Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма на современном этапе развития российского общества, в процессе реализации проекта
.RU

Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма на современном этапе развития российского общества, в процессе реализации проекта


ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА, В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ ГОРОДУ»


Л.М.Дмитриева, заместитель заведующей по МВР

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга»

Н.А.Почитальнова, старший воспитатель

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Дюймовочка»


В конце XX века усилился интерес к проблемам культуры и цивилизации.

Человечество вступило в новую стадию своего развития – в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями, конфликтами.

Сегодня становится актуальной культурно-информационная среда, которая понимается как переход от колыбельных песен, сказок, книг, театров, музеев к средствам массовой информации и культуры (газеты, журналы, кино, радио, телевидение, Интернет), то есть основа общественного сознания. [1; с.3]

На наш взгляд культурно – информационная среда должна формироваться в русле культурной исторической традиции и патриотизма. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своем послании к российскому народу, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации поставил задачу сохранения и развития российских ценностей и гражданского воспитания.

Встает вопрос – что мы понимаем под ценностями? Толковый словарь русского языка объясняет понятие "ценности" как специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека или общества. [2; с.873]

В словаре по культурологии, ценность - это представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении, ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. [3; с.685]

Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом к освоению того опыта, который выработан человечеством, является старший дошкольный возраст. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что к пяти годам дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное; у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость; старшие дошкольники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру. (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н.Леонтьев, B.C.Мухина)

В концепции дошкольного образования также подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа [4; с.5]

Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений города Канска, реализующие «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой с 2009 года участвуют в проекте «С любовью к родному городу». Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника, жителя города Канска, на основе культурных традиций, героической истории города и его современной культуры.

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном городе с другой.

Проведенное анкетирование среди родителей в сентябре 2009 года в семи детских садах города Канска выявило следующие результаты:

Педагоги дошкольных учреждений Канска всегда с почтением относились к военному и трудовому прошлому родного города. Однако социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска средств воспитания чувства патриотизма в новых условиях.

Человека во многом формирует и воспитывает среда. И мы не ограничиваемся рамками дошкольного учреждения. Пространство города, в котором живет человек, играют здесь важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением.

Каждый период жизни ребенка имеет свой ведущий источник получения информации, влияющий на нравственное развитие личности. В дошкольном возрасте основные информационные потребности реализуются в семейной среде и воспитательно-образовательном процессе в детском саду. На первый план мы выдвигаем воспитание, которое в нашем понимании выступает не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса в культурно-информационной среде.

Участниками проекта являются старшие дошкольники, родители, педагоги.

Систематическая работа по данному направлению проводится при тесной связи с общественными организациями и учреждениями города (библиотеками, краеведческим музеем, типографией, художественной и музыкальной школами, детско-юношеской спортивной секцией, хореографической студией).

Развитие у дошкольников ценностного отношения к городу, может успешно решаться при соблюдении следующих условий:

Условно содержание знаний о родном городе разделено на три основных блока:

I - исторический экскурс по городу (экскурсия к памятнику основателя города Канска, беседа «От острога до города», занятие «Грозное прошлое моего города», беседа «Историю пишут люди», занятие-путешествие «По улицам истории», беседа «Главная улица нашего города», экскурсия к аллее Героев, рассказ «О гербе Канска»);

II - достижения людей (посещение мастерской художника Николая Телешун, рассказ «Голос Канска», беседа «Канцы на защите Отечества», рассказ «Наши люди в Голливуде», беседа «Наши чемпионы», «О семейной родословной», акция «Каждому ветерану фиалка», беседа «Город на Кану»);

III - культурный облик родного города (экскурсия в детскую художественную школу, Выставочный зал, музыкальную школу, беседа «Дом для книг», беседа «Дом, где всегда праздник»).

Стратегия осуществления проектной деятельности включает взаимодействие с детьми – материал по каждому блоку распределяется в различные виды деятельности, как в специально организованных занятиях, так и в свободную совместную деятельность взрослых и детей; с педагогами – в условиях проведения методической и практической работы; с родителями – в совместной деятельности.

Работа в данном направлении предполагает отбор краеведческих данных, исторических фактов местного значения, их систематизацию, определение социальной значимости материалов.

Таким образом, в ходе реализации проекта составлена и выпущена брошюра «Исторический экскурс по городу Канску», изданы справочные материалы «Люди, прославившие наш город», подобрана коллекция фотоснимков «Достопримечательности города Канска».

Опираясь на информационные тематические тексты, воспитатели объясняют детям материал в доступной форме, учитывая возрастные особенности и познавательные потребности воспитанников конкретной группы.

Педагоги в рамках реализации проекта помогают осознать свою родовую и личностную причастность к жизни своего города, своей семьи. И не только осознать, но и завязать личностные отношения с территорией своей жизни, с людьми, которые проживают там. При этом используются следующие методы и формы:

Способами проявления эмоционально-ценностного отношения к памятникам, к заслуженным людям, прославивших наш город и творческой самостоятельной деятельностью детей выступают рисование, аппликация, лепка, игра, конструирование. Пространственно-предметная развивающая среда обуславливает развитие самостоятельности, активности, любознательности ребенка и проявление способов преобразования.

Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования патриотических чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Это памятник …» и т.д.

Работа в данном направлении проводится при активном участии родителей воспитанников (семейный маршрут выходного дня «Улица моя родная», «Памятники революции», «Адрес детского сада»; рассматривание и беседа на тему «Гербы разных городов», просмотр фильмов о защитниках Родины, семейное чтение стихов Л.Шляпцевой, посещение драматического театра и т.д.).

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом, зависит и становление личности.

Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Таким образом, систематическая работа, использование средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.

Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к семье, городу, Родине. Но если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни на нравственно-патриотическую тематику, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступных дошкольному возрасту.

Проектирование личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной среде. Поэтому основное поле деятельности воспитателей – это создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в нахождении своего места в ней, включение детей в процессы организации среды своей жизнедеятельности и овладения способами культурной самореализации в ней.


Литература:

  1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности // Основные положения концепции воспитания в изменившихся условиях. Ростов-на-Дону, 1993.- 32с.

  2. Концепция дошкольного образования.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007.- 944с.

  4. Юрчук В.В. Современный словарь по культурологии / Мн.: Современное слово, 1999, - 736.

vliyanie-pola-klienta-na-process-konsultirovaniya-vvedenie.html
vliyanie-popitok-issledovaniya-literaturi-na-literaturu.html
vliyanie-pravoslavnoj-kulturi-na-lichnostnoe-razvitie-osnovnie-etapi-razvitiya-celepolaganiya-rebenka-i-rol-uchitelya.html
vliyanie-prirodi-sredi-konspekt-lekcij-po-discipline-kolloidnaya-himiya-dlya-studentov-himiko-tehnologicheskih-specialnostej.html
vliyanie-priyomov-osnovnoj-obrabotki-pochvi-i-fonov-pitaniya-na-produktivnost-kultur-v-zvene-sevooborota.html
vliyanie-professionalnogo-samoopredeleniya-psihologicheskie-aspekti-deyatelnosti-organizacionnogo-psihologa-v-oblasti.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-raboti-s-frazeologizmami-delovogo-anglijskogo-yazika-na-zanyatiyah-v-neyazikovom-vuze.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-metodi-socialnogo-modelirovaniya-po-viboru.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-pravo-na-socialnuyu-podderzhku-v-teorii-i-realnoj-zhizni-dokla-d.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-rossijskoj-federacii-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-4-sentyabrya-2007-g-n-75n-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ispolneniya-federalnoj-sluzhboj-finansovo-byudzhetnogo-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vkonce-vesni-s-nastupleniem-horoshej-pogodi-i-poyavleniem-v-vozduhe-nasekomih-priletayut-k-nam-chyornie-strizhi-svizgom-vzz-vzz-letayut-nad-polyami-syolami-nad-ka.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakultet-podgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-specialistov-37-31-35.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/genezis-tvorcheskoj-maneri-eriha-marii-remarka-i-recepciya-rannih-proizvedenij-po-proizvedeniyam-priyut-grez-gem.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-pedagogiki-konferencii.html
  • studies.bystrickaya.ru/dikij-pomeshik-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-shellenberg-memuari-labirint.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmnij-komitet-mk-srrsn-2008-programma-foruma-22-24-oktyabrya-2008-g-harkov-200-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-ok-1-ik-1101.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-vosmoj-gorodskoj-vistavki-prodazhi-mir-krasoti-i-zdorovya-abakan-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-msfo-ias-1-predstavlenie-finansovoj-otchetnosti-almati-2011-testovie-voprosi-msfo-ias1-predstavlenie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektronnoe-posobie-po-geologii-kafedri-geografii-igpu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/burzhuazno-demokraticheskie-revolyucii-v-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/energetiki-zabotyatsya-o-budushem-sela-krasnoe-znamya-siktivkar-08022006-20-24491.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-respublike-altaj-na-2011-2014-godi-utv-postanovleniem-pravitelstva-respubliki-altaj-ot-19-avgusta-2010-g-n-183.html
  • tasks.bystrickaya.ru/350063-rossijskaya-federaciya-krasnodarskij-kraj-gorod-krasnodar-ulica-mira-dom-34.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pokornost-chogyam-trungpa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovaniya-kulturnie-faktori-modernizacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-za-meteli-v-lenoblasti-vozmozhni-pereboi-s-elektroenergiej-internet-resurs-gazetaspbru-18012012.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sjiti-bulanui-kezndeg-salindaui-ilaldiliti-lshejtn-raldarda-alaj-oldaniladi.html
  • institut.bystrickaya.ru/stil-i-oformlenie-sluzhebnih-dokumentov-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-ii-shkola-seminar-innovacionnie-tehnologii-v-gosudarstvennom-i-municipalnom-upravlenii.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-investicii-v-kostrome-otkroetsya-sportivnij-kompleks-21-v-kostrome-otkroyut-sportkompleks-ledovaya-arena.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalnij-plan-p-berezovka-krasnoyarskogo-kraya-tom-stranica-52.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-informacionnie-resursi-disciplini-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg.html
  • klass.bystrickaya.ru/arhipelag-gulag-aisolzhenicina-kak-hudozhestvennij-tekst-nekotorie-nablyudeniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ekologicheskogo-obedineniya-ekoznajka-dlya-detej-65-11-let-na-4-goda-obucheniya-2011g-2015g.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-paket-o-programme-okazaniya-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-specialnaya-pedagogika-po-praktikoorientirovannoj-obrazovatelnoj-programme.html
  • tests.bystrickaya.ru/litvinenko-vm-ivanov-ma-gordeeva-vl-mityushina-ng-zaletaev-dv-torganova-ig.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/malchik-so-shpagoj-stranica-24.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.