.RU

В.Н. Маслов - Британского Совета в рамках Программы disps-2 и Посольства Королевства Нидерландов в Москве Программа...


^ В.Н. Маслов
Глава Администрации Смоленской области


Приоритетные направления деятельности Администрации Смоленской области по реализации и защите прав и законных интересов детей


Позвольте приветствовать участников, гостей нашей конференции на героической и не менее исторической Смоленской земле. Проблемы детства приобрели характер национальной катастрофы. Так, в стране стремительно растет число социальных сирот; ежегодно растет численность детей, которые содержаться в интернатных учреждениях; огромное количество детей просто не посещают школу. Остро стоит проблема устройства безнадзорных и беспризорных детей в приюты.

Смоленская область на общем фоне выглядит не столь мрачно. У нас решена проблема оказания незамедлительной помощи ребенку, который по той или иной причине лишился родительской заботы. В области имеется 13 центров социальной реабилитации несовершеннолетних на 460 мест. Ежегодно в них проходят реабилитацию около двух тысяч детей, из них более 60% возвращаются в свои семьи. В области создана действенная система профилактики семейного неблагополучия, реализуется несколько целевых программ, направленных на улучшение положения детей.

Ровно год назад на территории области была проведена конференция «Право ребенка на семью, проблемы и перспективы», которая выработала рекомендации и предложения, направленные на активизацию семейных приоритетов в деятельности органов местного самоуправления, в том числе и по семейному устройству воспитанников детских учреждений, на создание организационных предпосылок для реализации этих приоритетов. Тогда эта конференция собрала представительную аудиторию и вызвала определенный интерес.

За истекший период времени у нас в области была проделана существенная работа по защите прав ребенка. Главные итоги этой работы изложены в Докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Смоленской области в 2001 году. Они обсуждены на заседании Областной Думы, которая своим решением рекомендовала органам местного самоуправления, правоохранительным органам принять необходимые меры по пресечению фактов нарушения прав ребенка.

Важно отметить, что и представительные и исполнительные органы нашей области с пониманием и озабоченностью относятся к возникающим проблемам прав ребенка, прилагают все усилия к их решению. В рамках реализации областной целевой программы «Дети-сироты» не только реорганизована сеть детских домов и школ-интернатов, но самое главное, изменены подходы к организации воспитательной работы, основой которой стал личностно-ориентированный подход к ребенку, подготовка его к самостоятельной жизни, умение жить в обществе.

Реализация областной целевой программы «Дети-сироты» в последние годы дала возможность укрепить материальную базу образовательных учреждений, полноценно организовать летний отдых учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов. Положительно в области решаются также вопросы трудоустройства этих детей, определение их на учебу. В учреждениях начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования в настоящее время обучается 600 учащихся и студентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью координации усилий всех ведомств по вопросам охраны прав детей при областной администрации создан специальный отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Правда, такое отношение не всегда обнаруживается на муниципальном, наиболее приближенном к человеку, уровне. Зачастую здесь за вывеской длительного социально-экономического кризиса, а значит и отсутствия средств, скрывается безынициативность, безразличие к массовым и отдельным случаям ущемления прав ребенка. Многие наши надежды в обеспечении достойной жизни человека сейчас связываются с начавшимся экономическим подъемом, но и инициатива районных руководителей, народных избранников, их предприимчивость просто при этом необходимы, потому что отсутствие этих составляющих не укрепляют доверие к власти вообще.

Особо хочу сегодня подчеркнуть и выделить инициативу нашей Русской православной церкви по вниманию к нуждающимся семьям и детям. Эта инициатива направлена на создание при православных храмах детских дошкольных учреждений с бесплатным содержанием и питанием учащихся. Сеть таких учреждений при нашей епархии растет во имя спасения детей совершенно обездоленной части населения, нашедшей свой приют и смысл жизни в монастырях.

Однако повседневная практика свидетельствует о том, что ситуация с правами ребенка, как и с правами человека, продолжает оставаться напряженной. Самым сложным вопросом остается вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаточно ведется работа с биологической семьей ребенка по ее реабилитации и сохранению, не используются в полной мере возможности всех созданных учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения. Необходимо нам также провести перераспределение средств областного бюджета с целью сохранения семей, больше обратить внимание на оказание адресной помощи молодой семье. С этой целью намечена работа по совершенствованию законодательного обеспечения охраны прав детей на территории области, ужесточен контроль за соблюдением законодательства по этому вопросу.

В настоящее время создаются условия для обеспечения жилищных прав детей, с этой целью возрождается домостроительный комбинат, силами которого будет строиться социальное жилье. На территории области вводится новая форма обеспечения граждан жилыми помещениями через систему ипотечного строительства.

Подготовлена база для внесения дополнений в областной закон «О деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в Смоленской области» и введение в систему работы области по охране прав детей патронатного воспитания. В области создан и работает центр «Ради будущего» для работы с подростками от 14 до 23 лет из числа детей-сирот с целью их реабилитации и оказания помощи в социализации. Совершенствуется работа по предупреждению детской преступности, безнадзорности. Возобновлена работа клубов по месту жительства, ведется целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни среди молодежи. Создан Смоленский областной центр социальной помощи и трудоустройства молодежи, возобновил свою деятельность областной строительный отряд имени Юрия Алексеевича Гагарина, образована областная детская общественная организация «Гагаринцы Смоленщины».

Хочу подчеркнуть, что накопленная нами статистика позволяет говорить о существующих тенденциях в области нарушения прав ребенка, именно с социально-экономических и юридических позиций сегодняшнего дня, а для того, чтобы заглянуть за горизонт, определить перспективы, необходимо всем вместе спрогнозировать ситуацию, определить наиболее эффективные и оптимальные формы и методы работы.

Сделано в области немало, но еще очень много предстоит сделать. Необходимо активно заниматься вопросами благополучия семей, не только преодолевать последствия негативных социальных тенденций (наркомании, безнадзорности, социального сиротства и др.) Для этого нужно будет изменить критерии оценки работы органов государственной власти в отношении семьи и детей, качественно улучшить системы дополнительного образования, нравственного, патриотического, духовного воспитания детей.

Хочу выразить признательность организаторам сегодняшнего семинара за то, что вы вновь обратились к этой проблеме. Необходимо подчеркнуть, что результативность вашей работы будет зависеть не столько от того, как остро и нелицеприятно вы будете обсуждать проблемы, а от того, насколько конструктивно пройдет разговор.


* * *

^ И.Н. Володина

Главный специалист Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ


Государственная политика в области охраны прав детей


Согласно статистическим данным, в 2001 году продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 2000 году было выявлено и учтено - 123,2 тыс. детей, то этот показатель в прошедшем 2001 году составил 128,1 тыс. детей, неустроенными (в семьи или учреждения) остались 12 тыс. человек. Наличие выявленных, но неустроенных детей объясняется необходимостью сбора документов, подтверждающих их правовой статус, и работы по подбору ребенку опекунов (попечителей), приемных или патронатных родителей. Такие дети временно находятся в приютах, лечебно-профилактических учреждениях.

Количество выявленных, но неустроенных детей к началу отчетного года в 2000 году было 11,4 тыс., в 2001 - 12,0 тыс.

Успешно реализуется принцип преимущественного использования семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

В 2000 году на воспитание в семьи было передано 74,1 тыс. детей от общего количества (36,2 тыс. - устроены в учреждения), в 2001 году эти показатели соответственно составляют 86,8 тыс. детей и 38,3 тыс. детей.

За прошедший год под опеку (попечительство) было передано 69,7 тыс. детей (2000 год - 65,9 тысяч), в приемные семьи 925 человек.

Увеличивается количество детей, передаваемых на усыновление (удочерение) в семьи российских и иностранных граждан.

Всего в 2001 году было передано на усыновление (удочерение) 23,2 тыс. детей, из которых российскими гражданами усыновлено 13,2, тыс. (7,4 тыс. -посторонними гражданами, 5,8 тыс. - отчимами и мачехами). Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами, приняли в свои семьи 5,8 тыс. детей (в 2000 году - 6,3 тыс. детей).

Для создания эффективной централизованной системы учета детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи, а также для оказания содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в 2001 году был принят Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Законом введены понятия государственного, федерального и регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определены федеральный и региональные операторы соответствующих банков данных. Согласно Закону, государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является совокупностью информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с действующим законодательством.

В Законе закреплен порядок формирования банка данных (документирование информации о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи, о гражданах, желающих принять таких детей), определены правила и порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, подлежащих семейному устройству.

В целях предупреждения незаконной деятельности в области усыновления (удочерения) детей, в особенности в случаях, когда кандидатами в усыновители выступают иностранные граждане и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами, Министерством образования РФ продолжается работа по выдаче первичных и повторных разрешений иностранным органам и организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению (удочерению) детей, на открытие представительств на территории России (аккредитации). На конец 2001 года получили разрешения на открытия представительств в Российской Федерации 66 иностранных организаций (США - 51, Канада - 5, Италия - 3, Испания - 2, Бельгия, Швеция, Норвегия, Франция, Финляндия - по одной организации), 36 организациям был продлен срок действия разрешений на 2002 год.

Органами управления образованием субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления ведется работа по совершенствованию института приемной семьи. Это особенно важно для детей, которые в соответствии со своим правовым статусом или по состоянию здоровья не могут быть переданы на усыновление (удочерение).

С этой целью в мае 2001 года Минобразования России совместно с Департаментом здравоохранения Администрации Самарской области провели всероссийский конкурс «Приемная семья - теплый дом». В конкурсе участвовало 27 приемных семей, в которых воспитываются 114 детей в возрасте от 5 до 18 лет, из 26 регионов России. Конкурс позволил оценить высокий уровень результатов работы приемных семей по нравственно-эстетическому воспитанию детей, развитию дополнительного образования в области художественного творчества и способствовал популяризации этой формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В регионах Российской Федерации действуют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления приемным семьям дополнительных льгот и материальной поддержки, порядок и размеры оплаты труда приемных родителей. Только 2001 году на воспитание в приемные семьи было передано 925 детей, таким образом, в настоящее время в Российской Федерации образовано 2440 приемных семей с общим контингентом более 5,5 тысяч воспитанников.


Положение детей-сирот в образовательных интернатных учреждениях.

В Российской Федерации на 01.01.2002 г. насчитывается 158,0 тыс. воспитанников (из них 149,3 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), содержащихся в образовательных интернатных учреждениях (детские дома, детские дома-школы и школы-интернаты всех типов, включая специальные (коррекционные) образовательные учреждения 1-8 видов).

В 1999-2001 гг. детские дома и школы-интернаты в Российской Федерации финансировались по 2 статьям бюджета: зарплата сотрудникам и питание детей. На питание 1 ребенка-сироты в среднем в день в детских домах и школах-интернатах приходилось в 2001 г. от 30 до 70 руб. (при федеральной норме - 64 руб.) в зависимости от наличия средств в регионах (в 2000 г. - от 27 до 65 руб.).

Недостаточность, задержки финансирования остаются основным дестабилизирующим фактором в деятельности интернатных учреждений.

В то же время, положительным моментом за последние два года является процесс перевода детских домов ряда регионов России из муниципального бюджета на финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Костромская, Псковская области и др.) в целях наилучшего обеспечения и содержания в них воспитанников.

Совершенствованию материально-технической базы интернатных учреждений способствовало также введение в 1999-2001 г. в эксплуатацию на средства федеральной целевой программы "Дети-сироты" 16 зданий детских домов и школ-интернатов (в 1999 г. — 4, 2000 г. - 8, 2001 - 4).

Летним отдыхом в 2001 г. были охвачены все воспитанники образо­вательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая учреждения начального и среднего про­фессионального образования (229,2 тыс.). Из них только воспитанников детс­ких домов, школ-интернатов для детей-сирот и детских домов-школ отдохнуло летом 2001 года 98,0 тыс. чел.

Государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему характеризуется ростом числа детских домов и школ-интернатов общего типа.

Число детских домов на 01.01.2002 г. составило 1265 (на 78 учреждений больше, чем в 1999 г.) с контингентом воспитанников - 73,7 тыс. чел. (1999 г. -68,9 тыс. чел.), детских домов-школ - 82 (10,6 тыс. чел.) (1999 г. - 86 учреждений; 9,7 тыс. чел.); школ-интернатов для детей-сирот - 164 (27,2 тыс. чел.) (1999 г. - 155; 26,9 тыс. чел.); общеобразовательных школ-интернатов (данные на 05.09.2001 г.)- 631 (5,3 тыс. детей-сирот) (1999 г. -596; 8,7 тыс. детей-сирот).

В 1945 коррекционных образовательных учреждениях воспитываются 41,3 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из них, в 205 школах-интернатах для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья содержатся 19,3 тыс. детей-сирот).

Статистические данные свидетельствуют также о тенденции увеличе­ния числа детских домов смешанного вида (для детей дошкольного и школьного возрастов). Если в 1999 г. их число составляло - 848, в 2000 г. -887, то в 2001 г. - 911, что подтверждает линию государства на развитие семейных условий содержания их воспитанников. К числу смешанных детских домов необходимо отнести и такие учреждения для детей-сирот как детские дома-школы, пребывание детей в которых соответствует возрастным границам данных учреждений (от 1,5 до 18 лет).

Таким образом, детский дом для детей разного возраста становится преобладающим видом среди образовательных учреждений для детей-сирот, что составляет 72,0% от общего числа детских домов всех видов. Это связано с начатым в начале 90-х годов процессом разукрупнения интернатных учреждений, ликвидации возрастной ступенчатости, организации жизнедеятельности детей в разновозрастных группах, приближенных к условиям семейного воспитания.

В 2000-2001 гг. в Российской Федерации по-прежнему сохранялась критическая ситуация в материально-техническом обеспечении детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. К концу 2001 г. 5,3% из них не имели нормальных санитарных условий, 41,5% - требовали капитального ремонта, 2,7% учреждений находилось в аварийном состоянии. Высока степень изношенности зданий детских домов и школ-интернатов. Остро стоит проблема обеспечения детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями. Не хватает в этих учреждениях мебели, медикаментов, автотранспортных средств.

В 2001 г. наметилась положительная тенденция в изменении условий содержания детей в интернатных учреждениях, инновационной их де­ятельности.

В целях реализации Программы мер по предупреждению социального сиротства и улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей, на 2001-2002 годы, подготовлены постановления Правительства Российской Федерации: «О детском доме семейного типа» от 19.03.2001 № 195, «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14.05.2001 № 374.

В стране осуществляется поиск новых форм государственного и негосударственного устройства детей данной категории. Создаются кадетские школы-интернаты (30 учреждений), школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой (9), центры муниципальных попечительских округов на базе детских домов, детские дома-школы; негосударственные учреждения для детей-сирот (пансионаты, детские дома и приюты религиозных, других общественных организаций, детские деревни «SOS» и др.).

В целях улучшения организации питания воспитанников, их дальнейшей социально-трудовой адаптации создаются и развиваются подсобные сельские хозяйства при детских домах, детских домах-школах и школах-интернатах для детей-сирот, число которых за последние 2 года увеличилось на 63 единицы и составило к концу 2001 г. - 645 (42,7% от общего числа образовательных учреждений для детей-сирот).

В целях государственной поддержки инновационного движения, раз­вития системы образования Российской Федерации получили и подтвердили статус «федеральная экспериментальная площадка» 17 интернатных учреждений России (из них - 8 учреждений для детей-сирот), статус «кандидата на федеральную экспериментальную площадку»- 3 интернатных учреждения.

За последние годы расширились возможности получения детьми-си­ротами общего (среднего) и профессионального образования. Этому, в частности, способствовали меры по расширению возрастных границ (до 18 лет и более) пребывания детей в интернатных учреждениях, созданию условий для постинтернатной адаптации воспитанников, установление дополнительных социальных льгот при поступлении детей-сирот в учреждения начального, среднего и высшего профессиональные образования.

Ежегодно растет число воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот, продолживших свое обучение в 10-11(12) классах средних школ ( в 2000 г. - 2965 чел., в 2001 г. - 3088 чел).

Отмечается тенденция к увеличению числа выпускников детских домов и школ-интернатов, поступивших в учреждения начального среднего и высшего профессионального образования. В 2001 г. в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования обучалось 85,8 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет (2000 г. - 75,0 тыс. чел.).

Дополнительные гарантии права на труд во многом способствовали введению диагностики профессиональной пригодности выпускников детских домов и школ-интернатов, своевременной постановке их на учет в региональных и местных центрах занятости населения. Однако не во всех регионах России имеется достаточное количество дополнительных и квотированных рабочих мест для данной категории выпускников.

По-прежнему остро стоит проблема обеспечения выпускников детских домов и школ-интернатов жильем. Работа, проводимая в регионах Российской Федерации по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на имущество и жилое помещение, все еще не обеспечивает наличие собственного жилья у каждого из выпускников детских домов, школ-интернатов, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Основной вид предоставляемого жилья - общежитие (только Москва предоставляет выпускникам из числа детей-сирот отдельные квартиры). Из-за отсутствия жилья имеются факты проживания выпускников из числа детей-сирот в школах-интернатах. Нельзя считать нормальным явлением возвращение подростков в квартиры, где проживают родители, лишенные родительских прав.

По итогам 2000/2001 учебного года число выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 10664 чел., по итогам 2001/2002 учебного года составит 12391 чел.


Перспективы развития семейного устройства детей, оставшихся

без попечения родителей.

Сегодня, когда количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно растет, а число детей, воспитывающихся в учреждениях, приближается к 250 тысячам, утверждение, что семья — наилучшее место для нормальной жизни и развития ребенка, становится все более актуальным.

Зарубежное и российское законодательство провозгласило семейное устройство детей, нуждающихся в государственной поддержке, приоритетным. Таким образом, сегодня наиболее острыми являются две задачи: устройство ребенка не в учреждение, а в замещающую семью и профессиональная работа и помощь семье, чтобы появилась возможность возвращения ребенка к родителями.

Такой новой, более гибкой формой устройства ребенка в семью и работы с проблемной семьей является патронатное воспитание. Мобильность службы — первый залог успеха в работе с проблемной семьей и кандидатами в патронатные воспитатели.

Введение патронатного воспитания позволит перекрыть поток детей, направляемых в учреждения органами опеки, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок; вернуть детей домой или не допустить изъятия ребенка из кровной семьи путем социальной помощи на дому на основе сотрудничества с родителями; перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком.

Патронатное воспитание позволяет расширить круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сюда входят также дети, имеющие законного представителя, но нуждающиеся в государственной защите. Оказание своевременной помощи этим детям и семьям может существенно снизить риск, а в ряде случаев предотвратить их попадание в категорию оставшихся без попечения родителей. Таким образом, решается основная задача — сохранение ребенка в семье и семьи для ребенка.

Важной частью новой модели работы является введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите. В настоящее время правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой «родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для по защите прав и интересов детей». Таким представителем может стать социальный работник или патронатный воспитатель - сотрудник учреждения, являющегося уполномоченной службой органов опеки и попечительства.

Составление плана по защите прав ребенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка - обязательный элемент патронатного воспитания. Новым принципом данной системы является делегирование полномочий по опеке и попечительству уполномоченным службам, которыми могут выступать учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, занимающиеся проблемами и защитой прав детей. При этом создаются или перепрофилируются учреждения, предоставляющие патронатное воспитание и осуществляющие подготовку ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью, а также для работы по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми, признанными нуждающимися в государственной защите, но находящимися в кровных семьях, а также переданными в семьи патронатных воспитателей.

В целях эффективной работы по защите прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, т. е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем. Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка является постановление главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные правовые акты, устанавливающие правовой статус ребенка как оставшегося без попечения родителей.

Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем и уполномоченной службой (учреждением) устанавливается в плане по защите прав ребенка.

И еще одним из важнейших принципов системы патроната является контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите. В основе организации работы по контролю за развитием ребенка лежит идея комплексного сопровождения ребенка от момента поступления его в проект до изменения его формы устройства или выпуска в самостоятельную жизнь. Комплексное сопровождение включает в себя диагностику состояния ребенка на разных этапах жизни в проекте, поиск путей преодоления проблем и трудностей, эффективных путей развития и социализации, выработка и регулярный пересмотр Плана повседневной жизни, организация постоянной поддержки и помощи ребенку в решении его проблем. Данная модель имеет экономические преимущества. Зарубежный опыт показывает, что стоимость жизни ребенка в патронатной семье примерно в 10 раз меньше стоимости содержания в учреждении. Экономия происходит в основном за счет капитальных расходов.

Говоря о несомненных преимуществах патронатного воспитания особенно следует отметить его социальную значимость. Ребенок приобретает в период пребывания в семье социальный опыт, позволяющий сформировать индивидуальную модель своей роли и поведения в семье, ощутить особенности семейных взаимоотношений, приобрести опыт семейной жизни.

Одним из основополагающих условий для работы таких моделей является переподготовка кадров для работы в уполномоченных службах органов опеки и попечительства.


Р.S. Когда готовился к печати сборник были получены и обработаны статистические данные 2002 года, которые свидетельствуют о сохранении вышеприведенных тенденций в охране прав детей.

^ В 2002 году выявлено и учтено 140 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Из общего количества выявленных детей в семьи граждан было передано 78,1 тыс. детей, в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей- 39,5 тыс.

Преимущественной формой семейного устройства в 2002 г., как и в предыдущие годы, являлась опека (попечительство). За прошедший год под опеку (попечительство) было передано 67,9 тыс. детей, в приемные семьи – 1041 человек.

Всего в 2002 году было передано на усыновление (удочерение) 23,2 тыс. детей, из которых российскими гражданами усыновлено 14,1 тыс. (7,1 тыс. –посторонними гражданами, 9,1 тыс. - отчимами и мачехами). Иностранные граждане приняли в свои семьи 6,9 тыс. детей.

Неуклонно растет количество детей, оставшихся без попечения родителей, в результате лишения родителей родительских прав. В сравнении с 2001 годом (56 350 детей) их количество вновь увеличилось и составляет 59 618 человек.


* * *

Б.Л. Альтшулер

Руководитель Региональной общественной организации «Право ребенка» г. Москва


Позитивный опыт российских регионов по организации

профилактически-реабилитационной работы с семьей и

ребенком и защиты прав детей


В первую очередь я хочу поблагодарить руководство Администрации области, областных департаментов за сотрудничество и за столь важную инициативу проведения этого семинара. РОО «Право ребенка» здесь представляют Светлана Ивановна Пронина, Эмма Федоровна Огарышева и Галина Сергеевна Красницкая. Так что я от имени всего коллектива говорю. Мы благодарны всем в Смоленской области, с кем уже давно сотрудничаем и на местах тоже. И я просто обязан сказать, что области здорово повезло, что у нее есть такой мотор как Надежда Сергеевна Бекедова. Так что спасибо всем. Я вижу в зале много знакомых лиц – кто участвовал в конференции в ноябре прошлого года. И невольно вспоминается самое впечатляющее, когда собрались в первый день вечером – как пели, как танцевали! Это ведь тоже важно.

Кроме того, должен с благодарностью сказать, что мы здесь, в Смоленской области оказались не случайно, а потому что здесь работает, сотрудничает с властями американская неправительственная организация «Международное спасение детей» (Kidsave International), которая поставила глобальную задачу: чтобы к 2025 году во всем мире не было детей, постоянно живущих в учреждениях. И Россия для них одна из первых пилот-площадок. Как этап этого общего процесса они инициировали программы «Летние чудеса» по устройству детей-сирот – воспитанников интернатных учреждений в семьи граждан Смоленской области на каникулы. Мы тоже считаем эту задачу очень важной и были рады предложению к этой работе подключиться, и работаем в этом направлении вместе с областными и местными властями, с руководством и специалистами детских учреждений, со смоленским Центром «Ради будущего» (директор Центра Наталья Иосифовна Полушкина расскажет нам об этом подробно). Конечно, это необычно, что американская организация озабочена устройством российских детей в российские семьи, этот факт даже отметила Галина Николаевна Тростанецкая в своем выступлении на большой международной конференции в Москве в июне 2002 г. Сегодня здесь выступит Рэнди Томпсон, директор «Международного спасения детей».

О том, насколько это важно детям – хоть временно пожить в семье, наверно, объяснять не надо. Некоторые из них вообще впервые в сознательной жизни помыли посуду, готовили обед и т.п., а главное эти дети приобрели уникальный опыт не коллективного, а личного заинтересованного общения со взрослым. В большинстве случаев возникшие дружеские отношения продолжаются и после возвращения ребенка в интернат, в течение всего учебного года – это называется «наставничество» (по-английски «менторство»). Рэнди Томпсон дала нам проект закона «О менторстве», находящийся сейчас на рассмотрении конгресса США. Так что для них эта форма так сказать «социального обслуживания» детей-сирот тоже является относительной новой.

Конечно, беда, что в этих «летних семьях» в рамках наших программ могут пожить лишь небольшое количество воспитанников школ-интернатов. И я очень рад тому, что сказал Виктор Николаевич Маслов – о подготовке дополнений в областной закон «О деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в Смоленской области», предполагающих введение новой формы семейного устройства - патронатного воспитания (текст проекта закона см. в Приложении 2 – Ред.).

После принятия такого закона вся работа детских интернатных учреждений может быть перестроена по принципу семейного проживания воспитанников, и тогда это действительно коснется всех, а не только некоторых счастливчиков. На эту тему – о значении патронатного воспитания, а также о социальном патронате, об уполномоченных службах, индивидуальном плане реабилитации, разграничении ответственности за ребенка и в целом о законодательных предложениях, разработанных в Министерстве образования, только что подробно говорила Ирина Николаевна Володина. При подготовке этих предложений огромное значение имел пилот-проект Московского детского дома № 19, директору которого Марии Феликсовне Терновской мы очень благодарны за то, что она снабдила наш семинар предварительными проектами закона и Положений о патронате и об уполномоченной службе (вложены в папку участника). В папке участника вы найдете также инструктивное письмо Заместителя министра образования Елены Евгеньевны Чепурных от 29 марта 2002 г. "Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми" (Опубликовано в журнале «Защити меня», № 3-4, 2002 г.) – там тоже излагается суть предлагаемых новых подходов. Кроме того, в папке участника – об опыте организации работы по профилактике социального сиротства в Республике Карелия и в г. Лысьва Пермской области и статья Леонида Ивановича Кириллова об опыте патронатного воспитания и социального патроната д/д "Надежда" г. Старая Русса, Новгородской области. В папку участника вложены также, как мы полагаем, очень полезные тексты докладов на семинаре в Арзамасе (2001 г.) по восстановительным технологиям в социальной работе с семьями риска и книга “Визит в семью или практика работы с семьями”, одни из соавторов которой является присутствующая здесь Наталья Юрьевна Умарова.

Название моего доклада – об опыте российских регионов - продиктовано тем, что мы много сталкиваемся с разными очень интересными и важными инициативами в разных уголках необъятной России и к участию в этом семинаре тоже пригласили уважаемых людей. Есть несколько ключевых проблем в организации защиты детства, по которым на семинаре будет вестись обсуждение.

Во-первых – это организация скоординированной работы, межведомственного взаимодействия. Людмила Ивановна Тропина, Галина Федоровна Григорьева, Лидия Вениаминовна Мельникова и Владимир Алексеевич Волков расскажут об опыте такой организации в Московской области, в Республике Карелия, в Самарской области и в г. Лысьва Пермской области. На эту тему, как мы ожидаем, ожидаются также интересные выступления докладчиков из Смоленской области. А представитель московского Фонда «Нет алкоголизма и наркомании» Нодари Лотариевич Хананашвили расскажет об организующей роли правосудия для несовершеннолетних. О защите прав детей также, как мы надеемся, расскажет наш коллега известный московский правозащитник Андрей Владимирович Бабушкин, руководитель Комитета «За гражданские права», правда он еще не приехал, но завтра обещал обязательно появиться. Мы также пригласили Бориса Матвеевича Верзуба сделать доклад на очень острую, больную тему - о жилищных проблемах детей-сирот.

Не менее важные вопросы – это сама технология профилактически-восстановительной работы с кровной семьей и устройства ребенка в случае необходимости в замещающую семью. Как я могу предполагать, об этом собирается говорить Рэнди Томпсон, в том же русле ведет работу Наталья Юрьевна Умарова, Эстония. Об этом, как мы полагаем, будут говорить и представители Смоленской области.

Мы рады видеть среди участников семинара уполномоченных по правам ребенка российских регионов: Надежду Александровну Лисицыну (Новгородская область), Ирину Сергеевну Струкову (Калужская область) и Татьяну Николаевну Алексееву (Волгоградская область); грозился приехать сравнительно недавно (в январе 2002 г.) избранный Московской Думой уполномоченный по правам ребенка г. Москвы Алексей Иванович Головань, но пока его нет. Должен сказать, что с первых дней, как мы начали работать в Смоленской области, мы очень хорошо плодотворно сотрудничаем в уполномоченным по правам человека области Вячеславом Николаевичем Осиным. В программе семинара – круглый стол уполномоченных, уверен, что коллегам есть что обсудить, обменяться мнениями о своей работе.

Независимый контроль за соблюдением прав детей – это очень важно (как и для взрослых) – учредить такую систему – одна из настоятельных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка. Другие рекомендации: принять законы о специализированном правосудии для несовершеннолетних, развивать семейное устройство детей-сирот, альтернативное помещению ребенка в учреждение, создать механизмы привлечения к работе с ребенком и семьей гражданских общественных инициатив. Всё это нам в России еще предстоит, хотя время тоже не ждет, если учесть, что детей в России ежегодно убывает на миллион.

И в заключение – опять на больную тему, о жилье для детей-сирот – выпускников интернатных учреждений. Хорошо, что Владимир Николаевич Маслов уделил этому вопросу внимание в своем выступлении. Да, наверно надо создавать целевые фонды «Жилье - детям», региональные и муниципальные, стараться привлекать спонсорские средства. За этой проблемой в жизни очень много тяжелых и даже трагических ситуаций и ее надо решать.


* * *


Г.Ф. Григорьева

^ Начальник отдела специального образования и профилактики социального сиротства Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия, Заслуженный работник Республики Карелия.


Профилактика социального сиротства: создание системы семейной индивидуальной защиты детства на муниципальном уровне


Добавление при публикации (сентябрь 2003 г.):

В Республике Карелия продолжается последовательное развитие системы услуг, направленных на предотвращение и преодоление социального сиротства. В последнее время в преддверии административной реформы, предполагающей усиление ответственности местной власти за защиту детства, мы работаем над темой "защита детства на селе". Разработали технологию оперативного управления сельской администрацией деятельностью специалистов различных ведомств по работе с семьей, развивая профилактические услуги и услуги семьям социального риска. Создаются объединения специалистов, которое осуществляют анализ ситуации, определяют клиентов и планируют услуги, составляя план обслуживания семьи. Другой принципиальный вопрос: это объединение усилий специалистов по охране прав детей и комиссии по делам несовершеннолетних на муниципальном уровне согласно профессиональной договоренности в единый орган, выполняющий функции социальной комиссии, отвечающей за индивидуальную и семейную защиту детства.

 

Впервые о масштабах явления, которое получило название «социальное сиротство» было заявлено в октябре 1987 г. на учредительной конференции Советского детского фонда. В докладе президента фонда А. Лиханова были названы такие цифры: «В почти 95% случаев нынешние детдомовцы – сироты при живых родителях. По данным аналитического доклада «О положении детей в Республике Карелия» показатель «социальное сиротство» в республике составляет 73,7% ( в России - 95%). Это значит, что из 3042 детей-сирот, оставшихся без попечения в нашей республике сирот при живых родителях - 2242. Анализ проблем защиты детства за последние десять лет показывает, что количество социальных сирот резко увеличилось в годы перестройки и выросло в четыре раза.


Анализ работы органов опеки и попечительства показывает, что с 1997 года в республике наметилась положительная тенденция в решении проблем социального сиротства и попечительства.


За эти годы количество детей, в отношении которых родители лишены прав, стало постепенно сокращаться, в 2 раза уменьшилось количество детей-отказников в родильных домах. Число детей в детских домах сократилось на 343 чел. Таким образом, детские дома становятся мало комплектными: 66% детских домов с количеством детей до 50 человек.

В настоящее время количество детей, устроенных в замещающие семьи в 4 раза больше, чем количество детей, устроенных в учреждения (детские дома). Самой распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается опекунская семья. Впервые за последние годы в республике удалось добиться стабильности в выплате опекунского пособия. В 2000 году устройство под опеку возросло на 10%. В последнее время стала развиваться социальная работа с родителями, лишенными родительских прав. В 2001 году в биологическую семью удалось вернуть 39 детей, в отношении которых родители восстановлены в правах через суд.


Однако, уровень социального сиротства остается достаточно высоким.

Основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, считаются:

В Республике Карелия проект ТАСИС «Поддержка реформ в здравоохранении и социальной защите населения 1997-1999г.г.» исследовал проблемы бедности населения и обеспечения необходимого жизненного уровня семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Разработаны рекомендации по поддержке семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию:


^ Приграничное сотрудничество в области защиты детства.

Вопросы семейной и индивидуальной защиты детей стали активно обсуждаться в рамках трехстороннего карельско-эстонско-финляндского приграничного сотрудничества в области защиты детства в 1994 – 1999 гг. Организаторами данного сотрудничества с финляндской стороны стал Центральный Союз защиты детей Финляндии, а с карельской стороны Министерство образования РК. Сотрудничество проходило в форме ежегодных встреч экспертов и специалистов по защите детей разного уровня. По итогам работы общественно-государственного форума специалистов трех стран изданы книги «Совместно на благо детей» (см. список Литературы) на двух языках (русском и финском) при поддержке МИД Финляндии.

С 1997 года в республике администрацией муниципальных административных образований при поддержке Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия начали развиваться проекты в области защиты детства, которые способствовали изменению отношения руководителей муниципального уровня к поддержке семьи с социальными проблемами, созданию системы индивидуальной и семейной защиты детства и разработке новой модели органа опеки и попечительства над детьми.

uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sd-f-04-finansovij-menedzhment-nazvanie-disciplini-.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sistemnij-analiz-i-prinyatie-reshenij-v-tehnicheskih-sistemah-dlya-napravleniya-200100-priborostroenie-sostavitel.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sociologiya-upravleniya-nazvanie-disciplini.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-speckursa-gegel-i-russkaya-filosofiya-vuzovskogo-komponenta-cikla-ds.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-statistika-nazvanie-disciplini-stranica-14.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-statistika-nazvanie-disciplini-stranica-7.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-sostoyanie-zakonnosti-v-sfere-ugolovnogo-presledovaniya-o-sostoyanii-zakonnosti-i-pravoporyadka-v-rossijskoj.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-raboti-shkoli-internata-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-osnovi-gosudarstvennogo-upravleniya-o-sostoyanii-zakonodatelstva-novgorodskoj-oblasti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-mihelson-v-a-grebennikov-stranica-33.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnie-meri-borbi-s-virusami-3-programmnie-sredstva-realizacii-informacionnih-processov-klassifikaciya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-pravleniya-obshestva-godovoj-chlenskij-vznos.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strugackij-trudno-bit-bogom-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ostraya-sosudistaya-nedostatochnost-obmorok-pervaya-medicinskaya-pomosh-pri-obmoroke.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/koncepciya-chelovekoznaniya-bgananev.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursnoe-proizvodstvo-pri-bankrotstve-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metod-snovideniya-prakticheskaya-rabota.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-10-chas-52-min-26-sek-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschet-zarabotnoj-plati-plavsostava.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predsedatel-soveta-direktorov-lukojla-i-ritek-valerij-grajfer-gazovayalent-a-monitoring-rossijskoj-i-tatarstanskoj-pressi-13-17.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-predstavlyaet-soboj-rukovodstvo-po-hirurgii-grizh-perednej-bryushnoj-stenki-rasschitannoe-na-shirokij-krug-prakticheskih-vrachej-glavnim-obrazom-molodih-hirurgov-pristupayushih-k-samostoyatelnoj-deyatelnosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-5-fakti-glava-6-razrabotka-ekspertnih-sistem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-praktikuyushih-yuristov-pontifik-2011.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obshie-principi-i-osobennosti-buhgalterskogo-ucheta-za-rubezhom-barhatov-a-p-mezhdunarodnij-uchet-uchebnoe-posobie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/z-a-r-u-b-e-zh-n-a-ya-d-e-t-s-k-a-ya-nazvanie-knigi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-razvitiya-mezhdunarodnogo-i-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-krasnodarskogo-kraya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlyaet-soboj-annotirovannij-otchyot-sotrudnika-ili-gruppi-sotrudnikov-za-god-stati.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vktor-nekrasov-povertatsya-vbudinok-turbnih-anatolij-konchakovskij-direktor-muzeya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tendencii-razvitiya-mirohozyajstvennih-svyazej-i-mesto-rossii-v-etom-processe.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispitanie-combus-rukovodstvo-po-sisteme-pc4020.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompyuternaya-i-matematicheskaya-model-yadernogo-spinovogo-eha.html
  • testyi.bystrickaya.ru/associaciya-malogo-i-srednego-biznesa-peterburga-napomnit-valentine-matvienko-ee-obeshaniya-zaksru-01122006.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-m-zhirmunskij-nazivaet-stilem-opredelennuyu-sistemu-priemov-v-kotoroj-raskrivaetsya-to-chto-mozhno-nazvat-uslovno-duhom-epohi-ili-duhom-kakogo-nibud-literaturnogo-napravleniya-t-e-ego-mirooshusheniem-cit-po-ta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-kadrah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-programma-razvitiya-2008-2013g-g-mou-sosh.html
  • essay.bystrickaya.ru/eleckaya-nastupatelnaya-operaciya-lipeckaya-oblast-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hrustalev-yu-m-kratkij-kurs-filosofii-ucheb-posobie-dlya-vuzov-stranica-10.html
  • bystrickaya.ru/zapravochnij-raschyot-tkani.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobiea-i-vladimirov-v-ya-kershenbaum-m-np-nacionalnij-institut-nefti-i-gaza-2004-640-s.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-zanyatij-tehnika-bistrogo-chteniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prodolzhaet-rabotu-proseminar-po-geometrii-i-topologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.