле­ментарных действий типа треблигов.

Уточнение 9.14. Требуемая степень декомпозиции технологий технической сферы намного больше, чему технологий гуманитарной сферы.

Изучение педагогических технологий обычно сводится к исследованию и описанию основного направления обучения в каждом конкретном случае. Это описание представляет набор основных рекомендаций. Их часто можно разложить на некоторые приемы. Именно анализ таких укрупненных технологических групп действий, которые иногда разла­гаются на более простые, стандартизованные приемы, и составляет главное содержание описаний педагогических технологий [21, 53, 106, 125]. Многие из укрупненных педагогических технологий, которые опи­саны, например, в [21, 53], такие шкмозговой штурм, использование де­рева решений и другие, применяются и в других группах технологий гуманитарной сферы. То же самое можно сказать и про более простые приемы и рекомендации, широко использующиеся в технологиях обу­чения.

Существует несколько стандартных приемов, которые применяют­ся и в педагогических технологиях, и в некоторых других технологиях гуманитарной сферы. Их часто просто называют методами. Не претен­дуя на полноту перечисления, отметим наиболее известные из них.

Повторение — один из наиболее широко известных приемов, нашед­ший себе отражение в известной поговорке: «Повторение — мать уче­ния».

^ Периодическая смена подходов — этот прием нацелен на борьбу с привыканием и выработкой нежелательных стереотипов. Этот при­ем нельзя применять слишком часто. Этот прием назовем «Метод электробритвы»1.

^ Метод переноса (более точно метод переноса понятия) — метод основан на переносе хорошо известных понятий в другие понятийные области и зоны, например «глубина понимания», «широта взглядов» и т. п.

^ Метод аналогий — во многом аналогичен методу переноса Особых пояснений не требует. При неумелом использовании связан с опаснос­тями чрезмерного упрощения. Основная трудность его применения связана с тем, что при его использовании может возникнуть иллюзия строгого доказательства. При использовании метода полезно напоми­нать, что аналогия ни в коей мере не является доказательством. Ме­тод полезен для выявления далеких связей.

^ Метод упрощения проблемы — полезный и удобный метод, кото­рый не требует особых пояснений. Его основная опасность — замена простоты примитивностью.

^ Метод широкого использования обобщений — особенно удобен при обучении с широким использованием математических выкладок. В этом случае доказательство общих положений может существен­но упростить и сократить время на изучение частных случаев.

^ Метод ролевых (деловых) игр — достаточно хорошо известный коллективный метод, который допускает множество различных вари­антов реализации. Идея метода основана на том, что обучающиеся и преподаватель распределяют между собой различные роли и затем ра­зыгрывают специально созданные ситуации, аналогичные тем ситуа­циям, которые наиболее часто встречаются на практике.

^ Метод малых групп — коллектив учащихся разбивают на неболь­шие, до пяти человек, группы, в которых происходит коллективное об­суждение задач и проблем. Метод широко используется в западной пе­дагогике.

^ Проектный метод (проектная технология обучения) — перед группой учащихся ставится некоторая коллективная задача, проект. Это может быть и теоретическая, и практическая задача. Каждый участник коллектива выполняет свою часть работы. Результаты отдельных участников обсуждаются и «сшиваются»2. Метод полезен, так как не только знакомит участников с широким кругом вопросов, но и дает навыки работы в коллективе. Его недостаток — вероятные потери ряда важных сведедений, особенно сведений общетеоретиче­ского плана.

^ Метод мозгового штурма — хорошо известный метод коллектив­ного обсуждения сложных проблем, когда каждый участник может говорить все, что, по его мнению, имеет отношение к обсуждаемой проблеме. Обоснования делаемых предложений обычно не требуется. Привнесен в педагогику из других гуманитарных технологий.

^ Метод последовательных опросов1 — построен в качестве совер­шенствования метода экспертных оценок (метода Делфи). Метод Дел- фи в чистом виде для задач обучения в педагогических технологиях не используется. В то же время последовательные корректируемые оп­росы, которые продолжаются до получения стабильных результатов, используются на практике, в том числе и в чисто обучающих техно­логиях.

Оба приведенных перечня приемов очень редко оформляются в виде четкого порядка определенных действий, из которых можно построить технологическую карту типа той, что приведена на рис. 9.3. Эти приемы могут быть скомбинированы по-разному, что позволяет обеспечить ва­риативность технологий, то есть их индивидуализацию.

Уточнение 9.15 Основной идеей индивидуализации можно считать приспо­собление некоей не очень жесткой технологической схемы к лич­ности обучаемого. Такой подход принято называть адаптацией.

Идея о необходимости индивидуализировать технологию обучения имеет давнюю историю. Принято считать, что она восходит к временам и трудам Я. Коменского [36] и таких великих педагогов, как Песталоц- ци и Ушинский. При этом Ян Коменский ввел для обоснования процес­са адаптации термин природосообразность. Толчком к созданию совре­менных адаптивных педагогических технологий послужили труды психологов [21, 136]. В последних из этих работ большое внимание уде­лялось использованию в обучении различных идей и приемов киберне­тики. Иногда для обозначения технологий подобного рода используют термин развивающие технологии, хотя строгое и четкое его определе­ние дать непросто.

В результате сложились два подхода к созданию индивидуализиро­ванных (адаптированных) педагогических технологий. Один из них- модульное обучение, а также примыкающие к нему технологии креди­тов и др. Другой способ построения технологии основывается на постоянном контроле знаний каждого конкретного обучающегося на разных этапах технологии обучения. Это достигается посредством пе­риодического тестирования. На основе этих результатов производится корректировка либо заданий, либо порций обучающего материала. Та­кие технологии иногда называют оперативным обучением. Впервые такие технологии были реализованы еще в докомпьютерную эру в ме­тоде перепутанных страниц [72].

Практические технологии как этого метода, так и последовавших за ним чисто компьютерных технологий, использующих гипертекстовые переходы, опираются на идею Б. Ф. Скиннера [147] о подкреплении. Согласно этой идее, существует некий процент (около 90%) правильных ответов, когда учащийся удовлетворен своей работой. При превышении этого процента у учащегося пропадает интерес к работе [53]. Если же число правильных ответов ниже, то это означает плохое усвоение ма­териала. Таким образом, идеальная педагогическая технология этого типа, называемая часто оперативным обучением, основывается на пе­риодическом тестовом контроле за уровнем усвоения материала и по­следующей корректировкой трудности материала вверх или вниз в зави­симости от полученных контрольных результатов. Строгое следование этой идее проще всего осуществить с помощью компьютерных обуча­ющих технологий.

Утверждение 9.23. Дистанционное образование, широко использующее ком­пьютерные технологии обучения, способствует формированию четких технологических приемов, которые позволяют сформиро­вать хорошие операрационные карты для педагогических техно­логий.

Педагогические технологии, основанные на идеях Б. Ф. Скиннера, при­нято называть линейным программированием. Его развитием считает­ся метод разветвленного программирования, который использовался в многочисленных учебных пособиях, предложенных Н. А. Кроудером (N. A. Crowder). Этот метод также опирается на промежуточное тести­рование обучающегося, который в процессе обучения движется по ин­дивидуальному пути. В конечном итоге все практические технологии строятся на оценке величины процента правильных ответов, определя­ющего переход от одного уровня программы к другому, и на разработ­ке эффективных высококачественных тестов. Именно вопросам пост­

роения тестов уделяется основное внимание при обращении к педаго­гическим технологиям указанного типа [2]. Создание для одного и того же материала удобных тестов разного уровня трудности - сложней­шая проблема [53]. Справиться с ней пока удается только в редких случаях.

Любая педагогическая технология решает еще две связанные меж­ду собой задачи. Одна из них - освоение целевого материала для кон­кретной технологии. Вторая - выработка некоторых общих навыков и умений, которые обычно имеют межпредметный характер и формиру­ются паршшельно с целевыми умениями и сведениями в скрытых (hidden) процессах [53]. Особые педагогические технологии, нацелен­ные на формирование скрытых умений, пока не разработаны, хотя те­оретическая идея их построения ясна.



При движении обучаемого по индивидуальному пути в узловых точ­ках многих педагогических технологий ему предлагают сделать само­стоятельный выбор, который может увести его от идеальной траекто­рии обучения. Результаты выбора проверяются в следующей узловой точке обучающей технологической программы. Степень самостоя­тельности работы при этом определяется как отношение самостоя­тельно сделанных решений (выборов) к общему числу решений в тех­нологии. Иными словами, речь идет о соотношении между решениями, которые подсказаны составителями технологии, и решениями, которые принимает обучающийся. Практически все педагогические технологии основаны на том, что после самостоятельного решения сразу же следует корректирующая проверка. Возможны, однако, технологии, которые используют несколько расположенных подряд самостоятельных шагов [53] (рис. 9.5). В этом случае учащийся может заметно отойти от идеальной траектории.

Точка самоконтроля

Точка

само ко нтроля

Требуемая траектория Реальная траектория

Шаги (дискретное время)

Рис. 9,5. Индивидуальная траектория обучения


Итак, одной из основных особенностей педагогических технологий можно считать проблему учета индивидуальных особенностей лично­сти учащегося, а при более глубоком подходе - и личности педагога. Эта ситуация характерна не только для педагогических, но и для многих иных технологий гуманитарной сферы. В качестве примера группы тех­нологий, где важна индивидуализация технологического процесса, мож­но считать медицинские технологии. Ситуация в этом плане настолько очевидна, что дальнейшего уточнения не требуется.

Утверждение 9.24. В гуманитарной сфере имеется несколько групп техноло­гий, которые требуют практической адаптации к свойствам лич­ности (объекта воздействия). Их можно объединить вместе в некий класс адаптируемых технологий. Особенностью всех групп технологий, которые включаются в этот класс, можно считать то, что многие приемы, из которых строится технологический процесс, имеют одинаковую природу и большое сходство, несмот­ря на их глубокое различие по существу.

Отметим еще одно обстоятельство. Педагогические, медицинские и дру­гие технологии, связанные с корректирующей адаптацией, часто исхо­дят из не совсем точных данных. Так, например, медицинский диагноз или заключение об итоговой квалификации учащегося опираются на сведения, имеющие большую неопределенность. Тем не менее совмест­ное рассмотрение группы таких сведений позволяет получить надежные результаты, например, обосновать медицинский диагноз. Это типичное явление свойственно большим системам, когда из объединения на но­вом, более высоком, уровне системной иерархии относительно ненадеж­ных (неустойчивых) результатов получается результат с более высокой степенью надежности, достоверности и т. д. Этот эффект называют кон­структивной эмерджентностью. Он свойствен многим большим си­стемам, в том числе и техническим.

Утверждение 9.25. Конструктивная эмерджентность, с трудом обнаружи­ваемая при анализе технологий технической сферы, легко выявля­ется в технологиях гуманитарной сферы.

Учет фактора эмерджентности обращает внимание на важное обстоя­тельство.

Утверждение 9.26. На основе анализа частей сложной системы невозмож­но полностью предсказать свойства целостной системы, то есть системы в целом.

Это утверждение очень важно для изучения технологий как в гумани­тарной, так и в технической сферах. Описание эмерджентности техно­логий - интересная проблема. Развивая ее, можно сказать, что и педа­гогика, и медицина со всей наглядностью показывают, что в рамках единой технологии нельзя сразу решить все. Такие универсальные технологии в принципе невозможны и в технической, и в гуманитарной сфере. Поиск некоего универсального знания - пансофии (по Я. Комен- скому), так же как и поиск всеобщей технологической системы, не име­ют реальных оснований для успешного решения. Это обязательно требуется учитывать при рассмотрении всех групп технологий. Возвра­щаясь к педагогике, полезно отметить, что свести воедино сведения обо всем мире - Универсуме - и обо всех способах его представления - пан­софии - в принципе невозможно. Проблема: либо широта, либо глуби­на имеет всеобщий характер.

^ 9.4. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Проблема отсутствия четкой и однозначной терминологии означа­ет отсутствие ясности в используемых понятиях.

Уточнение 9.16. Нечеткость и неоднозначность используемых определений и понятий характерна для всех групп технологий гуманитарной сферы. Нельзя также надеяться на быстрое успешное преодоле­ние этой сложности, поэтому учет этой нечеткости представ­ляется важнейшим требованием анализа разных групп гумани­тарных технологий.

Применительно к информации, определенная нечеткость возникает уже на понятийном уровне. В бытовом понимании смысл этого термина прост. Здесь информация связывается с наличием некоторых сведений. Эти сведения преобразуются в сигнал, а сам сигнал попадает в прием­ное устройство, превращаясь при этом в информацию (рис. 9.6).

Сведения i S Сигнал i S Информация

Рис. 9.6. Схема преобразования сигнала

Обычно основное внимание уделяется самому понятию информа­ции и связанному с ним содержанию.

Утверждение 9.27. Информация, содержание и сообщение в изолированном виде существовать не могут. Любая информация и любое сообще­ние должны быть связаны с некоторым физическим носителем. Информация (сообщение) и носитель представляют собой нераз­рывную — дуальную пару.

Носитель информации может быть разным: бумажным, магнитным, акустической волной и т. д.

Уточнение 9.17. Одна и та же информация, а значит и сообщение, могут переноситься, то есть копироваться, с одного носителя на дру­гой. При этом информация (сообщение) может делиться на час­ти и, наоборот, собираться (компоноваться) из разных частей. Одна и та же информация может одновременно существовать на разных носителях и располагаться в различных физических точках пространства. В то же время на одном и том же носи­теле могут одновременно находиться несколько независимых ин­формационных сообщений или их частей.

Обычно при изучении и описании информации обращают внимание на ее содержательную сторону, отвлекаясь от анализа носителя. При изу­чении передачи информации, особенно в биологии, интерес вызывают и акты взаимодействия сообщения с принимающей, клиентской систе­мой. В технологических процессах эти обстоятельства не менее инте­ресны. Основное внимание при этом должно уделяться чисто техноло­гическим проблемам. Этих проблем две:

Утверждение 9.28. Работа с информацией относится к двум технологи­ческим сферам. Хранение, преобразование вида, перенос с носи­теля на носитель (копирование), как и все остальные процессы, связанные с непосредственным воздействием на носитель инфор­мации, относятся к технологиям технической сферы. Создание и преобразование содержательной части информации и сообщения относятся к технологиям гуманитарной сферы.

Уточнение 9.18. Широко распространенный термин «коммуникационные технологии» имеет двоякий смысл. С одной стороны, он относит­ся к чисто техническим проблемам, связанным с физической передачей носителя вместе с сообщением, с другой стороны, его применяют и для описания технологии работы по созданию и преобразования самого содержания сообщения, то есть кон­тента.

В посвященной гуманитарным проблемам литературе не принято сле­дить за четкостью используемых понятий и строгостью определений. При этом даже в словарях и энциклопедиях в понятие коммуникацион­ных технологий вкладывают не только технологические моменты, но и многие дополнительные характеристики (сведения, законы, техниче­ские средства и т. д.). Имея отношение к технологиям, они сами техно­логией не являются. В технологиях технической сферы также существу­ет аналогичная неоднозначность. Однако там она выражена не так ярко. Во всяком случае, если речь идет о транспортных технологиях, путани­цы между понятием самого транспортного средства и перевозимого груза обычно не возникает.

Уточнение 9.19. Коммуникацией принято называть средства общения между людьми.

По этой причине наряду с термином коммуникационные технологии широко используется также термин коммуникативные и даже информа- ционно-коммуникативные технологии (см., напр., [65]). Отметим, что термин коммуникационные технологии будем относить к технологиям передачи сообщений [46, 65], а термин коммуникативные и информа- ционно-коммуникативные технологии, охватывающий как технологии передачи сообщений, так и технологии работы с их содержанием (кон­тентом), практически использовать не будем.

Определение 9. 6. Информационные технологии, которые связаны с создани­ем и преобразованием содержания сообщений (информации), бу­дем называть контент-технологиями.

Уточним разницу понятий сообщение и контент на простом примере. Рассмотрим пень дерева. Из анализа годовых колец на срезе этого пня можно извлечь информацию о характере климатических условий в оп­ределенные периоды. В общем, содержание этой информация находится в скрытом виде. То, с какой полнотой оно извлекается наблюдателем, зависит от ряда обстоятельств, в том числе и от уровня знаний наблю­дателя. Очевидно, что эта информация и связанное с ней содержание со специальными целями не создаются. В этом смысле соответствующее содержание нельзя считать сообщением.

Уточнение 9.20. Для того чтобы содержание превратилось в сообщение, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь потенциально­го адресата. Сумма большого числа сообщений определяется как контент. Строго говоря, сообщения — это частный случай кон­тента. Привязанный к своему носителю контент обозначают особым названием. В библиотечном деле для этого предпочитают термин «документ», а в мире электронных сообщений термин «ресурс». Особой разницы в этих терминах нет [90].

Определение 9. 7. Контентом следует считать содержание группы сообщений, имеющих одного или нескольких потенциальных адресатов (полу­чателей).

Контент-технологии делятся на две большие группы.

Авторские контент-технологии - технологии, которые направле­ны на создание и оптимизацию контента, ориентировку его на те или иные группы потенциальных пользователей. В современном мире в ре­зультате этих технологий формируется некоторое общее информацион­ное поле, которое в той или иной степени доступно разным группам пользователей.

Пользовательские контент-технологии - технологии поиска, вы­бора и хранения необходимого контента, организации обмена контен­та с другими пользователями на основе формирования неформальных и формальных пользовательских объединений. Эти объединения могут носить как постоянный, так и временный (ситуативный) характер.

Характер любой контент-технологии определяется той целевой группой, на которую она ориентирована. Уже при описании педагоги­ческих технологий мы обратили внимание на необходимость их инди­видуализации. Дифференциация технологий и соответствующих при­емов в направлении оси индивидуальное о- групповое массовое характерна для любого типа гуманитарных технологий и в первую оче­редь - для технологий информационных. Именно это обстоятельство и позволяет говорить о социальных технологиях.

Уточнение 9.21. Отличие групповых (массовых) контент-технологий от ин­дивидуальных контент-технологий связано с усреднением харак­теристик предпочтения и интереса разных групп социума. При анализе этой проблемы желательно в максимально возможной форме учитывать то, что любая однородная среда и любая одно­родная потребность формируются за счет усреднения ее неодно­родных частей1.

Легко понять, что авторские контент-технологии могут быть и массовы­ми, и групповыми, и индивидуальными. Пользовательские контент-тех­нологии также далеко не всегда ограничиваются удовлетворением чи­сто индивидуальных потребностей. Однако групповая, а тем более массовая составляющая в них менее заметна.

Как и в других технологиях гуманитарной сферы, описание и инте­рес к контент-технологиям начинаются с высших уровней технологи­ческой иерархии. Обычно принято начинать рассмотрение, сразу же вводя в анализ политические, рекламные, PR и другие высоко интегри­рованные технологии. Эти технологии сами могут быть подразделены на технологии более низкого уровня. Только их декомпозиция, то есть дальнейшее дробление, приводит к изучению групп действий, отвеча­ющих представлению о некоторых стандартных приемах.

Эти приемы интересны тем, что они используются практически во всех группах контент-технологий. Многие из них могут использовать­ся и в авторских, и в пользовательских технологиях. Наиболее распро­страненные из этих приемов и являются предметом дальнейшего содер­жания этого раздела. Прежде чем переходить непосредственно к этим приемам, отметим два факта. Первый факт - эти приемы более интег­рированы по сравнению приемами, которые используются в педагоги­ческих технологиях. Второй факт - приемы синтеза больших контент- технологий из этих приемов гибки и часто связаны с деформациями самих приемов. Как отмечается в [65], из таких приемов, как из куби­ков складываются разные технологии.

Одни и те же приемы могут использоваться для технологий с раз­ным вектором основного действия. Так, рекламные технологии наце­лены на выделение характерных свойств рекламируемого объекта из общей массы свойств аналогичных объектов [65]. В то же время PR-тех­нологии, наоборот, часто направлены на доказательство того, что неко­торый объект практически ничем не отличается по своим свойствам (образу) от других объектов. Несмотря на противоположность задач, используемые приемы, при помощи которых строятся эти близкие по природе технологии, могут быть одними и теми же. После этих заме­чаний позволим себе перейти к краткому описанию этих приемов.

Начнем с описания задач, которые стоят перед многими контент- технологиями и которые формируют основные технологические при­емы работы с контентом.


vmesto-zaklyucheniya-osnovnie-tendencii-razvitiya-setevih-form-organizacii-i-upravleniya-obrazovaniem.html
vmesto-zaklyucheniya-prostranstvo-psihoterapii-psihoterapevtklient-psihologiya.html
vmesto-zaklyucheniya-veroyat-nost-neobho-svoboda-sluchaj.html
vmezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-posvyashyonnaya-10-letiyu-organizacii-severskogo-biofizicheskogo-nauchnogo-centra-fmba-rossii.html
vmlyashuk-mnsk-belaruski-falklorni-tekst-u-paranalnim-aspekce-issledovanie.html
vmoej-nebolshoj-biblioteke-sohranyayutsya-lish-te-knigi-k-kotorim-ya-postoyanno-vozvrashayus-stranica-21.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-020501-bioinzheneriya-i-bioinformatika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/resheniem-cepk-pri-rosarhive-ot-25-marta-1997-goda-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prinyato-na-pedagogicheskom-sovete-utverzhden.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-fevral-aprel-2009-g.html
  • bystrickaya.ru/visshee-obrazovanie-v-amerike-i-yaponii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-chto-v-etoj-situacii-predprimet-nalogovaya-inspekciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-v-ifns-rossii-po-centralnomu-rajonu-g-chelyabinska.html
  • education.bystrickaya.ru/1-osnovnoj-celyu-raboti-bilo-sozdanie-praktikumov-dlya-obucheniya-studentov-osnovam-setevih-tehnologij.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashee-elektronnoe-posobie-anglijskij-yazik-6-11-klassi-serii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolnitelnij-komitet-g-t-suhih-akademik-ramn-professor-direktor-fgbu-nc-agip-im-v-i-kulakova.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologichen-byuletin-4009-oferti-za-tehnologichno-strudnichestvo-byuletini-3409-4009-2009-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/versiya-programmi-or4t31-4-pribor-priemno-kontrolnij-ohranno-pozharnij-orion-4t-1-rukovodstvo-po-ekspluatacii-aabv-425513-004-04-02-re.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-dlya-svidetelej-ugadaj-ka-vruchenii-e-medalej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ntegracya-ukrani-do-s-shlyahi-perspektivi-rozvitku-chast-11.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-xvii-stoletii-dal-vi-zapiska-o-ritualnih-ubijstvah.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-formirovaniya-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatiya-na-primere-ooo-vodokanal-servis.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponyatie-i-struktura-kriminalnoj-ekonomiki-tenevaya-ekonomika-i-ekonomicheskaya-prestupnost.html
  • literature.bystrickaya.ru/detskaya-odarennost-chast-19.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/narushenie-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-chast-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-konsultacionnaya-i-organizacionnaya-podderzhka-regionalnoj-sistemi-kreditnoj-potrebitelskoj-kooperacii-chuvashskoj-respubliki.html
  • crib.bystrickaya.ru/ideologiya-vlasti-srednevekovogo-vostoka-obshee-i-osobennoe.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-moskva.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/11problemi-mediavospriyatiya-i-razvitiya-auditorii-v-oblasti-mediakulturi-monografiya-chast-1.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pryamaya-liniya-s-prezidentom-rossii-pervij-kanal-novosti-27-09-2005-kokorekina-olga-15-00-19.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monitoring-prav-cheloveka-v-rossijskoj-federacii-v-2007-godu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-uroka-vazhnejshie-klassi-binarnih-soedinenij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-gskou-shkoli-internata-perspektiva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-ekspluataciya-uzla-ucheta-teplovoj-energii-u-potrebitelya-pravila-ucheta-teplovoj-energii-i-teplonositelya-utv.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbor-statisticheskoj-informacii-chast-17.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/napisanie-annotacij-po-problemam-istorii-srednevekovogo-vostoka-v-sovremennoj-istoriografii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskaz-latishskogo-strelka.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-polorolevaya-identichnost-poterpevshih-m-a-dogadina-vvedenie-glavi-1-4-klinicheskie-illyustracii-l.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-trudovie-resursi-dalnego-vostoka-specialnost-080505-65-upravlenie-personalom.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vilyam-blejk-tel-eremej-iudovich-parnov-tron-lyucifera-eremej-iudovich-parnov-tron-lyucifera-kriticheskie-ocherki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-matematika-i-informatika-specialnost-0500703-65-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.