.RU

В. В. Келле (Письмо моим русским читателям, Дополнения к тому 1) - страница 19


271

ясным, что здесь скорее имеется в виду «down the level of rank», а не «as to level of rank», хотя этот перевод также допустим. (Моя убежденность в этом проистекает не только из контекста повествования, начинающегося с 904 а, но также из последовательности древнегреческих слов

которая должна придать смысловую окраску по крайней мере второму случаю употребления слова— Что касается слова, которое я пере-

вожу словом «level», то оно может обозначать не только «plane», но и «surface», а слово, которое я перевожу словом «rank», может обозначать также и «space», хотя перевод Бэри «the smaller the change of character, the less is the movement over surface in space» не придает большей осмысленности этому фрагменту в данном контексте.)

  1. Продолжение этого отрывка («Законы», 798) в высшей степени характерно. «Любая душа благоговейно боится поколебать что-либо из установленных раньше законов», — отмечает Платон и выдвигает требование: «Так вот законодателю и надо придумать какое-то средство, чтобы в его государстве каким-то способом было осуществлено именно это». (К тому, что следовало бы строго охранять, Платон причисляет и то, что в глазах других законодателей является «простым пустяком», — например, игры, в которые играют дети.)

  2. Вообще говоря, веские свидетельства в пользу моего истолкования платоновской теории изменений можно найти во всех диалогах Платона, где имеются упоминания об истории и эволюции мира, в частности, в «Государстве» (закат и упадок почти совершенного государства, существовавшего в Золотом веке, рассказ о котором представлен в книгах VIII и IX), в «Политике» (теория Золотого века и его упадка), в «Законах» (история первобытного патриархата и дорийского завоевания, а также история заката и падения персидской империи), в «Тимее» (история дважды повторяющейся эволюции, совершающейся путем вырождения, а также история афинского Золотого века, продолжение которой можно найти в «Критии»). Кроме того, имеется еще немало менее важных отрывков, ссылки на которые можно найти в примечаниях к этой и предыдущей главам.

К этому можно добавить частые упоминания Платоном Гесиода, а также тот несомненный факт, что, обладая синтетическим интеллектом, Платон не менее Эмпедокла, считавшего, что период розни уже настал (ср. Аристотель. О возникновении и уничтожении, 334 а, b), стремился построить космическое обрамление для человеческой истории («Политик», «Тимей»).

(4) Кроме того, я могу привести некоторые соображения психологического
характера. Боязнь всего нового (которая сквозит во многих отрывках из
«Законов», например, 758 c-d), с одной стороны, и идеализация прошлого
(подобная той, которую мы находим в поэме Гесиода или в рассказах о
потерянном рае), с другой, — это очень распространенные и бросающиеся
в глаза явления. Последнее из них или даже оба можно связать с присущей
человеку идеализацией детства, семьи и очага, выражающей ностальгиче
ское желание вернуться на эти ранние стадии жизни, возвратиться к истокам.
У Платона можно найти немало отрывков, в которых проявляется его
убежденность в том, что первоначальное положение дел было благословен
ным. Я ограничусь только ссылкой на монолог Аристофана в «Пире», в
котором говорится о том, что любовные томления и страсти можно объяснить,
показав, что они коренятся в этой ностальгии, и что чувство полового
удовлетворения в своей основе имеет радость удовлетворенной ностальгии.
Вот что говорит Платон об Эроте («Пир», 193 d): «он сделает нас счастли-

272

выми и блаженными, исцелив и вернув нас к нашей изначальной природе» (см. также 191 d). Эту же мысль можно найти во многих других отрывках из Платона. Вот, например, что он говорит в «Филебе» (16 с): «Древние были лучше нас и обитали ближе к богам». Все это указывает на то, что наше несчастное и беспризорное сегодняшнее состояние является следствием развития, которое сделало нас отличными от нашей подлинной природы — нашей идеи — и которое увело нас от счастливого и добродетельного состояния к состоянию, где счастье и добродетель оказываются утерянными. Поэтому такое развитие представляет собой углубление нашего разложения. Платоновская теория анамнезиса, т.е. теория, согласно которой всякое знание есть воспоминание того, что мы знали когда-то до нашего рождения, является частью той же точки зрения: ведь в прошлом остались не только благо, справедливость и красота, но и мудрость. Первичное движение и изменение, по Платону, лучше, чем изменение вторичное: действительно, в «Законах», 895 b говорится, что душа есть «первоначало всех видов движений, первым зародившееся среди стоящих вещей и движимых,... наиболее древнее и сильное из всех изменений» и (966 е) «старше и божественнее всех вещей» (см. прим. 15(8) к гл. 3).

Как я уже говорил (см., в частности, прим. 6 к гл. 3), доктрина космического и исторического разложения сочетается у Платона с теорией космических и исторических циклов. (Период разложения, по-видимому, является частью такого цикла.)*

4 См. «Тимей», 91 d-92 b-c. См. также прим. 6(7) к гл. 3 и прим. 11 к
гл. 11.

5 См. начало гл. 2 и прим. 6(1) к гл. 3. То, что Платон упоминает теорию
«металлов» Гесиода при изложении собственного учения об историческом
разложении («Государство», 546 е-547 а; см. также прим. 39 и 40 к гл. 5),
не является простым совпадением. Несомненно, Платон хотел показать, что
его учение хорошо объясняет теорию Гесиода.

6 Историческая часть «Законов» содержится в книгах III и IV (см.
прим. 6(5) и (8) к гл. 3). Два приведенных в этом абзаце фрагмента являются
отрывками из «Законов», 676 а. Упомянутые в тексте сходные фрагменты
можно найти в «Государстве», 369 b и след. («Государство возникает...») и
545 d («Что же именно может пошатнуть наше государство...»).

Часто утверждается, что Платон в «Законах» и «Политике» настроен по отношению к демократии менее враждебно, чем в «Государстве». Следует отметить, что тон Платона здесь действительно мягче (что, возможно, является следствием укрепления сил демократии — см. главу 10 и начало главы 11). Однако единственная практическая уступка демократии, сделанная Платоном в «Законах», — это то, что он согласился, чтобы представители политической власти избирались членами правящего (т.е. военного) класса, однако поскольку внесение серьезных изменений в законы государства Платоном все равно запрещалось (см., например, цитату, приведенную в прим. 3 к этой главе), то и эта уступка не много значила. Его общий настрой, который, согласно Аристотелю («Политика», II, 6, 17; 1265b) допускал существование так называемой «смешанной» конституции, оставался проспартанским. На самом деле, если в «Законах» позиция Платона и претерпела какие-то изменения по сравнению с «Государством», то в сторону большей враждебности духу демократии, т.е. идее свободы личности. См., в частности, текст к прим. 32 и 33 к гл. 6 (т.е. «Законы», 738 с и след. и 942 а и след.) и текст к прим. 19-22 к гл. 8 (т.е. «Законы», 903 с-909 а). См. также следующее примечание.

273

7 По-видимому, именно эта трудность объяснения первого изменения
(Падения человека) заставила Платона пересмотреть его теорию идей, о чем
говорилось в прим. 15 (8) к гл. 3. В результате идеи превратились у него в
причины и действующие силы, которые могут смешиваться с некоторыми
другими идеями (см. «Софист», 252 е и след.) и отвергать оставшиеся идеи
(«Софист», 223 с). Идеи, таким образом, оказались подобными богам, в
отличие от того, что Платон говорил в «Государстве», где (см. 380 d) даже
боги застывают в виде неподвижных парменидовских изваяний. Важным
поворотным пунктом этого изменения, очевидно, был «Софист», 248 е-249 с
(обратите особое внимание на то, что идея движения здесь не находится в
покое). Эта трансформация, кажется, может решить проблему так называ
емого «третьего человека» — действительно, если, как утверждается в
«Тимее», формы являются предками, то для объяснения их сходства с
потомками не требуется постулирования никакого «третьего человека».

Что касается отношения «Государства» к «Политику» и к «Законам», то мне кажется, что попытка Платона в двух последних из названных диалогов поместить дату начала человеческого общества все глубже в историю также связана с проблемой объяснения первого изменения. То, что понимание изменения совершенного города-государства сопряжено с трудностями, ясно заявлено еще в «Государстве», 546 а. Попытка Платона преодолеть эту трудность в «Государстве» будет рассмотрена в следующей главе (см. текст к прим. 37-40 к гл. 5). В «Политике» Платон использует теорию космической катастрофы, которая обусловила переход от эмпедоклова полуцикла любви к полуциклу распри, охватывающему наше время. В «Тимее» Платон, по-видимому, отказался от этой теории, заменив ее сохраненной в «Законах» теорией более ограниченных катастроф типа потопа, которые уничтожают цивилизации, но не воздействуют на ход вещей во Вселенной. (Возможно, что на это решение проблемы Платона натолкнуло произошедшее в 373-372 гг. до н.э. землгтрясение, разрушившее и затопившее древний город Элиду.) Древнейшая форма общества, которую в «Государстве» отделял всего один шаг от существовавшего спартанского государства, отодвигается Платоном все дальше и дальше в прошлое. И хотя он продолжает полагать, что первое поселение должно было быть лучшим городом, теперь он подвергает рассмотрению общества, предшествовавшие первым поселениям, а именно — сообщества номадов, т.е. горных пастухов. (См., в частности, прим. 32 к этой главе.)

8 Цитата взята из ^ К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической
партии // Соч., т. 4, с. 424 (см. Handbook of Marxism. Ed. by E. Burns, 1935,
p. 22).

9 Цитата заимствована из комментариев Адама к книге VIII «Государст
ва» — см. Plato's Republic. Ed. by J. Adam, vol. II, p. 198, note to 544 a 3.

10 См. «Государство», 544 с.

11 (1) Я убежден в том, что Платон, подобно многим социологам со времен
Конта, пытался выявить основные стадии социального развития, однако
многие критики платоновской философии полагают, что теория Платона
является всего лишь драматизированным представлением чисто логической
классификации типов государственных устройств древнегреческих полисов.
Однако это противоречит не только тому, что Платон говорит сам (см.
примечание Дж. Адама к «Государству», 544 с 19 — J. Adam, op. cit., vol. II,
p. 199), но и самому духу платоновской логики, согласно которой сущность
вещи определяется ее первой природой, т.е. ее историческим происхожде-

274

нием. Не следует забывать, что Платон использует одно и то же слово — — для обозначения логического класса и биологической расы. Логическийидентичен «race» еще и как «множество потомков одного

родителя». (Об этом см. прим. 15-20 к гл. 3 и соответствующий текст, а также прим. 23-24 к гл. 5 и соответствующий текст, где обсуждается равенство природа = происхождение - раса.) Поэтому есть все основания понимать то, что говорил Платон, в буквальном смысле — и даже если Адам прав в том, что Платон стремился к «логической упорядоченности», то эта упорядоченность отражала для него одновременно и порядок исторического развития. Замечание Адама о том, что этот порядок «определяется, главным образом, психологическими, а не историческими соображениями» (там же), на самом деле, по моему мнению, работает против него. Ведь Адам сам отмечал (см., например, op. cit., vol. II, p. 195, note to 543 а), что Платон «повсеместно проводит... аналогию между душой и городом». Согласно политической теории души Платона (которую мы обсудим в следующей главе), психологическая история должна протекать параллельно истории общества, и, следовательно, противопоставление психологических соображений историческим оказывается неуместным, что еще раз подтверждает правильность нашего истолкования Платона.

(2) То же самое может быть сказано в ответ тому, кто станет утверждать,
что предложенный Платоном порядок государственных устройств в своей
основе является не логическим, а этическим. Ведь согласно платоновской
философии, этический (как, впрочем, и эстетический) порядок неотличим
от исторического. В этой связи можно отметить, что платоновский истори-
цизм дает теоретическую основу сократовскому эвдемонизму, т.е. учению,
согласно которому добро и счастье неразличимы. В «Государстве» (см., в
частности, 580 b) эта теория принимает форму доктрины, согласно которой
благо и счастье или зло и несчастье пропорциональны друг другу. Это
полностью соответствует идее, что мера как добродетели, так и счастья
человека определяется тем, как далеко он отошел от своей благословенной
первоначальной природы — от совершенной идеи человека. (Тот факт, что
платоновская теория в этом пункте теоретически обосновывает внешне
парадоксальную доктрину Сократа, возможно, помог Платону убедить себя
в том, что он только развивает истинное сократовское учение. См. текст к
прим. 56/57 к гл. 10.)

  1. Классификацию социальных институтов Платона перенял Руссо (Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. М., Наука, 1969, книга II, гл. VII; книга III, гл. III и X). Мне кажется все же что, возрождая платоновскую идею первобытного общества, Руссо находился лишь под косвенным влиянием Платона (см., однако, прим. 1 к гл. 6 и прим. 14 к гл. 9). Прямое влияние платоновского учения на Ренессанс чувствуется в знаменитой «Аркадии» Я. Санаццаро, возродившей платоновскую идею о благословенном примитивном обществе греческих (дорийских) горных пастухов. (Об этой платоновской идее см. прим. 32 к этой главе.) Поэтому исторически романтизм на самом деле является потомком платонизма (см. также главу 9).

  2. Трудно сказать, насколько глубоким было влияние теистического историцизма Дж. Вико («Новая наука», 1725) на современные историцистские концепции Конта, Милля, Гегеля и Маркса. Нет никаких сомнений в том, что сам Вико находился под влиянием Платона, а также сочинений святого Августина «О граде Божьем» и Макиавелли «Рассуждения по поводу

275

первой декады Тита Ливия». Подобно Платону, Вико отождествлял «природу» вещи с ее происхождением (см. G. Vico. Opere. Ferrari second ed., 1852-1854, vol. V, p. 99) и полагал, что все народы, подчиняясь всеобщему закону, должны пройти по одному и тому же пути развития. Его «народы», как и гегелевские «нации», являются поэтому одним из связующих звеньев между платоновским «городом» и «цивилизацией» Тойнби.

12 См. «Государство», 549 c-d. Следующие отрывки приводятся также из
«Государства», 550 d-e и 551 а-b.

13 См. «Государство», 556 е. (Этот отрывок следует сравнить со свидетель
ством Фукидида, III, 82-84, которое приводится в тексте к прим. 12 к гл. 10.)
Следующий отрывок взят из «Государства», 557 а.

14 О демократической программе Перикла см. текст к прим. 31 к гл. 10,
прим. 17 к гл. 6 и прим. 34 к гл. 10.

15 J. Adam. The Republic of Plato, vol. II, p. 240. note to 559 d 22. (Курсив
во второй цитате мой.) Адам отмечает, что «эта картина, несомненно,
несколько преувеличена», однако не оставляет при этом никаких сомнений
в том, что, по его мнению, в своей основе она истинна «на все времена».

16 J. Adam, op. cit.

17 Цитируемый отрывок взят из «Государства», 560 d (ср. перевод этого
и следующего отрывка с переводом, сделанным Дж. Линдсеем). Следующие
два отрывка взяты также из «Государства», 563 а-b и d. (См. также
примечание, сделанное Адамом к 563 d 25.) Существенно, что в цитируемых
отрывках Платон обращается к принципу частной собственности как к
неоспоримому принципу справедливости, хотя в других местах «Государст
ва» он подвергает его яростным нападкам. По-видимому, Платон полагал,
что, когда приобретаемой собственностью является раб, законные права
покупателя должны быть защищены.

Другое предъявляемое Платоном обвинение демократии состоит в том, что она «растаптывает» педагогический принцип, согласно которому человек «никогда не станет добродетельным... если с малолетства — в играх и в своих занятиях — он не соприкасается с прекрасным» («Государство», 558 b, см. перевод Дж. Линдсея и прим. 68 к гл. 10). См. также платоновские нападки на эгалитаризм, которые цитируются в прим. 14 к гл. 6.

* Об отношении Сократа к его молодым собеседникам говорится в большинстве ранних платоновских диалогов и в «Федоне», где описывается «почтительность и доброжелательность, с которыми он выслушивал критику молодого человека». О совершенно противоположном обращении Платона с его учениками см. текст к прим. 19-21 к гл. 7. См. также превосходные лекции Г. Черниса (H. Cherniss. The Riddle of the Early Academy, 1945), в частности его комментарии к «Пармениду», 135 c-d (pp. 70, 79). Ср. это с тем, что сказано в прим. 18-21 к гл. 7 и соответствующий текст.*

18 Рабство (см. предыдущее примечание) и афинское движение за его
отмену будут рассмотрены далее в главе 5 (прим. 13 и соответствующий
текст), а также в главах 10 и 11; см. также прим. 29 к настоящей главе.
Кроме Платона, о либеральном отношении афинян к рабам свидетельствует
Аристотель (например, в «Политике» 1313b 11, 1319b 20 и в «Афинской
политии», 59, 5) и Псевдо-Ксенофонт («Афинская полития», I, 10 и след.)

19 См. «Государство», 577 а и след. и комментарии Адама к 577 а 5 и b 12
(J. Adam. The Republic of Plato, vol. II, p. 332). См. также «Дополнение III
(Ответ на критику)» в конце тома 1, особенно с. 408 и след.

20 Цитата взята из «Государства», 566 е. См. прим. 63 к гл. 10.

276

21 См. «Политик», 301 c-d. Выделяя шесть типов несовершенных госу
дарств, Платон не вводит новых терминов. Названия «монархия» (или
«царство») и «аристократия» использовались в «Государстве» (445 d) для
описания наилучшего государства, а не относительно лучших форм несовер
шенных государств, как это делается в «Политике».

22 См. «Государство», 544 d.

23 См. «Политик», 297 c-d: «Если указанное нами государственное уст
ройство — единственно правильное, то другим (которые являются лишь «его
подражаниями» — см. 297 b-с) надлежит блюсти себя, следуя его предпи
саниям.» (См. прим. 3 к этой главе и прим. 18 к гл. 7.) «Никто из граждан
никогда не должен сметь поступать вопреки законам, посмевшего же так
поступить надо карать смертью и другими крайними мерами. Такое устрой
ство — самое правильное и прекрасное после первого». (О происхождении
законов см. прим. 32(1, а) к настоящей главе и прим. 17(2) к гл. 3.) А в
отрывке 300 е-301 а мы читаем: «Подобные государства, коль скоро они
хотят по мере сил хорошо подражать подлинному государственному устрой
ству,... не должны нарушать принятые в них писаные законы и отечествен
ные обычаи... Когда наилучшему государственному устройству подражают
богатые, мы называем такое государственное устройство аристократией;
когда же они не считаются с законами, это будет уже олигархия» и т. д.
Важно отметить, что критерием классификации для Платона выступает не
абстрактная законопослушность или беззаконие, а степень сохранности
древних институтов изначального совершенного государства. (Аристотель, в
отличие от Платона, в «Политике», 1292а главное противопоставление
проводил между «верховенством закона» и «верховенством черни».)

24 Фрагменты 709 е-714 а «Законов» содержат некоторые намеки на идеи,
изложенные в «Политике». Так, в отрывке 710 d-c Платон, следуя Геродоту
(кн. III, 80-82), за основу классификации форм государственного устройства
взял критерий количества правителей. Перечисление форм государствен
ного устройства дано в 712 c-d. А в 713 b и след., излагается миф о
совершенном государстве, существовавшем во время Кроноса, «которому
подражает лучшее нынешнее государственное устройство». Учитывая эти
параллели, я почти не сомневаюсь, что теория о необходимости тирании для
проведения утопических экспериментов задумызалась Платоном как разви
тие учения, изложенного в «Политике» и в «Государстве». — В этом абзаце
цитируются отрывки из «Законов», 709 е и 710 c-d. «Приведенное ранее
замечание из "Законов"» — это 797 d, которое цитируется в тексте к прим. 3
к настоящей главе. (Я согласен с Э. Инглендом (Е. England. The Laws of
Plato, 1921, vol. II, p. 258), заметившим по поводу этого отрывка, что для
Платона «изменение умаляет силу... всех вещей», в том числе и силу зла.
Но я не согласен с ним в том, что «изменение злых бедствий», т.е. изменение
к добру, слишком очевидно, чтобы упоминать его в качестве исключения.
Оно не очевидно с точки зрения платоновской доктрины о зловредной
природе изменений. См. также следующее примечание.)

25 Цитируемый отрывок взят из «Законов», 676 b-с (ср. с отрывком 676 а,
приведенным в тексте к прим. 6. к этой главе). Соглашаясь с тем, что для
Платона «изменение умаляет силу всех вещей» (см. конец предыдущего
примечания), Ингленд придает этим платоновским отрывкам об изменениях
и революциях оптимистическое и прогрессивное звучание. Он полагает, что
цель Платона состояла в обретении «секрета политической витальности»
(op. cil., vol. I, p. 345). Отрывок, в котором говорится о поиске подлинной

277

причины (умаляющего) изменения, он истолковывает так, будто речь в нем идет о поиске «причины и природы подлинного развития государства, т.е. его прогрессивного развития по направлению к совершенству» (курсив Ингленда — см. op. cit., vol. I, p. 345). Такое истолкование не может быть верным хотя бы потому, что рассматриваемый отрывок является введением к истории политического упадка; вместе с тем такое истолкование хорошо показывает, насколько тенденция идеализировать Платона, представляя его в роли прогрессивного мыслителя, может ослеплять даже таких превосходных исследователей, как Ингленд, не давая им увидеть даже собственное открытие, а именно то, что для Платона всякое изменение «умаляет».

26 Приведенная цитата взята из «Государства», 545 d (см. также парал
лельный отрывок 465 b). Следующий фрагмент взят из «Законов», 683 е.
(Адам в своем издании «Государства» в примечании к отрывку 545 d 21
ссылается на этот фрагмент.) Ингленд в своем издании «Законов» (op. cit.,
vol. I, p. 360, note to 683 с 5) упоминает фрагмент «Государства», 609 а, а
не фрагменты 545 d и 465 b, предполагая, что в «Законах», 683 е упомина
ется «предшествующее обсуждение, содержащееся, возможно, в каком-то
утраченном диалоге». Я не понимаю, почему Платон не мог в «Законах»
сослаться на «Государство», представив дело так, как если бы некоторые
тезисы последнего были известны персонажам «Законов». По словам Корн-
форда, в последних диалогах Платон «не стремится даже сохранить иллю
зию, будто эти беседы когда-либо состоялись на самом деле». Я также
согласен с ним в том, что Платон «не был рабом своих собственных
изобретений» (см. F. M. Cornford. Plato's Cosmology, pp. 4-5). В. Парето, не
ссылаясь на Платона, переоткрыл платоновский закон революций (см.
V. Pareto. Treatise on General Sociology, § § 2054, 2057, 2058. В конце

vibor-sposoba-zashiti-grazhdanskih-prav-vershinin-stranica-3.html
vibor-strategicheskoj-alternativi-po-mbkg-kursovaya-rabota-na-temu-razrabotka-strategii-organizacii.html
vibor-tehnologii-i-sostava-oborudovaniya-dlya-proizvodstva-prokata-relsa-r75-iz-stali-45g.html
vibor-temi-kursovoj-raboti-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-teoriya.html
vibor-terapii-pri-ostrih-narusheniyah-krovoobrasheniya-po-wh-bleifeld-1977-s-izmeneniyami.html
vibor-tipa-elektrodvigatelya-dlya-emp.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshi-usloviya-prilagat-se-vv-vsichki-instancii-sdebnite-zasedaniya-bivat-zakonosobraznoto-razvitie-e-nalice-kogato-mezhdu-subektite.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vivodi-po-glave-iv-ne-soderzhit-svedenij-sostavlyayushih-gosudarstvennuyu-tajnu-zemlin-aleksandr-igorevich-pravovoe.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utrogorod-eshe-spitna-ulice-pochti-pusto-tolko-izredka-mozhno-bilo-videt-paru-lyudej-paru-mashin.html
  • essay.bystrickaya.ru/bileti-i-otve-stranica-14.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uhtinskijgosudarstennij-stranica-29.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-konspekt-zanyatiya-chto-takoe-rechevoj-etiket-sbornik-programm-dlya-organizacii-vneurochnoj-deyatelnosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vu-i-komnati-gde-prohodit-urok.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7--ponyatie-i-soderzhanie-prava-prirodopolzovaniya-a-yu-vinokurov-ekologicheskoe-pravo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tehnologiya-proizvodstva-i-remonta-vagonov-nazvanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-vospitatelnoj-deyatelnosti-mou-dragunskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-ivnyanskogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-registraciya-yuridicheskih-lic-i-individualnih-predprinimatelej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shestaya-stupen-rozhdenie-vidyashego-put-volshebnika.html
  • writing.bystrickaya.ru/bibliograficheskoe-opisanie-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upolnomochennie-sudi-monitoring-shpionomanii-v-rossijskoj-federacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-dvuh-pervih-vekov-edvard-yang.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-altajskogo-kraya-stranica-30.html
  • klass.bystrickaya.ru/antonin-bartonk-zlat-mukny.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemnie-voprosi-polucheniya-dokazatelnoj-informacii-o-sovershenii-prestupleniya-vo-vremya-provedeniya-sledstvennih-dejstvij.html
  • school.bystrickaya.ru/kategoriya-dolzhnaya-spravedlivost-ya-beskoristnaya-otvetstvennost-i-sootvetstvie-smislu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primeri-vnedreniya-ikt-v-sistemu-visshego-obrazovaniya-p76-primenenie-ikt-v-visshem-obrazovanii-stran-sng-i-baltii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antichnaya-literatura-rim-vojna-mishej-i-lyagushek-batrachomyomachia-poema-parodiya.html
  • education.bystrickaya.ru/31-prirodno-resursnij-potencial-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-hanti-mansijska-do-2020-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-rassmotreniya-voprosov-grazhdanstva-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-kazanskoj-gorodskoj-dumi-ot-18-oktyabrya-2006-g-n-4-12-o-pravilah-blagoustrojstva-goroda-kazani.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-a-reformatskij-otnosil-k-terminam-slova-specialnie-ogranichennie-svoim-osobim-naznacheniem-stremyash.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomdi-zhmis-tairibi-asha-arazhattari-eseb-men-audit-student-4-kurs-sirti-blm.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-minzdravsocrazvitiya-rossii-ot-14-marta-2008g-122n.html
  • studies.bystrickaya.ru/kategoriya-padezha-v-russkom-i-nemeckom-yazikah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-uravnenij-visshih-poryadkov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-blmder-psihologiyali-auhal.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-s-belkin-kriminalisticheskaya-enciklopediya-stranica-11.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo---2015-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema.html
  • urok.bystrickaya.ru/postroenie-diagramm-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-i-zadaniya-dlya-kontrolnih-rabot-dlya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-duma-tomskoj-oblasti-postanovlenie-ot-28-fevralya-2008-g-n-1008-ob-energeticheskoj-strategii-tomskoj-oblasti-na-period-do-2020-goda-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kuda-ya-uhozhu-ya-zdes-shri-ramana-maharshi-zhizn-i-put.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.