.RU

Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма на современном этапе развития российского общества, в процессе реализации проекта


ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА, В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ ГОРОДУ»


Л.М.Дмитриева, заместитель заведующей по МВР

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга»

Н.А.Почитальнова, старший воспитатель

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Дюймовочка»


В конце XX века усилился интерес к проблемам культуры и цивилизации.

Человечество вступило в новую стадию своего развития – в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями, конфликтами.

Сегодня становится актуальной культурно-информационная среда, которая понимается как переход от колыбельных песен, сказок, книг, театров, музеев к средствам массовой информации и культуры (газеты, журналы, кино, радио, телевидение, Интернет), то есть основа общественного сознания. [1; с.3]

На наш взгляд культурно – информационная среда должна формироваться в русле культурной исторической традиции и патриотизма. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своем послании к российскому народу, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации поставил задачу сохранения и развития российских ценностей и гражданского воспитания.

Встает вопрос – что мы понимаем под ценностями? Толковый словарь русского языка объясняет понятие "ценности" как специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека или общества. [2; с.873]

В словаре по культурологии, ценность - это представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении, ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. [3; с.685]

Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом к освоению того опыта, который выработан человечеством, является старший дошкольный возраст. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что к пяти годам дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное; у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость; старшие дошкольники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру. (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н.Леонтьев, B.C.Мухина)

В концепции дошкольного образования также подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа [4; с.5]

Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений города Канска, реализующие «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой с 2009 года участвуют в проекте «С любовью к родному городу». Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника, жителя города Канска, на основе культурных традиций, героической истории города и его современной культуры.

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном городе с другой.

Проведенное анкетирование среди родителей в сентябре 2009 года в семи детских садах города Канска выявило следующие результаты:

Педагоги дошкольных учреждений Канска всегда с почтением относились к военному и трудовому прошлому родного города. Однако социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска средств воспитания чувства патриотизма в новых условиях.

Человека во многом формирует и воспитывает среда. И мы не ограничиваемся рамками дошкольного учреждения. Пространство города, в котором живет человек, играют здесь важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением.

Каждый период жизни ребенка имеет свой ведущий источник получения информации, влияющий на нравственное развитие личности. В дошкольном возрасте основные информационные потребности реализуются в семейной среде и воспитательно-образовательном процессе в детском саду. На первый план мы выдвигаем воспитание, которое в нашем понимании выступает не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса в культурно-информационной среде.

Участниками проекта являются старшие дошкольники, родители, педагоги.

Систематическая работа по данному направлению проводится при тесной связи с общественными организациями и учреждениями города (библиотеками, краеведческим музеем, типографией, художественной и музыкальной школами, детско-юношеской спортивной секцией, хореографической студией).

Развитие у дошкольников ценностного отношения к городу, может успешно решаться при соблюдении следующих условий:

Условно содержание знаний о родном городе разделено на три основных блока:

I - исторический экскурс по городу (экскурсия к памятнику основателя города Канска, беседа «От острога до города», занятие «Грозное прошлое моего города», беседа «Историю пишут люди», занятие-путешествие «По улицам истории», беседа «Главная улица нашего города», экскурсия к аллее Героев, рассказ «О гербе Канска»);

II - достижения людей (посещение мастерской художника Николая Телешун, рассказ «Голос Канска», беседа «Канцы на защите Отечества», рассказ «Наши люди в Голливуде», беседа «Наши чемпионы», «О семейной родословной», акция «Каждому ветерану фиалка», беседа «Город на Кану»);

III - культурный облик родного города (экскурсия в детскую художественную школу, Выставочный зал, музыкальную школу, беседа «Дом для книг», беседа «Дом, где всегда праздник»).

Стратегия осуществления проектной деятельности включает взаимодействие с детьми – материал по каждому блоку распределяется в различные виды деятельности, как в специально организованных занятиях, так и в свободную совместную деятельность взрослых и детей; с педагогами – в условиях проведения методической и практической работы; с родителями – в совместной деятельности.

Работа в данном направлении предполагает отбор краеведческих данных, исторических фактов местного значения, их систематизацию, определение социальной значимости материалов.

Таким образом, в ходе реализации проекта составлена и выпущена брошюра «Исторический экскурс по городу Канску», изданы справочные материалы «Люди, прославившие наш город», подобрана коллекция фотоснимков «Достопримечательности города Канска».

Опираясь на информационные тематические тексты, воспитатели объясняют детям материал в доступной форме, учитывая возрастные особенности и познавательные потребности воспитанников конкретной группы.

Педагоги в рамках реализации проекта помогают осознать свою родовую и личностную причастность к жизни своего города, своей семьи. И не только осознать, но и завязать личностные отношения с территорией своей жизни, с людьми, которые проживают там. При этом используются следующие методы и формы:

Способами проявления эмоционально-ценностного отношения к памятникам, к заслуженным людям, прославивших наш город и творческой самостоятельной деятельностью детей выступают рисование, аппликация, лепка, игра, конструирование. Пространственно-предметная развивающая среда обуславливает развитие самостоятельности, активности, любознательности ребенка и проявление способов преобразования.

Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования патриотических чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Это памятник …» и т.д.

Работа в данном направлении проводится при активном участии родителей воспитанников (семейный маршрут выходного дня «Улица моя родная», «Памятники революции», «Адрес детского сада»; рассматривание и беседа на тему «Гербы разных городов», просмотр фильмов о защитниках Родины, семейное чтение стихов Л.Шляпцевой, посещение драматического театра и т.д.).

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом, зависит и становление личности.

Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Таким образом, систематическая работа, использование средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.

Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к семье, городу, Родине. Но если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни на нравственно-патриотическую тематику, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступных дошкольному возрасту.

Проектирование личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной среде. Поэтому основное поле деятельности воспитателей – это создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в нахождении своего места в ней, включение детей в процессы организации среды своей жизнедеятельности и овладения способами культурной самореализации в ней.


Литература:

  1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности // Основные положения концепции воспитания в изменившихся условиях. Ростов-на-Дону, 1993.- 32с.

  2. Концепция дошкольного образования.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007.- 944с.

  4. Юрчук В.В. Современный словарь по культурологии / Мн.: Современное слово, 1999, - 736.

vliyanie-pola-klienta-na-process-konsultirovaniya-vvedenie.html
vliyanie-popitok-issledovaniya-literaturi-na-literaturu.html
vliyanie-pravoslavnoj-kulturi-na-lichnostnoe-razvitie-osnovnie-etapi-razvitiya-celepolaganiya-rebenka-i-rol-uchitelya.html
vliyanie-prirodi-sredi-konspekt-lekcij-po-discipline-kolloidnaya-himiya-dlya-studentov-himiko-tehnologicheskih-specialnostej.html
vliyanie-priyomov-osnovnoj-obrabotki-pochvi-i-fonov-pitaniya-na-produktivnost-kultur-v-zvene-sevooborota.html
vliyanie-professionalnogo-samoopredeleniya-psihologicheskie-aspekti-deyatelnosti-organizacionnogo-psihologa-v-oblasti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/unit-six-osnovnoj-kurs-essential-course-uprazhneniya-po-intonacii-exercises-in-intonation-uprazhneniya-po-grammatike.html
  • grade.bystrickaya.ru/nil-donald-uolsh-stranica-10.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-riskami-15.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strahovaya-medicinskaya-kompaniya-sochi-garant-g-sochi-v-v-abojmov-upravlenie-sistemoj-medicinskogo-strahovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-x-slesar-popugaj-i-gadalka-ilya-ilf-evgenij-petrov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/terapiya-bojinsha-diplomnan-kejng-dajindau-kafedrasi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/promishlennij-marketing.html
  • college.bystrickaya.ru/36-vestnik-udmurtskogo-universiteta-spravochnik-po-nauchno-metodicheskim-i-uchebno-prosvetitelskim-zhurnalam-rossijskogo.html
  • college.bystrickaya.ru/-5-mishlenie-kak-povedenie-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
  • spur.bystrickaya.ru/lgota-pod-ugrozoj-v-ruzaevke-proshel-seminar-dlya-strahovatelej.html
  • essay.bystrickaya.ru/energeticheskaya-bezopasnost-kitaya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-yuridicheskih-nauk-teoreticheskie-i-pravovie-osnovi-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-prestupleniya-protiv-voennoj-sluzhbi-stranica-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obespechenie-osvoeniya-bazovogo-urovnya-obrazovaniya-vsemi-uchashimisya-stranica-9.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znakomstvo-s-pesheroj-snezhnoj.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-shemi-kombinirovannoj-himioterapii-naibolee-chasto-prikaz-76-a-ot-12-fevralya-2004-g-ob-utverzhdenii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-urok-we-are-cartoon-makers.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-visokochastotnih-tak-nazivaemih-ultrazvukovih-kolebanij-nachalos-v-1876-godu-kogda-anglijskij-fizik-frank-galton-francis-galton-vpervie-poluchil-visokochastotnie-zvukovie-volni-s-pomoshyu-ustrojstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-sistemi-risk-menedzhmenta-na-predpriyatii.html
  • report.bystrickaya.ru/hose-ortega-i-gasset.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-13-aprelya-2005-g-n-47-ob-utverzhdenii-reglamenta-raboti-komissij-po-priemu-teoreticheskogo-ekzamena-po-edinoj-programme-podgotovki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vavilonskij-plen-osnovi-pravoslaviya.html
  • turn.bystrickaya.ru/podsekciya-slavyanskih-yazikov-i-metodiki-ih-prepodavaniya-programma-nauchnoj-sessii-po-itogam-nauchno-issledovatelskoj.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-m-rossijskoe-pedagogicheskoe-agentstvo-1996-374-s-stranica-9.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-ot-kompanii-cisco-dlya-zashiti-ot-ddos-atak-19.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predpisanie-po-delu-k03-3412.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-5-osnovnie-napravleniya-i-perspektivi-socialnogo-razvitiya-yuzhnogo-federalnogo-okruga.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yanvar-405101-rub-finansovoe-planirovanie-i-metodi-prognozirovaniya-kompanii-vipolnena-na-83-stranicah-a4.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-i-klassifikaciya-funkcij-gosudarstva-chast-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-230101-65-vichislitelnie-mashini-kompleksi-sistemi-i-seti.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-pervaya-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakoni-vozdejstviya-ekologicheskih-faktorov-na-zhivie-organizmi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchitelej-po-podgotovke-obuchayushihsya-osnovnoj-shkoli-k-gosudarstvennoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alimentnie-obyazatelstva-chlenov-semi-uchebnoe-posobie-po-kursu-semejnoe-pravo-podgotovleno-na-kafedre-pravovogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vestn-samar-gos-tehn-un-ta-ser-tehnicheskie-nauki-2009-1-23-kratkie-soobsheniya-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-ispoved-stranica-13.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.