.RU

Выразительность речи - Методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей Хабаровск



^ Выразительность речи

Для того чтобы речь была выразительной, используют различные языковые средства: слова с различными дополнительными, чаще оценочными, значениями, среди которых следует обратить особое внимание на синонимы, антонимы, фразеологизмы, а также особые приёмы речи, повышающие её убедительность и силу воздействия – риторические фигуры.


Синонимы – слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим, например: скорый – быстрый – проворный – стремительный.

Антонимы – слова, имеющие противоположные значения, например: гордость – стыд, присутствовать – отсутствовать.

Фразеологизмы (идиомы) – устойчивые, обычно образные словосочетания, воспроизводимые в виде готовой единицы, например: ломать голову, валять дурака.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа: «Сколько может продолжаться это безобразие?»

Анафора – одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д.

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: ^ У немцев везде чисто – в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.

Градация – расположение слов таким образом, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.

Антитеза – противопоставление внутри одной и той же фразы: ^ Государство пухнет – народ хиреет; граждане воруют – страна богатеет (М. Жванецкий).

Гипербола – преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.

Инверсия – изменение привычного порядка слов: Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.


Упражнение 39. Прочитайте текст. 1. Выпишите выделенные слова и подберите к ним синонимы. 2. В каждом ряду синонимов отметьте знаком плюс (+) слова с положительной оценкой, знаком минус (-) – слова с отрицательной оценкой, буквой «н» – стилистически нейтральные слова. 3. Расставьте слова в синонимическом ряду по степени увеличения интенсивности действия, признака там, где это возможно. Объясните свой выбор.

В начале прошлого века знаменитый французский физик, астроном, математик, естествоиспытатель, а также дипломат Доминик Франсуа Араго, сменивший в жизни своей множество постов, начиная с директора обсерватории и кончая членом временного французского послереволюционного правительства 1848 года, написал очень интересную книгу. Название её, как отмечают многие, напоминает морское проклятье – «Гром и молния», да и содержание – в большой мере – проклятье небесам, насылающим на беззащитное население бесчисленные кары в виде громов и молний. Книга содержит несметное количество фактов, относящихся к разновидностям молний и громов, которых Араго насчитывает сотни – редкая наблюдательность!

(Карцев В. Приключения великих уравнений)


Упражнение 40. Прочитайте текст выступления студента на семинаре. Отредактируйте текст: замените слова и выражения, не соответствующие ситуации, близкими по значению. Запишите свой вариант.

Слушайте внимательно. Рассказываю сегодня о пираньях. Пираньи – жутко кровожадные зверюги. Живут в Амазонке и впадающих в неё речушках. Их ещё зовут «рыбы-волки». Пираньи чертовски опасны, потому как зубы у них как бритва. Стая этих малявок в три плевка может слопать здоровенного быка. Говорят, что 19 сентября 1981 года 300 граждан были в один присест сожраны пираньями, после того как набитое народом пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Тамошние индейцы говорят, что «три пираньи – это уже один здоровенный крокодилище».


Упражнение 41. Прочитайте фрагмент интервью на собеседовании при приёме на работу. Измените его так, чтобы у интервьюера сложилось благоприятное впечатление о претенденте на вакантную должность. Какие языковые средства вы использовали?

– Расскажите немного о себе.

– У меня очень простая жизнь, она вся как на ладони. Школу окончил, пошёл в армию. Из армии – в университет. Университет окончил – на завод инженером. Инженером поработал – опять в университет, в аспирантуру. Аспирантуру закончил – опять на завод начальником отдела. С завода – в совместное предприятие, опять инженером. Из инженеров – в начальники отдела. Теперь пришел в вашу фирму на собеседование. Всё!

– Но были же подробности?!

– Да были...


Упражнение 42. Составьте рассказ по одной из данных ниже ситуаций так, чтобы одна и та же ситуация воспринималась слушателем: а) положительно, б) отрицательно. Используйте слова с положительной или отрицательной оценкой.

1 Я взял(а) академический отпуск.

2 Меня приняли на работу в престижную фирму.

3. Я понял, что моя будущая специальность мне очень нравится (или не нравится).

4. В России работает всё больше иностранных компаний.

5. На улицах города очень много машин.

6. (Впишите свою тему).


Упражнение 43. Произнесите хвалебную речь России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.

Образец. Нам давно пора избавиться от комплекса национальной неполноценности. – У нас прекрасные ученые, которые...


У нас замечательные...

У нас прекрасные...

У нас великолепные...

Наши... лучше американских...

Мы великолепно умеем собираться в решительный момент...

Мы прекрасно умеем...

Да здравствует Россия!


Упражнение 44. Постройте своё выступление на эпифоре.

Сколько ещё времени мы будем у нас в стране слышать окрик чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?».

Что это за система, что мы должны на всё спрашивать разрешения у чиновника?

Надо тебе... – спроси разрешения у чиновника.

Хочешь... – спроси разрешения у чиновника.

Решил... – спроси разрешения у чиновника.

Захотел... – спроси разрешения у чиновника.

Ведь на всё это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать всё, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашённый ещё М. С. Горбачевым: «Разрешено всё, что не запрещено»?


Упражнение 45. Постройте заключительную фразу своего выступления с использованием приёма градации. Используйте слова и выражения, приведённые в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.

1. Это не просто... это... это, наконец, просто – ...!

(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность).

Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!

2. Я не просто... тексты современной поп-музыки.., я их…, я их..., я их..., я их просто …!

(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса).

Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!


^ ПОДГОТОВКА РАЗНЫХ ВИДОВ

ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

1. Убеждающее выступление

Виды убеждающих выступлений:

выступления политиков и кандидатов на выборные должности с изложением своей программы;

публицистические выступления на митингах и собраниях;

морально-этические выступления;

выступления известных людей по тем или иным обсуждаемым в обществе проблемам с предложением того или иного их решения;

проповеди и др.


Основные правила подготовки убеждающего выступления:

1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

быть эмоциональным;

обращаться к жизненно важным фактам;

стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

быть лаконичным;

ссылаться на авторитеты;

использовать цифры;

опираться на наглядность;

использовать юмор.

2. Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому есть разные точки зрения.

3. Продолжительность выступления – не более 3-5 мин.

4. Умеренная эмоциональность.

5. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.


Упражнение 46. Прочитайте фрагмент речи П. Л. Капицы «Профессор и студент». Сформулируйте тезис, который доказывает оратор. Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство своего тезиса, и определите их вид.

...Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику.

Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле...

...Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и тёмное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения – учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей.

Хороший учёный, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить.

И наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента.

Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.

(Выступление на вечере выпускников Московского

физико-технического института в 1964 г.)


Упражнение 47. Подберите аргументы для защиты или опровержения данных ниже тезисов в одной из следующих ситуаций: а) при разговоре с деканом, б) в беседе с друзьями-студентами, в) в дискуссии на ток-шоу.

1. Выпускник вуза должен быть скорее энциклопедически образованной личностью, чем узким специалистом.

2. Необходимо провести реформу вузовского образования.

3. Изучение русского языка и культуры речи в вузе необходимо студентам всех специальностей.

4. Занятия в институте должны начинаться не ранее 10 часов утра.

5. Студент, не посещавший занятий, не имеет права получить зачёт.

6. Каждый российский студент должен пройти стажировку в зарубеж-ном вузе.

7.Образованный человек – полезный человек.


Упражнение 48. Подготовьте аргументированное выступление, которое подтвердило бы или опровергло выбранное вами высказывание:

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы (^ Вольтер).

Лишь очень немногие живут сегодняшним днём. Большинство готовится жить позднее (Дж. Свифт).

Война слишком серьезное дело, чтобы доверять её военным (Талейран).

Мысль, которая не опасна, недостойна того, чтобы называться мыслью (^ О. Уайльд).

Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений (О. Уайльд).

Не судите человека по его друзьям; не забудьте, что у Иуды друзья были безукоризненны (^ Э. Хемингуэй).

Многие великие истины были сначала кощунством (Б. Шоу).

Берегись того, кто не ответил на твой удар (Б. Шоу).

Всякая профессия есть заговор против непосвящённого (Б. Шоу).


^ 2. Информационное выступление

Виды информационных выступлений

информация; лекция;

объяснение; доклад;

инструкция; сообщение;

объявление; устный ответ;

аннотация; автобиография.


Основные правила подготовки информационных выступле-ний:

1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.

2. Оно должно быть актуально для слушателей.

3. Оно должно дать полную информацию.

4. При выступлении надо соблюдать чёткость перехода от одного пункта к другому.

5. Не говорить слишком эмоционально.


Упражнение 49. Объясните сокурсникам кратко и понятно, как играют в прятки. Ваши товарищи будут задавать вам вопросы, если им что-то непонятно: они сейчас малыши, сумейте им понятно объяснить.


Упражнение 50. Подготовьте краткие информационные выступления для местного радио по предложенным темам.

1. Сегодня на нашем факультете. 2. Состоялась экскурсия. 3. По-сещение выставки. 4. Происшествие. 5. Праздник факультета.

Упражнение 51. Представьте себе, что вам надо проинструктировать младшего брата, как пользоваться новым электрическим чайником. Он не всё понимает, недооценивает опасность. Дайте ему устную инструкцию, предупредите об опасностях.


Упражнение 52. Придумайте шуточные объявления по данным ниже случаям.

1. О потере совести на трамвайной остановке. 2. О наборе на годичные курсы водителей самокатов и трехколёсных велосипедов. 3. О том, что вы нашли чьё-то собственное мнение на дороге. 4. О том, что вы покупаете использованные тюбики от зубной пасты (придумайте, зачем они вам нужны) и т. д.


^ 3. Развлекательное выступление

Виды развлекательных выступлений

смешной случай из жизни (собственной или жизни других людей);

анекдот;

дружеский тост.


Основные правила подготовки развлекательного выступле-ния:

1. Основная особенность развлекательного выступления – бесконфликт-ность.

2. Оно должна сочетать серьёзное и шутку, юмор должен преобладать.

3. В нём часто присутствует ирония, а часто и самоирония.

4. Оно должно произноситься совершенно гладко, без запинок и остановок, в импровизированном стиле.

5. Оно должно иметь краткое, афористичное, заранее продуманное завершение – шутливый призыв, вывод или мораль.


Упражнение 53. Оформите в виде тоста следующие пожелания.

Здоровья (бабушке и дедушке в день их золотой свадьбы); долголетия (дедушке в день рождения); поступления в институт (старшему брату, сестре); успехов в работе (отцу в день рождения); счастья и радости в жизни (маме в день рождения); успехов в учебе (сокурснику, товарищу); счастья, успехов, удачи в Новом году (компании); новых интересных статей (журналисту в день его рождения); успехов в научной работе (человеку, защитившему диссертацию); новых интересных книг (писателю, выпустившему новую книгу).


Упражнение 54. Придумайте начало тоста, заканчивающегося следующими пожеланиями.

1. За замечательное человеческое качество – доброту! 2. За верность человека своей мечте! 3. За то, чтобы сбылись все ваши мечты и надежды! 4. За то, чтобы вы были счастливы в вашей новой квартире! 5. За твой замечательный успех! 6. За моих замечательных родителей, которых мы с братом очень и очень любим! 7. За человека, без которого я не могу представить своей жизни! 8. За тех, кто всю душу вкладывает в воспитание детей! 9. Друзья, прекрасен наш союз!


^ 4. Воодушевляющее выступление

Виды воодушевляющих выступлений

речь тренера перед игрой;

выступление кандидата на выборах перед своими сторонниками;

выступления лидеров на съезде победившей партии;

выступление с характеристикой успехов работы организации во время празднования её юбилея и др.


Основные правила подготовки воодушевляющего выступле-ния:

1. Напомнить о предшествующих успехах и победах.

2. Восхититься профессиональными качествами, решительностью, мораль-ным духом участников предстоящих событий.

3. Обязательно выразить уверенность в успешном преодолении предстоя-щих трудностей.


Упражнение 55. Прочитайте текст воодушевляющего выступления президента клуба болельщиков перед футбольной командой.

Итак, завтра мы играем со «Спартаком». Это важнейший для нас матч, от которого во многом будет зависеть турнирная судьба нашей команды. «Спартаку» надо стать чемпионом, нам – остаться в высшей лиге. «Спартак» – грозная команда, действующий чемпион и лидер первенства. Но разве это даёт нам сегодня повод её бояться? «Спартак» проигрывал более слабым командам, которые поставили себе цель его обыграть. Мы тоже обыгрывали в прошлом грозный «Спартак» – что может помешать нам сделать это и в этот раз? У нас сегодня прекрасный боевой состав, сплав опытных ветеранов с прекрасными амбициозными молодыми футболистами, которым пора громко заявить о себе. Наши болельщики считают, что завтра для этого самое время!

Вам гарантирована поддержка 30 тысяч искренних болельщиков. Все билеты на игру давно проданы. Мы уверены, что увидим прекрасную игру, великолепный зрелищный футбол и вы порадуете нас результатом!

Мы все патриоты нашего города и нашей любимой команды. Наша поддержка вам обеспечена. Порадуйте и вы нас! Дело за вами! Мы любим вас и надеемся на вас!

Что бы вы изменили, исправили в этом выступлении? Что можно добавить? Внесите изменения и произнесите эту речь перед футболистами.

Упражнение 56. Произнесите воодушевляющую речь по следующим поводам.

Перед трудным экзаменом; перед самым трудным участком вашего похода по горам; перед сторонниками вашего политического движения накануне выборов; на праздновании юбилея вашего факультета; на Дне города – от имени молодежи города; на встрече одноклассников по поводу пятилетия окончания школы.


^ 5. Протокольно-этикетное выступление

Виды протокольно-этикетных выступлений:

официальное поздравление юбиляра;

приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски;

представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой;

похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, науки, искусства, общего дела и т. д.);

приветственное слово в адрес какого-либо собрания или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации;

заключительное слово при подведении итогов, закрытии какого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественного заседания);

траурная речь и др.


Основные правила подготовки поздравительных и привет-ственных речей:

1. Используйте уважительное обращение.

2. Охарактеризуйте повод, событие, в честь которого вы произносите свою речь.

3. Скажите, почему вам приятно выступать с поздравлением сегодня.

4. Выскажите эмоциональную похвалу в адрес того, кого поздравляете, отметьте его заслуги.

5. Не используйте стандартных фраз, постарайтесь быть в своём поздравлении оригинальным.

6. Приветливо улыбайтесь, говорите теплым искренним тоном, смотрите на виновника торжества.

7. Завершите эмоциональными пожеланиями.


Правила представления гостя:

1. Начало представления. Назвать имя гостя или имя, отчество и фамилию.

2. Сказать, где он работает, учится, чем занимается в профессиональной деятельности.

3. Сказать, откуда прибыл гость.

4. Кратко сказать о его качествах и достижениях.

5. Поблагодарить гостя за то, что пришел к нам.

6. Объявить программу встречи.

7. Предоставить слово гостю.


Правила подготовки похвального слова

Похвальное слово должно (быть):

1) кратким;

2) эмоциональным;

3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;

4) называть моральные качества человека, которые мы ценим (доброта, внимание к людям, готовность помочь и т. д.);

5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, кому адресована речь;

6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;

7) включать добрые пожелания на будущее.


Упражнение 57. Составьте поздравительную речь в адрес своей любимой вещи (сумки, бейсболки, телевизора, любимого кресла, подоконника, на котором вы любите сидеть в перерыве, своей любимой ручки, футболки и т. д.). Поздравьте их с каким-нибудь юбилеем, праздником.


Упражнение 58. Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш институт. Вам надо за 2 мин: поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный институт и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об институте, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш институт отличается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть институт, сказав, на что они в первую очередь должны обратить внимание.


Упражнение 59. Прочитайте текст (ученик представляет гостя классу).

Ребята! Сегодня к нам пришел спортсмен Сергей. А фамилия Воронов. То есть Воронин. Он хорошо катается на лыжах и много раз побеждал в соревнованиях. Ему 25 лет, он живёт в нашем городе на улице Таранченко. А ещё он учится в институте физкультуры. Он любит смотреть телевизор и гулять. Он много ездил по разным странам. Сейчас он нам обо всём этом расскажет. Только сидите тихо.

Какие ошибки совершил ученик? Что здесь лишнего? Чего не хватает? Какие изменения вы внесли бы в этот текст? Внесите изменения и выступите, представив спортсмена классу.


Упражнение 60. У вас новый преподаватель. Он знакомится с вами и просит вас как старосту рассказать о своих сокурсниках. Кратко представьте их преподавателю в выгодном свете.

Упражнение 61. Составьте похвальную речь, с которой вы выступите на открытии памятника: Белому Биму, Волку и Зайцу из мультфильма «Ну, погоди!», пепси-коле, футбольному мячу, телевизору, видеомагнитофону, лавочке у подъезда, шоколадке «Алёнка», компьютеру.


^ 6 Агитационное выступление

Виды агитационных выступлений:

речи на политических митингах, призывающие поддержать того или иного кандидата на выборах;

рекламные выступления;

выступления на собраниях с призывами поддержать какую-либо инициативу;

выступления с призывом приступить к чему-либо или отказаться от чего-либо и др.


Основные правила подготовки агитационного выступления:

1. Выступление должно быть эмоциональным.

2. Необходимо говорить короткими фразами.

3. Громкость должна быть выше средней.

4. Надо дать слушателям все необходимые данные для принятия ими немедленного решения.

5. Должны приводиться аргументы «за».

6. Необходимо учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие (например, люди должны иметь средства, чтобы купить то, к чему их призывают, призыв к голосованию должен быть обращен к людям, имеющим право голоса, и т. д.).

7. Выступление необходимо завершить прямым призывом к совершению конкретного действия.


Упражнение 62. Подготовьте агитационное выступление «Записывайтесь в платную группу с углублённым изучением иностранного языка».


Упражнение 63. Подготовьте агитационные выступления на следующие темы.

1. Надо провести субботник и убрать мусор в нашем дворе. 2. Заведите себе кошку! 3. Надо поставить железную дверь на подъезд. 4. Надо сделать в квартире ремонт. 5. Голосуйте за…!


Приложение

Оценка эффективности публичного выступления

Для самооценки публичного выступления оратор должен ответить на следующие вопросы:

  1. Удалось ли завоевать внимание аудитории?

  2. Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?

  3. Уложился ли оратор в регламент?

  4. Всё ли сказал, что хотел?

  5. Подчеркнул ли в заключение главное?

  6. Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы?

  7. Уверенно ли чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?

8. Хотелось ли бы еще раз выступить перед этой аудиторией?

На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: да – 10, нет – 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме:

  1. Удачно ли начало выступления?

  2. Удачны ли примеры, иллюстрации?

  3. Адекватна ли громкость?

  4. Адекватен ли темп?

  5. Адекватен ли язык и стиль выступления?

  6. Удачно ли завершено выступление?

  7. Уложился ли оратор в регламент?

  8. Хорошо ли держался оратор?

9. Интересно ли изложена тема?

  1. Оригинален ли стиль изложения?

  2. Ясна ли основная мысль выступления?

  3. Убедительно ли выступление?

Экспертная оценка публичного выступления также осуществляется по десятибалльной шкале: да – 10 баллов, нет – 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, т. е. не менее 86 при 13 вопросах.

Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.


Список рекомендуемой литературы

  1. Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь / А. А. Акишина, X. Кано, Т. Е. Акишина. – М.: Русский язык, 1991. – 145 с.

  2. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия / В. И. Аннушкин. – М.: Академия, 1998. – 416 с.

  3. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. – Минск: Новое знание, 2001

  4. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 556 с.

  5. Гришина Н. В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина [и др.]. – Л.: Лениздат, 1990. – 274 с.

  6. Далецкий Ч. Практикум по риторике / Ч. Далецкий. – М.: Издат. центр «АЗ», 1996. – 192 с.

  7. Зигерт В. Руководить без конфликтов: пер. с нем. / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 1990. – 336 с.

  8. Ивин А. Л. Искусство правильно мыслить / А. Л. Ивин. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.

  9. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. – М.: Прогресс, 1989. – 80 с.

  10. Крижанская Ю. С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 206 с.

  11. Куницина В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  12. Леммерман X. Учебник риторики / X. Леммерман. – М.: Интерэксперт, 1997. – 255 с.

  13. Львов М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

  14. Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово / А. К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.

  15. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л. Г. Павлова. – М.: Просвещение, 1991. – 320 с.

  16. Пиз А. Язык жестов / А. Пиз. – Воронеж: НПО «Модэк», 1992. – 218 с.

  17. Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. – М.: Добросвет, 1997. – 600 с.

  18. Сопер П. А. Основы искусства речи / П. А. Сопер. – М.: Пргресс, 1992. – 416 с.

  19. Стернин И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 272 с.

  20. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – 252 с.

Оглавление

Речевое воздействие…...………………….………………….……………….3

1. Понятие риторики………………………….…………………………….3

2. Эффективность общения......……….……………………………………3

3. Способы речевого воздействия.…………………………………............5

4. Вербальное речевое воздействие…….……...…………………………..6

5. Невербальное речевое воздействие..……………………………………7

Общие особенности подготовки публичного выступления......................9

1. Виды публичных выступлений…………………………....…………….9

2. Основные требования к публичному выступлению…...……………..11

3. Этапы подготовки публичного выступления..……...….……………..12

Выбор темы и названия речи……………………...….…….................13

Сбор материала………………………………………….…………...…14

Составление различных видов плана………………….…………..….15

Написание речи………………...……………………….………..…….16

Работа над основной частью текста…………………..………..16

Составление вступительной и заключительной части

текста выступления…………………………..…………….........20

Редактирование текста………………………………….………...........25

Лаконичность речи…………………………….…………….…..25

Точность речи………………………………….……….………..27

Выразительность речи………………………….…………….…29

Подготовка разных видов публичных выступлений.………...………...33

1. Убеждающее выступление………………………………...…….……..33

2. Информационное выступление………………………...……….……...35

3. Развлекательное выступление………………………...………….…….36

4. Воодушевляющее выступление……………………...…………….......37

5. Протокольно-этикетное выступление……………...……………….....38

6. Агитационное выступление……………………...………………….....40

Приложение. Оценка эффективности публичного выступления.….....41

Список рекомендуемой литературы ……………………………………...42


^ ИЗУЧАЕМ РИТОРИКУ


Методические указания к практическим занятиям

для студентов нефилологических специальностей


Елена Викторовна Пучкова

Марина Григорьевна Синегуб


Главный редактор Л. А. Суевалова

Редактор Н. Г. Петряева

Компьютерная верстка М. Г. Синегуб


Подписано в печать 30.09.09 . Формат 60х84 1/16.

Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая.

Усл. печ. л. 2,55. Тираж 300 экз. Заказ


Издательство Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.


Отдел оперативной полиграфии издательства

Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

visman-gerrit-okli-devid-aaa-dlya-spasitelya-evropi1-.html
visochajshaya-vershina-muziki-stranica-7.html
visockaya-os-partner-kpmg-5-minut-v-vserossijskaya-konferenciya-profuchastnikov-plenarnie-zasedaniya-kruglie-stoli-sekcii.html
visokaya-dolzhnost-kersnovskaya-e-a-k36-skolko-stoit-chelovek-povest-o-perezhitom-v-12-tetradyah-i-6-tomah-t-iv-tetradi-7-8.html
visokaya-komediyak-probleme-komicheskogo-v-dramaturgii-chehova-tema-smerti-v-lirike-bahmadulinoj.html
visokaya-pozharoopasnost-gazeta-izvestiya-kalmikii-20092011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-sentyabrya-2011-g.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-po-gosudarstvennim-zakupkam-uslug-po-organizacii-i-provedeniyu-respublikanskih-meropriyatij-po-molodezhnoj-politike-patrioticheskomu-vospitaniyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-proizvodstva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/73-plasticheskie-iskusstva-1-956-0-obshij-otdel-00-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyaz-s-drugimi-obrazovatelnimi-oblastyami-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dva-filosofskih-vvedeniya-v-dvadcat-pervij-vek-stranica-32.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnoe-gosudar-stvennoe-byudzhetnoe-ob-r-az-o-v-ate-lnoeu-chr-e-zhdenievi-sshe-g-o-pr-ofess-io-n-a-ln-o-goobrazovani-ya-stranica-8.html
  • thesis.bystrickaya.ru/process-sozdaniya-reklamnogo-teksta-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/pochemu-rossiya-ne-amerika-stranica-24.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-napravleniyu-140600551300-elektrotehnika-elektromehanika-i-elektrotehnologii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechanie-na-godovom-obshem-sobranii-akcionerov-ot-30062009-g-bilo-prinyato-reshenie-o-perenose-voprosa-viplat-voznagrazhdeniya-chlenam-soveta-direktorov-obshestva-na-bolee-pozdnij-srok-p52-protokola-1.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-organov-administrativnoj-yurisdikcii-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otchetnaya-dokumentaciya-po-internature-cinskih-nauk-docent-v-ya-rodionov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyudmile-igoryu-i-vadimu-s-lyubovyu-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-yazhizn-sravnil-bi-s-shahmatnoj-doskoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-kak-dat-okruzhayushim-ponyat-kto-vi-est-na-samom-dele-allan-piz-alan-garner.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossiya-pedagogika-sovetskogo-perioda-20-e-gg-20-veka-uchebnoe-posobie-majkop-2008-udk-37075-bbk-74-0ya73.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sbornik-statej-sbornik-statej-o-zhiznennom-i-tvorcheskom-puti-zasluzhennogo-deyatelya-iskusstv-kirgizskoj-respubliki-professora-levchenko-i-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-disciplini-programma-disciplini-po-kafedre-vichislitelnoj-tehniki-seti-evm-i-telekommunikacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kachestvo-pitevoj-vodi-normativno-pravovoj-socialno-ekonomicheskij-ekologicheskij-i-tehnologicheskij-aspekti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-f-tpu-1-2101-tomskij-politehnicheskij-universitet.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bibliografiya-chast-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-maj-2007-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretego-fundamentalnogo-protivorechiya-mezhdu-trudom-i-kapitalom-noosferno-socialisticheskij-proriv-ili.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metilcellyuloza-i-karboksimetilcellyuloza-svojstva-rastvorov-i-plenok.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-po-napravleniyu-140100-68-teploenergetika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-dugin.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znaki-prepinaniya-eto-notnie-znaki-oni-tverdo-derzhat-tekst-i-ne-dayut-emu-rassipatsya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-030600-62-istoriya-uroven-podgotovki-bakalavra-izuchayushih-disciplinu-latinskij-yazik.html
  • student.bystrickaya.ru/35valyuta-aukcionnoj-zayavki-i-predlozheniya-po-cene-kontrakta-zakupka-uchebnoj-literaturi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-vchem-smisl-ponyatiya-finansovaya-stabilizaciya-2.html
  • student.bystrickaya.ru/1-filosofiya-kak-sociokulturnij-fenomen.html
  • school.bystrickaya.ru/celi-processi-struktura-referat-analiticheskoj-raboti-2001g-340-kbajt.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-vospriyatiya-organizacionnoj-spravedlivosti-urovnya-udovletvorennosti-personala-i-klientov-servisnoj-kompanii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij.html
  • school.bystrickaya.ru/differenciaciya-obucheniya-kak-uslovie-razvitiya-odarennih-detej-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.