.RU

В. Г. Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности»



В.Г. Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности»

ПУТИ ВЫРАЩИВАНИЯ

ПИСЬМЕННОРЕЧЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уроки Валерии Ниорадзе

Книга для учителя 1 класс

Экспериментальные материалы


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ

Лаборатория туманной педагогики МГПУ

Москва

2002


ПУТИ ВЫРАЩИВАНИЯ ПИСЬМЕННОРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уроки Валерии Ниорадзе

Запись М.Н.Абрамовой и М.И.Шишовой, под редакцией М.И.Шишовой

Экспериментальный материал «Пути выращивания письменноречевой деятельности» является частью учебно-методического комплекса для обучения учащихся I класса по системе «Школа Жизни», разработанной почетным академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили.


^ I. ВСТУПЛЕНИЕ
Природа письменной речи, в отличие от устной, имеет свою неповторимость и управляется собственными законами. Она более отвлеченна, качественна и совершенна, но лишена ситуативности, звучания, экспрессии. Это речь человека с самим собой. Такие особенности письменной речи требуют ее специального выращивания в детях, воспитания мотивов письменноречевой деятельности, усвоения форм письменного общения. Это, со своей стороны, обусловливает особый подход к методическим средствам, системе упражнений, к созданию стимулирующей и мотивирующей среды.

В психологии известно, что в результате овладения письменной речью в культурной жизни ребенка возникает совершенно новая, высшая ступень. Письменноречевая деятельность как личностное качество ребенка открывает перед ним широкие возможности для проявления и утверждения своих творческих способностей, для расширения и возвышения сферы общения; обращает школьника на самопознание и самовоспитание.

В данных ниже таблицах представлены содержание и педагогические пути для воплощения идеи выращивания письменноречевой деятельности как средства самовыражения и самовоспитания школьника. Каждая ячейка таблицы раскрывается на уроках (в педагогическом процессе) путем широкого использования современных методических приемов: осознания и усвоения внутренней структуры шрифта в графических схемах, применения i способов материализации и моделирования, развития в детях воображения, фантазии, образности, логичности мышления при . знакомстве с образцами художественной литературы и первых попытках самовыражения в письменной форме. И все это строится на началах сотрудничества и совместных поисков и открытий учителя и детей.




Предлагаем вашему вниманию программу выращивания письменноречевой деятельности в I—IV классах, общий подход к педагогическому процессу, его основные компоненты, примерное содержание уроков письменноречевой деятельности в I классе, а также художественные тексты и рассказы в картинках

^ II. ПРОГРАММА ДЛЯ 1—IV КЛАССОВ
Традиционное представление о возникновении письменной речи опирается на наивное предположение о том, что письменная речь есть процесс графического оформления содержания устной речи и тут действует формула: «Устная речь + навык письма = письменная речь». Получается, что вся проблема письменноречевой деятельности упирается в навык скорого, каллиграфически правильного и орфографически грамотного письма. Совершенствование программ в части развития письменной речи до сих пор шло по пути совершенствования способов выработки навыка письма. Такое понимание природы письменной речи, когда законы этой речи отождествляются с законами устной речи, не привело к каким-либо плодотворным результатам: современные программы искусственно замедлят процесс выращивания умения письменной речи, тем самым задерживается наступление критического поворотного момента во всем культурном развитии ребенка.

Природа письменной речи резко отличается от природы устной речи. Если устную речь считать арифметикой речи из-за ее конкретики, то письменная речь, в силу своей абстрактности, будет алгеброй речи (Л.С. Выготский). Письменную речь следует специально выращивать в младших школьниках, задавать и воспитывать мотивы письменноречевой деятельности, учить формам общения с помощью письменной речи, открывать в них содержание письма и благодаря всем этим условиям давать импульс для более высокой, качественной, богатой жизненной культуры и личностного развития.

Для того чтобы была разрешена проблема выращивания в детях умения письменной речи и мотивированного возделывания ее в письменноречевую деятельность необходимо построить специальную программу, направленную на преодоление психологических трудностей на этом пути. А трудности эти выражаются в тех резких различиях, которые обнаруживаются при сравнении устной и письменной речи и которые делают письменную речь алгеброй речи. Такими отличительными чертами являются:

письменная речь есть речь в мышлении, представлениях, она лишена звучания, интонирования, экспрессии;

письменная речь монологична, она оторвана от собеседника и конкретной ситуации;

письменная речь есть замедленная речь, тогда как устная речь все речевые образования пропускает незамедлительно; при письме те же самые образования должны быть задержаны до их графического изложения на бумаге, однако возникшие мысли не терпят задержки, они часто улетучиваются;

письменная речь есть качественная речь: так как рядом нет собеседника, необходимо полно, логично, завершенно изложить содержание письма, постоянно исходя из позиции читателя;

5) мотивы письменной речи крайне отдалены от жизненных запросов ребенка, тогда как мотивы устной речи постоянно руководят подсознанием говорящего.

Умение письменноречевой деятельности как личностное качество ребенка открывает перед ним широкие возможности для проявления и утверждения многих творческих способностей, для расширения и качественного возвышения сферы общения, обращает его на самопознание и самовоспитание.

Письменноречевая деятельность выращивается и развивается в детях с помощью специфических знаний, особо организованных упражнений, создания стимулирующей и мотивирующей среды.
^ I класс (62 часа)
Знания (даются в виде бесед и обсуждений): речь — устная, письменная, устные тексты, письменные тексты; как создаются письменные тексты; зачем нужно людям письмо; история возникновения письменной речи; что люди делают с помощью письменной речи; говорящий и пишущий; звучащая сторона устной речи — говорят и руки, и лицо, и звучание слов — все это называется экспрессией устной речи; как быть при письме? Возникает необходимость знаков и пояснений (авторские комментарии).

Умения: объективация речи; объективация смысловой единицы — предложения; материализованные манипуляции над построением предложения; завершенность предложения, последовательность слов = правильное построение предложения, усиление выразительности и полноты содержания; значение слова в предложении; экспрессивность устной речи и знаки ее переноса в письменную речь; эмоционально-экспрессивная группа знаков (вопросительный, восклицательный, вопросительно-восклицательный, точка, многоточие); видение читателя; квазиписьмо — письмо предложений с помощью условных знаков (слово — короткая горизонтальная линия); чувства, переживания, впечатления — источник содержания письменной речи; письмо предложений, отражающих личные впечатления.

Упражнения: составление рассказов по сюжетным картинкам и их замедленное изложение; произнесение предложений с разными интонациями и их запись с помощью условных знаков (вначале), с помощью букв (с января) и знаков эмоционально-экспрессивной группы; определение и запись кратких авторских пояснений; составление предложений из данных слов и синтагм, а также по данному заглавию, и устное замедленное изложение; завершение рассказа логической концовкой; подготовка книг с собственными рассказами, написание сообщений.

^ Письменноречевая деятельность (с марта): выпуск книг (текст о собственных впечатлениях — рассказ, сказка, стишок) — 5—8 книг до конца учебного года; выпуск газет (3—5 газет); письменные сообщения; подготовка пригласительных билетов; переписка с учителем и друзьями во время летних каникул.

^ Мотивационное обеспечение письменноречевой деятельности детей: проявление заинтересованности учителя тем, о чем, как и в какой форме пишет каждый ребенок; учитель — активный и отзывчивый читатель; организация детского коллектива и родительского сообщества.

uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-yuridicheskaya-statistika-021100-yurisprudenciya-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zarubezhnaya-literatura-xix-stranica-5.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zemelnoe-pravo-g-kazan-2007-g.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zemlevedenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavitel-d-psihol-n-prof.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zheleznodorozhnij-put-dlya-studentov-4-5-kursa-specialnostej-290900-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zhilishnoe-pravo-redakciya.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-ast-moskovskij-poligraficheskij-dom.html
  • student.bystrickaya.ru/2-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-zadanij-v-srede-ms-excel-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-prakticheskih.html
  • education.bystrickaya.ru/22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-140700-rossiya-moskovskaya-obl-g-shatura-botinskij-proezd-37-informaciya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksej-kleshko-paket-predlozhenij-dlya-federalnogo-centra-po-razvitiyu-sibiri-budet-sformirovan-v-kratchajshie-sroki-internet-resurs-www24rusru-24112011.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strukturnie-svojstva-stiha-na-leksiko-semanticheskom-urovne-lotman-yu-m-struktura-hudozhestvennogo-teksta.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskaya-zapiska-o-socialno-ekonomicheskom-razvitii-nikiforovskogo-rajona-za-2010-god.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meriya-goroda-novosibirska-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aprobaciya-nauchnih-rezultatov-issledovaniya-istoriya-muzejnogo-dela-v-primorskom-krae-1941-2000-gg.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-20-kriminalisticheskaya-fonoskopiya-issledovanie-dokumentov-odin-iz-vazhnejshih-razdelov-kriminalistiki-dokumenti.html
  • institute.bystrickaya.ru/fon-vozniknovenie-knigi-bitie-avtor-armin-held-perevod-s-nemeckogo-evgenij-eryomin-istoriya-zhizni-tvorenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/edinstvo-i-dinamika-racionalnogo-i-irracionalnogo-v-simvolizme-kulturi-09-00-13-filosofskaya-antropologiya-filosofiya-kulturi.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-shkoli-cheloveka-budushego-104-formi-i-metodi-104.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-35.html
  • studies.bystrickaya.ru/kooperaciya-kak-process-i-kak-organizacionno-pravovaya-forma-hozyajstvovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/51-enciklopediya-delfi-kniga-mi-bogi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/naimenovanie-otrasli-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gorodskogo-poseleniya-izluchinsk.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionno-pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-budushih-pedagogov-k-rabote-s-detmi-podverzhennimi-socialno-pedagogicheskoj-izolyacii-na-primere-detej-vovlechyonnih-v-epidemiyu-vichspida.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-uroka-prakticheskie-raboti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-18-m-a-bulgakov-master-i-margarita.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/badarlamasi-astana-2010-zh-mazmni.html
  • urok.bystrickaya.ru/privyazka-k-mestnosti-melkomonetnaya-prelyudiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prichudlivoj-melodii-ne-dostaet-nashim-zhelaniyam-stranica-10.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stanislav-v-lebedeffvrrazdel-1-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vosmaya-lekciya-chast-pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-.html
  • klass.bystrickaya.ru/abiturient-sdayushij-ekzameni-v-vuz-po-inostrannomu-yaziku-anglijskij-nemeckij-francuzskij-dolzhen-pokazat-znaniya-sootvetstvuyushie-programmam-dlya-srednego-p.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-diplomnij-proekt-studenta-gr-er-98-rodchenko-t-a-na-temu-proektirovanie.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovaya-osnova-borbi-s-korrupciej.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatiyah-turizma-moskva-2009.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-plan-finansovogo-ozdorovleniya-struktura-metodika-9-strahovanie-obekti-strahovaniya-interesi-strahovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konechno-iz-etogo-pravila-est-mnozhestvo-isklyuchenij-no-mi-ne-mozhem-analizirovat-zdes-rol-materi-v-vospitanii-malchika.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-puteshestviya-kazhdij-uchenik-igraet-individualno-uchitel-sprashivaet-togo-kto-pervim-podnyal-ruku.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezident-vstretilsya-s-liderami-frakcij-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nesushie-i-ograzhdayushie-konstrukcii-stranica-10.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-pravo-e-v-laevskaya-kandidat-yuridicheskih-nauk-docent-gl-iv-v-5gl-ih-5-7-gl-h-5-6-gl-xviii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/principi-mezhdunarodnogo-prava.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.