.RU

В. С. Безрукова Основы духовной культуры - страница 50


Хоругвь (монг. – знамя) – священное церковное знамя. Это укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы, святых или событий из священной истории. Сделано может быть и из металла. Красиво украшается – бахромой, позолотой, рисунком. Хоругви используют в особо торжественных случаях – при крестных ходах и других торжествах. Обычно же они находятся в храме возле клиросов. Хоругвь – это символ победы христианской церкви над миром. Впервые в православной церкви была введена в Византии, в 6 в.

Храбрость (фр. – острый, твердый) – положительное нравственно-волевое качество личности, характеризующееся как мужественность, смелость, неустрашимость. Проявляется как способность личности к преодолению страха, неуверенности и сомнений, как способность в ситуации опасности рисковать собой ради достижения цели. Храбрый человек решительный, уверенный в победе, тверд в решениях, у него есть воля для преодоления преград. Это качество высоко ценится у мальчиков подросткового возраста. Через нее ребята часто добиваются признания у своих сверстников. Возможно при этом проявление ложной храбрости в форме дерзости, грубости, хамства.

Храм (ст.слав. – хоромы) – культовое здание специальной архитектуры, предназначенное для совершения религиозных действий. Это здание, предназначенное людьми Богу. В Русской Православной Церкви храмы имели различные наименования – церковь, дом молитвы (молельный дом), собор и собственно храм. Здесь Господь Бог приемлет наши покаяния, славословия, молитвы, благодарения. Храм – это и оберег от тлетворного влияния мирской среды и человеческих страстей. Строятся храмы по особым законам. В них есть алтарь, средняя часть и притвор. В алтаре находится жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен высоким иконостасом. Многие храмы имеют колокольни или звонницы для созыва верующих на богослужения. Крыши храмов увенчиваются куполом с крестом. Каждая деталь храма строго регламентирована религией. От других зданий любой храм отличается тем, что освящается Божественной благодатью. Красота убранства храмов являет благолепие Небесных Райских обитателей, а также внутреннюю духовную красоту человека, принявшего благодать Божию. Каждый храм имеет свой храмовый праздник, именуемый престольным.

^ Христианская антропология – антропология, построенная на основе Священного писания, мистических прозрений (апофатический метод) отцов церкви и самостоятельного понимания ученых богословов. В христианской православной антропологии есть понимание личности не в ее абсолютно-персоналистическом значении, а через призму коллективно-национального целого, реализуемого в и через общество, которое на ней, личности, и базируется. Христианская антропология – это целостное видение человеческой природы – в единстве телесной, душевной и духовной жизни. В основе этого единства лежит учение об образе Божием в человеке. Православное сознание исходит в понимании человека из глубокого чувства его ценности. Отсюда и всеобщая любовь к человеку, даже грешному. Радость в человеке есть основа непоколебимой веры в него – и как бы ни пал человек, до каких бы пределов ни доходила в нем мерзость, мы не имеем отвращения к нему, а плачем и скорбим о том, что погубил себя человек – и ждем, что он стане иным. Эта безграничная вера в человека помогает сохранять образ Божий в нем. Христианская антропология противостоит натуралистической. Именно она, благодаря религиозному подходу к душе, дает основания для педагогического вдохновения и веры в свою харизматическую деятельность по «возделыванию» ребенка. Основные понятия христианской антропологии: человек, личность, мораль, духовность, духовно-нравственная жизнь, смысл жизни, спасение.

^ Христианская метафизика – это учение о сверх и надчеловеческой сущности бытия, построенное на Евангелие, Деяниях Апостолов и апостольского устного Предания, переданного самим Иисусом Христом в строгой тайне и завещанного святым в их личном мистическом опыте. Это метафизики Логоса, Христа, Творца и Основания мира. Христианская метафизика показывает человека в его первозданности и грехопадении; она служит целям восстановления человеческой природы, воссоединения творения с первозданным источником бытия и сущего; служит целям спасения, искупления и единства бытия.

^ Христианская педагогика – отрасль педагогического знания, основанного на христианском учении о Божественной сущности человека, его миссии на земле и нравственных законах бытия. В основе христианской педагогики лежат принципы: открытости, в смысле личной открытости как психологической способности души к приятию любого человека, с любыми религиозными и даже антирелигиозными установками; культуросообразности, в смысле построения содержания обучения и образовательных технологий с учетом особенностей религии и культурно-исторического наследия, позволяющего понять и почувствовать «Родину», «родной край», вчувствоваться в тайну своей земли; меры, в смысле природосообразности, не позволяющей доводить детей до потери здоровья, утомляемости, перенапряжения; соподчиненности духовного, душевного и телесного в структуре личности, требующей сбалансированности различных видов деятельности в воспитательной работе; главенства общественно полезной и реальной предметной деятельности, будь то игровая, трудовая, эстетическая или спортивная. Все это должно строиться на глубокой вере в человека, как основы духовной жизни, что невозможно без искренней веры в Бога. Христианская педагогика – это педагогика Веры, Надежды, Любви и Мудрости в воспитании, это примат воспитания над обучением и в обучении. Ветвью христианской педагогики является православная педагогика. Обе они служат методологической основой создания русской православной школы.

^ Христианский социализм – философско-экономическое учение, признающее возможность создания социалистического общественно-экономического устройства современного мира на основе религиозно-нравственных начал и соблюдения народом и властью нравственных законов. Христианский социализм не отрицает богатства, благополучия и частной собственности, построенных на нравственных принципах и милосердии к людям. Самыми существенными ценностями это учение признает братство в труде, всеобщее равенство перед законом и помощь бедным, т.е. те ценности, что даны людям через Евангелие, не противоречат единству семьи и государства. Христианский социализм возник во Франции еще в Х веке. Уже тогда его сторонники проповедовали идеи активного участия христиан в разработке законов, в устройстве библиотек. в создании своих общественных организаций. Позже многие идеи христианского социализма вошли в представления о демократии, обогатили гуманизм. В конце XIX века на этих идеях возникли первые политические партии (Христианско-социальная партия в Австрии, Христианско-демократическая – в Германии).

Христианство – одна из мировых религий (ислам, буддизм, иудаизм), возникшая в I веке в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных, но ставшая затем религией всех и каждого, уверовавшего в Бога нашего и явление Иисуса Христа. В основе учения лежит идея отвержения себя и возлюбления Бога и ближнего, уничтожения в себе греховной самости, себялюбия и самосожаления. Христианство, в отличие от иудаизма, дает внутренние законы нравственного поведения человека, освобождает его от внешнего мира через любовь к нему. Христианство, на ранних ступенях своего развития, полностью отрицало насилие, отчего первые христиане за веру погибали молча, стоически перенося пытки и глумления. Вера во Христа давала им силы превозмогать страх, боль и унижения. Христианство, в отличие от ислама отрицает фатализм и признает главным качеством человека свободную волю, волю выбора. Христианство дает возможность духовного развития и женщине: муж и жена – единое целое. В отличие от буддизма это учение отвергает карму и перевоплощение душ. Есть еще много различий христианства и других религий. Оно предлагает людям прощение грехов и спасение – в наследовании Царства Небесного – обретение вечной жизни в воскрешенном и преображенном теле. Суть христианства выражена в Символе веры, включившем в себя идеи о Троице, т.е. Едином Триипостасном Боге, об Иисусе Христе – Сыне Божием и Человеческом, о спасении человека через веру в Иисуса Христа и Его учение, о творении мира Пресвятой Троицей, о суде человечества за грехи его смертные. Согласно христианству зло и страдания нужны для очищения, что открывает человеку возможность прервать поток насилия и греха и перевести его в добро и любовь. В 1054 году цельное христианское учение разделилось на две конфессии: православную (греко-византийскую, а затем и русскую) и католическую (римскую). В XVI веке появилась конфессия протестантов, выделившаяся из католической.

Христос (см. Иисус Христос).

Хтонические силы (гр. – земляные) – силы, несущие смерть, разрушение, несчастье. К ним относят дьявола и силы преисподней. В славянской мифологии к таким относят Кащея бессмертного, гадов, якобы проживающих под землей. Хтонической силой в русских сказках наделялись волк, ворон, козел, змей.

^ Художественное творчество – вид общественно полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и прежде всего произведений искусства. Художественное творчество, его организация, содержание, технология, является предметом и основой художественного воспитания, как составной части эстетического. Художественное воспитание – это воспитание средствами искусства способностей создавать художественные ценности, в том числе и в сфере производства (дизайн), управления (реклама).


«Народ не сломлен до тех пор, пока не сломлен его дух».

Народная мудрость

Ц – двадцать четвертая буква современного русского алфавита, обозначающая небно-зубной свистящий звук. Читается «цэ», хотя когда-то как «цы». В первославянской философической азбуке несет несколько смыслов: Центр, Цикл, Иерархия, Структура, Цифра. В кириллице буква «ц» значила число 900.

^ Царские врата – врата в центре иконостаса в храме. Это двустворчатая деревянная дверь с металлическими резными украшениями, разделяющая и соединяющая престол и амвон. На ней изображаются сцены на тему благовещения и образы четырех евангелистов. Эта дверь открывается во время литургии для выноса Святых Даров. Царскими врата называются в честь Иисуса Христа, Господа нашего и Царя. А также в честь того, что это было место царя российского в день коронования.

«Царство Божие» - концентрированное выражение идеи всего христианского учения об идеальной жизни человечества, о рае. В Царстве Божием – вечная жизнь и вечное блаженство. Эта идея выражает сущность человеческих устремлений в ином мире, на «том свете». Именно там осуществится то, что не могло состояться в этом мире – всеобщая любовь, жизнь в смирении и без страстей, душевный покой. Все надежды и чаяния человека земного находят свое лучшее разрешение в Царстве Божьем. В это царство желают попасть умершему человеку, обычно молясь за него: «Царствие ему небесное». Это и есть пожелание ему загробной жизни в раю.

Царь (лат. – Цезарь) – верховный правитель народа, монарх, единовластно правящий государством. Титул и статус царя передается по наследству; при отсутствии наследника царем выбирается один из высшей знати на соборе этой же знати. Слово «царь» латинского происхождения, от имени римского императора Цезаря. У восточных славян такого правителя звали князем, верховным князем, наконец, государем. Титул царя был присвоен себе Иоанном III в конце XV века, а начал действовать с XVI века, со времен Ивана IV Грозного. Начиная с Петра I, титул «царя» был сменен на «императора», но это с конца XVII – начала XVIII веков. Затем, до самой революции оба титула в народе употреблялись активно и как синонимы. В русской мифологии царь являлся воплощением единства рода, основателем государства и традиций государственности. Позднее сложился образ «царя-батюшки» как наместника Бога на земле, заботливом государе, отце дома всего народа.

^ Цвет облачения – это облачение престола и богослужебного облачения духовенства, которое зависит от празднований, от чина и статуса клира. Красный цвет соответствует пасхальной неделе, а также дням памяти мучеников. Золотой и желтый цвета присутствуют на богослужениях в такие праздники, как Рождество, Сретение, Преображение, Вознесение, а также в воскресные дни и дни памяти апостолов и святителей. Белый цвет – к празднику Богоявления. Голубой и белый тоже используются в праздники Пресвятой Богородицы (Введение во храм, Благовещение, Успение и др.). Фиолетовый и темно-красный цвет подходят к празднику Воздвижения Креста Господня. Зеленый цвет – к празднику Святой Троицы, Святого Духа, Входа Господня в Иерусалим, дням памяти преподобных. Черный цвет соответствует богослужению в Великий пост. На Пасху, как на праздник праздников священник облачается по очереди в облачения разного цвета. Отпевание совершается в облачении белого цвета. Такое внимание церкви к цвету основано на народных традициях и символах.

^ Цветовая культура народа – это отношение народа к окрасу производимых и используемых им вещей. Цвет и есть окрас, тональная насыщенность, колорит каких-либо предметов и всего видимого человеку. К основным цветам принято относить семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Еще в XVIII веке в России бытовали старинные определения оттенков цвета: брусничный, сахарный, лазоревый, таусиный (павлиний), осиновый, лимонный, рудо-желтый, глинистый, гвоздичный, дымчатый и др. Все эти русские названия богатства оттенков тканей, нитей, красок, цветов способствовали гармоничному слиянию человека с родной природой. Цвет народной одежды всегда соответствовал определенной ситуации, характеру обряда, празднику. По цвету одежды, например, можно было определить возраст носящего: самые скромные по колориту костюмы были у старых людей и детей, а самые красочные – у взрослых девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка. В этом проявлялась эротическая сущность и функция цвета народного костюма. Колорит костюма указывал и на место проживания человека: черная вышивка на рубахах и черный цвет девичьих сарафанов «говорил» о проживании в Воронежской губернии, полыхающие красные тона – в Рязанской губернии, черно-красные цвета – на Урале. Цвет в русской культуре признавался средством воздействия на психику и даже судьбу человека. Существовала условная цветосимволика: красный цвет идентифицировался с любовью, желтый – с ревностью, белый – с невинностью, черный – со смертью, синий – с верностью. И сегодня цвет играет огромную роль в жизни человека. Культура цвета возрождается и обогащается результатами психологических исследований. Ученые выделяют «теплые» и «холодные» цвета, светлые и темные, насыщенные и малонасыщенные. Роль цвета в деятельности, общении, учении, богослужении трудно переоценить. Цветовое оформление школьного пространства, например, может повысить или понизить умственную активность, мотивацию учения, эмоциональное благополучие детей.

Целесообразность (лат. – направленность к финалу) – действия, предопределенные и соответствующие цели, когда определенная цель сама делается причиной совершаемых действий. Целесообразность есть особая форма причинности в живой природе, обществе, человеческой деятельности. В органическом мире целесообразность проявляется в приспособлении структур, функций живого к условиям среды, в определенной направленности процессов в живых организмах. В общественной жизни многие процессы направляются целеполагающим сознанием человека. Целесообразное действие, поступок – это те, которым присуще цель. Эти действия служат сохранению педагогических систем, процессов, позволяют управлять ими.

Целеустремленность – положительное нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как способность личности ставить ясные и доступные цели и задачи деятельности, действий, поступков, основываясь на жизненных принципах, личных взглядах и убеждениях, нравственных установках. Целеустремленность – это и сосредоточенность действий, мыслей и чувств на непреклонном движении и достижении поставленной цели. Признаки недоразвития данного качества: неумение определять перспективную цель, неумение ее «делить» на задачи, недостаточная активность в достижении целей, отвлечение посторонними мыслями и действиями и др. Целеустремленность в педагогике – это качество, позволяющее двигаться к «завтрашней радости». Это основание для проявления воли.

^ Цели воспитания – это предвидение педагогом, родителями и учащимся результатов воспитательных отношений, направленных на развитие личности учащегося. Конкретное содержание целей воспитания зависит от многих факторов: внутренних (уровень развития учащегося, его воспитуемости и обучаемости) и внешних (характера культуры, экономических, политических, психологических и педагогических возможностей). Но при любых условиях главной и системообразующей целью является духовно-нравственное воспитание. Высшая цель жизни – нравственность. Согласно православной педагогике эта цель заключается в исцелении духовного начала человека, в спасении и искуплении грехов. Готовиться к жизни вечной нужно с детства («Береги честь с молоду»). Нельзя воспитывать так, будто нет смерти и вечной жизни души. Конечная цель воспитания и состоит в освобождении детей от власти греха, в развитии в них способности к самовоспитанию через раскрытие образа Божия и усвоение нравственных законов. Составной частью целей воспитания являются цели образования и обучения.

^ Цели образования – это предвидение педагогами, родителями и самим учащимся результатов обучения, достигаемых образовательным учреждением. Общей целью образования является формирование опыта жизни и деятельности учащегося в определенных условиях природной и социальной среды посредством передачи соответствующих знаний, навыков и умений, наработанных человечеством. Образование есть часть воспитания, а потому его цели предопределяются целями воспитания. Образование очеловечивает человека, способствует формированию в нем образа Божия (через духовно-нравственное воспитание), адаптирует его к меняющимся условиям среды. Оно освобождает человека от жесткой зависимости от нее, научив понимать, разумно использовать, самореализоваться в ней.

Целительство – лечение человека без применения специальных медикаментов и каких-либо физических средств. Это лечение словом, молитвами, заклинаниями, травами, изменением оценок и отношений. Такими средствами пользуются при лечении людей традиционно знахари, колдуны, маги, чародеи, шаманы и нынче – парапсихологи, врачи нетрадиционной медицины, астромедики, экстрасенсы, гомеопаты, старики-травники. Между прочим, Иисус Христос тоже обучал своих учеников различным видам целительства. Целительство бывает разным: в присутствии пациента, через посылание энергии на расстояние через руки, наговорами, лечение на «образе», т.е. по фотографии, духовное целительство через молитвы. При этом возможно и настоящее целительство, и шарлатанство. Опасность безграмотного целительства состоит во вмешательстве в глубины человеческой психики, во влиянии на духовный уровень личности, в спекулятивном использовании религии в корыстных целях. Такой подход к целительству больного человека загоняет болезнь вглубь, порождает новые болезни, особенно связанные с нервной системой.

Целомудрие – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской православной культуре как добродетель, как духовность, как святость поведения. Целомудрие девушки – это сохранение своей природной целостности, избежание блуда, нечистоты сексуальных отношений. Православие предупреждает, что нецеломудрие, т.е. ранние и беспорядочные половые связи приводят к болезням, горечи, опустошению души, развалу прочности семейной жизни. Целомудренные люди различают любовь истинную и ложную, духовную и телесную; они знают, что такое верность и жертвенность.

Целостность – принцип полноты, внутреннего единства, непротиворечивости составляющих какой-либо системы. Целостность – это качество системы, процесса, предмета. что выражается в их способности иметь структуру, быть устойчивыми и самостоятельно существовать, функционируя в своем специфическом качестве. Целостность – это степень сформированности, собранности, проявление гармонии соотношения и взаимодействия частей. При этом каждая часть сохраняет свою специфику, а их совокупность в целостной системе получает новые дополнительные качества. Так, «всякое входящее в душу впечатление не должно прерываться другим впечатлением до тех пор, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею. Только лишь «успокоенный ум», незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений» (Розанов). Целостность, как качество, должна быть присуща личности, мировоззрению, педагогическому процессу или системе. В этом случае они делаются способными к саморазвитию.

^ Ценностные ориентации – это объекты, явления духовной или материальной культуры, которые приобрели для личности устойчиво высокий смысл и значение. Они воспринимаются человеком как средство удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Ценностные ориентиры определяют направленность личности, ее интересы, мотивы поступков, оценки, приоритеты. Складываются они на основе нравственного идеала, носят индивидуальный характер имеют эмоциональную окраску. Сущность воспитания и обучения состоит в передаче тех или иных ценностей. Ценности пропитывают всю образовательную и воспитательную деятельность родителя, воспитателя и учителя. Ценностные ориентации человека носят культурологический характер. Та, ценности индивидуальной свободы и материального достатка, сформировавшиеся на Западе, в густых лесах Северо-запада и в первых городах Древней Руси не могли сформироваться. Здесь привился иной культ, основанный на ценностях взаимной зависимости, равенства и справедливости.

^ Церковно-приходская школа – тип массовой общеобразовательной школы дореволюционной России, дающей начальное образование. это одна из старых в истории образования школ. Создавалась при церковном приходе и преследовала вместе с целями образования цели религиозного воспитания. Дети и подростки здесь познавали веру, изучали Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметику, историю. Обучение вели священники, диаконы и учителя. Широкое создание таких школ приходятся на вторую половину XIX века, когда попечительство об образовании было возложено в России на духовенство. Школьное дело сильно росло. Так на средства приходов, церковных братств, монастырей стали создаваться свои школы. Государство оплачивало общеобразовательную подготовку, церковь – духовную, прикладную и даже начальную профессиональную (рукоделье, мужские ремесла). Церковно-приходские школы были самыми доступными. Здесь особое внимание уделялось учителю: он должен быть кротким, благонравным, не гневливым, а ласковым, «приспособленным к детям», располагающим к себе, поощряющим любознательность, неторопливо проходить программу.

^ Церковно-славянский язык – это письменность древних славян, упорядоченная и одухотворенная братьями Кириллом и Мефодием и приспособленная для переводов и написания богословской литературы. Это язык, вобравший в себя элементы греческого и духовно-нравственный потенциал христианства. Ему присущи лучшие черты, какими только может быть наделен язык – возвышенность, строгость, чистота, высокая абстрактность, философская осмысленность, духовность и душевность. Это церковнославянские слова – град (город), храм (хоромы), глава (голова), хлад (холод). Из этого языка в XVII-XVIII веках складывался русский литературный, а в XIX веке – научный языки. Слова «млечный муть», «млекопитающиеся», «пресмыкающиеся» и многие другие научные произошли из него же. С 1917 года церковнославянский язык, как язык православия и церкви, подвергся гонению, что сильно осложнило и опростило развитие русского языка и сделало его незащищенным перед языковыми заимствованиями с Запада. Произошла потеря церковнославянской лексики, русский язык стал опошляться и утрачивать добродетели. Ознакомление современных детей с этим языком позволяет им читать тексты духовного содержания, приобщаться к православию, его знание смягчает нравы, подводит к пониманию своей истории и культуры, к ощущению братской связи славянских народов и народов, исповедующих православие.

^ Церковный брак – брак, заключенный по религиозным обрядам – венчанием. До революции в России не существовало гражданской формы брака, правовой статус придавался именно церковному браку, заключенному по православным канонам. В настоящее время эти браки дополняются регистрацией в гражданском порядке, но не заменяют их.

^ Церковный год – календарных астрономический год, организуемый по системе церковных событий. Годовой церковный круг начинается с церковного новолетия – 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по старому). Система церковных событий включает в себя церковные праздники, дни памяти святых и угодников Божиих, дни поминовения, посты. Все это органично связано между собой, соотнесено с хозяйственным (земледельческим) народным календарем и представляет собой завершенный цикл духовного и физического возвышения человека. Исчисление времени ведется здесь по старому стилю. Церковный год является основой Годового календарного круга, согласно которому простраивается система воспитания православных детей.

Церковь (гр. – круг, Божий дом) – установленное от Бога сообщество людей, объединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами. Церковь – это еще и здание, специально построенное для такого сообщества для проведения богослужений. Таким образом, церковь есть и место собрания, и само собрание верующих. Она призвана вести людей в царство Божие, помогать им в освобождении от грехов и достижении святости как духовно-нравственного совершенства. Церковь – это священное место духовного возвышения человека, его просвещения и воспитания, врачевания и успокоения, источник его мужества и крепости. Она представляет собой мистический организм – тело Христово. Она космична и исторична. Церковь – это также вся система православных храмов, монастырей и служб, управляющих их деятельностью. Слово «церковь» дохристианского происхождения, оно встречается в Священном Писании. У древних славян так назвалось «круговое капище», «округлый храм», собирающие вокруг себя членов общины. С тех пор Церковь неизменно выполняет свою объединительную миссию. За годы советской власти она сохранила от уничтожения веру русского народа, его культуру, традиции и богатую духовную литературу.

«Церковь объединения» Муна – деструктивная религиозная секта, проповедующая свое учение о спасении, достигаемом человеческими делами, откровением и покорностью основателю – Муну. «Церковь объединения» - это «церковь унификации», именуемая ранее Ассоциацией Святого Духа по обхединению всемирного христианства, отвергает Библию и учение Христа, хотя и прикрывается ими. В секте убеждают людей «передать» свою любовь от семьи, детей главе секты – Муну и сектантской семье. Здесь для сомневающихся есть физические избиения, многочасовые моления и коленопреклонение перед алтарем с портретом Муна, своего «истинного отца». Сам Мун – крупнейший корейский предприниматель, имеющий военные и иные заводы, типографии. Разрыв с семьей, работа на секту и лично Муна, строжайшее подчинение, лишение человека собственности в пользу «отца»-руководителя, лишение личных привязанностей – все это вызывает психические срывы у людей. Стремление создать единую христианскую империю, подчиненную одному человеку, спекуляция на любви, сочетаются в секте с элементарным ограблением, рабством тела и духа человека. Для выздоровления от такой бесчеловечной веры требуется не менее 16 месяцев. Это самая жестокая и опасная секта, нашедшая себе сторонников и в России. Особенно поддаются ей молодые люди, кто плохо знает Библию и не воцерковлен.

«Церковь последнего завета» - деструктивная религиозная секта, основанная на идеях почитания природы-матери, единой веры для всех землян, без чего единение с Богом невозможно. Основатель секты, бывший художник-оформитель Виссарион, выдает себя за Мессию, за пришедшего на землю Сына Божия. Он проповедует единение людей без различия вер и культур, отречение от земных благ, жизнь в общине и ради общины. Убеждая неверующих и маловеров в том, что его секта есть церковь «последнего завета», Виссарион объединяет вокруг себя людей, фактически отрекшихся от земной жизни. Создавая общины, люди уходят из семей, бросают учение и работу, лишаются даже личной собственности и добровольно, в результате суггестивного внушения, идут на подневольный труд и поклонение Виссариону. Для выхода из секты требуются немалые усилия и специальное лечение психики.

«Церковь Христова» - деструктивная религиозная секта, выделившаяся из протестантизма. В ней сочетается простейшее толкование библейских истин и агрессивные, тоталитарные способы воздействия на личность с целью подавить критические чувства и мыслительные способности человека. Секта построена по принципу пирамиды и организована через наставничество. В секте тоталитарный контроль над каждым человеком. Здесь каждого приучают обходиться минимумом пищи, одежды, тепла, но много работать, быть полностью открытым всем членам секты, и особенно наставнику, воспитывают обостренное чувство вины, раскаяния. В секте существует система наказания, приказа, запретов. Широко используются методы психологического воздействия – медитация, дискуссии, семинары, собрания, обсуждения поведения. Существуют солидные членские взносы. «Церковь Христова» - это обман людей, это способ отчуждения от земных проблем в угоду «наставнику» и «создателю» секты. Впервые возникла она в США, в 1979 г., прославилась как жесткая и жестокая секта, для выхода из которой требуется специальное психологическое лечение.

Цивилизация (лат. – гражданство) – это социокультурная суперсистема, характеризующаяся единым культурно-историческим типом сознания, поведения и чувствований представляющих ее людей, а также самостоятельностью, своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного и художественного развития. Цивилизация – сложная общественная система, имеющая свой внутренний механизм функционирования. Сущность и своеобразие цивилизаций определяются такими факторами, как географическая среда, тип ведения хозяйства, социальная организация, политическая система, духовные ценности, религия. Различают типы цивилизации: языческая, восточная, западная. Западная цивилизация характеризуется упорядоченностью, наличием юридического права, плановостью, централизованным управлением, урбанизацией и технологическим развитием. Цивилизация как бы облегчает производственную, социальную и бытовую жизнь человека, создавая технические устройства. Но более комфортная жизнь убивает развитие культуры, вымещает ее, ибо все культурные ценности можно воспроизвести технически, дешевле и быстрее. Цивилизация является основной типологической единицей истории.

Циклотимность (гр. – круг) – резкие беспричинные колебания проявления характера, работоспособности и настроения. Настроение может меняться безгранично в широком диапазоне, в зависимости от изменчивости внешней среды: от ликования до отвращения к жизни. Циклотимность присуща людям очень общительным, открытым и нередко добросердечным. Эти люди понимают вред циклотимности, переживают ее, но, как правило, преодолеть не могут. Она нередко становится чертой характера. Облагородить ее можно только воспитанием и прежде всего духовно-нравственным.

Цинизм (гр. – безверие) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в наглости, грубой откровенности, презрительном высокомерном отношении к культуре и общепринятым основам и нормам жизнедеятельности и поведения, в высмеивании святого и дорогого людям идеала, события. Цинизм возникает от безверия. Человек перестает доверять себе, людям, власти. В глубине своей натуры он не доверяет чистоте человеческой природы, во всем видит сокрытый уровень. Так, например, циники всех людей делят на две категории: тех, кто управляет и контролирует, и тех, кого контролируют, кем управляют. Особенно опасен цинизм в подростковом возрасте, в отношениях между мальчиками и девочками, младшими и старшими, учителем и учеником. Подростки опрощают эти отношения, огрубляют их, лишают духовности, эстетичности, а иногда и простой нравственности. Слово «цинизм» произошло от «киники», что в Древней Греции означало проповедники нетребовательности и умеренности жизни. Со временем переросло в пренебрежение ко всякой культуре и всем обычаям и сало именоваться «цинизмом».


«Дар слова есть единственное и неоценимое средство проникать внутрь человека гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств».

Н. Пирогов


v-redakcii-federalnogo-zakona-ot-02-02-2011-2-fz-federalnim-zakonom-o-visshem-i-poslevuzovskom-professionalnom-obrazovanii-ot-22-avgusta-1996-goda-12.html
v-regionah-byulleten-informacionnaya-kartina-dnya.html
v-regionalnuyu.html
v-rekomenduemaya-literatura-dlya-pedagogov-obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-kollektiva.html
v-reshenie-krsoz33-geksabromdifenil-doklad-komiteta-po-rassmotreniyu-stojkih-organicheskih-zagryaznitelej-o-rabote.html
v-respublike-marij-el-otmechaetsya-zamechatelnoe-sobitie-90-letie-gosudarstvennosti-marijskogo-naroda-i-den-narodnogo-edinstva.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lekciya-23-fenomen-cheloveka-kratkij-kurs-lekcij-moskva-2006-udk-50-recenzenti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/resheniya-11-ogo-etapa-zadachi-i-napravleniya-sovershenstvovaniya-srednesrochnogo-planirovaniya-glava-stohasticheskie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-prikazu-upravleniya-po-organizacii-konkursov-i-aukcionov-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referenttgc1ru-mezhotraslevoj-soyuz-transportnikov-i-predprinimatelej-moo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pushkin-a-s-nravstvennie-ideali-a-s-pushkina.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-m2-soderzhanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkola-molodih-uchenih-i-mezhdunarodnaya-konferenciya-po-vichislitelno-informacionnim-tehnologiyam-dlya-nauk-ob-okruzhayushej-srede-cites-2011-tomsk-rossiya-3-13-iyulya-2011-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-problemi-problemi-zasedanie-prezidiuma-i-generalnoj-assamblei-mapryal-22-23-aprelya-2004-goda-v-sankt-peterburge.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnogo-materiala-po-programme-g-ya-myakisheva-dlya-profilnogo-urovnya-ssh.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-i-nesenie-karaulnoj-sluzhbi-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-sredstva-territorialnogo-fonda-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-6-757-ot-20-fevralya-2012-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-otkritogo-uroka-po-teme-belki.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/alfred-nobel-romantik-i-pacifist.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zahodi-derzhavi-shodo-zaluchennya-nozemnogo-kaptalu-chast-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-rinok-cennih-bumag-i-birzhevoe-delo-specualnostnapravlenue.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/pvflorenskij-e-n-chernozemova.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudovoe-pravo-kontrolnaya-chast-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopushena-k-zashite-zaveduyushij-kafedroj-teologii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/goluboj-nevus-redko-vrozhdennoe-obrazovanie-konyunktivi-glaznogo-yabloka-okrashena-v-korichnevij-cvet-obrazovanie-ploskoe-s-horosho-ocherchennimi-granicami-mozhet-sochetatsya-s-melanomoj-lechenie-ne-trebuetsya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chreskozhnaya-radiochastotnaya-destrukciya-pri-lechenii-bolevih-sindromov-u-pacientov-s-koksartrozom-i-trigeminalnoj-nevralgiej-14-00-22-travmatologiya-i-ortopediya-14-00-28-nejrohirurgiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-otraslevaya-struktura-mirovogo-hozyajstva-1-dajte-opredelenie-mirovogo-hozyajstva-raskrojte-ego-strukturu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-deyatelnosti-turistskoj-firmi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnyaya-germaniya-skandinaviya-islandiya-kniga-rasskazivaet-o-samih-znamenitih-iz-bogov-kotorim-poklonyalis-v.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnost-stan-luchshim.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaslushav-i-obsudiv-doklad-direktora-uralskogo-geologicheskogo-muzeya-d-a-klejmenova-uchenij-sovet-otmechaet-sleduyushee.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnie-sostavlyayushie-rekomendacii-po-sozdaniyu-upravlencheskih-mehanizmov-sposobstvuyushih-intensifikacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informaciya-ob-organizacii-i-zaklyuchenie-chto-takoe-grant.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-radio-10-mayak-novosti-15-09-2008-garin-petr-17-00-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/planeti-solnechnoj-sistemi-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliografiya-sovremennie-problemi-metodiki-soedineniya-predmetov-estestvennonauchnogo-cikla-v-profilnoj-shkole.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/privlechenie-soispolnitelej-subpodryadchikov-k-ispolneniyu-municipalnogo-kontrakta-ne-dopuskaetsya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/52-obrazci-testovih-i-kontrolnih-zadanij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-menedzhmenta-programma.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yadernie-vooruzheniya-i-nacionalnaya-bezopasnost-rossii-kniga-posvyashena-sobitiyam-svyazannim-sustanovleniem-sotrudnichestva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/principi-protokoli-i-shemi-kvantovoj-kriptografii-ocenka-zashishyonnosti-prakticheskoj-kvantovo-kriptograficheskoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/true-colors-of-personalities-essay-research-paper.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.