.RU

В области бортового оборудования и агрегатов - Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники...



^ В области бортового оборудования и агрегатов

В рамках разработки комплекта прототипов компонентов систем КБО с открытой архитектурой, их тестирования и оценки характеристик в обеспечении создания и насыщения предприятиями РФ отечественного рынка конкурентоспособным и сертификационным по международным правилам авиационным оборудованием и ускоренного внедрения его на мировой рынок проводилась разработка комплекта прототипов модулей функционального ПО, их тестирование и комплексные исследовательские испытания экспериментальных образцов.

Велись работы по летным испытаниям образцов комплексов бортового оборудования и комплексных решений на базе технологии ИМА. Разработана КД для установки на ЛЛ Су-30 дополнительных комплектующих ИМА. Разработана КД и ПМО решений интегрированной навигационной системы на базе ВОГ. Разработаны техпредложения по расширению функций ИУП. Выполнено оборудование ЛЛ и проведены летные исследования опытного образца ИНС на базе ВОГ и летная отработка расширенных функций информационно-управляющего поля.

Осуществлялись мероприятия по разработке, изготовлению и исследованиям экспериментальных образцов электромеханических исполнительных приводов для перспективных и модернизируемых образцов авиационной техники. Проведены исследования по определению методик, позволяющих идентифицировать параметры электромеханического привода и его элементов с параметрами математических моделей, используемых при описании этих устройств. Разработана конструкторская документация на стенд для исследовательских работ и испытаний электромеханического привода и технологическую оснастку для испытания элементов привода. Изготовлены экспериментальные образцы составных частей электромеханического привода и механические части стенда для исследовательских работ и испытаний. Проведены работы по укомплектованию стенда для исследовательских работ и испытаний специальным оборудованием. Проведён анализ отказов элементов электромеханического привода и определён облик резервированной системы приводов, обеспечивающей выполнение требований к приводу аэродинамической поверхности. Разработана методика определения расчётных нагрузок привода, функционирующего в составе резервированной системы, на основе заданного закона движения аэродинамической поверхности. Определены основные параметры резервированной системы приводов и конструктивные параметры передачи применительно к разрабатываемому приводу. Разработана конструкция электромеханического привода. Проведены расчёты на прочность и надёжность, а также тестирование математической модели, при котором проводился контроль выполнения заданных требований.

^ В целях формирования и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности

В рамках работ по комплексному анализу результатов исследований по формированию и реализации государственной политики РФ в области авиационной деятельности и разработке законопроектов и нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности государственного регулирования развития авиации и авиастроения РФ проводилась разработка предложений по изменениям и дополнениям в законы и другие нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию государственной политики в области авиации и авиационной деятельности, в том числе в части прогноза развития авиастроения на перспективу.

В результате комплексных исследований финансово-экономического состояния предприятий и организаций авиационной промышленности Российской Федерации проведен анализ методов оценки финансово-экономического состояния предприятий и организаций авиационной промышленности, в том числе используемых методик, показателей и оценок финансово-экономического состояния предприятий и организаций авиационной промышленности, испытывающих финансовые трудности и имеющих признаки банкротства. Разработаны рекомендации по диагностике деструктивных факторов финансовой состоятельности, платежеспособности и устойчивости стратегических предприятий и организаций отрасли, оценке предбанкротного состояния и направлений предотвращения банкротства. Выявлена отраслевая специфика, которую необходимо учитывать при анали-зе и диагностике деструктивных факторов, подготовлены рекомендации по диагностике и оценке предбанкротного состояния и направлений предотвращения банкротства. Подготовлено методическое обеспечение экспертизы стоимостных параметров и начальных цен конкурсных НИОКР, выполняемых предприятиями и организациями авиационной промышленности, разработаны методические рекомендации по экспертизе начальных (максимальных) цен на конкурсные НИР и ОКР, сформирована справочно-нормативная база обеспечения выбора тем-аналогов конкурсных НИР и ОКР. Разработана карта проекта № 31 «Развитие авиационной промышленности и двигателестроения» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 215, в которой определены цели и задачи авиационной промышленности на период 2009-2012 гг., предложены индикаторы, показатели целей и задач проекта, определен перечень необходимых мероприятий и их ежегодное бюджетное и внебюджетное финансирование на период 2009-2012 гг.

В результате проводимого анализа реализации приоритетных направлений научно-технологического развития и технологической модернизации авиастроения Российской Федерации выполнена разработка предложений по формированию кадровой политики в авиационной промышленности на основе мониторинга мировой и отечественной практики государственного регулирования авиастроительной деятельности, оценка хода реализации Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, оценка реализации Комплексной программы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015. Выполнены: еженедельный мониторинг производственных показателей и структуры продукции предприятий и организаций авиационной промышленности с оценкой ее текущего состояния; оценка реализации Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (в части авиационной промышленности и двигателестроения); оценка реализации Комплексной программы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года (в части авиастроения); ежегодный анализ текущих итогов реализации мероприятий Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года с оценкой ее эффективности. Подготовлен Проект ежегодного доклада о ходе выполнения работ по федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года», Проект структуры управления развитием авиастроительного комплекса и предложения по совершенствованию механизма взаимодействия органов законодательной, исполнительной власти, а также интегрированных структур. Проведены исследования, систематизация и анализ текущих итогов реализации государственных программы, стратегии и концепции развития в области авиационной промышленности за прошедший период, разработаны и представлены предложения по основным направлениям развития авиационной промышленности, в том числе: анализ текущих итогов реализации мероприятий Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года и ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники в 2002-2010 годы и на период до 2015 года» в части целевых индикаторов, выделены приоритетные задачи Стратегии и Программы и дан анализ результатов производственной деятельности авиационной промышленности России в период 1990-2009 годы; отражены итоги выполнения плана производства и поставок гражданской авиационной техники, целевых индикаторов и индикаторов по основным программным мероприятиям Программы за 2009 год, даны прогнозные оценки производства и поставок гражданской авиационной техники в 2010-2012 годы; проанализировано выполнение целевых индикаторов и индикаторов по основным программным мероприятиям в 1 квартале 2010 года и сделан расчет выполнения индикаторов Программы в 2010 году, а также подготовлены предложения по изменению и уточнению целевых индикаторов Программы для обеспечения их выполнения в полном объеме. Разработаны предложения по приоритетным направлениям технологической модернизации авиационной промышленности. Проведен анализ текущих итогов реализации мероприятий Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года в части двигателестроения за период с октября 2009 г. по апрель 2010 года и реализации Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года по приоритетным направлениям Комплексной программы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации в части авиационного двигателестроения, подготовлены предложения по повышению научно-технического, технологического и инновационного потенциала российского авиадвигателестроения по выпуску конкурентоспособной модернизированной и перспективной авиационной продукции. Разработаны предложения по формированию кадровой политики в авиационной промышленности на основе мониторинга мировой и отечественной практики государственного регулирования авиастроительной деятельности.

Проводились системные исследования общих тенденций развития сегментов мирового авиационного рынка. Выполнен анализ состояния и тенденций развития мирового и отечественного рынков гражданской авиационной техники и авиационных услуг, определение и исследование значимых факторов и тенденций, уточнение рыночных требований по основным видам конкурентоспособной гражданской авиационной техники и авиационных услуг. Выполнены системные исследования общих тенденций развития сегментов мирового авиационного рынка авиационных двигателей и услуг и рынка авиационного приборостроения и агрегатостроения.

Проводились работы по комплексному анализу состояния и тенденций развития авиационной деятельности в Российской Федерации и в мире, разработке системного проекта по проблемным вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области авиационной деятельности.

Подготовлены предложения по развитию материально-технической базы авиапрома в части опытного и серийного производств в обеспечение реализации проектов по производству нового поколения авиационной техники, в том числе изделий "переходного продукта" гражданской авиации (Ил-96, Ту-204, Ан-148, SSJ-100)"прорывных продуктов" (SSJ-M, MC-21) и транспортной авиации, вертолетов, малой авиации и двигателей нового поколения с учетом формирования концепции новой редакции федеральной целевой программы по развитию гражданской авиационной техники России на период до 2020 года.

Велась разработка концепции программы повышения энергетической эффективности авиационной промышленности, проводился мониторинг состояния энергопотребления на предприятиях отрасли.

Проводился мониторинг применения и анализ действующих нормативных правовых и нормативно-технических документов по безопасности полетов гражданской и экспериментальной авиации. Велись исследования проблемных вопросов развития аэродромных комплексов экспериментальной авиации.

Осуществлялись работы по внедрению системы технико-экономического мониторинга результатов выполнения технических и технологических проектов, связанных с созданием авиационной техники.

Проводилась разработка методики системных исследований проблем качества продукции авиационной промышленности и двигателестроения и оценка состояния качества выпускаемой продукции по подотраслям.

Выполнялись работы по анализу функционирования существующей базы нормативных правовых и нормативных документов, определяющих порядок разработки, производства, ремонта и эксплуатации авиационной техники в области самолетостроения, вертолетостроения, двигателестроения, приборостроения и агрегатостроения. Анализировались текущие потребности авиационных организаций в зарубежной научно-технической документации и зарубежном высокотехнологичном оборудовании. Велась подготовка проектов заданий на приобретение зарубежной научно-технической документации и высокотехнологичного оборудования.

В рамках работ по комплексному анализу состояния авиадвигателестроения с увязкой текущих итогов реализации Стратегии развития газотурбинного двигателестрое-ния в авиационной промышленности Российской Федерации на 2008-2015 годы и на период до 2025 года, действующих федеральных целевых программ и разработки мер по повышению эффективности программных мероприятий по развитию авиадвигателестроения предложены мероприятия в обеспечение внедрения критических технологий, необходимых для создания семейства перспективных двигателей для государственной и гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн. Разработаны предложения в проект новой редакции федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года» в части авиационного двигателестроения и направлены для рассмотрения Экспертному совету при Научно-координационном совете по координации, научно-техническому и организационному сопровождению реализации ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года».

Анализировалось влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние и развитие мирового рынка авиационной техники с учетом международного кооперационного сотрудничества, изучался опыт по преодолению кризисных явлений и их последствий, совершенствованию процессов и условий разработки и производства авиатехники, управления этими процессами. Велась разработка основных принципов формирования системы стратегического планирования и управления развитием авиастроительного комплекса России с учетом задач международного сотрудничества.

Проводился комплексный анализ проблем неблагоприятного воздействия авиации на окружающую среду. Велись исследования проблем воздействия шума и эмиссии ВС на окружающую среду и проблем воздействия звуковых ударов создаваемых сверхзвуковыми ВС. Проводился анализ существующих и планируемых зарубежных требований в области защиты окружающей среды и отечественных и зарубежных подходов к снижению негативного воздействия авиации на окружающую среду.


^ По направлению доработка и сертификация специализированной авиационной техники

Проведены работы по выпуску доказательной документации в обеспечение сертификации самолёта-амфибии Бе-200ЧС-Е по европейским нормам, выпущена документация системы послепродажного обслуживания самолёта. Проведены переговоры с потенциальными покупателями во время проведения международного авиа-космического салона FIDAE (Чили), а также показа правительственным структурам в Венесуэле и США.

Проводились сертификационные работы по самолету Ту-204СМ для обеспечения первого вылета.

Осуществлялись мероприятия по продвижению самолетов семейства Ан-124 на международный рынок, организации и решению вопросов взаимодействия с предприятиями Украины.


^ В целях поддержки системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники


Велись работы по созданию и развертыванию системы послепродажного обслуживания новых самолетов по программам SSJ-100, Ту-204, Ан-148; поэтапному созданию и вводу в действие нормативно-правовой базы, разработке организационно-методической документации, регламентирующей основные процедуры интегрированной логистической поддержки авиационной техники российского производства и отработке программно-технических решений ее элементов.

Проводились работы по поддержке системы послепродажного обслуживания вертолетной техники через совершенствование процессов интегрированной логистической поддержки и внедрение информационно-технологических решений; разработку типовых бизнес-моделей оказания услуг по послепродажному обслуживанию.

Проводились работы по созданию и развертыванию системы послепродажного технического обслуживания двигателей SaM146.

В целях совершенствования системы послепродажного обслуживания авиадвигателей семейства ПС-90А в соответствии с современными международными требованиями выпущен бюллетень «Оценка параметров двигателей ПС-90А, ПС-90А1 и ПС-90А-76 самолетов Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ил-76 и их модификаций по результатам обработки регистрируемой полетной информации» и выполнено уточнение методик параметрической диагностики для оценки технического состояния двигателя ПС 90А и его модификаций. Внедрены мероприятия по диагностированию рабочих лопаток 2-й подпорной ступени в эксплуатации. Разработана инструкции по визуально-оптическому контролю недопустимых повреждений на рабочих лопатках 2-й подпорной ступени в эксплуатации. Подобрано и приобретено оборудование визуально-оптического контроля. Разработано техническое задание на создание центра эксплуатационной диагностики. Выполнено исследование подшипников и частиц, обнаруженных в двигателях ПС-90А, для определения причин поломок и разработки методов их раннего выявления. Определены основные недостатки существующих рентгено-флуоресцентных методик определения элементного состава осадков отработанных авиационных масел и пути их устранения. Проведены исследования роликоподшипников ТВД двигателя ПС-90А. В целях оснащения пунктов ППО системами диагностики состояния двигателей семейства ПС-90А внедрены видео–эндоскопические системы. Для поддержания комплекта узлов, агрегатов, ПКИ и деталей для удовлетворения требований потребителя продукции, улучшения уровня обслуживания в соответствии с требованиями мировых стандартов обеспечено поддержание базового комплекта узлов, агрегатов, ПКИ и деталей, устранены случаи длительных простоев самолётов из-за неисправности двигателей ПС-90А и его модификаций из-за отсутствия оборудования, ДСЕ и ПКИ, разработано оборудование для восстановления двигателей непосредственно в эксплуатации. Внедрены и закуплены ряд измерительных и дефектоскопических систем. Продолжено создание и поддержание базового комплекта узлов, агрегатов, ПКИ и деталей двигателя ПС-90А. Апробировано и внедрено оборудование для замены реверсивного устройства, разработаны и внедрены 5 механизмов зачистки лопаток (МЗЛ) для работы с оптикой, приобретено оборудование. Внедрены мероприятия по диагностированию рабочих лопаток 2-й подпорной ступени методом ультразвукового контроля, в том числе подобрано и закуплено оборудование для ультразвукового контроля рабочих лопаток 2-й подпорной ступени, разработана инструкция "Ультразвуковой контроль кромок рабочих лопаток 94-01-1911 в эксплуатации", проведена ее апробация на двигателе ПС-90А и его модификациях. Проведена проверка методик контроля, оценка работоспособности алгоритмов контроля состояния двигателя ПС-90А2 и достоверности формируемой ими диагностической информации по материалам сертификационных летных испытаний двигателя на самолете Ту-204. По выявленным замечаниям уточнены методики параметрического контроля.

^ В интересах реализации проекта RRJ (SSJ-100), создания двигателя SaM146

Проводились маркетинговые исследования, рекламная деятельность и работы по снижению рисков на этапе продвижения продукции на рынок в обеспечение реализации проекта RRJ и двигателя SaM146 на внутренний и международный рынки.

^ В целях поддержки международного кооперационного сотрудничества

На ОАО "ВАСО" г. Воронеж велись работы по освоению и сертификации новых технологических процессов, нормативно-техническому и организационно-методическому обеспечению участия отрасли в перспективных международных кооперационных проектах для самолетов А320/380 и А350. Проведено обучение специалистов ОАО "ВАСО" в фирме "Airbus" Франция, по направлениям: "Сборка, клепка авиационной техники по ADET 0078", "Подготовка и аттестация специалистов по ADET 0078".

Проводились мероприятия по оптимизации производства на Иркутском Авиационном Заводе с целью снижения трудоемкости и увеличения объемов производства компонентов самолета А320, в том числе по повышению эффективности при механообработке, внутренней логистики процессов сборки и балансировки тактов, применению инновационных методов контроля качества, освоению и внедрению процессов совместной инженерно-технологической проработки конструкции, интерьеров и систем самолета на всех этапах проектирования, разработке нормативов и стандартов предприятия, организационно-методическому обеспечению партнерских проектов с Airbus.

В части развития российско-узбекского проекта создания и продвижения на мировой рынок самолета Ил-114 проводились работы по адаптации проектной и производственной документации, отработке и освоению новых технологий с целью повышения уровня технического совершенства, соответствия современным международным требованиям самолета Ил-114.

Велись работы по модернизации и адаптации к стандартам Airbus проектно-расчетной и научно-производственной базы для обеспечения участия отрасли в области создания авиационной техники из полимерных композиционных материалов в международных кооперационных проектах. Проводились работы по разработке стандартов предприятия для проектирования и изготовления конструкций из ПКМ, квалификации однонаправленных препрегов на основе углеродных жгутовых наполнителей, аудиту системы менеджмента качества.

Выполнялись работы по формированию методической базы проектирования, расчетно-экспериментального обеспечения композиционного фюзеляжа нового поколения, разработке сертификационного базиса с базой данных по критериям проектирования и проекта базы данных по рациональным проектным параметрам для определения рисков создания композиционной конструкции фюзеляжа. Разработан сертификационный базис с базой данных по критериям проектирования и проект базы данных по рациональным проектным параметрам для определения рисков создания композиционной конструкции фюзеляжа. Для обеспечения эффективного проектировочного процесса и расчетно-экспериментального обеспечения прочности создана база данных, включающая критерии проектирования и база данных для накопления, обработки и преобразования проектных параметров отсеков и панелей композитной конструкции фюзеляжа, поддерживающая ряд стандартных программ по расчету прочности конструкции. Сформирована структура базы данных, в рамках которой разработан и реализован алгоритм, позволяющий реализовать двухуровневый метод оценки прочности композиционных панелей и отсеков фюзеляжа для перспективных ЛА. Проведена численная валидация двухуровневого метода проектирования композиционного фюзеляжа на основе параметрических расчетов и сравнительного анализа с результатами известных методик и данными эксперимента. Проведен анализ работоспособности алгоритма. Сформирован сертификационный базис расчетных методов проектирования и расчетно-экспериментального обеспечения для композиционного фюзеляжа нового поколения. Основными базисными составляющими выбраны требования по стоимости, весу конструкции, экологии, требования к производству, безопасности, молниестойкости, пожаробезопасности, динамической прочности, по обслуживанию и ремонтопригодности для конструкции, по комфорту для пассажиров, экипажа и обслуживающего персонала. На основе проведенных расчетных валидационных исследований определены критические значения для ряда конструктивных параметров. Сформулирован перечень требований к программным алгоритмам или критериям для проектирования композитной конструкции фюзеляжа, использующим разработанную базу данных. Проведены работы по валидации компьютерных методов оценки динамической прочности и характера повреждений от воздействия ударных нагрузок с большим уровнем энергии на обшивку из типовых конструкционных панелей. Выполнены динамические ударные испытания экрана, моделирующего конструкцию композиционной панели, на ударные воздействия от повреждающего элемента.

Проводился анализ направлений исследования по созданию экологически чистого самолета, отобранных для продолжения на втором этапе проекта OPENAIR, в том числе анализ новых подходов к созданию технологий снижения шума струи и использования плазменных технологий в создании ЭЧС, а также новых подходов к созданию новых технологий снижения шума обтекания элементов планера самолета. Проведен анализ направлений исследования по созданию экологически чистого самолета, проанализированы новые подходы к созданию технологий снижения шума струи и использования плазменных технологий в создании ЭЧС, а также к созданию новых технологий снижения шума обтекания элементов планера самолета. Показано, что перспективные направления связаны с использованием шевронного предкрылка и кевларной задней кромкой закрылка, являющимися второстепенными по значению источниками шума планера и, что подход к снижению шума шасси, основанный на создании поверхностей малой кривизны в области источников, является стратегическим направлением исследований в этой области.Также отмечено, что одним из базовых стратегических направлений исследований в области снижения шумового воздействия на окружающую среду, является возврат к фундаментальным вопросам аэроакустики. В результате анализа проектов COSMOS и VALIANT установлено, что идея быстрого создания работоспособных численных методов в задачах высокой степени TRL при создании ЭЧС, является преждевременной из-за тех трудностей, которые необходимо преодолеть на этом пути. В результате анализа проекта ARIES показано, что продолжается интеграция научного сообщества Европы уже не только на уровне коллективов и идей, но и на уровне экспериментальных лабораторий и это можно отнести к стратегическому направлению работы в создании ЭЧС. В результате анализа рабочих (WP) и информационных (IP) документов, решений 8-го Совещания CAEP ИКАО, касающихся проблем авиационного шума и доклада независимых экспертов рабочей группы 1 WG1 CAEP по оценке эффективности технологий снижения шума авиационных двигателей и самолетов установлено, что в настоящее время мировое сообщество в целом считает преждевременным разрабатывать новые более жесткие нормы, чем действующие по главе 4. Решение об ужесточении норм с 2016 г, может состояться уже в 2013 г. на CAEP/9, поскольку анализ результатов разработанного комиссией независимых экспертов прогноза глубиной 10 и 20 лет изменения уровней шума наиболее представленных в мировом парке классов воздушных судов, в связи с прогнозом развития технологий снижения шума самолета и степени двухконтурности двигателя, показал, что в среднесрочной перспективе (2018 год) достижимый прогресс снижения шума в классе региональных самолетов оценивается в 13,0 EPNдБ, для класса БСМС – в 21,0 EPNдБ, для класса ДМС (с 2 двигателями) – 22,0 EPNдБ, для класса ДМС (с 4 двигателями) – 21,0 EPNдБ. В дальнесрочной перспективе (2028 год) достижимый прогресс снижения шума в классе региональных самолетов оценивается в 20,0 EPNдБ, для класса БСМС – в 22,5 EPNдБ, для класса ДМС (с 2 двигателями) – 24,5 EPNдБ, для класса ДМС (с 4 двигателями) – 23,5 EPNдБ. По результатам анализа доклада группы моделирования и прогноза CAEP (MODTF) шумовых характеристик в районах аэропортов на основе имеющихся баз данных показано, что снижение уровня шума в результате использования режима непрерывного снижения высоты на посадке (CDO) составляет 1–5 дБ и сделан вывод о том, что потенциал такого способа улучшения экологических характеристик в районе аэропортов оказывается незначительным.

Для освоения новых технологических процессов производства аэродинамических моделей создаваемых образцов авиационной техники в соответствии с международной системой нормативно-технических требований и стандартов в обеспечение участия в европейских кооперационных проектах «NICETRIP, «DREAM», «A-CUBED» создан технологический инструментальный программно-аппаратный комплекс для оценки частотных характеристик шпиндельной группы обрабатывающего центра с ЧПУ и деталей в процессе фрезерной обработки. Получены соотношения, позволяющие при задании материала обрабатываемой заготовки, параметров инструмента и ширины фрезерования получить границу устойчивого резания в параметрах “глубина фрезерования” – частота вращения шпинделя, определяющую максимальную производительность чернового фрезерования. Проведены измерения собственных частотных характеристик шпиндельной группы, ориентированных на высокоскоростное фрезерование обрабатывающих центров с ЧПУ модельного производства ЦАГИ. Получены сравнительные жесткостные характеристики шпиндельных групп, рассматриваемых станков, а также границы резания стали типа 30 ХГСА. Разработана методика предварительной расчетной оценки частотных характеристик детали методом конечного элемента.

Проводились работы по организационно-методическому и информационно-аналитическому сопровождению кооперационных проектов по 7-й Рамочной программе, общеевропейской технологической инициативе «Чистое небо» (Clean Sky) и программе модернизации Европейской системы организации воздушного движения (ОрВД) «Единое европейское небо» (SESAR), изучению и адаптации опыта кооперационного сотрудничества в рамках Европейского исследовательского пространства.

В целях нормативного обеспечения международного кооперационного сотрудничества в области авиастроения на основе взаимодействия с зарубежными организациями по стандартизации в области авиационной техники и гармонизации отечественных и зарубежных организационно-методических и конструктивно-технологических стандартов, используемых в реализуемых и перспективных проектах проводились работы по созданию пополняемой базы данных в области организации деятельности международных и зарубежных организаций по стандартизации в области авиационной техники, внедрению специализированного интернет-ресурса, разработке методических рекомендаций по использованию международных и зарубежных стандартов и созданию на их основе отечественных нормативных документов.

На основе проектного и производственного потенциала отрасли велась разработка первоочередной нормативной документации (НД) по актуальным вопросам контроля качества для поддержки кооперационного сотрудничества авиастроительных предприятий с отечественными и зарубежными поставщиками путем гармонизации требований международных авиационных стандартов серии AS9000. Разработаны Руководящий технический материал РТМ 1.4.2247 и Методические указания МУ 1.4.2248, которые регламентируют требования к статистическому контролю и рекомендации по организации применения этих требований на российских авиационных предприятиях в соответствии с требованиями международных авиакосмических стандартов серии AS9013 (AS9013, AS9013/1, AS9013/2, AS9013/3 и AS9013/4).

Для адаптации технологии (методов и технических средств) летных и наземных сертификационных испытаний гражданских воздушных судов к новой системе нормативно-технических требований и стандартов для обеспечения участия отрасли в реализуемых международных кооперационных проектах разработаны технические предложения по адаптации технологии сертификационных испытаний ВС и их систем на молниезащищенность к требованиям зарубежных стандартов ARP-54, EUROCAE-85. Предложены варианты исполнения стенда для проведения сертификационных испытаний по определению стойкости бортового оборудования к переходным процессам, вызванным молнией, в соответствии с требованиями международных стандартов. Изготовлены и отработаны коммутационные устройства. Проведены испытания выбранной для дальнейшей проработки компоновочной схемы. Проведён сравнительный анализ отечественных и зарубежных стандартов SAE по технологии сертификационных испытаний бортового светотехнического оборудования самолётов и вертолётов. Разработаны технические предложения по адаптации к требованиям стандартов SAE отечественных нормативных требований при разработке и оценке систем светотехнического оборудования на этапе проектирования самолётов и вертолётов, требований к их параметрам, а также методики оценки внутреннего и внешнего светотехнического оборудования при проведении наземных и лётных сертификационных испытаний опытных самолётов и вертолётов.

С целью совместной разработки и производства бортового оборудования проводились работы по организационно-методическому обеспечению и сопровождению участия российских предприятий авиационного приборостроения в европейских проектах SCARLETT, SESAR и технологической инициативе «Чистое небо» и подготовке предложений по расширению сотрудничества, кооперации России и ЕС в области создания авионики нового поколения на базе открытых стандартов и модульной архитектуры.

В интересах обеспечения участия предприятий российской авиационной промышленности в европейском координационном проекте TREN/06/SUBV/ST/S07.66875 «Сотрудничество России и ЕС в области гражданской авиации» проводились работы по организации и проведению учебных и практических семинаров и консультаций экспертов России и ЕС для выработки путей сближения в области гражданской авиации (в России и в странах ЕС), включая представителей организаций-поставщиков комплектующих изделий, разработке рекомендаций по уточнению законодательной и нормативно-технической базы авиационной деятельности.

В рамках подготовки реализации кооперационного проекта по обеспечению серийного производства совместной российско-французской инерциальной навигационной системы с международной сертификацией для самолета Сухой Суперджет-100 (SSJ-100) и других объектов гражданской авиации проводились работы по доработке, испытаниям, отработке программного обеспечения и интеграции ИНС.

^ В области работ по перспективной авиационной технике

Реализовывался комплекс маркетинговых исследований и прогнозного анализа макроэкономических показателей, направленных на формирование требований к новому семейству ближне-среднемагистральных самолетов (МС-21), формированию сертификационного базиса и системы интегрированной логистической поддержки самолета МС-21. Проводилась разработка рекомендаций по созданию информационной системы управления авиационной программой и ее интеграции в информационное пространство системы управления жизненным циклом изделия Разработчика и Изготовителя. Велись работы по формированию базовых сертификационных требований к самолету на основе утвержденного “технического лица” самолета МС-21.

В рамках реализации комплекса мероприятий, включающих маркетинг рынка двигателей, поставщиков технологий и оборудования, необходимых для создания двигателя, его систем и агрегатов, формирование и сертификацию центров компетенции, участвующих в кооперации по созданию перспективного двигателя изготовлены в соответствии с требованиями конструкторской и технологической документации для проведения исследований и для настройки испытательных машин партии образцов из сплавов ВТ25Уи ВВ751П. Отработаны технологические процессы для изготовления дисков ТВД из жаропрочного никелевого сплава на никелевой основе ВВ751П и валов ТНД из стали ВКС170-ИД, предназначенных для длительных испытаний в составе двигателя-прототипа с целью получения опережающей наработки. Проанализированы результаты. Разработана схема протягивания и конструкция протяжек. Выполнены испытания образцов из сплава ВВ751П по исследованию кратковременных характеристик в рамках работ по созданию банка данных по характеристикам конструкционной прочности материалов основных деталей. По результатам испытаний на растяжение цилиндрических образцов сплава ВВ751П получены характеристики механических свойств сплава. Установлено, что полученные характеристики близки к данным сертификата на заготовку диска ДП715 и соответствуют требованиям ТУ.

^ Для формирования научно-технического задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства

В целях разработки, освоения и сертификации новых технологических процессов для создания конкурентоспособных авиационных двигателей отработаны технологические режимы диффузионной сварки и сверхпластичного деформирования необходимые для изготовления широкохордной лопатки из титанового сплава, в том числе изготовлена технологическая оснастка. Разработаны технические требования на размещение многоцелевого обрабатывающего центра. Выпущена планировка на размещение оборудования. Разработан план мероприятий по организации участка для изготовления щеточных уплотнений. Составлены технические задания на подключение, монтаж, наладку и запуск технологических установок: специализированного станка для тороидальной намотки проволоки; электронно-лучевой сварочной установки ЭЛУ-27; вакуумной установки СНВ 1200 для термообработки заготовок щеточных уплотнений; полуавтоматического плоско-внутришлифовального станка с ЧПУ для алмазно-электрохимического шлифования с круглым столом с вертикальным шпинделем ОШ-642ЭФЗ; установки (ванны) для ультразвуковой очистки деталей щеточных уплотнений. Произведены пуско-наладочные работы установки для электронно-лучевой сварки щеточных уплотнений ЭЛУ-27. На основании разработанных технических требований к технологическому оборудованию для изготовления щеточных и пальчиковых уплотнений разработаны технические требования на размещение оборудования. Отработаны технологические режимы ремонта рабочих лопаток блисков из титановых сплавов с применением электронно-лучевой сварки и последующей термической обработки и с применением имеющегося оборудования для линейной сварки трением на образцах. Выполнены другие запланированные работы по выбору, закупке и монтажу нового оборудования.

^ В рамках управления программой

Подготовлены аналитические и отчетные материалы о ходе и результатах выполнения Программы по итогам 2009 года, выполнены работы по экспертной оценке предложений, анализу стоимости и подготовке требований к выполнению конкурсных работ, обработке оперативной отчетности и информационно-аналитическому обеспечению реализации ФЦП. Произведена экспертная оценка предложений по формированию конкурсных работ для реализации мероприятий Программы; разработаны Рекомендации по перечню лотов для организации конкурса в 2010 году на выполнение работ в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»; подготовлены технические требования к выполнению конкурсных работ в 2010 году; проведен анализ стоимости и начальных цен конкурсных работ по реализации мероприятий Программы; проведен анализ полученных результатов по мероприятиям Программы за прошедший период ее реализации и подготовлены предложения по определению бюджетных ассигнований на 2011 и плановый период 2012-2013 годов с целью корректировки Программы; произведена обработка оперативной, государственной статистической, бухгалтерской и ведомственной отчетности по предприятиям и организациям авиационной промышленности Минпромторга России за 2009 год и 1-ый квартал 2010 года.

Проведен анализ выполнения программных мероприятий, подготовлены отчетные материалы по основным итогам реализации Программы и достижению целевых индикаторов и показателей по итогам I квартала 2010 года, за апрель и май, а также ожидаемых в июне 2010 г,,, выполнена обработка и подготовка форм статистической отчетности - № 1 ФП «Сведения об использовании средств из бюджетных источников на выполнение федеральных целевых программ»; № 1ФП (индикаторы) «Сведения о целевых индикаторах и показателях реализации федеральных целевых программ (подпрограмм) по итогам I квартала 2010 года», анализ и подготовка материалов по форме 2.12.1 «Результаты научных исследование и разработок, проводимых в рамках ФЦП по приоритетному направлению» об уровне конкурентоспособности, эффективности выполнения мероприятий Программы, а также кадровом и научном потенциале исполнителей государственных контрактов, подготовка материалов по показателям ежемесячного мониторинга реализации ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» апрель и май 2010 года, разработка предложений по объемам финансирования на 2010-2011 гг. на основе анализа результатов реализации мероприятий с целью более эффективного расходования средств федерального бюджета и получения конечных результатов в запланированные сроки по завершению реализации проектов МС-21, Ми-38, Ка-62, Ту-204СМ и проведению работ по созданию научно-технического задела в области аэродинамики, авиационных материалов, двигателестроения и бортового оборудования. Материалы направлены в Минпромторг России. Выполнена подготовка информационных материалов по закрытию и фактическому финансированию тем по разделам «НИОКР» и «Прочие расходы», подлежащих исполнению в 2010 году в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».

В составе работ по обработке оперативной, государственной статистической, бухгалтерской и ведомственной отчетности по предприятиям и организациям авиационной промышленности Минпромторга России выполнен сбор, обработка, анализ и представление сводных данных в Департамент авиационной промышленности Минпромторга России и ОАО «НИИ экономики» по формам государственной статистической, бухгалтерской и ведомственной отчетности за 2009 год и 1-ый квартал 2010 года, в том числе:

Оперативные данные по технико-экономическим показателям (приложение № 2 к форме П-1), (мес.), за 2009 год, январь, февраль, март, апрель, май 2010 года, уточнение оперативных данных по технико-экономическим показателям (приложение № 2 к форме П-1), (мес.), за 2009 год, январь, февраль, март, ап-рель 2010 года, сведения об инвестициях ( ф. П-2 (кварт.) за 2009 год, 1 кв. 2010 года, «Сведения о финансовом состоянии организаций», ф. П-3 (мес.), за 2009 год, январь, февраль, март, апрель 2010 года,

«Сведения о численности, заработной плате и движении работников», ф. П-4 (мес.) за 2009 год, январь, февраль, март, апрель 2010 года, «Сведения о неполной занятости и движении работников», ф. П-4 (Н3) (мес.) за 2009 год, январь, февраль, март, апрель 2010 года, «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате», ф. 3-ф (мес.) за 2009 год, январь, февраль, март, апрель 2010 года, «Сведения о заключенных контрактах, финансировании гособоронзаказа и задолженности государственных заказчиков организациям оборонной про-мыш¬лен¬ности за выполненный по государственному контракту оборонный за-каз и о просроченной задолженности организаций своим работникам по зара-ботной плате текущего года», ф. М-ГОЗ (мес.), за январь, февраль, март, апрель 2010 года, «Сведения о производстве и поставке изделий», ф.1-ПО (мес.) за 2009 год, январь, февраль, март 2010 года, «Оперативные данные по номенклатуре, определенной ДАП Минпром¬тор¬га России, (телеграмма с кодом 80612) (мес.) за январь, февраль, март, ап-рель 2010 года, «Сведения о поставке продукции военного назначения на экспорт организациями оборонно-промышленного комплекса», ф.7-ВЭС (кварт.) за 2009 год, 1 квартал 2010 года, «Сведения о поставке продукции гражданского назначения на экспорт ор-га¬низациями промышленного и оборонно-промышленного комплексов», ф.8-ВЭС (кварт.) за 2009 год, 1 квартал 2010 года, «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», ф. 11 (год.) за 2009 год, Бухгалтерская отчетность (ф.ф. 1,2,3,4,5) (год.) за 2009 год, «Сведения об инновационной деятельности организаций», ф.4-инновация (год.) за 2009 год, «Сведения о выполнении научных исследований и разработок», ф.2-наука (год.) за 2009 год, «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях», ф. 7-травматизм (год.) за 2009 год, «Сведения о выполнении научно-исследовательских, опытных, проектных, конструкторских, технологических работ, научно-технических услуг и прочих работ», ф. 1-НИОКР (кварт.) за 2009 год и 1 кв. 2010 г., «Основные сведения о деятельности предприятия», ф.1-предприятие (го-д.) за 2009 год. Обеспечено получение информации по следующим формам государственной статистической отчетности:«Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)», ф.1-лицензия (годовая); «Сведения о создании и использовании передовых производственных тех¬но¬ло¬гий за год», ф.1-технология (годовая); «Сведения об использовании объектов интеллектуальной собственно-сти», ф. 4-НТ (перечень) (годовая); «Сведения о проведении торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ф.1-торги (квартальная); «Баланс производственной мощности», ф.БМ (годовая). По запросу руководства Департамента авиационной промышленности Минпромторга России подготовлено и выдано около 60 справок различного уровня, в том числе по предприятиям и организациям Южного Федерального округа, Северо-Кавказского Федерального округа, предприятиям и организациям Дальнего востока, Бурятии, Сибири и т.д. Представлен в Департамент авиационной промышленности Минпромторга России Научно-технический отчет за 2009 год, выполненный на основе годовой бухгалтерской и статистической отчетности предприятий и организаций авиационной промышленности.


Объекты вновь созданной интеллектуальной собственности

за 1 полугодие 2010 года


Перечень патентов


№ п/п

№/ дата

Наименование

^ ГУП "ВИАМ"



№237923

от 20.01.2010

«Защитное технологическое покрытие»



№2382828

от 27.02.2010

«Способ получения пористого истираемого материала из металлических волокон»



№2383663

от 10.03.2010

«Способ уплотнения анодно-окисного покрытия детали из алюминия и его сплавов»



№2383664

от 10.03.2010

«Способ получения анодно-окисного покрытия на деталях из титановых сплавов»



№ 2387733

от 27.04.2010

«Способ получения изделия из деформируемого жаропрочного никелевого сплава»



№ 2388727

от 10.05.2010

«Керамический композиционный материал»



№ 2389816

от 20.05.2010

«Сплав на основе интерметаллида никеля»



№ 2389822

от 20.05.2010

«Способ изготовления штамповок дисков из слитков высокоградиентной кристаллизации из никелевых сплавов»



№ 2391208

от 10.06.2010

«Способ соединения сотового заполнителя с обшивками»



№ 2392090

от 20.06.2010

«Способ получения композиционного материала»



№ 2392091

от 20.06.2010

«Устройство для получения лопатки из жаропрочного никелевого сплава с монокристаллической структурой»



№ 2392250

от 20.06.2010

«Керамический композиционный материал»

ФГУП "ЛИИ им. М.М.Громова"



№2379718

от 20.01.2010

«Способ прогнозирования условий образования индуцированной авиационной перистой облачности в крейсерских полетах самолетов с ГТД»



№2385262

от 27.03.2010

«Способ уменьшения нагрузок и вибрации на летательных аппаратах, имеющих многолопастные воздушные винты с четным числом лопастей»



№ 2388008

от 27.04.2010

«Способ определения углового положения летательного аппарата по данным приемников спутниковой навигационной системы»



№ 2388663

от 10.05.2010

«Автоматизированная высокоинтеллектуальная система обеспечения безопасности полетов летательного аппарата»



№ 2392197

от 20.06.2010

«Способ испытания самолетной системы нейтрального газа для минимизации образования воспламеняемых паров топлива»

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»



№2382995

от 27.02.2010

«Устройство для измерения температурного поля газового потока на выходе камеры сгорания»



№91628

от 20.02.2010

«Устройство для оценки термоокислительной стабильности реактивных топлив в динамических условиях»



№ 2391749

от 10.06.2010

«Энергетическая установка для самолета с использованием топливных элементов»



№ 92715

от 27.03.2010

«Горелка для сжигания топлива в камере сгорания газотурбинного двигателя»



№ 2382910

от 27.02.2010

«Рабочее колесо компрессора»



№ 2392599

от 20.06.2010

«Устройство для испытания колец»



№ 2383761

от 10.03.2010

«Термосиловая охлаждаемая конструкция стенки элемента высокотемпературного воздушного газового тракта»

urok-tema-osobennosti-morali.html
urok-tema-razvitie-gigieni.html
urok-tema-strani-yuzhnoj-ameriki.html
urok-tema-uroka-informaciya-v-prirode-obshestve-i-tehnike.html
urok-tema-uroka-poisk-v-internet.html
urok-tema-vozniknovenie-drevnerusskoj-literaturi-letopis-povest-vremennih-let.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-predposilki-poyavleniya-plana-barbarossa-urok-po-novejshej-istorii-rossii-problema-vozmozhnosti-preventivnogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnij-vrach-ivashova-irina-stanislavovna-tel-23-47-65-flag-leninskogo-rajona-geograficheskoe-polozhenie-leninskogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utverzhden-postanovleniem-administracii-oblasti-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-seminare-treninge.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deti-vhodyat-pod-muziku-noktyurna-i-sadyatsya-na-stulchiki-stoyashie-u-centralnoj-steni-polukrugom-vedushij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tom-tit-tot-timoti-roderik-misterii-temnoj-luni.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-prikaz-ot-2010-god-rabochaya-programma-po-predmetu-russkaya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kollekciya-zapadnoevropejskoj-zhivopisi-problemi-atribucii-i-sistematizacii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-puti-voina-primechanie-udobnee-chitat-s-vklyuchyonnoj-shemoj-dokumenta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-230700-prikladnaya-informatika-ekaterinburg.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vibor-uprazhnenij-styuart-makrobert.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-rasskazannaya-denisom-belovim-v-kotoroj-chitatel-s-chernogo-hoda-popadaet-v-tainstvennij-labirint-i-ubezhdaetsya-v-visokih-sluzhebno-rozisknih-kachestvah-chudesnih-sobak-porodi-rotvejler.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-vas-idet-v-obhod-vedomosti-gazeta-moskva-aleksandr-muranov29-04-2011-7-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/krioelektronika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyasnitelnim-issledovaniem-rich-r-k-politologiya-metodi-issledovaniya-per-s-angl-predisl-a-k-sokolova.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-vii-iogann-gottlib-fihte.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-auditorskoj-proverki-pravila-podachi-zayavki-na-grant-chto-takoe-granti-i-zayavki-na-nih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnomu-kursu-sravnitelnoe-pravovedenie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-tema-arhimedova-sila.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacionnaya-deyatelnost-kak-faktor-razvitiya-regionalnoj-sistemi-obrazovaniya-leningradskoj-oblasti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-obshee-bibliotekovedenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/noch-muzeev.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/operacij-s-ponyatiyami.html
  • control.bystrickaya.ru/brnsh-ret-engzlgen-lekciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stroitelstvo-i-ustanovka-naplavnih-sooruzhenij-pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-07-97g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-39.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-strannoe-polutisyacheletnee-otsutstvie-zolotoj-moneti-v-evrope-viiixiii-vekov-anatolij-timofeevich-fomenko-gleb-vladimirovich-nosovskij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/portfolio-uchashihsya-kak-sredstvo-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-v-obuchenii-uchashihsya-anglijskomu-yaziku-v-starshej-shkole.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-11-statistika-proizvoditelnosti-truda-lekciya-1-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mitropolit-andrej-sheptickij-i-uniatskaya-cerkov-v-rossii-v-godi-pervoj-mirovoj-vojni-19141918-gg.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-upravlyayushih-programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-naselennim-punktam-distr-limited.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-mer-oblastnogo-centra-nameren-uporyadochit-rabotu-marshrutok-s-pomoshyu-regionalnogo-zakona.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-rezultatov-uchebnoj-deyatelnosti-uchashihsya-po-uchebnomu-predmetu-okruzhayushij-mir.html
  • tests.bystrickaya.ru/kultura-rossii-xvii-v-31-o-n-zhuravleva-testovie-zadaniya-istoriya-rossii-10-klass-uchebnoe-posobie.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-voprosi-funkcii-vidi-i-formi-kontrolya-znanij-obuchayushihsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.