.RU

В. Нюхтилин Шпаргалки по философии - часть 63

СРЕДСТВА ТРУДА – то, чем и с помощью чего оказывается воздействие на предметы труда в процессе производственной деятельности (инструменты, техника, оборудование, здания).

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения достижений в материальной и духовной области.

Трудности

Здесь единственная трудность состоит в том, что иногда четко не видят разницы между культурой и цивилизацией. Решается этот вопрос непросто, об этом много споров, но можно остановиться на следующем варианте: исходя из формулировок, определяется, что культура – это сумма, а цивилизация – это состояние. То есть культура вбирает в себя то, что народ достиг за всю свою историю, а цивилизация содержит в себе то, в чём заключается актуальность сегодняшнего исторического момента народа, или того исторического момента, который взят для исследования.

Например, российская цивилизация сегодня не определяется «Повестью временных лет» Нестора, «Русской Правдой» Ярослава Мудрого, или мастерством подглазурной росписи татар времен Золотой Орды, поскольку эти достижения не влияют на состояние нынешнего бытия России. Но в культуру России всё это входит, и входило на любой стадии её цивилизационного развития.


34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности .

Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием непосредственно самой человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни.

В отличие от животного мира, человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, не биологически приспосабливаясь к природе, а преобразует природу посредством труда, приспосабливая её под себя.

Таким образом, человеческий труд – это акт постоянного творчества, постоянного преобразования существующего и создания нового, это процесс напряженной интеллектуальной и духовной деятельности, непрестанного осмысления действительности и поиска оптимального решения задач различной сложности.

Благодаря этому труд стимулировал интеллектуальное развитие человека и выделение человека из животного мира.

Интеллектуализация человека, в свою очередь, привела к постоянному усложнению и непрерывному совершенствованию орудий и приемов труда, что обратной связью вновь потребовало интеллектуализации человека.

Таким образом, преобразуя трудом природу, человек одновременно преобразовывал и себя. Благодаря труду человек постоянно расширял свой познавательный потенциал, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Необходимость передачи знаний и навыков по наследству привела к появлению процессов социализации, благодаря чему человек уже с детства стал воспитываться как существо социальное, то есть неотъемлемо так или иначе включенное в общество в том или ином его виде.

Любой труд продиктован необходимостью и начинается с изготовления орудий. Наиболее древними орудиями являются орудия охоты, рыболовства и войны, которые возникли в ответ на главные необходимости того времени – питание и защита (как от хищников, так и от враждебных иноплеменников).

Со временем эти орудия из примитивных, полуобработанных подручных средств превратились в достаточно надежные и эффективные приспособления для решения ежедневных насущных проблем.

С появлением более совершенных орудий охоты и рыболовства в питании человека стала возрастать доля потребления мясной и белковой пищи , что увеличило физический потенциал человека, сделало его сильнее, конкурентоспособнее в мире животных, повысило выживаемость и численность . За счет поступления с мясной пищей в мозг большого количества необходимых для его развития и питания веществ, человек стал быстрее совершенствоваться умственно . Его всё более проясняющееся сознание и усиливающиеся способности к абстракциям и умозаключениям стимулировали новое совершенствование орудий и способов труда, развитие общественных отношений и способствовали появлению новых знаний о природе.

Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление такого нового вида труда, как скотоводство, к которому затем прибавилось земледелие. Вследствие этого трудовая деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д.

Из-за формирования богатой и насыщенной трудовой деятельности возникли излишки её продуктов , что привело сначала к обмену, а потом к торговле , и в результате – к дифференциации человеческого общества по производству того или иного полезного продукта. Всё это вызвало собой появление союзов племен, расширение межплеменных контактов, формирование наций, оформление их экономических и политических интересов, возникновение государств.

С появлением государств развились право и политика, расширились возможности человечества в совместной трудовой деятельности, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций.

Таким образом, труд непосредственно не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики человеческого общества, поскольку вся система общества является в своей основе тем или иным совместным трудом.

Таким образом, благодаря труду, бытие отдельного человека включено в общественное бытие.

Общественное бытие – это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости. То есть, общественное бытие можно понимать как некий набор общественно регулируемых практик – экономической, правовой, политической, гражданской, этической, идеологической, семейной, государственно-управленческой, научно-теоретической и т.д.

Естественно, что каждая из общественно регулируемых практик в силу своей сложности сопряжена с её общественным осмыслением, эмоциональным переживанием и духовным отношением.

Таким образом, общественное бытие сопровождается процессом его осознания со стороны самого же общества . Это осознание обществом своего общественного бытия происходит в форме общественного сознания .

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это зоны накопления интеллектуального и духовного опыта общества, в иерархии их сложности:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание . Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни , и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением и попытками оптимизации общественного бытия на повседневном уровне.

2. Научно-теоретическое сознание . Это более сложный уровень общественного сознания, содержание которого не подчинено повседневным задачам жизни, превышает их потребности и включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: наука, философия, искусство, право, политика, мораль, религия и т.д.

Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием , поскольку и общественное сознание, и общественное бытие взаимно воздействуют друг на друга:

– общественное сознание осмысливает общественное бытие, вносит целенаправленные изменения в его состав и задает направления его развития;

– общественное бытие, со своей стороны, формирует приоритеты и задачи общественному сознанию, определяет его содержание и направления его работы.

Являясь зависимыми друг от друга, они одновременно и самостоятельны .

Их самостоятельность проистекает из того, что, как процессы общественного сознания, так и процессы общественного бытия во многом подчиняются внутренней логике именно своего отдельного развития:

– общественное сознание развивается в направлении, заданном не только общественной практикой, но и в логическом русле своих господствующих идей , воззрений и концепций, несмотря на то, чтообщественная практика может с ними явно расходиться;

– громоздкая и сложная общественная практика во многом развивается в направлениях, заданных инерцией своего собственного структурного состояния , несмотря на то, что общественное сознание может уже видеть и принимать к действию новые направления развития.

Основные термины

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ – совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

ОРУДИЯ ТРУДА – устройства и предметы, созданные человеком для осуществления производственной деятельности.

ПРАКТИКА – чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека.

ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком системы необходимых знаний, позволяющих ему эффективно включаться в жизнь общества.


urok-po-uchebnomu-predmetu-chelovek-i-mir-3-klass.html
urok-podgotovki-sochineniya-po-kartine-v-m-vasnecova-ivan-carevich-na-serom-volke.html
urok-pomosh-kak-polzovatsya-dannim-uchebnikom.html
urok-posvyashaetsya-izucheniyu-vidovogo-mnogoobraziya-gribov-yadovitih-i-sedobnih-rastenij-lekarstvennih-i-yadovitih-tehnike-bezopasnosti-pri-sbore-darov-prirodi-meram-pervoj-pomoshi-pri-otravleniyah.html
urok-povtoreniya-obob-sheniya-koleso-istorii-drevnij-vostok.html
urok-povtoritelno-obobshayushij-urok-po-teme-drevnyaya-greciya.html
  • essay.bystrickaya.ru/desyat-dnej-schastya-tur-s-otdihom-na-ozerah-yuzhnoj-moravii-i-na-more-v-italii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskoe-i-politicheskoe-razvitie-egipta-v-period-pravleniya-muhammeda-ali-v-rossijskoj-obshestvenno-politicheskoj-misli-xix-v-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkij-konspekt-lekcij-dlya-inostrannih-studentov-vseh-form-obucheniya-harkov-hnagh-2006-stranica-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-naro-fominskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-5-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tridcatiletie-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/duhovnaya-kultura-bulgarskogo-emirata-literatura-sistema-obrazovaniya-nauchnie-znaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/46-trebovaniya-k-bezopasnosti-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-raboti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavlen-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-prikaz-751-ot-21.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-12-tema-podcarstvo-nizshie-rasteniya-obshaya-harakteristika-vodoroslej-laboratornaya-rabota-stroenie-spirogiri.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-informacionnogo-rabotnika-nauch-red-r-s-gilyarevskij-v-a-minkina-spb-professiya-2005-s-522-527.html
  • literatura.bystrickaya.ru/selin-d-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/2-189-00-378-00-100-velikih-muzeev-mira-ionina-n-a-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/reklamnaya-deyatelnost-partii-edinaya-rossiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomi-laureatov-i-uchastnikov-konkursov-informaciya-o-gosudarstvennih-i-municipalnih-nagradah.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-metodicheskie-ukazaniya-dlya-prepodavatelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prokurorskij-nadzor-dlya.html
  • institut.bystrickaya.ru/stalin-posvyashenie-volhva-annotaciya.html
  • studies.bystrickaya.ru/chukovskij-kornej.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-uspeha-v-zhizni-programma-mou-shkoli-internata-8-po-formirovaniyu-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni.html
  • student.bystrickaya.ru/14-bolshoj-grom-dzhejms-bollard.html
  • books.bystrickaya.ru/e-poryadok-provedeniya-aukciona-e-yu-zahmatov-chleni-edinoj-komissii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-programme-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-fakulteta-tehnologicheskogo-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/amerika-protiv-rossii-kniga-chast-20.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-sjlem-otbasi-msheler-slteme-artiova-termekbaeva-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/problema-sovokupnogo-predlozheniya-denezhnaya-massa-osnovnie-denezhnie-agregati.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-testovih-zanyatij-v-2010-g-po-programme-menedzhment-marketingovih-kanalov-i-logistiki-proizvodstvennogo-predpriyatiya-po-podrazdelu-35-2-menedzhment.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/modernizaciya-ekonomicheskih-sistem-opit-i-perspektivi.html
  • student.bystrickaya.ru/16-ispitanie-koncevih-vivodov-obmotki-statora-turbogeneratora-serii-tgv.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-instrument-dlya-perednih-shejnih-plastin-mediko-tehnicheskie-trebovaniya-na-postavku-medicinskogo-oborudovaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-2-e-izdanie-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-sochineniyu-visokopreosvyashennejshago-innokentiya-mitropolita-moskovskago-i-kolomenskago-kn-3-put-v-carstvie-nebesnoe-lti-patshalha-ilse-kayakan-ul-jeple-vl.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritie-gribovarochnih-punktov-reshenie-mostovskogo-rajonnogo-ispolnitelnogo-komiteta-25.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-po-ugolovnomu-pravu-na-temu-neostorozhnost-i-eyo-vidi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoj-posobie-po-kursu-otechestvennaya-istoriya-tema-rossiya-v-pervoj-chetverti-xix-veka-proekti-politicheskih-reform-i-ih-osushestvlenie-perm-2003-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchite-anglijskij-yazik-na-bajkale.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatost-vipusknikov-kraevih-gosudarstvennih-byudzhetnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-2011-godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.