.RU

Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма на современном этапе развития российского общества, в процессе реализации проекта


ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА, В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ ГОРОДУ»


Л.М.Дмитриева, заместитель заведующей по МВР

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга»

Н.А.Почитальнова, старший воспитатель

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Дюймовочка»


В конце XX века усилился интерес к проблемам культуры и цивилизации.

Человечество вступило в новую стадию своего развития – в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями, конфликтами.

Сегодня становится актуальной культурно-информационная среда, которая понимается как переход от колыбельных песен, сказок, книг, театров, музеев к средствам массовой информации и культуры (газеты, журналы, кино, радио, телевидение, Интернет), то есть основа общественного сознания. [1; с.3]

На наш взгляд культурно – информационная среда должна формироваться в русле культурной исторической традиции и патриотизма. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своем послании к российскому народу, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации поставил задачу сохранения и развития российских ценностей и гражданского воспитания.

Встает вопрос – что мы понимаем под ценностями? Толковый словарь русского языка объясняет понятие "ценности" как специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека или общества. [2; с.873]

В словаре по культурологии, ценность - это представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении, ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. [3; с.685]

Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом к освоению того опыта, который выработан человечеством, является старший дошкольный возраст. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что к пяти годам дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное; у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость; старшие дошкольники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру. (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н.Леонтьев, B.C.Мухина)

В концепции дошкольного образования также подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа [4; с.5]

Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений города Канска, реализующие «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой с 2009 года участвуют в проекте «С любовью к родному городу». Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника, жителя города Канска, на основе культурных традиций, героической истории города и его современной культуры.

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном городе с другой.

Проведенное анкетирование среди родителей в сентябре 2009 года в семи детских садах города Канска выявило следующие результаты:

Педагоги дошкольных учреждений Канска всегда с почтением относились к военному и трудовому прошлому родного города. Однако социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска средств воспитания чувства патриотизма в новых условиях.

Человека во многом формирует и воспитывает среда. И мы не ограничиваемся рамками дошкольного учреждения. Пространство города, в котором живет человек, играют здесь важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением.

Каждый период жизни ребенка имеет свой ведущий источник получения информации, влияющий на нравственное развитие личности. В дошкольном возрасте основные информационные потребности реализуются в семейной среде и воспитательно-образовательном процессе в детском саду. На первый план мы выдвигаем воспитание, которое в нашем понимании выступает не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса в культурно-информационной среде.

Участниками проекта являются старшие дошкольники, родители, педагоги.

Систематическая работа по данному направлению проводится при тесной связи с общественными организациями и учреждениями города (библиотеками, краеведческим музеем, типографией, художественной и музыкальной школами, детско-юношеской спортивной секцией, хореографической студией).

Развитие у дошкольников ценностного отношения к городу, может успешно решаться при соблюдении следующих условий:

Условно содержание знаний о родном городе разделено на три основных блока:

I - исторический экскурс по городу (экскурсия к памятнику основателя города Канска, беседа «От острога до города», занятие «Грозное прошлое моего города», беседа «Историю пишут люди», занятие-путешествие «По улицам истории», беседа «Главная улица нашего города», экскурсия к аллее Героев, рассказ «О гербе Канска»);

II - достижения людей (посещение мастерской художника Николая Телешун, рассказ «Голос Канска», беседа «Канцы на защите Отечества», рассказ «Наши люди в Голливуде», беседа «Наши чемпионы», «О семейной родословной», акция «Каждому ветерану фиалка», беседа «Город на Кану»);

III - культурный облик родного города (экскурсия в детскую художественную школу, Выставочный зал, музыкальную школу, беседа «Дом для книг», беседа «Дом, где всегда праздник»).

Стратегия осуществления проектной деятельности включает взаимодействие с детьми – материал по каждому блоку распределяется в различные виды деятельности, как в специально организованных занятиях, так и в свободную совместную деятельность взрослых и детей; с педагогами – в условиях проведения методической и практической работы; с родителями – в совместной деятельности.

Работа в данном направлении предполагает отбор краеведческих данных, исторических фактов местного значения, их систематизацию, определение социальной значимости материалов.

Таким образом, в ходе реализации проекта составлена и выпущена брошюра «Исторический экскурс по городу Канску», изданы справочные материалы «Люди, прославившие наш город», подобрана коллекция фотоснимков «Достопримечательности города Канска».

Опираясь на информационные тематические тексты, воспитатели объясняют детям материал в доступной форме, учитывая возрастные особенности и познавательные потребности воспитанников конкретной группы.

Педагоги в рамках реализации проекта помогают осознать свою родовую и личностную причастность к жизни своего города, своей семьи. И не только осознать, но и завязать личностные отношения с территорией своей жизни, с людьми, которые проживают там. При этом используются следующие методы и формы:

Способами проявления эмоционально-ценностного отношения к памятникам, к заслуженным людям, прославивших наш город и творческой самостоятельной деятельностью детей выступают рисование, аппликация, лепка, игра, конструирование. Пространственно-предметная развивающая среда обуславливает развитие самостоятельности, активности, любознательности ребенка и проявление способов преобразования.

Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования патриотических чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Это памятник …» и т.д.

Работа в данном направлении проводится при активном участии родителей воспитанников (семейный маршрут выходного дня «Улица моя родная», «Памятники революции», «Адрес детского сада»; рассматривание и беседа на тему «Гербы разных городов», просмотр фильмов о защитниках Родины, семейное чтение стихов Л.Шляпцевой, посещение драматического театра и т.д.).

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом, зависит и становление личности.

Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Таким образом, систематическая работа, использование средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.

Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к семье, городу, Родине. Но если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни на нравственно-патриотическую тематику, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступных дошкольному возрасту.

Проектирование личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной среде. Поэтому основное поле деятельности воспитателей – это создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в нахождении своего места в ней, включение детей в процессы организации среды своей жизнедеятельности и овладения способами культурной самореализации в ней.


Литература:

  1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности // Основные положения концепции воспитания в изменившихся условиях. Ростов-на-Дону, 1993.- 32с.

  2. Концепция дошкольного образования.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007.- 944с.

  4. Юрчук В.В. Современный словарь по культурологии / Мн.: Современное слово, 1999, - 736.

vliyanie-pola-klienta-na-process-konsultirovaniya-vvedenie.html
vliyanie-popitok-issledovaniya-literaturi-na-literaturu.html
vliyanie-pravoslavnoj-kulturi-na-lichnostnoe-razvitie-osnovnie-etapi-razvitiya-celepolaganiya-rebenka-i-rol-uchitelya.html
vliyanie-prirodi-sredi-konspekt-lekcij-po-discipline-kolloidnaya-himiya-dlya-studentov-himiko-tehnologicheskih-specialnostej.html
vliyanie-priyomov-osnovnoj-obrabotki-pochvi-i-fonov-pitaniya-na-produktivnost-kultur-v-zvene-sevooborota.html
vliyanie-professionalnogo-samoopredeleniya-psihologicheskie-aspekti-deyatelnosti-organizacionnogo-psihologa-v-oblasti.html
  • literature.bystrickaya.ru/bronhit-uchebnik-po-russkomu-yaziku-dlya-inostrannih-studentov-medicinskih-vuzov-vtoroj-uroven-vladeniya-russkim-yazikom.html
  • bystrickaya.ru/vneshnyaya-zadolzhennost-rossii-i-puti-ee-uregulirovaniya-chast-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-obespechenii-v-2007-godu-gosudarstvennoj-podderzhki-nekommercheskih-nepravitelstvennih-organizacij-uchastvuyushih-v-razvitii-institutov-grazhdanskogo-obshestva-stranica-20.html
  • teacher.bystrickaya.ru/galperin-m-v-g15-ekologicheskie-osnovi-prirodopolzovaniya-uchebnik-stranica-7.html
  • college.bystrickaya.ru/10-razreshenie-sporov-rekonstrukciya-zdaniya-shkoli-8-pod-detskij-sad-na-220-mest-po-9-ti-lotam-lot-1-postavka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nnovacjna-dyalnst-ta-ekonomchna-efektivnst-pdprimstv-centralno-ta-shdno-vropi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-finansovoe-obespechenie-funkcionirovaniya-i-razvitiya-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vi-voprosi-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-etnologii-dlya-dnevnogo-otdeleniya-sostavitel-k-i-n-docent.html
  • abstract.bystrickaya.ru/383-contemporary-tehnika-i-postanovka-dlya-detej-ot-12-let-232b-tanec-dlya-malenkih-ot-2-do-6-let-metodika-i-postanovki.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-kruzhka-predmet-matematiki-nastolko-serezen-chto-polezno-ne-upuskat-sluchaev-delat-ego-nemnogo-zanimatelnim-kordemskij-b-a.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oproverzhenie-evnomiya-ch2-stranica-12.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-urokov-v-8-m-klasse-34-tema-uroka-kosmicheskie-metodi-geograficheskih-issledovanij-1-chas-34.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-tretego-festivalya-sovremennogo-iskusstva-tajmirskij-kaktus.html
  • institut.bystrickaya.ru/stanislaw-lem-sledstwo-1959-per-s-polsk-s-larin-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachislenie-komissii-spravochniki-22.html
  • studies.bystrickaya.ru/aleksej-muhin-sergej-mironov-ne-zamechaet-idiotizma-situacii-boris-grizlov-monitoring-smi-7-sentyabrya-2006-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-igri-v-polyah-vsevishnego-terens-makkenna.html
  • student.bystrickaya.ru/314-kontaktnaya-informaciya-660012-rossiya-g-krasnoyarsk-skladskaya-24-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tekstovie-stranici-stucke-elektronik-gmbh-ustrojstvo-upravleniya-i-zashiti-elektroenergeticheskih-ustanovok.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-poznakomit-rebyat-s-lichnostyu-d-s-lihachyova-i-ego-knigoj-zemlya-rodnaya-provesti-ekskursiyu-v-istoriyu-sadovo-parkovogo-iskusstva-na-materiale-knigi-lihachyova.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-metodov-postroeniya-dannie-teksti-lekcij-izdayutsya-v-sootvetstvii-s-rabochej-programmoj-uchebnoj-disciplini.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-moskovskogo-instituta-duhovnoj-kulturi-2007.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-pitaniyu-doshkolnikov-sekreti.html
  • books.bystrickaya.ru/bronhoskopiya-v-lechenii-bolnih-hob-a-g-chuchalin-hronicheskie-obstruktivnie-bolezni-legkih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnostej-mnogo-stavropol.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-nekorrektnoj-zadachi-interpretacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-4-povestvovanie-o-tom-kak-tristan-nashel-belorukuyu-izoldu-i-o-tom-kak-lyubov-soedinilas-so-smertyu.html
  • composition.bystrickaya.ru/perspektivi-i-problemi-komplektovaniya-gu-cdnioo-v-usloviyah-razvitiya-informacionnogo-obshestva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pervaya-transformaciya-metodologicheskih-osnov-otechestvennoj-istoricheskoj-nauki-na-rubezhe-xx-xxi-vv.html
  • grade.bystrickaya.ru/molekulali-biologiya-zhne-genetika-kafedrasi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nalogovij-uchet-dlya-buhgaltera-2007-n-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nabor-i-otbor-personala.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosemnadcataya-kler-haffejker-nikto-ne-lyubit-pyanogo-indejca.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-tretya-kniga-iii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-6-organizaciya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-rabochaya-programma-disciplina-matematika-naimenovanie-disciplini.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.